Файл: Управление инновациями Вертакова Симоненко.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Книга

Дисциплина: Инновационный менеджмент

Добавлен: 29.10.2018

Просмотров: 20014

Скачиваний: 54

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие

ГЛАВА 1. Основные понятия инновационного менеджмента

1.1. Нововведение как объект инновационного управления

1.2. Сущность и содержание инновации

1.3. Классификация и функции инноваций

ГЛАВА 2. Общая характеристика инновационного менеджмента

2.1. Сущность и содержание инновационного менеджмента

2.2. Возникновение, становление, развитие и современное состояние инновационного менеджмента

2.3. Функции и методы инновационного менеджмента

ГЛАВА 3. Организация инновационного менеджмента

3.1. Содержание и структура инновационного процесса

3.2. Этапы и фазы разработки и реализации инноваций на стадиях развития нововведений

3.3. Методы поиска инновационных идей

3.4. Анализ реализации инновационного процесса

ГЛАВА 4. Приемы инновационного менеджмента

4.1. Сущность и содержание приемов инновационного менеджмента

4.2. Приемы, воздействующие на производство инноваций

4.3. Приемы, воздействующие на производство, реализацию, продвижение и диффузию инноваций

4.4. Приемы, воздействующие только на реализацию и диффузию инноваций

ГЛАВА 5. Инновационный менеджмент и стратегическое управление

5.1. Понятие и виды инновационных стратегий

5.2. Способы выбора инновационных стратегий

5.3. Формирование инновационных стратегий

ГЛАВА 6. Инновационное поведение

6.1. Оценка стратегических направлений инновационного повеления. Инновационные игры

6.2. Исследование инновационной активности

6.3. Типы инновационного поведения фирм

ГЛАВА 7. Формы инновационного менеджмента

7.1. Организационные формы инновационного менеджмента

7.2. Классификация инновационных организаций

7.3. Организационные структуры научно-технической сферы

ГЛАВА 8. Инновационная политика

8.1. Содержание и направления инновационной политики

8.2. Оптимизация инновационной политики на предприятии

8.3. Методы выбора инновационной политики хозяйствующего субъекта

ГЛАВА 9. Управление затратами и ценообразование в инновационной сфере

9.1. Управление инновационными затратами

9.2. Особенности ценообразования на инновационную продукцию

9.3. Анализ условий безубыточности в инновационном бизнесе

ГЛАВА 10. Риск в инновационной деятельности

10.1. Классификация и характеристика видов риска

10.2. Методы оценки риска в инновационном бизнесе

10.3. Способы снижения рисков в инновационной деятельности

ГЛАВА 11. Управление разработкой программ и проектов нововведений

11.1. Понятие инновационных программ. Виды инновационных проектов

11.2. Бизнес-план и экспертиза инновационного проекта

11.3. Отбор проектов нововведений

ГЛАВА 12. Анализ эффективности инновационной деятельности

12.1. Оценка эффективности инноваций

12.2. Экономическая эффективность вложения капитала в инновацию

12.3. Эффективность инновационной деятельности с привлечением внешних источников финансирования

Контрольные задания по главам

Ответы на тренировочные задания

Глоссарий

Литература

Инновационный менеджер такой фирмы должен хорошо разбираться в специфике покупателя товара, сложившейся ситуации на рынке, точно, оперативно и достоверно прогнозировать возможные кризисы.

Роль «серых мышей» в инновационном процессе двояка: они содействуют, с одной стороны, диффузии нововведений, с другой - их рутинизации. Инновационный процесс тем самым расширяется и ускоряется.

Мелкие фирмы активно содействуют продвижению новых продуктов и технологий, в массовом порядке создавая на их основе новые услуги. Это ускоряет процесс диффузии нововведений.

Коммутанты также активно участвуют в процессе рутинизации нововведений за счет склонности к имитационной деятельности и вследствие организации новых услуг на основе новых технологий.

Коммутантная стратегия характерна для многих частных российских фирм.

Эксплеренты

Эксплерентная (пионерная) стратегия связана с созданием новых или с радикальным преобразованием старых сегментов рынка. Это первопроходцы в поиске и реализации революционных решений. Среди подобных фирм преобладают первопроходцы в выпуске персональных компьютеров, биотехнологии и др.

Сила эксплерентов обусловлена внедрением принципиальных нововведений, они извлекают выгоду из первоначального присутствия на рынке. Эксплеренты в 85 случаях из 100 терпят крах, но за счет редких случаев получают огромный технический, финансовый и моральный успех. Они являются двигателями научно-технического прогресса.

Девиз эксплерентов: «Лучше и дешевле, если получится».

Венчурные фирмы и фирмы-эксплеренты создали условия для научно-технических прорывов в современной западной экономике.

Фирмы-экплеренты. как и венчурные, невелики по размерам. Перед такой фирмой возникает проблема объема производства, когда привлекательная для рынка новинка уже создана. С целью решения данной проблемы фирма-эксплерент заключает альянс с крупной фирмой, гак как не может самостоятельно тиражировать зарекомендовавшие себя новшества. Промедление же с тиражированием грозит появлением копий или аналогов. Союз с мошной фирмой (даже при условии поглощения и подчинения) позволяет добиться выгодных условий, лаже сохранения известной автономии. Выбор такого партнера зависит от специфики потребителя. При ориентации на узкий сегмент рынка это будут фирмы-патиенты.

Каждый из типов компаний (виоленты. коммутанты, патиенты и эксплеренты) имеет свои характерные черты и различную степень реализации стратегии по достижению конкурентоспособности выпускаемой продукции (табл. 6.4).

Таблица 6.4

Анализ инновационных стратегий

Тип инновационного поведения

Характеристика

Виоленты

Крупносерийное массовое производство; крупный капитал: освоенная технологии; широкий круг потребителей; среднее качество, средняя цена

Коммутанты

Удовлетворяет индивидуальные потребности; мелкий и средний бизнес; высокое качество для конкретного потребителя: гибкость

Патенты

Высокое качество, высокая цена: узкая специализация: удовлетворение кратковременных потребностей

Эксплеренты

Мелкие фирмы: высокий уровень риска: высокий инновационный потенциал; возможность получения сверхприбылей


Для определения рыночного сегмента различных форм инноваторов удобно пользоваться матрицей «Издержки - потребительная ценность» (рис. 6.1).

Анализ этого рисунка показывает, что труднее всего фирмам, придерживающимся стратегии эксплерента. поскольку им для выживания приходится одновременно повышать качество товаров и снижать их себестоимость. С другой стороны, на частичном улучшении трудно удержаться на рынке, что делает уязвимыми другие стратегии. Исследования показывают, что главным фактором успеха новых товаров на рынках является повышение их качества.

Рис. 6.1. Матрица для выбора стратегии инноваторов

Чтобы удержаться в конкретном сегменте рынка при отсутствии возможности совершенствования технологии или организации производства, фирме часто приходится идти на снижение цены товара и уменьшение доли прибыли. Фирмы-коммутанты и патиенты при сохранении издержек производства на прежнем уровне (при сохранении технологии и организации производства) повышают качество выпускаемых товаров внедрением инноваций. Виоленты реализуют стратегию внедрения инноваций в совершенствование технологии, организации производства, труда и управления. Фирмы, не внедрившие своевременно инновации в продукт и процессы. потерпели неудачу, рынок в соответствии с объективным законом конкуренции их вытеснил (или вытеснит).

Эта классификация типов инновационного поведения хорошо сочетается с другой, предложенной швейцарским экспертом X. Фризевинкелем. основанной на ассоциациях по конкурентному поведению с животным миром («лисы», «мыши», «львы» и т. д.) (табл. 6.5),

Таблица 6.5

Характеристики предприятий по типу стратегического конкурентного инновационного повеления

Параметр

Тип конкурентного поведения

Виоленты

Патенты

Эксплеренты

Коммутанты

Тип компании

«ЛЬВЫ», «СЛОНЫ», «БЕГЕМОТЫ»

«ЛИСЫ»

«ЛАСТОЧКИ»

«МЫШИ»

1

2

3

4

5

Уровень конкуренции

Высокий

Низкий

Средний

Средний

Новизна отрасли

Новые

Зрелые

Новые

Новые, зрелые

Обслуживаемые потребности

Массовые, стандартные

Массовые, но нестандартные

Инновационные

Локальные

Профиль производства

Массовое

Специализированное

Экспериментальное

Универсальное мелкое

Размер компании

Крупные

Крупные. средние и мелкие

Средние и мелкие

Мелкие

Устойчивость компании

Высокая

Низкая

Расходы на НИОКР

Высокие

Средние

Высокие

Отсутствуют

Факторы силы в конкурентной борьбе, преимущества

Высокая производительность

Приспособленность к особому рынку

Опережение к нововведениях

Гибкость

Динамизм развития

Высокий

Средний

Высокий

Низкий

Издержки

Низкие

Средние

Низкие

Качество продукции

Среднее

Высокое

Среднее

Ассортимент

Средний

Узкий

Отсутствует

Узкий

Тип НИОКР

Улучшающий

Приспособительный

Прорывной

Отсутствует

Сбытовая сеть

Собственная или контролируемая

Отсутствует

Реклама

Массовая

Специализированная

Отсутствует


Порядок идентификации организации, отнесение ее к тому или иному типу стратегического конкурентного инновационного поведения следующий:

1) составляется характеристика анализируемой организации, ее продукции, отрасли, рынка:

2) по установленным характеристикам данная организация описывается с помощью морфологической матрицы идентификации по типу стратегического конкурентного инновационного поведения (см. табл. 6.5);

3) проводится анализ морфологического описания и с использованием табл. 6.6 устанавливается соответствие одному или нескольким типам стратегического конкурентного инновационного поведения.

Таблица 6.6

Морфологическая матрица идентификации предприятий
по типу стратегического конкурентного инновационного поведения

Параметр

Значение параметра

Уровень конкуренции

Высокий

Средний

Низкий

Новизна отрасли

Новые отрасли

Зрелые отрасли

Обслуживаемые потребности

Массовые и стандартные

Массовые и нестандартные

Инновационные

Локальные, узкогрупповые

Профиль производства

Массовое

Специализированное

Экспериментальное

Универсальное мелкое

Размер компании

Крупная

Средняя

Мелкая

Устойчивость компании

Высокая

Низкая

Расходы на НИОКР

Большие

Средние

Низкие

Отсутствуют

Факторы силы в конкурентной борьбе

Высокая производительность

Приспособленность к особому рынку

Опережение в нововведениях

Гибкость

Динамизм развития

Высокий

Средний

Низкий

Издержки

Низкие

Средние

Высокие

Качество продукции

Высокое

Среднее

Низкое

Ассортимент

Широкий

Средний

Узкий

Отсутствует

Тип НИОКР

Прорывной

Улучшающий

Приспособительный

Отсутствует

Сбытовая сеть

Собственная

Контролируемая

Отсутствует

Реклама

Массовая

Специализированная

Индивидуальная

Вопросы для самоконтроля

1. В чем заключается сущность оценки инновационного поведения?

2. Какие показатели используются при оценке инновационного поведения?

3. Что такое инновационная активность?

4. Какие элементы инновационной инфраструктуры используются для оценки инновационной активности предприятия?

5. Какие коэффициенты используются для определения степени обеспеченности предприятия инфраструктурными ресурсами?


6. Какие существуют типы инновационного повеления фирм?

Тренировочные задания

Задача 6.1. Какую стратегию целесообразно выбрать предприятию - лидера или последователя, - если известно, что число занятых в сфере НИР и ОКР на начало года составляло 56 чел., в течение года был уволен 1 чел. и принято на работу 4 чел. Средняя численность работников предприятия - 261 чел.

Задача 6.2. Оцените способность предприятия к освоению новых производств. Стоимость вновь введенных производственных фондов равна 743.241 млн. руб. Среднегодовая стоимость производственных фондов основного производственного назначения - 564,560 млн. руб.. общепроизводственного назначения - 887,954 млн. руб.. общехозяйственного назначения - 124,743 млн. руб. Какую стратегию целесообразно выбрать предприятию?

Задача 6.3. Определить коэффициент имущества фирмы, предназначенного для НИР и ОКР. Стоимость оборудования производственно-технологического назначения - 1 324 744,6 тыс. руб.. опытно-приборного назначения - 223 693,16 тыс. руб., экспериментального назначения - 61.48 тыс. руб. Стратегию лидера или последователя целесообразно выбрать предприятию?

Задача 6.4. Проанализировать способность предприятия к внедрению новой продукции. Постоянные затраты при выпуске новой продукции и продукции, изготовленной с использованием новых технологий, составили 9,907 млн. руб.. переменные - 6,605 млн. руб. Планируемая прибыль - 15 % от себестоимости. Общая выручка от продажи всей продукции - 35,296 млн. руб.

Тестовые задания

1. Инновационная активность - это:

1.1. Определение внешних стратегических изменений, которые могут произойти у хозяйствующего субъекта в результате освоения технологических инноваций.

1.2. Интенсивность осуществления экономическими субъектами деятельности по разработке и вовлечению новых технологий или усовершенствованных продуктов в хозяйственный оборот.

1.3. Интенсификация информационных обменов организации с внешней средой и между ее внутренними подразделениями и сотрудниками, в том числе в научно-исследовательской сфере.

1.4. Нет правильного ответа.

2. Виолентный тип инновационного поведения характерен при:

2.1. Массовом выпуске продукции для широкого крута потребителей.

2.2. Узкой специализации для определенного круга потребителей.

2.3. Ограниченном выпуске продукции ДЛЯ удовлетворения нужд конкретного клиента.

2.4. Создании новых сегментов рынка и внедрении новинок.

3. С расчета какого показателя целесообразно начинать оценку инновационного поведения?

3.1. Изменение внереализационных доходов.

3.2. Изменение стоимости компании.

3.3. Изменение патентного портфеля.

3.4. Изменение товарного портфеля.

3.5. Изменение доли рынка.

4. Повышенной гибкостью обладают:

4.1. Фирмы-виоленты.

4.2. Фирмы-патиенты.

4.3. Фирмы-коммутанты.

4.4. Фирмы-эксплеренты.

5. Коэффициент персонала, занятого в НИР и ОКР. характеризует:


5.1. Наличие у предприятия интеллектуальной собственности и прав на нее в виде патентов на изобретения и промышленные образцы, свидетельств на полезные модели, компьютерных программ, товарных знаков и знаков обслуживания, а также иных, аналогичных с перечисленными прав и активов, необходимых для эффективного инновационного развития.

5.2. Профессионально-кадровый состав предприятия.

5.3. Долю имущества экспериментального и исследовательского назначения, приобретенных машин и оборудования, связанных с технологическими инновациями, в обшей стоимости всех производственно-технологических машин и оборудования.

5.4. Способность предприятия к освоению нового оборудования и новейших производственно-технологических линий.

5.5. Способность предприятия к внедрению инновационной или подвергшейся технологическим изменениям продукции.

5.6. Устойчивость технологического роста и производственного развития.

6. Коэффициент имущества, предназначенного для НИР и ОКР, характеризует:

6.1. Наличие у предприятия интеллектуальной собственности и прав на нее в виде патентов на изобретения и промышленные образцы, свидетельств на полезные модели, компьютерных программ, товарных знаков и знаков обслуживания, а также иных, аналогичных с перечисленными прав и активов, необходимых для эффективного инновационного развития.

6.2. Профессионально-кадровый состав предприятия.

6.3. Долю имущества экспериментального и исследовательского назначения, приобретенных машин и оборудования, связанных с технологическими инновациями, в обшей стоимости всех производственно-технологических машин и оборудования.

6.4. Способность предприятия к освоению нового оборудовании и новейших производственно-технологических линий.

6.5. Способность предприятия к внедрению инновационной или подвергшейся технологическим изменениям продукции.

6.6. Устойчивость технологического роста и производственного развития.

7. Коэффициент освоения повой техники характеризует:

7.1. Наличие у предприятия интеллектуальной собственности и прав на нее в виде патентов на изобретения и промышленные образцы, свидетельств на полезные модели, компьютерных программ, товарных знаков и знаков обслуживания, а также иных, аналогичных с перечисленными прав и активов, необходимых для эффективного инновационного развития.

7.2. Профессионально-кадровый состав предприятия.

7.3. Долю имущества экспериментального и исследовательского назначения, приобретенных машин и оборудования, связанных с технологическими инновациями, в обшей стоимости всех производственно-технологических машин и оборудования.

7.4. Способность предприятия к освоению нового оборудования и новейших производственно-технологических линий.

7.5. Способность предприятия к внедрению инновационной или подвергшейся технологическим изменениям продукции.