Файл: Управление инновациями Вертакова Симоненко.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Книга

Дисциплина: Инновационный менеджмент

Добавлен: 29.10.2018

Просмотров: 19999

Скачиваний: 54

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие

ГЛАВА 1. Основные понятия инновационного менеджмента

1.1. Нововведение как объект инновационного управления

1.2. Сущность и содержание инновации

1.3. Классификация и функции инноваций

ГЛАВА 2. Общая характеристика инновационного менеджмента

2.1. Сущность и содержание инновационного менеджмента

2.2. Возникновение, становление, развитие и современное состояние инновационного менеджмента

2.3. Функции и методы инновационного менеджмента

ГЛАВА 3. Организация инновационного менеджмента

3.1. Содержание и структура инновационного процесса

3.2. Этапы и фазы разработки и реализации инноваций на стадиях развития нововведений

3.3. Методы поиска инновационных идей

3.4. Анализ реализации инновационного процесса

ГЛАВА 4. Приемы инновационного менеджмента

4.1. Сущность и содержание приемов инновационного менеджмента

4.2. Приемы, воздействующие на производство инноваций

4.3. Приемы, воздействующие на производство, реализацию, продвижение и диффузию инноваций

4.4. Приемы, воздействующие только на реализацию и диффузию инноваций

ГЛАВА 5. Инновационный менеджмент и стратегическое управление

5.1. Понятие и виды инновационных стратегий

5.2. Способы выбора инновационных стратегий

5.3. Формирование инновационных стратегий

ГЛАВА 6. Инновационное поведение

6.1. Оценка стратегических направлений инновационного повеления. Инновационные игры

6.2. Исследование инновационной активности

6.3. Типы инновационного поведения фирм

ГЛАВА 7. Формы инновационного менеджмента

7.1. Организационные формы инновационного менеджмента

7.2. Классификация инновационных организаций

7.3. Организационные структуры научно-технической сферы

ГЛАВА 8. Инновационная политика

8.1. Содержание и направления инновационной политики

8.2. Оптимизация инновационной политики на предприятии

8.3. Методы выбора инновационной политики хозяйствующего субъекта

ГЛАВА 9. Управление затратами и ценообразование в инновационной сфере

9.1. Управление инновационными затратами

9.2. Особенности ценообразования на инновационную продукцию

9.3. Анализ условий безубыточности в инновационном бизнесе

ГЛАВА 10. Риск в инновационной деятельности

10.1. Классификация и характеристика видов риска

10.2. Методы оценки риска в инновационном бизнесе

10.3. Способы снижения рисков в инновационной деятельности

ГЛАВА 11. Управление разработкой программ и проектов нововведений

11.1. Понятие инновационных программ. Виды инновационных проектов

11.2. Бизнес-план и экспертиза инновационного проекта

11.3. Отбор проектов нововведений

ГЛАВА 12. Анализ эффективности инновационной деятельности

12.1. Оценка эффективности инноваций

12.2. Экономическая эффективность вложения капитала в инновацию

12.3. Эффективность инновационной деятельности с привлечением внешних источников финансирования

Контрольные задания по главам

Ответы на тренировочные задания

Глоссарий

Литература

Оценка перспектив развития фирмы и ее возможностей на данном рынке, а также результативности работы фирмы в выбранной области деятельности.

Оценка финансовых возможностей компании в отношении данной фирмы.

Принятие компанией решения о поглощении фирмы.

Выбор формы мэрджера.

Проведение процедуры поглощения фирмы в соответствии с выбранной формой мэрджера.

Возможны три формы М&А.

1. Компания покупает имущество фирмы, ее здания, помещения, другие объекты недвижимости, оборудование, транспорт и другие основные фонды и нематериальные активы.

2. Компания выпускает свои акции для обмена их на акции фирмы.

3. Компания покупает крупный пакет акций фирмы, дающий ей право на управление фирмой. Сосредоточив в своих руках контрольный пакет акций фирмы, компания становится для нее материнской (или головной), а сама фирма превращается в дочернее предприятие. Таким образом образуется холдинговая компания.

Первые две формы М&А означают поглощение фирмы компанией. Третья форма - это слияние фирмы с компанией в новую компанию.

Одним из эффективных приемов поддержки инновационного бизнеса является франчайзинг.

Франчайзинг - организация бизнеса, при которой компания (франчайзер) передает независимому человеку или компании (франчайзи) право на продажу продукта и услуг этой компании. Франчайзи обязуется продавать этот продукт или услуги по заранее определенным законам и правилам ведения бизнеса, которые устанавливает франчайзер. В обмен на выполнение всех этих правил франчайзи получает разрешение использовать имя компании, ее репутацию, продукт и услуги, маркетинговые технологии, экспертизу и механизмы поддержки. Таким образом, выполнение правил не является недостатком, наоборот, следование правилам означает, что франчайзи имеет прекрасную возможность получить прибыль и понять выгодность своего вложения. Чтобы получить такие права, франчайзи делает первоначальный взнос франчайзеру, а затем выплачивает ежемесячные взносы. Это своего рода аренда, потому что франчайзи никогда не яатяется полным владельцем товарного знака, а просто имеет право использовать товарный знак на период выплаты ежемесячных взносов. Суммы этих взносов оговариваются во фран-чайзинговом договоре (контракте) и являются предметом переговоров. Франчайзинговый пакет (полная система ведения бизнеса, передаваемая франчайзи) позволяет соответствующему предпринимателю вести свой бизнес успешно, даже не имея предварительного опыта, знаний или обучения в данной области.

Франчайзер - это компания, которая выдает лицензию или передает в право пользования свой товарный знак, ноу-хау и операционные системы. Так. франчайзер создает успешный продукт или услуги, например особый стиль работы ресторана быстрого питания. Франчайзер исследует и развивает бизнес, вкладывает деньги в его продвижение, создает хорошую репутацию и узнаваемый имидж. После того, как компания доказала работоспособность своей бизнес-концепции и успешную воспроизводимость этого бизнеса, она может начать предлагать предпринимателям, которые хотят повторить подобный успех, купить ее франшизу.


Франчайзи - это человек или компания, которая покупает возможность обучения и помощь при создании бизнеса у франчайзера и выплачивает сервисную плату (роялти) за использование товарного знака, ноу-хау и системы ведения работ франчайзера. Франчайзи сам оплачивает затраты на создание бизнеса. Очень часто франчайзер предоставляет весьма выгодные скидки на важные поставки (материалы, расходные средства). Эти скидки всегда дают франчайзи возможность покупать продукты у франчайзера по более низкой цене, и, таким образом, это стоит дешевле, чем развивать бизнес без франчайзера. Франчайзи делает первоначальный взнос на создание и открытие бизнеса. Он принимает на себя обязанность выплачивать ежемесячные взносы за право пользования торговым знаком и бизнес-системой и за поддержку, обучение и консалтинг, предоставляемые франчайзером. Если все идет по плану, то франчайзи ведет успешный бизнес и его прибыль превосходит затраты.

Франчайзинговые взаимоотношения могут быть прибыльными для обеих сторон. Франчайзи заинтересован в максимальных продажах при минимальных затратах. Он должен следовать правилам ведения бизнеса и участвовать в рекламных и маркетинговых компаниях, проводимых франчайзером. Франчайзер сосредоточенно работает над тем, чтобы лидировать в конкурентной борьбе, что было бы очень трудно сделать одному франчайзи. Франчайзер предоставляет необходимую поддержку с тем, чтобы франчайзи мог уделять все внимание своим ежедневным операциям.

Можно разными способами получить разрешение, чтобы стать франчайзи. Наиболее распространенные способы следующие.

Прямой франчайзинг. Франчайзер продает франшизу напрямую местному предпринимателю (франчайзи). Это лучший способ обеспечения хорошей взаимосвязи между франчайзером и франчайзи.

Мастер-франшиза. Отношения по мастер-франшизе возникают, когда международный франчайзер пролает исключительные права на развитие всей системы на территории всей страны одному франчайзи. Такой тип франчайзи называется владельцем мастерской лицензии. Итак, франчайзи становится франчайзером в данной стране, продавая и предлагая франшизы другим предпринимателям и собирая с них сервисную плату (роялти). Это часто происходит, когда существует очевидный спрос на франшизу.

Рассматриваемый вид организации бизнеса в виде приема инновационного менеджмента позволяет получить ряд преимуществ для предприятия, выступающего в качестве франчайзи. .

1. Франчайзинг означает, что у вас есть собственный бизнес, но вы не остаетесь один на один со всеми проблемами и рисками.

2. Франчайзинг - это быстрое и эффективное начало бизнеса.

3. Франчайзинг дает поддержку франчайзи в период перед открытием бизнеса.

4. Франчайзинг означает постоянную поддержку.

5. Франчайзинг дает возможность использовать репутацию и товарный знак франчайзера.


Для многих предприятий основными трудностями реализации франчайзинговых договоров, наряду с необходимостью дополнительных выплат в виде первоначального взноса, сервисных взносов за использование товарного знака, выплат в рекламный фонд и других взносов, являются требования франчайзера к разработке и реализации системы контроля качества выпускаемой продукции, что, в свою очередь, ведет к организационной системе перестройки управления предприятием.

Рассмотренный прием инновационного менеджмента - франчайзинг и его разновидности - в последние годы достаточно широко используется в сфере информационных технологий, когда новые российские фирмы берут известные торговые марки и организуют новые производства и продажу средств вычислительной техники и программного обеспечения.

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое прием инновационного менеджмента?

2. На какие группы делятся приемы инновационного менеджмента?

3. Что такое маркетинг инноваций?

4. Что представляет собой концепция маркетинга инноваций?

5. Что представляют собой бэнчмаркмиг и брендинг?

6. Из каких компонентов складывается индивидуальность бренда инновации?

7. Что представляют собой инжиниринг и реинжиниринг?

8. Какие приемы продвижения инноваций вы знаете?

Тренировочные задания

Задача 1. У фирмы «Север» имеется 30 тыс. акций. Стоимость акций компании «Агромир» на рынке 45 руб.. стоимость акций фирмы -Север» на рынке 6 руб. Компания «Агромир» предлагает акционерам фирмы "Север» выкупить их акции с премией в 50% к рыночной пене. Определить цену покупки компанией «Агромир» акций фирмы «Север». Какое число акций должна дополнительно выпустить компания «Агромир» для обмена своих акций на акции фирмы «Север»?

Задача 2. Годовая чистая прибыль фирмы 10.08 млн. руб. Ставка рефинансирования 28% годовых. Стоимость активов фирмы 25 млн. руб. Определить цену фирмы.

Задача 3. Фирма была куплена за 20 млн. руб. Собственный капитал фирмы 13,5 млн. руб. Стоимость основных фондов фирмы, учтенных в бухгалтерском балансе, составляла 3 млн. руб. При переоценке основных фондов по рыночным ценам их расчетная стоимость составила 4,5 млн. руб. Определить стоимость гудвилла или, другими словами, денежную оценку нематериальных активов.

Задача 4. Определить цену фирмы, если известно, что стоимость ее активов 72 млн. руб. Годовая чистая прибыль фирмы 54,31 млн. руб. Ставка рефинансирования 15% годовых.

Тестовые задания

Выбрать правильный ответ из предложенных.

1. Прием инновационного менеджмента - это:

1.1. Совокупность действий, направленных на инновацию.

1.2. Способ воздействия управляющей подсистемы (субъект управления) на управляемую подсистему (объект управления), которая включает в себя инновации, инновационный процесс и отношения на рынке реализации инновации.

1.3. Все ответы правильные.


1.4. Нет правильного ответа.

2. Что является основой приемов инновационного менеджмента?

2.1. Инновация.

2.2. Денежные отношения.

2.3. Инновационный процесс.

2.4. Нет верного ответа.

3. Приемы инновационного менеджмента можно разделить на следующие группы:

3.1. Приемы, воздействующие только на производство инновации: приемы, воздействующие как на производство, так и на реализацию, продвижение и диффузию инновации; приемы, воздействующие только на реализацию, продвижение и диффузию инновации.

3.2. Приемы, воздействующие как на производство, так и на реализацию, продвижение и диффузию инновации.

3.3. Приемы, воздействующие только на реализацию, продвижение и диффузию инновации.

3.4. Все ответы правильные.

3.5. Нет правильного ответа.

4. Приемы, воздействующие как на производство, так и на реализацию, продвижение и диффузию, - это:

4.1. Бенчмаркетинг, способы маркетинговых воздействий на инновации.

4.2. Инжиниринг инноваций, реинжиниринг, бренд-стратегия инновации.

4.3. Ценовой прием управления, фронтирование рынка, слияние и поглощение.

4.4. Все ответы правильные.

4.5. Нет правильного ответа.

5. Приемы, воздействующие только на реализацию и диффузию, это:

5.1. Бенчмаркетинг. способы маркетинговых воздействий на инновации.

5.2. Инжиниринг инноваций, реинжиниринг, бренд-стратегия инновации.

5.3. Ценовой прием управления, фронтирование рынка, слияние и поглощение.

5.4. Все ответы правильные.

5.5. Нет правильного ответа.

6. Бенчмаркетинг - это:

6.1. Способ изучения деятельности хозяйствующих субъектов, прежде всего своих конкурентов, с целью использования их положительного опыта в своей работе.

6.2. Комплексная проработка имиджа хозяйствующего субъекта на основе продвижения его брендов на рынке.

6.3. Верны ответы 6.1 и 6.2.

6.4. Нет правильного ответа.

7. Реинжиниринг представляет собой:

7.1. Управление процессом реализации на рынке новых продуктов и операций на основе продвижения брендов инноваций.

7.2. Способ изучения деятельности хозяйствующих субъектов, прежде всего своих конкурентов, с целью использования их положительного опыта в своей работе.

7.3. Комплекс работ и услуг по созданию инновационного проекта, включающий в себя создание, реализацию, продвижение и диффузию определенной инновации.

7.4. Инженерно-консультационные услуги по перестройке предпринимательской деятельности на основе производства и реализации инноваций.

7.5. Нет правильного ответа.

8. Ценовой прием управления в инновационном менеджменте представляет собой:

8.1. Управление процессом реализации на рынке новых продуктов и операций на основе продвижения брендов инноваций.

8.2. Способ изучения деятельности хозяйствующих субъектов, прежде всего своих конкурентов, с целью использования их положительного опыта в своей работе.

8.3. Способ воздействия механизма цен на реализацию инновации.


8.4. Все ответы правильные.

8.5. Нет правильного ответа.

9. Фронтирование рынка, или фронтинг, - это:

9.1. Операция по захвату рынка другого хозяйствующего субъекта или зарубежного рынка.

9.2. Разбиение рынка на рыночные сегменты.

9.3. Верны ответы 9.1 и 9.2.

9.4. Нет правильного ответа.

10. Франчайзинг - это:

10.1. Такая организация бизнеса, в которой компания перелает независимому человеку или компании право на пролажу продукта и услуг этой компании.

10.2. Поглощение фирмы более сильной компанией.

10.3. Операция по захвату рынка другого хозяйствующего субъекта или зарубежного рынка.

Итоги по главе 4

Прием инновационного менеджмента - это способ воздействия управляющей подсистемы (субъекта управления) на управляемую подсистему (объект управления), которая включает в себя инновации, инновационный процесс и отношения на рынке реализации инновации.

Приемы инновационного менеджмента можно разделить на следующие группы: 1) воздействующие только на производство инновации; 2) воздействующие как на производство, так и на реализацию, продвижение и диффузию инновации; 3) воздействующие только на реализацию, продвижение и диффузию инновации.

К приемам первой группы относятся бенчмаркинг и способы маркетинговых воздействий на инновации. Вторая группа приемов охватывает инжиниринг инновации, реинжиниринг инновации, бренд-стратегию инновации. В состав третьей группы приемов инновационного менеджмента входят ценовой прием управления, фронтирование рынка, мэрджер, франчайзинг.

Маркетинг инновации - это процесс, охватывающий планирование производства инноваций, исследование рынка, налаживание коммуникаций, установление цен, организацию продвижения инноваций и развертывания служб сервиса.

Бенчмаркетинг представляет собой способ изучения деятельности хозяйствующих субъектов, прежде всего своих конкурентов, с целью использования их положительного опыта в своей работе.

Бренд-стратегия (бреидинг) а широком смысле означает комплексную проработку имиджа хозяйствующего субъекта на основе продвижения его брендов на рынке.

Инжиниринг представляет собой инженерно-консультационные услуги по созданию новых объектов или крупных проектов.

Реинжиниринг - это фундаментальное переосмысление и радикальное перепроектирование деловых процессов для достижения резких, скачкообразных улучшений современных показателей деятельности компаний, таких как стоимость, качество, сервис и темпы.

Ценовой прием управления представляет собой способ воздействия механизма цен на реализацию инновации.

Фронтировапие рынка (фронтинг) - это операция по захвату рынка другого хозяйствующего субъекта или зарубежною рынка.

Мэрджер означает поглощение фирмы более сильной компанией.

Франчайзинг - это такая организация бизнеса, в которой компания (франчайзер) передает независимому человеку или компании (франчайзи) право на пролажу продукта и услуг этой компании.