ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.07.2024
Просмотров: 1176
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Арнольд Тойнби. Постижение истории (Часть 1)
А. Дж. Тойнби "Постижение истории"
* Введение * относительность исторического мышления
Поле исторического исследования
Сравнительное исследование цивилизаций обзор обществ одного вида Православное христианское общество
Юкатанское, мексиканское и майянское общества
Предварительная классификация обществ данного вида
Философский аспект эквивалентности обществ данного вида
* Часть первая * проблема генезиса цивилизаций
Причина генезиса цивилизаций Негативный фактор
Позитивные факторы: раса и среда
Особый стимул заморской миграции
Шесть форпостов в истории западной европы
* Часть вторая * рост цивилизаций проблема роста цивилизаций
Процесс роста цивилизаций критерий роста
Анализ роста отношение между растущими цивилизациями и индивидами
надежды Платона нашли воплощение в личности
Марка Аврелия, который пронес тяжелое бремя
социальной ответственности, не уклонившись от
выполнения своего долга, то в целом дух служения
обществу был малохарактерен для эллинистических
философов. Пример Марка Аврелия не оказался
заразительным и не был подхвачен Плотином. В III в.
н.э., время надлома эллинистического
универсального государства, долг возвращения в
мир стал для эллинистических философов менее
привлекательным, чем когда-либо ранее. В Плотине
эллинистический умозрительный мистицизм достиг
своей высшей точки. Отрицание им платоновского
призыва к возврату рассматривается Бергсоном
как признак того, что эллинская форма мистицизма
внутренне не завершена. "С нашей точки зрения,
мистицизм способен достичь своей вершины лишь в
контактах между людьми, потому он и способен
отчасти совместиться с творческим усилием самой
Жизни. Это усилие исходит от Бога, если оно не
тождественно самому Богу. Великий мистик должен
быть личностью, которая преступает границы,
предопределенные человеческому виду его
материальной природой, и тем самым подхватывает
и продолжает дело самого Бога... Плотину... дано
было увидеть Землю Обетованную, но не дано было
ступить на нее. Он пришел к пониманию экстаза,
состояния, в котором душа ощущает самое себя или
мыслит, близкое присутствие Бога и его сияния. Но
Плотин не преодолел той черты, за которой
созерцание переходит в действие, а человеческая
воля становится волей божественной. Сам Плотин
считал, что он находится на вершине и что идти
дальше - это значит, идти вниз. Таким образом,
Плотин остался верен интеллектуализму
эллинистического гения. Одним словом, мистицизм
в том смысле, в каком мы начали употреблять этот
термин, никогда не получил завершения в
эллинистической мысли. Нет сомнения, мистицизм
искал здесь своей реализации, и как
нереализованная возможность он несколько раз
стучался в дверь, и дверь приоткрывалась, но так
никогда и не распахнулась настолько, чтобы дать
ему войти" [*3].
Окончательный отказ эллинистических философов
возвратиться из мира созерцания в мир действия
может объяснить, почему надлом, который пережила
эллинская цивилизация, стал для нее роковым. Ибо
здесь мы видим тот же самый "великий отказ",
который совершили создатели египетской
цивилизации в эпоху строителей пирамид. Причина,
по которой "великий отказ" стал уделом
эллинистических философов, очевидна. Их
нравственная ограниченность была следствием
ошибки в их вере. Веря в то, что экстаз, а не
возврат представляет собой главное содержание и
конечную цель их духовной Одиссеи, в болезненном
переходе от экстаза к возврату они не видели
ничего, кроме жертвы на алтарь долга, тогда как
именно возврат представлял собой цель, смысл и
кульминацию того движения, в которое они
оказались вовлечены.
Движение Ухода-и-Возврата - это не только
прохождение сквозь темную ночь Души, но и ее
преодоление. Это не только свойство жизни
человеческой, но и Жизни вообще. Человек впервые
столкнулся с этим, вероятно занявшись
земледелием. В растительном царстве
Уход-и-Возврат, а иными словами,
Смерть-и-Воскрешение чередуются по временам
года. Осенью, когда увядают травы, семя ложится в
землю: скрытое в земле, оно претерпевает
таинственное незримое преображение и вновь
воскресает весной, когда восходят к свету
зеленые ростки, чтобы возродиться в новом урожае.
Уход-и-Возврат - это и ритм номадического
сезонного передвижения по орбите пастбищ. И даже
можно найти свидетельства этого в ритмах
современного западного индустриализма, когда
речь идет о капиталовложениях и об отдаче их.
Человеческое воображение усмотрело аллегорию,
применимую к жизни людей, в феномене
Смерти-и-Воскрешения, характерном для жизни трав,
деревьев и цветов. Таким нулем человек пытался
подойти к разгадке Смерти.
У Гомера есть отрывок, в котором сопоставляется
судьба людей и листьев, увядающих, но снова
зеленеющих весной.
Листья в дубравах древесных подобны сынам
человеков:
Ветер одни по земле развевает, другие дубрава.
Вновь расцветая, рождает, и с новой весной
возрастают.
Так человеки: сии нарождаются, те погибают.
( Гомер. Илиада)
В анонимной греческой поэме III в. до н.э.
сезонное возрождение растений дается в духе
античного земледельческого ритуала как
счастливое воскресение, а не как безжалостное
вытеснение новой жизнью жизни старой. Однако
здесь - нить патетическое противопоставление
цветка, готового воскреснуть, и человека,
заснувшего последним сном, сном, от которого нет
пробуждения.
Горе, увы! Если мальвы в саду, сельдерей
Иль аниса цветы завитые завтра умрут,
То весною опять разрастутся.
Мы же, столь сильные разумом люди.
Раз лишь один умираем и сном засыпаем
Глубоким, глухим, беспробудным.
В этой поэме эллинистического упадка
возвращение человека ударом Смерти вырванного
из общества своих собратьев, представляется
абсолютно невозможным. Но было и подпочвенное
течение в эллинистических чувстве и мысли,
антропоморфно представлявшее вегетационные
циклы в виде
(годового божества) как аналог бессмертия людей.
Это скрытое духовное течение, которое составляло
дух элевсинских и орфических таинств,
переполняло мышление и веру раннего христианина.
"Если пшеничное зерно, падши в землю, не умрет,
то останется одно: а если умрет, то принесет много
плода" (Иоанн 12. 24). Аллегория, выраженная в этом
отрывке из Евангелия от Иоанна, была выработана в
более старом документе из собрания,
составляющего Новый завет [+10]. "Но скажет кто-нибудь: как
воскреснут мертвые? и в каком теле придут?
Безрассудный! то, что ты сеешь, не оживет, если не
умрет. И когда ты сеешь, то сеешь не тело будущего,
а голое зерно, какое случится, пшеничное или
другое какое. Но бог дает ему тело как хочет, и
каждому семени свое тело... Так при воскресении
мертвых, Сеется в тлении, восстает в нетлении:
сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в
немощи, восстает в силе; сеется тело душевное,
восстает тело духовное. Есть тело душевное, есть
тело и духовное, так и написано: "Первый
человек Адам стал душою живущею" (Быт. 2, 7); а
последний Адам есть дух животворящий... Первый
человек из земли перстный: второй человек
Господь с неба" (I Кор. 15, 35-38, 42-45, 47).
В этом отрывке из первого послания Павла
Коринфянам четыре идеи представлены в
последовательности, восходящей крещендо. Первая
идея состоит в том, что, наблюдая появление
всходов весной, мы являемся свидетелями
воскресения. Таким образом, подтверждается
древняя вера в воскресение злаков и цветов, что
было выражено в земледельческом ритуале и мифе и
что потрясло душу поэта, так и не сумевшего
соединить мысль этой древней веры с человеческим
опытом Смерти. Вторая идея заключена в том, что
воскресение зерна является залогом воскресения
людей. Это было новое слово учения, которому
следовали эллинистические таинства, и которое с
горечью отвергал греческий поэт III в. до н.э.
Третья идея - воскресение людей возможно и
осуществимо благодаря некоему преображению,
происходящему по воле Божией в период между
смертью и новым возвращением к жизни. Залог этого
преображения - циклы вегетации - чудо,
повторяемое из года в год, очевидное и доступное
наблюдению каждого. Однако изменения в
человеческой природе должны быть направлены на
укрепление терпимости, совершенствование
красоты, силы, духовности; а это последнее
понятие соответствует тому явлению, которое мы
назвали ранее этерификацией и определили как
критерий роста. Четвертая идея в цитированном
отрывке последняя и наиболее возвышенная. В
понятии Первого и Второго человека отражена
проблема Смерти и трансцендирована забота о
воскресении человека. В полете мысли Павла
превращение зерна в плод предстает залогом
преображения человеческой природы. В пришествии
"второго человека, который есть Господь с
Неба", Павел видит творение нового вида,
составленного из одного-единственного
индивидуума, послушника Божиего. миссия
которого состоит в том, чтобы поднять
Человечество до сверхчеловеческого уровня,
наделив своих собратьев вдохновением, исходящим
от Бога.
Таким образом, мотив Ухода-и-Возврата можно
заметить и в духовном опыте мистицизма, и в жизни
растительного царства, и в размышлениях
человеческого ума о смерти и бессмертии, и в
сотворении одних форм из других, высших видов из
низших. Очевидно, это мотив космического
масштаба, и неудивительно, что он представляет
собой один из изначальных образов мифологии,
представляющей собой интуитивную форму
понимания и выражения универсальных истин.
Одним из мифических воплощений этого мотива
является сюжет с подкидышем. Дитя, рожденное в
царской семье, оставлено в раннем детстве -
иногда (как в рассказе об Эдине и Персее) своим
отцом или дедом, предупрежденным во сне или через
оракула, что новорожденному предначертано
занять его место [+11];
иногда (как в рассказе о Ромуле) узурпатором,
убившим или изгнавшим отца ребенка и старающимся
избегнуть мести [+12],
а иногда (как в рассказах о Ясоне, Оресте, Зевсе,
Горе, Моисее и Кире) в действие включаются
дружеские силы, озабоченные тем, чтобы спасти
жизнь младенца от коварного убийцы [+13]. Сюжет, как
правило, развивается таким образом, что
брошенное дитя чудесным образом спасается и
выживает. Ромул вскормлен волчицей, Кир - сукой,
Зевс - козой или нимфой, Ясон спасен кентавром,
Эдип, Кир и Ромул - пастухами, Моисей, брошенный в
корзине из тростника, был воспитан дочерью
фараона (ср. историю Аттиса, спрятанного в
тростниках реки Галлос, а затем взятого богиней
Кибелой). Персей с матерью бросились в бурное
море и благополучно добрались до берега. В
третьей и четвертой главах этого драматического
сюжета роковое дитя, уже возмужавшее и
закалившее спой дух в горниле выпавших на его
долю испытаний, возвращается во всем блеске силы
и славы на родину, в свои владения.
Сюжет с подкидышем получил столь широкое
распространение, что воспринимается нами как
литературная банальность.
В других вариантах мифов мотив
Смерти-и-Воскресения воплощен не в истории
младенца, обреченного кем-то на гибель, но как
попытка избавиться от соперника, дав ему
невыполнимое и опасное задание. Персея царь
Полидект посылает за головой Горюны, Ясона царь
посылает за золотым руном. Геракл получает
задание совершить двенадцать подвигов [+14]. Но и в
этих вариантах заключительная глава та же. Герой
разрушает планы злодея, с блеском выполняя
опасное задание, и возвращается победителем.
В истории Иисуса мотив Смерти-и-Воскресения
постоянно возобновляется. Иисус - отпрыск
царского рода (сын Давида или самого Бога) -
брошен в раннем детстве. Он нисходит с Неба, чтобы
быть рожденным на Земле, в родном городе Давида
Вифлееме. Однако для него не находится места
среди людей, и его положили в ясли. В хлeву о нем
заботятся ласковые животные и сердобольные
пастухи. Иисус воспитывается в бедной семье.
Затем он спасается от коварных намерений царя
Ирода бегством в Египет. В конце истории Иисус
возвращается, как возвращаются другие герои
подобных мифов, чтобы вернуть свое Царство. Он
входит в Иудею, и при въезде в Иерусалим люди