ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.07.2024
Просмотров: 1240
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Арнольд Тойнби. Постижение истории (Часть 1)
А. Дж. Тойнби "Постижение истории"
* Введение * относительность исторического мышления
Поле исторического исследования
Сравнительное исследование цивилизаций обзор обществ одного вида Православное христианское общество
Юкатанское, мексиканское и майянское общества
Предварительная классификация обществ данного вида
Философский аспект эквивалентности обществ данного вида
* Часть первая * проблема генезиса цивилизаций
Причина генезиса цивилизаций Негативный фактор
Позитивные факторы: раса и среда
Особый стимул заморской миграции
Шесть форпостов в истории западной европы
* Часть вторая * рост цивилизаций проблема роста цивилизаций
Процесс роста цивилизаций критерий роста
Анализ роста отношение между растущими цивилизациями и индивидами
человека действия и обращение к истории вне
зависимости от того, встречался ли поворот
судьбы с радостью, как желанное освобождение от
тягостного долга, или переживался как
мучительное изгнание: в какой-то мере он был во
всех случаях насильственным. Однако каждый член
нашей плеяды оставил заметный след и достиг
крупного успеха именно в последней главе своей
жизни, вернувшись в мир в качестве историка. И
успех этот несравним с тем, которого каждый из
них мог бы достичь, не прервись его успешная
карьера военачальника или государственного
деятеля пленом или изгнанием.
В этих восьми изломанных жизнях можно
усмотреть яркий пример того процесса
этерификации, который принят нами в качестве
важного критерия роста цивилизации. В первой
главе своих биографий будущие историки
намеревались повлиять на своих
соотечественников через бесцеремонное и норой
грубое воздействие на них своей волей.
Вынужденный уход, прерывая их практическую
деятельность, заставлял найти новую форму
активности, иной канал для своей энергии. В
тюрьме, заточении или в изгнании энергия их не
имела выхода, действовать привычным образом они
не могли; оставалось одно - активизировать мысль,
чувство, воображение. Благодаря такому повороту
судьбы энергия этих выдающихся деятелей была
направлена в новое русло. Лишенные возможности
непосредственно воздействовать на своих
современников, они нашли путь для
опосредованного влияния на людей других
поколений. В этом более высоком плане, через
сферы духа, действие снова обретает возможность
стать действием, затронув другую волю, ибо
возвышение мысли, чувства и воображения есть
следствие определенного напряжения воли
личности. В этой утонченной форме
взаимодействия, однако, вторая воля отвечает
первой спонтанным движением, которое
поднимается изнутри, а не под воздействием
грубой силы и давления. Итак, бывшие военные и
государственные деятели, которые воздействовали
на своих соотечественников прямым волевым
давлением, в силу необходимости избрали новый
путь. Их новый творческий метод позволял влиять
на людей через произведения искусства. И именно
потому, что этот новый метод был более
возвышенным и духовным, он оказался и более
эффективным. Ибо влияние одной души на другую
через посредство воли весьма узко и
поверхностно. В каждом виде действия сфера
носителя этого действия ограничена природой его
поля; а сфера активности человека действия
ограничена рамками его личных и
институциональных отношений. Человеческое
действие переводится в иную сферу, где
господствует не воля, а утонченные посредники
мысли, восприятия, чувства и воображения,
способные трансцендировать все границы
Пространства и Времени и проложить себе путь в
Бесконечность.
Если проанализировать результаты жизни и
деятельности историков плеяды, то мы убедимся,
что до наших дней почти не дошло заметных следов
их практической деятельности. Рано или поздно
все они были устранены из этого поля и вынуждены
были избрать другой путь, чтобы обеспечить свое
бессмертие. Если посмотреть теперь на Фукидида,
Ксенофонта, Полибия, Иосифа, Ибн Хальдуна,
Макиавелли и Кларендона как на историков, то
обнаруживается, что творчество их живо и по сей
день. В качестве художников эти бывшие воины и
государственные деятели пережигай свое время и
стали бессмертными.
В этом состоит духовное значение ритма
Ухода-и-Возврата. Мы еще не раз обратимся в нашем
исследовании к мотиву Ухода-и-Возврата, чтобы
увидеть тот свет, которым освещается природа
искусства. А сейчас лишь пунктирно наметим те
обстоятельства, при которых эти уходы и возвраты
совершались.
Условно можно разделить названных выше
историков на три группы. К первой отнесем
Фукидида, Ксенофонта, Иосифа, Оливье, и
Макиавелли. В их судьбах мотив Ухода-и-Возврата
проявляется в самой простой форме. Разрыв,
которым заканчивается глава активной
практической деятельности, свершается раз и
навсегда, после чего вся их жизнь до конца
наполняется литературной деятельностью. В жизни
Полибия и Кларендона эта модель более сложна.
Вместо одного разрыва там наблюдаются два или
три; и периоды практической и литературной
деятельности переплетаются в серии чередующихся
глав. На судьбе Ибн Хальдуна стоит остановиться
отдельно.
Ибн Хальдун. Последний член нашей плеяды
историков - арабский гений Абд-ар-Рахман ибн
Мухаммед Ибн Хальдун аль-Хадрами из Туниса
(1332-1406). Из семидесяти четырех лет своей жизни
четыре года он провел в уединении. В течение
этого короткого периода он создал литературный
шедевр, по значимости сравнимый разве что с
трудом Фукидида или Макиавелли. Звезда Ибн
Хальдуна светила особенно ярко на фоне тьмы,
которая разлилась кругом. Если Фукидид,
Макиавелли и Кларендон были блестящими
представителями блестящего времени, то Ибн
Хальдун - единственная светлая точка на темном
фоне своего времени и края. Он действительно стал
выдающейся личностью в истории своей
цивилизации, социальная жизнь которой была
"одинока, бедна, отвратительна, груба и
коротка" [*4].
В избранном им поле интеллектуальной
деятельности у него не было вдохновлявших его
предшественников; не находил он откликов и в
душах современников, отнюдь не жаждавших принять
пламень его вдохновения, чтобы передать затем
потомкам. И тем не менее в своем сочинении
"Книга назидательных примеров" он
сформулировал философию истории, изложив идею
исторических циклов. Книга эта, несомненно,
является величайшим произведением ума
человеческого. Удалившись от практических дел в
краткий период своего ухода, он с блеском
использовал шанс проявить свою энергию в сфере
духа.
Ибн Хальдун родился в арабском мире, когда
арабская цивилизация, будучи в возрасте
младенчества, упорно, но тщетно пыталась
преодолеть хаос, доставшийся ей в наследство от
периода междуцарствия. Междуцарствие (975-1275)
явилось следствием падения халифата Омейядов и
халифата Аббасидов - последних воплощений
сирийского универсального государства. В
Северо-Западной Африке и на Иберийском
полуострове последние остатки старого порядка
были сметены вторжением варваров.
Беды и разрушения варварского вторжения
коснулись и семьи Ибн Хальдуна.
Аристократический род Хальдунов эмигрировал из
Андалусии в Африку примерно за сто лет до
рождения Абд-ар-Рахмана Ибн Хальдуна,
предчувствуя завоевание Севильи кастильцами.
Ибн Хальдун сознавал различие между
разрушительным арабским вторжением во время
постсирийского междуцарствия и движением,
которое за три или четыре столетия до того
привело его предков на запад, в Андалусию. Ибо эти
арабские эмиссары Омейядов пришли в Магриб не
нарушить, но выполнить. Они шли по стопам римских
гарнизонов, римских чиновников, чтобы вернуть
бывшие колониальные владения древнего
сирийского общества, которых они были лишены в
течение восьми или девяти столетий иноземного
правления.
"После проповеди ислама, - пишет Ибн Хальдун, -
арабские армии проникли в глубь Магриба и
захватили все города страны; но они не
чувствовали потребности жить в магрибских
городах. Вплоть до пятого столетия хиджры [+18] они кочевали
по стране, разбивая повсюду свои лагеря" [*5].
Отрывок взят из "Всеобщей истории" Ибн
Хальдуна, содержащей, возможно, наиболее резкое
осуждение арабов в их попытках управлять оседлым
народом. Названия глав говорят сами за себя:
"Страна, завоеванная арабами, обречена на
погибель"; "Арабы, не получившие религии от
пророка или святого, не способны к строительству
империи"; "Из всех народов арабы наименее
способны управлять империей". Ибн Хальдун не
ограничивался простым изложением фактов.
Продолжая свои размышления, он сравнивал
номадический и оседлый образ жизни, пытаясь
обнаружить некоторые общие закономерности. Он
ввел понятие группового чувства, или чувства
солидарности социальной общности, как качества,
проявляющегося в ответ на вызов пустыни. Он
установил причинную связь морального духа
общества со строительством империи, а также
строительства империи с религиозной проповедью.
Взяв это за основу, он анализирует
закономерности взлетов и падений империй,
генезисов, ростов, надломов и распадов
цивилизаций.
Жизнь Ибн Хальдуна началась не в обстановке
уединенного созерцания и раздумий. Макрокосм
призвал его; микрокосм мог подождать. Таким
образом, в возрасте двадцати лет Абд-ар-Рахман
ибн Хальдун избрал путь своих предков, занявшись
политикой и став придворным и государственным
министром. Началась жизнь "встреч вечером и
расставаний утром", ибо в течение двадцати
двух лет Ибн Хальдун служил не менее чем семи
различным правителям и почти с каждой из этих
августейших особ расставание было резким и
насильственным. В родном княжестве Ибн Хальдуна,
Тунисе, где началась его сознательная
деятельность, он прослужил всего несколько
недель, потом мы видим его то в Фесе, то в Гранаде
(откуда его посылают в 1363 г. послом ко двору Педро
Жестокого в Севилье). Именно благодаря этому
Абдар-Рахман Ибн Хальдун получил возможность
посетить дом своих предков. "Когда я появился в
Севилье, - пишет он, - я увидел много памятников
величия моих предков". Педро принял
Абд-ар-Рахмана с почестями и пообещал вернуть ему
владения родителей, если он перейдет к нему на
службу. Предложение это Абд-ар-Рахман вежливо
отклонил, ибо в душе его уже созрел план отойти от
государственных дел.
"Поскольку я отказался от государственных
дел, - пишет Ибн Хальдун в "Автобиографии", -
чтобы жить в уединении... перспектива новой
миссии наполнила меня отвращением... Я
обосновался со своей семьей в Калъат-ибн-Салама [+19], во
дворце, взятом у султана в феодальную аренду. Я
жил там четыре года совершенно свободным от
всяких забот и суеты государственных дел; и
именно там я начал свой труд по всеобщей истории.
В этом уединении я закончил "Мукаддаму" [+20], сочинение,
которое представляет собой полностью
оригинальное исследование, составленное на
основе огромного материала, добытого долгими и
кропотливыми изысканиями. В моем распоряжении
был дворец, построенный еще Абу Бекр ибн Арифом [+21]. Годы,
проведенные в просторных комнатах этого дворца,
были целиком посвящены работе, и я даже не
вспоминал о царствах Магриба и Тлемсе [+22],
сосредоточенный на своем труде" [*6].
Пребывание магрибского отшельника в
Кальат-ибн-Салама дало жизнь гениальному труду, и
это несмотря на то, что годы уединения пролетели
быстро и никогда больше не повторились. Ибо,
покинув дружелюбные стены дворца, он снова
оказался в водовороте нескончаемых дел, которые
не отпускали его уже до конца дней. Из авторского
описания неясно, почему он снова вернулся в мир,
тяготило ли его одиночество и ученые занятия.
Определенным остается только то, что это не был
ответ на призыв гражданского долга, как у
Кларендона.
С осени 1378 г. до своей смерти весной 1406 г., то
есть почти двадцать восемь лет, Ибн Хальдун не
знал покоя и уединения, когда бы "ум его был
полностью свободен от забот". Попытка
окунуться в общественную жизнь родной страны не
была удачной. Через четыре года он покинул Тунис
и отправился в Александрию, так больше и не
вернувшись никогда в свой родной Магриб. Но даже
в более устойчивом египетском обществе, несмотря
на преклонный возраст, Ибн Хальдун оставался
таким же, каким был в юности. Большой и
неоспоримый авторитет его лишь расширил сферу, в
которой он мог наживать себе врагов. За последние