ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.07.2024
Просмотров: 1230
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Арнольд Тойнби. Постижение истории (Часть 1)
А. Дж. Тойнби "Постижение истории"
* Введение * относительность исторического мышления
Поле исторического исследования
Сравнительное исследование цивилизаций обзор обществ одного вида Православное христианское общество
Юкатанское, мексиканское и майянское общества
Предварительная классификация обществ данного вида
Философский аспект эквивалентности обществ данного вида
* Часть первая * проблема генезиса цивилизаций
Причина генезиса цивилизаций Негативный фактор
Позитивные факторы: раса и среда
Особый стимул заморской миграции
Шесть форпостов в истории западной европы
* Часть вторая * рост цивилизаций проблема роста цивилизаций
Процесс роста цивилизаций критерий роста
Анализ роста отношение между растущими цивилизациями и индивидами
общества, частью которого является
Великобритания и которое интересует нас как
умопостигаемое поле исторического исследования
в той мере, в какой это касается Великобритании.
Границы его обнаружены нами в пересечении трех
планов социальной жизни - экономического,
политического и культурного, - причем каждый из
этих планов имеет свои границы распространения,
зачастую не совпадающие с границами
исследуемого нами общества. Например,
экономический план современного общества,
несомненно, охватывает всю освоенную человеком
поверхность нашей планеты. Вряд ли существует
хотя бы один обитаемый уголок на Земле, с которым
Великобритания не обменивалась бы товарами или
услугами. В политическом плане также можно
констатировать носящую глобальный характер
взаимозависимость. Соединенное Королевство в
настоящее время связано с 60 из 66 государств мира [+30].
Однако как только мы переходим к культурному
плану, действительные связи общества, к которому
принадлежит Великобритания, с остальным миром
окажутся куда скромнее. В сущности, они
ограничиваются странами Западной Европы,
Америки и некоторыми странами южных морей с
католическим и протестантским населением [+31]. Но стоит
пристальнее вглядеться в культуру этих народов,
как мы обнаружим заметное влияние на них русской
литературы, дальневосточной живописи, индийской
религии.
Если мы станем рассматривать пересечения в
более ранних временных точках, то увидим, что во
всех трех планах географические границы
общества прогрессивно сужаются. Так, для 1675 г.,
например, характерно не очень существенное
расхождение между экономическим и культурным
планами (по крайней мере, если мы примем во
внимание простое распространение международной
торговли и не станем рассматривать ее содержание
и объем), границы же политического плана в Европе
приблизительно совпадают с ее современными
культурными границами, учитывая и
территориальные приобретения на побережье
Америки. Если углубиться в 1475 г., то, во-первых,
видно, что нет никаких заокеанских территорий, и
экономический план, таким образом, сужается
почти до полного совпадения с культурным планом,
умещаясь в пределах Западной и Центральной
Европы (если не считать нескольких коммерческих
вкраплений на восточном побережье Средиземного
моря). В тот момент границы всех трех планов
приблизительно совпадают с территорией, на
которой утверждалось тогда церковное главенство
папы. Если взять еще более ранний период,
приблизительно 775 г., можно заметить, что границы
всех трех планов почти полностью совпадают. В то
время территория нашего общества ограничивалась
владениями Карла Великого на Западноевропейском
континенте и английскими государствами -
преемниками Римской империи на Британских
островах.
Иберийский полуостров в то время принадлежал
мусульманскому арабскому халифату, Северная и
Северо-Восточная Европа находилась в руках
необращенных варваров, северо-западные окраины
Британских островов населяли
"дальнезападные" христиане, не признававшие
притязаний папы на власть, а Юго-Восточная Италия
была под властью Византии.
Более детальный анализ этого исторического
периода позволяет определить исконное имя
нашего общества. Поскольку на земли эти
распространялось духовное владычество папы, то
их можно назвать "западным христианством"; с
другой стороны, это были владения Карла Великого
- так называемое франкское государство Австразия
[+32], а
следовательно, правомочно название "мир
франков".
Это "франкское" имя не является во всех
отношениях подходящим, потому что королевство
франков и исследуемое нами общество не полностью
совпадают территориально. Англичане, например,
стали членами этого общества, почти не испытав на
себе правления франков, а для ломбардцев
франкское правление было преходящим [+33]. К тому же
название "франки" устарело среди самих
франков уже к концу так называемых средних веков [+34]. В то же время
это имя, будучи собирательным, является
единственным общим именем, которое
употребляется для обозначения всего нашего
сообщества, а то, что мы не смогли подыскать для
себя никакого другого общепризнанного имени,
весьма примечательно. Это означает, что мы не
осознаем присутствия в мире других равноценных
нам обществ и рассматриваем свое общество
тождественным "цивилизованному"
человечеству. Народы, живущие вне нашего
общества, для нас просто "туземцы". Мы
относимся к ним терпимо, самонадеянно присваивая
себе монопольное право представлять
цивилизованный мир, где бы мы ни оказались. К
своему же собственному устройству, к разделению
нашего общества на отдельные национальные
группы мы относимся как к великому делению
Человечества и, употребляя такие определения,
как "французы", "англичане",
"немцы" и т.д., забываем, что это всего лишь
подразделения единой группы внутри единой семьи.
Не случайно наше собственное имя умерло для нас
самих, а вместо него мы стали употреблять частные
имена отдельных национальностей, что произошло к
началу так называемого нового периода истории,
когда влияние нашего общества на другие стало
постоянным и устойчивым. Исторический факт
забвения собственного имени - характерная черта
нашего микрокосма. Однако вряд ли мы существенно
продвинемся в поисках умопостигаемого поля
исторического исследования, если не восстановим
или не воссоздадим исторического имени нашего
общества, хотя бы для того, чтобы отличать это
общество от других. Поскольку определение
"франки" не является точным, а в наши дни и
вовсе стало экзотическим, есть смысл
восстановить название "западное
христианство". Против этого можно возразить,
что со времен Реформации религиозная лояльность
стала не только основным мотивом разнообразных
социальных, политических, экономических и
культурных движений, но и признаком
дифференциации. Поэтому, видимо, целесообразней
опустить слово "христианство" и говорить о
"Западе", "западном мире" или
"западном обществе". Это географическое
название, лишенное каких-либо оттенков, может без
заметных натяжек служить адекватным
определением как современного нам общества, так
и общества времен Карла Великого.
Стоит лишь задуматься, подыскивая подходящее
нашему обществу имя, как другие образы и другие
имена приходят на ум особенно если
сконцентрировать внимание на культурном плане. В
этом плане в настоящее время мы можем
безошибочно различить наличие по крайней мере
четырех других живых обществ того же вида, что и
наше:
1) православно-христианское, или византийское
общество [*4]
расположенное в Юго-Восточной Европе и России;
2) исламское общество, сосредоточенное в
аридной зоне [+35],
проходящей по диагонали через Северную Африку и
Средний Восток от Атлантического океана до
Великой Китайской стены;
3) индуистское общество [*5] в тропической
субконтинентальной Индии к юго-востоку от
аридной зоны;
4) дальневосточное общество в субтропическом и
умеренною районах между аридной зоной и Тихим
океаном.
При более детальном изучении обнаруживаются
реликтовые общества, которые можно
сгруппировать следующим образом:
1) группа, включающая монофизитских христиан
Армении, Месопотамии, Абиссинии и Египта,
несторианских христиан Курдистана и Малабара, а
также евреев и парсов [+36]:
2) группа ламаистских буддистов махаяны в
Тибете и Монголии, буддистов хинаяны на Цейлоне,
в Бирме и Таиланде [+37], а также джайнов в Индии [+38].
Интересно отметить, что, обращаясь к 775 г., мы
обнаруживаем, что количество и основные черты
обществ на карте мира не претерпели с течением
веков особых изменений. В сущности, мировая карта
остается неизменной со времени возникновения
западного общества. В борьбе за существование
Запад стал доминировать в экономическом и
политическом планах, но он не смог полностью
обезоружить соперников, лишив их исконно
присущей им культуры. В духовном поединке
последнее слово еще не сказано.
Итак, исследуя общество, именуемое нами
"западным", мы обнаружили, что оно проявляет
тенденцию к постоянному расширению. Однако мы
должны признать, что за все время существования
общество это так и не добилось доминирующего
положения в мире во всех его трех
планах-экономическом, политическом и культурном.
Это заключение весьма важно для определения
метода исследования. Прежде всего отметим
наличие двух типов связи: отношения между
общинами в рамках одного общества и отношения
между обществами в рамках более крупной единицы.
В терминологии современных историков, которые
игнорируют образования более крупные, чем нация,
отношения второго рода называются двусмысленным
термином "международные". Отсюда
значительно больше внимания уделяется
международным отношениям в буквальном смысле
этого слова, чем международным отношениям в
смысле отношений между различными типами
обществ. Для дела развития исторической науки
было бы целесообразно ввести различие между
международными отношениями, которые определяют
связи между государствами внутри данного
общества, и международными отношениями,
определяющими связи экуменического [+39] характера
между самими обществами. И предстоит затратить
немало усилий, чтобы исследовать отношения
второго типа.
Расширение поля во времени. Исследовав
протяженность западного общества в
пространстве, необходимо рассмотреть и
развернутость его во времени. И тут мы прежде
всего сталкиваемся с трудностью обозрения
будущего. Из невозможности определить конечную
цель развития вытекает невозможность точно
определить и характер самого развития. Мы не
можем достаточно полно обрисовать жизнь
общества, частью которого мы сами являемся, ибо
это общество будет жить и после того, как мы
утратим способность его наблюдать. Западная
история только тогда предстанет в законченном
виде, когда не станет западного общества. Нам же
остается удовлетворяться наблюдением прошлого.
Вернемся вновь в период, наступивший после 775 г.,
и понаблюдаем, как наши предки распоряжались
подвластным им пространством в отпущенное им
время.
Когда владения Карла Великого делились между
тремя его внуками, Лотарь как самый старший
выступил с претензией на владение Ахеном и Римом
- двумя столицами, принадлежавшими деду [+40]. Чтобы
объединить города территориально, были выделены
земли, простиравшиеся узкой полосой от устья
Тибра и По до устья Рейна через преграду Альп. Тем
самым Северная Италия объединялась с землями по
Рейну и Нидерландами под единым суверенитетом.
Доля, доставшаяся Лотарю, обычно рассматривается
как забавный курьез в исторической географии, но
это потому лишь, что в настоящее время подобная
ситуация на политической карте Европы немыслима.
Тем не менее трое братьев Каролингов были правы,
считая землю Лотаря наиболее важной в западном
мире. Если мы продолжим эту зону на северо-запад
(игнорируя Ла-Манш, подобно тому как договор 843 г.
игнорировал Альпы), добавив к континентальным
владениям Лотаря часть Британии, где царствовал
до своей кончины в 839 г. король Экберт Уэссекский [+41], мы
обнаружим, что провели знаменательную линию,
одну из структурных осей исторической географии
Западной Европы.
Если вернуться к пространственной
протяженности западного мира в 775 г., а затем
проследить, как территория его все расширялась,