Добавлен: 29.10.2018
Просмотров: 19976
Скачиваний: 54
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. Основные понятия инновационного менеджмента
1.1. Нововведение как объект инновационного управления
1.2. Сущность и содержание инновации
1.3. Классификация и функции инноваций
ГЛАВА 2. Общая характеристика инновационного менеджмента
2.1. Сущность и содержание инновационного менеджмента
2.2. Возникновение, становление, развитие и современное состояние инновационного менеджмента
2.3. Функции и методы инновационного менеджмента
ГЛАВА 3. Организация инновационного менеджмента
3.1. Содержание и структура инновационного процесса
3.2. Этапы и фазы разработки и реализации инноваций на стадиях развития нововведений
3.3. Методы поиска инновационных идей
3.4. Анализ реализации инновационного процесса
ГЛАВА 4. Приемы инновационного менеджмента
4.1. Сущность и содержание приемов инновационного менеджмента
4.2. Приемы, воздействующие на производство инноваций
4.3. Приемы, воздействующие на производство, реализацию, продвижение и диффузию инноваций
4.4. Приемы, воздействующие только на реализацию и диффузию инноваций
ГЛАВА 5. Инновационный менеджмент и стратегическое управление
5.1. Понятие и виды инновационных стратегий
5.2. Способы выбора инновационных стратегий
5.3. Формирование инновационных стратегий
ГЛАВА 6. Инновационное поведение
6.1. Оценка стратегических направлений инновационного повеления. Инновационные игры
6.2. Исследование инновационной активности
6.3. Типы инновационного поведения фирм
ГЛАВА 7. Формы инновационного менеджмента
7.1. Организационные формы инновационного менеджмента
7.2. Классификация инновационных организаций
7.3. Организационные структуры научно-технической сферы
ГЛАВА 8. Инновационная политика
8.1. Содержание и направления инновационной политики
8.2. Оптимизация инновационной политики на предприятии
8.3. Методы выбора инновационной политики хозяйствующего субъекта
ГЛАВА 9. Управление затратами и ценообразование в инновационной сфере
9.1. Управление инновационными затратами
9.2. Особенности ценообразования на инновационную продукцию
9.3. Анализ условий безубыточности в инновационном бизнесе
ГЛАВА 10. Риск в инновационной деятельности
10.1. Классификация и характеристика видов риска
10.2. Методы оценки риска в инновационном бизнесе
10.3. Способы снижения рисков в инновационной деятельности
ГЛАВА 11. Управление разработкой программ и проектов нововведений
11.1. Понятие инновационных программ. Виды инновационных проектов
11.2. Бизнес-план и экспертиза инновационного проекта
11.3. Отбор проектов нововведений
ГЛАВА 12. Анализ эффективности инновационной деятельности
12.1. Оценка эффективности инноваций
12.2. Экономическая эффективность вложения капитала в инновацию
12.3. Эффективность инновационной деятельности с привлечением внешних источников финансирования
Таким образом, функции б, д, е, ж хорошо выравнивают исходный динамический ряд и их можно применять для прогнозирования валового сбора зерна в области. Из перечисленных функций минимальное стандартное отклонение S = 212,5 имеет функция н = 1626,63 - 440,59cost.
Прогнозное значение валового сбора зерна на 2007 г. составляет 1312 тыс. т. Ошибка прогноза рассчитана по формуле и составляет 4,24%, где
Уфакт - фактическое значение валового сбора, Упрогн - прогнозное значение.
Полученная ошибка прогноза свидетельствует о высокой точности использованного метода прогнозирования.
Глава 3
Решение задачи 3.1.
Показатель расхода инвестиционных средств = ((12 + 0,5) / 12) • 100% = 104,16%
Показатель производственного ресурсосбережения Dпр = 100%, Dпр = ((80 - 80 • 0,1375) / 80) • 100% = 86,25%.
Решение задачи 3.2.
По формуле Dкн = - 100% определяем показатель квалификации научных кадров: Dкн = (16 / 13,6) • 100% = 117,6%.
Решение задачи 3.3.
Объем продаж (выручку) от реализации инновационной продукции как сумму полной себестоимости и чистой прибыли Vип.ф = 46 + 71,4 = 117,4 тыс. руб.
Показатель исполнения маркетинговых прогнозов Dмп = • 100% = (117,4 / 98,3) • 100% = 119,4%.
Показатель результативности инновационного развития Dир = • 100% = (71,4 / 98,3) • 100% = 72,6%.
Решение задачи 3.4.
Показатель расхода инвестиционных средств
Dри = • 100% = (23 800 / 21 000) • 100% =113,3%.
Показатель производственного ресурсосбережения
Dпр = • 100% = (91 000 / 100 000) • 100% = 91%.
Глава 4
Решение задачи 4.1.
Цена покупки компанией акций фирмы равна 6 + (6 • 50 / 100) = 9 руб.
Меновое соотношение для акций составляет 9/45 = 0,2.
Количество акций, которые должна дополнительно выпустить компания для обмена их на акции фирмы, равно 0,2 30 = 6 тыс. акций
Решение задачи 4.2.
Цена фирмы определяется по формуле Ц = (ч / n) - K, где ч - годовая сумма чистой прибыли, руб.; n - размер ставки банковского процента за кредит, в долях единицы; K - балансовая стоимость активов фирмы, руб.
Ц = (10,08 / 0,28) - 25 = 11 млн. руб.
Решение задачи 4.3.
Сумма добавочного капитала равна 4,5 - 3 = 1,5 млн. руб.
Стоимость гудвилла составляет 20 - 13,5 - 1,5 = 5 млн. руб.
Решение задачи 4.4.
Цена фирмы Ц = (ч / n) - К = (54,31 / 0,15) - 72 = 290,06 млн. руб.
Глава 5
Решение задачи 5.1.
Затраты С1б = Р1б + (Отр + Несн) + Аоб + Н1р = 93 + (12 +5,8) + 10 + + 37,2= 158 тыс. руб.
Решение задачи 5.2.
Определим общий размер затрат на реализацию стратегии:
Сy = С1y + С2y + С3y + С4y = 31 + 57 + 95 + 73 = 256 тыс. руб.
Решение задачи 5.3.
Затраты С2y = Р2y +(Отр + Несн) + А2об + Н2y =127 + 15 + 7.2 + 12,5 + 46,9 = 208.6 тыс. руб.
Решение задачи 5.4.
Обший размер затрат на реализацию стратегии по формуле: Сб = С1б + С2б + С3б + С4б. Имеем С4б = Р4б + (Отр + Несн) + А4об + Н4р = 233 + 31 + 14,5 + 27 + 96,7 = 402,2 тыс. руб.
Сб = 81 + 143 + 257 + 402,2 = 883,2 тыс. руб.
Глава 6
Решение задачи 6.1.
Средняя численность занятых в сфере НИР и ОКР:
Пн = Чнг + Чп - Чк = 56 - 1 +4=59.
Коэффициент персонала, занятого в НИР и ОКР, составляет:
Kпр = = 59 / 261 = 0,22.
Вывод: для предприятия целесообразна стратегия лидера.
Решение задачи 6.2.
Определим коэффициент освоения новой техники по формуле:
Kот = .
ОФср = 564,560 + 887,954 + 124,743 = 1577,257 млн. руб.
Kот = 743,241 / 1577,258 = 0,47.
По результатам расчетов можно сделать вывод, что предприятие активно осваивает новую технику, своевременно осуществляет модернизацию и техническое перевооружение производства. Для предприятия целесообразна стратегия лидера.
Решение задачи 6.3.
Коэффициент имущества, предназначенного для НИР и ОКР, определим по формуле:
Ооп = 223 693,16 + 61,48 = 223 754,64 тыс. руб.
Kни = 223 754,64 / 1 324 744,6 = 0,17.
Вывод: предприятию целесообразно выбрать стратегию последователя.
Решение задачи 6.4.
Общая себестоимость новой продукции и продукции, произведенной с использованием новой технологии, составляет сумму постоянных и переменных издержек:
С = 9,907 + 6.605 = 16,512 млн. руб.
Выручка от реализации данной продукции:
В = 16,512 + 16 5120,15 = 18,989 млн. руб.
По формуле Kвп = находим коэффициент внедрения новой продукции Kвп = 18,989 / 35,296 = 0,538.
Вывод: предприятие параллельно с освоением новой техники эффективно внедряет усовершенствованные продукты и услуги.
Глава 7
Решение задачи 7.1.
Определим долю затрат каждой команды по формуле: ДЗki =
ДЗk1 = 3511 / 10 338 = 0,34.
ДЗk2 = 3920 / 10 338 = 0,38.
ДЗk3 = 2907 / 10 338 = 0,28.
Определим долю каждой команды в совокупной чистой прибыли по формуле: ДПki =
ДПk1 = 510/1522 = 0,33.
ДПk2 = 492/1522 = 0,32.
ДПk3 = 517/1522 = 0,34.
Решение задачи 7.2.
Определим среднюю эффективность по формуле:
Э1 = 45 / 90 = 0,5.
Э2 = 32 / 60 = 0,53.
Э3 = 51 / 80 = 0,64.
Э4 = 29 / 70 = 0,41.
Тогда Эср = (0,5 / 2 + 0,53 + 0,64 + 0,41 / 2) / 3 = 0,54.
Показатель взаимодействия ПВ = = 0,6 / 0,54 =1,1.
Решение задачи 7.3.
Определим среднюю эффективность по формуле:
Э1 =25 / 80 = 0,31.
Э2 = 30 / 90 = 0,33.
Э3 = 10 / 50 = 0,20.
Э4 = 34 / 70 = 0,49.
Тогда Эср = (0,31 / 2 + 0,33 + 0,20 + 0,49 / 2) / 3 = 0,31.
Интегральная эффективность технологической цепочки:
Эи = = (25 + 30 + 10 + 34) / (80 + 90 + 50 + 70) = 0,34.
Показатель взаимодействия (ПВ) рассчитывается по формуле:
ПВ = = 0,34 / 0,31 = 1,1.
Решение задачи 7.4.
Чистая прибыль ФПГ ПФПГ = ( ЧПi) + ЧПупр =(211+305 + 190 + 178) + 310= 1194 млн. руб.
Эффективность ФПГ ЭФПГ = = 1194 / (1380 + 530) = 0,625 млн. руб.
Глава 8
Решение задачи 8.1.
Пусть статистические характеристики каждого из туров экспертной оценки выглядят так, как приведено в таблицах 1-3 соответственно по турам.
В результате первого тура были определены следующие данные (табл. 1).
Таблица 1
Первый тур опроса
Экспертные данные, тыс. т |
1000 |
2900 |
1500 |
2500 |
2100 |
1200 |
1700 |
Ранжированный ряд |
1000 |
1100 |
1100 |
1200 |
1200 |
1500 |
1700 |
Экспертные данные, тыс. т |
2600 |
1100 |
2200 |
1200 |
1100 |
2400 |
2600 |
Ранжированный ряд |
2100 |
2200 |
2400 |
2500 |
2600 |
2600 |
2900 |
Тогда среднее значение оценки:
Среднее квадратичное отклонение оценок:
где n - число экспертов, участвующих в экспертизе: xi - оценка эксперта. Коэффициент вариации v = 100 = 100 = 35,0%.
Нижний квартиль Q0,25 = 1200. Верхний квартиль Q0,75 = 2500.
Медиана Me = = 1900,0.
Результаты второго тура опроса представлены в табл. 2.
Таблица 2
Второй тур опроса
Экспертные данные, тыс. т |
950 |
2000 |
1900 |
1100 |
900 |
2000 |
2600 |
Ранжированный ряд |
900 |
950 |
1000 |
1100 |
1200 |
1200 |
1300 |
Экспертные данные, тыс. т |
1500 |
2200 |
1000 |
1200 |
1100 |
1200 |
1300 |
Ранжированный ряд |
1400 |
1500 |
1900 |
2000 |
2000 |
2200 |
2600 |
= 1517,8; Q0,25 = 1100; = 511,16;
Me = 1350; Q0,75 = 2000; v = 33,6%.
Результаты по третьему туру опроса представлены в табл. 3.
Таблица 3
Третий тур опроса
Экспертные данные, тыс. т |
1200 |
1350 |
1100 |
1000 |
1300 |
1200 |
100 |
Ранжированный ряд |
1000 |
1000 |
1000 |
1100 |
1100 |
1200 |
1200 |
Экспертные данные. тыс. т |
1450 |
1200 |
1500 |
юно |
1200 |
1400 |
1100 |
Ранжированный ряд |
1200 |
1200 |
1300 |
1350 |
1400 |
1450 |
1500 |
= 1221.4; Q0,25 = 1100; = 160,9;
Me =1200; Q0,75 = 1350; v = 13,1%.
Общие результаты экспертизы по турам представлены в табл. 4.
Таблица 4
Общие результаты экспертизы по турам
Тур |
Интервал |
Средняя оценка в туре |
Дисперсия |
Вариация, % |
1 |
1200 ... 2500 |
1828,5 |
426 581,52 |
35 |
2 |
1100... 2000 |
1517,8 |
261 284,54 |
33,6 |
3 |
1100 ... 1350 |
1221,4 |
25 888,81 |
13,1 |
Поскольку после третьего тура достигнута высокая степень согласованности мнений экспертов (v = 13,1 %), можно считать экспертизу завершенной и сделать вывод, что валовой сбор зерна в Курской области в 2007 г. составит 1200 тыс. т. что на 90 тыс. т меньше, чем в 2006 г.
Решение задачи 8.2.
Упорядочим результаты по степени их важности и присвоим им значения от 7 до 1:
v1 = 7, v2 = 6, v3 = 5, v4 = 4, v5 = 3, v6 = 2, v7 = 1.
Сравниваем v1 с суммой v2 + v3 + ... + v7; v1 = 7; v2 + v3+ ... + v7 = 21. Оставляем v1 = 7.
Сравниваем v2 с суммой v3 + v4 + ... + v7; v2 = 6; v3 + v4 + ... + v7 = 15. Оставляем v2 - 6.
Сравниваем v3 с суммой v4 + v5 + ... + v7; v3 = 5; v4 + v5 + ... + v7 = 10. Оставляем v3 = 5.
Сравниваем v4 с суммой v5 + v6 + v7; v4 = 4; v5 + v6 + v7 = 6. Полагая, что v4 и v5 + v6 + v7 равнозначны, примем v4 = 6, соответственно v1 = 9, v2 = 8, v3 = 7. Начинаем сравнения с начала.
Сравниваем v5 с суммой v6 + v7; v5 = 3; v6 + v7 = 3. Оставляем v5 = 3.
Сравниваем v6 с v7: v6 = 2; v7 = 1. Оставляем v6 = 2.
Рассчитаем нормированные коэффициенты:
vi = 36; v'1 = 7 / 36; v'2 = 6 / 36; v3' = 5 / 36; v4' = 4 / 36; v5' = 3 / 36; v6' = 2 / 36; v7' = 1 / 36.
Проведем оценку стратегий по отношению к достижению каждой из семи целей:
Цель |
Стратегия |
||
A |
B |
C |
|
1 |
0,8 |
0,8 |
0,8 |
2 |
0,7 |
0,7 |
0,8 |
3 |
0,6 |
0,7 |
0,8 |
4 |
0,4 |
0,5 |
0,6 |
5 |
1,0 |
0,4 |
0,3 |
6 |
0,8 |
0,9 |
0,7 |
7 |
0,7 |
0,8 |
0,6 |
Рассчитаем полезности стратегий:
ПА = (0,8 х 9 + 0,7 х 8 + 0,7 х 7 + 0,4 х 6 + 0,1 х 3 + 0,8 х 2 + 0,7 х 1) / 36 = 0,63;
ПB =(0,8 х 9 + 0,7 х 8 + 0,7 х 7 + 0,5 х 6 + 0,4 х 3 + 0,9 х 2 + 0,8 х 1) / 36 = 0,68;
ПC = (0,8 х 9 +0,8 х 8 + 0,8 х 7 + 0,6 х 6 + 0,3 х 3 + 0,7 х 2 + 0,6 х 1) / 36 = 0,71.
Вывод: все три стратегии достаточно близки по полезности, однако для достижения указанных инновационных целей организации целесообразно выбрать стратегию C или стратегию B.
Решение задачи 8.3.
Таблицы, приведенные в условии, трансформируем в виде платежных матриц:
Стратегии фирмы и поставщика № 1
Стратегия фирмы |
Стратегия поставщика № 1 |
|
П1 |
П2 |
|
С1 |
-500 |
-700 |
С2 |
-600 |
-650 |
С3 |
-650 |
-950 |
С4 |
-1100 |
-600 |
Стратегии фирмы и поставщика № 2
Стратегия фирмы |
Стратегия поставщика № 2 |
|
П1 |
П2 |
|
С1 |
-650 |
-850 |
С2 |
-730 |
-930 |
СЗ |
-780 |
-1230 |
С4 |
-1380 |
-730 |
Стратегии фирмы и поставщика № 3
Стратегия фирмы |
Стратегия поставщика № 3 |
|
П1 |
П2 |
|
C1 |
-800 |
-1000 |
C2 |
-950 |
-1300 |
C3 |
-1000 |
-1600 |
C4 |
-1500 |
-950 |
Стратегии фирмы и поставщика № 4
Стратегия фирмы |
Стратегия поставщика № 4 |
|
П1 |
П2 |
|
С1 |
-950 |
-1150 |
С2 |
-1000 |
-1500 |
С3 |
-1050 |
-1800 |
С4 |
-1700 |
-1000 |
1. Выбор стратегии на основе максиминного критерия Вальда:
Стратегия фирмы |
Стратегия поставщика № 1 |
Минимум строки |
||||
П1 |
П2 |
|||||
С1 |
-500 максимакс |
-700 |
-700 |
|||
С2 |
-600 |
-650 |
-650 максимин |
|||
С3 |
-650 |
-950 |
-950 |
|||
С4 |
-1100 |
-600 |
-1100 |
|||
Максимум столбца |
-500 |
-600 минимакс |
|
|||
Стратегия фирмы |
Стратегия поставщика № 2 |
Минимум строки |
||||
П1 |
П2 |
|||||
С1 |
-650 максимакс |
-850 |
-850 максимин |
|||
С2 |
-730 |
-930 |
-930 |
|||
С3 |
-780 |
-1230 |
-1230 |
|||
С4 |
-1380 |
-730 |
-1380 |
|||
Максимум столбца |
-650 |
-730 минимакс |
|
|||
Стратегия фирмы |
Стратегия поставщика № 3 |
Минимум строки |
||||
П1 |
П2 |
|||||
C1 |
-800 максимакс |
-1000 |
-1000 максимин |
|||
С2 |
-950 |
- 1300 |
-1300 |
|||
СЗ |
-1000 |
-1600 |
-1600 |
|||
С4 |
-1500 |
-950 |
-1500 |
|||
Максимум столбца |
-800 |
-950 минимакс |
|
|||
Стратегия фирмы |
Стратегия поставщика № 4 |
Минимум строки |
||||
П1 |
П2 |
|||||
С1 |
-950 максимакс |
-1150 |
-1150 максимин |
|||
С2 |
-1000 |
-1500 |
-1500 |
|||
С3 |
-1050 |
-1800 |
-1800 |
|||
С4 |
-1700 |
-1000 |
-1700 |
|||
Максимум столбца |
-950 |
-1000 минимакс |
|
2. Используя максимаксный критерий, получаем:
Jm1 = -500; Jm2 = -650; Jm3 = -800; Jm4 = -950.
Следовательно, фирма не должна ничего предпринимать, т. е. выбираем стратегию С1.
3. Применение критерия Сэвиджа.
Рассмотрим матрицы рисков:
Решение |
П1 |
П2 |
Максимум риска |
Стратегия поставщика №1 |
|||
C1 |
0 |
100 |
100* |
С2 |
100 |
50 |
100* |
С3 |
150 |
350 |
150 |
С4 |
600 |
0 |
600 |
Стратегия поставщика № 2 |
|||
CI |
0 |
120 |
120* |
С2 |
80 |
200 |
200 |
С3 |
130 |
500 |
500 |
С4 |
750 |
0 |
750 |
Стратегия поставщика № 3 |
|||
CI |
0 |
50 |
50* |
С2 |
150 |
350 |
350 |
С3 |
200 |
650 |
650 |
С4 |
700 |
0 |
700 |
Стратегия поставщика № 4 |
|||
С1 |
0 |
150 |
150* |
С2 |
50 |
500 |
500 |
С3 |
100 |
800 |
800 |
С4 |
750 |
0 |
750 |
Необходимо выбрать решение, обеспечивающее минимальное значение максимального риска. Минимакс риска достигается при выборе решения - стратегии С1.
Глава 9
Решение задачи 9.1.
Объем безубыточных продаж
Va = Cf / (1 - Cv / Vвып).
Для расчета объема безубыточных продаж необходимо разнести издержки на постоянные и переменные и подсчитать итоговые значения тех и других:
Cf = 180 + 67 + 830 + 640 + 58 + 21 + 7 + 35 = 1838 тыс. руб.
Cv = 2427 + 2730 + 34 + 385 = 5576 тыс. руб.
Тогда объем безубыточных продаж
Va = 1838 / (1 - 5576 / 8170) = 5789 тыс. руб.
Решение задачи 9.2.
Объем безубыточного выпуска и продаж планируемого к освоению продукта может быть оценен по формуле:
Qa = Cf / (P - Cv') = 650 000 / (250 - 90) = 4062,5 (натуральных единиц измерения количества планируемого к освоению продукта).
Решение задачи 9.3.
Переменные издержки на рубль товарной продукции (по объему выпуска) в предыдущем периоде составили 0,72 руб. (Ca / Vвып = (275 + 625 + 40) / 1300). Сюда из приведенных элементов фактических операционных издержек фирмы в отчетном периоде в состав переменных издержек включены: заработная плата основного производственного персонала, затраты на сырье, материалы, покупные полуфабрикаты и компоненты, а Также технологические затраты на энергию и топливо. Заработная плата вспомогательного производственного персонала в отчетные переменные издержки не введена, поскольку их обычно включают в условно-постоянные (не жестко постоянные) операционные издержки, которые как раз и используются в данной задаче в плане на следующий период (Cf = 575 тыс. руб.).
В итоге объем безубыточных продаж: Va = Cf / (1 - Cv / Vвып) = 575 / (1 - 0,72) = 2053 тыс. руб.
Решение задачи 9.4.
Объем безубыточных продаж:
Va = Cf / (P - Cv'') = 80 / ( 1 - 0,6) = 200 тыс. руб.