ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.07.2020
Просмотров: 8195
Скачиваний: 9
СОДЕРЖАНИЕ
Т еоретическое алгоритмизация программирование
Моделирование контроля контроля
Ситуационные формы активного обучения. Общее представление о них дано в работе Смолкина А.М. [207].
Обсуждение обсуждение результата
2.2.2. История педагогического тестирования
2.3.10. Процедура экзаменационного контроля
2.5. СИСТЕМАТИКА ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ
4.2. СУБД «СИСТЕМНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ»
Необходимость умений пользования ею
Отметка оценка балы рейтингкредит
Уровни владения иностранным языком
СИСТЕМАТИЧЕСКИ ТРЕНИРУЙТЕСЬ НА ЯЗЫКЕ
Можно утверждать существование таких знаний по всем наукам, которые не могут быть остаточными. В частности таковым следует считать тезаурус основных наук. Его можно ограничить только обязательными терминами и считать знание их не остаточными. Для этого надо давать студентам тезаурус в начале вуза и спрашивать в конце.
При профессиональном образовании в его конце дают специальные знания, которые нужны с первых дней работы. Их не следует считать остаточными. И их надо проверять строго. Конечно, если только 1\3 студентов идет работать по избранным ими профессиям, то только им это важно.
Можно ли превратить ЦТПО во внешний контролирующий орган для каждого вуза? Может ли он обеспечить прием экзаменов у всех студентов всех вузов? Сомнительно. В связи с этим его роль функциональная. И чем она ограничиться, пока не известно. Но в таком случае возникает необходимость внутривузовского, внешнего, объективного контроля студентов.
Л. Г. Ламанова [227 с 103] отмечает давно назревшую необходимость в создании внутривузовской службы педагогического тестирования. Её необходимость вытекает из современных проблем организации учебного процесса. В моем вузе так оценивает проблему ректор: «У нас студент работает мало. Коллеги, студент в нашем университете работает недопустимо мало… надо загрузить втрое по сравнению с тем, что он имеет сейчас» [см. 209,с. 57]. «Студенты на занятия ходят плохо и не случайно, а мы стараемся этого не замечать…. Системы, заставляющей студента учиться каждый день, нет. Она не работает» [см., 209, с. 59].
«Террорестичный менталитет» студентов растет по мере коммерциализации экономики, т.е. их склонность насильственно отстаивать свою ориентацию на безделье, на неуважительное отношение во всем остальным и т. п. Это было и ранее, а сейчас становится нормой. И многие педагоги сталкиваются с таким поведением студентов.
Внутривузовские центры компьютерного
внешнего тестирования по гуманитарным наукам
Самым простым и доступным способом следует считать создание внутривузовских центров внешнего контроля (ВЦВК). ВЦВК не должны исключать традиционной практики контроля, как и иных новых направлений решения данной проблемы. По такому направлению идут многие вузы. Пока не встречал обобщения такой практики в вузах, но её факты описывают в вузах довольно часто. Она может быть различной. Эти центры должны измерять текущие, а не остаточные знания студентов.
В 1970-е годы в вузах были распространены лаборатории тестирования. На их основе стали создавать центры внутривузовского независимого тестового контроля.
В.М. Кадневский показал возникновение центров тестирования во многих ведущих вузах страны, и то, как они ведут эту работу. Возникли и специальные кафедры по обучению профессии тестологов, [см. 94, с. 402]. И рискуют те вузы, которые не идут данным путем.
ВЦВК должны стать инициаторами широкого применения тестов при обучении студентов. Для этого они должны:
-
комплектоваться из специально подготовленных людей, тем или иным способом освоивших теорию и методику тестирования.
-
изучать и обобщать опыт тестирования во всем мире, а не только в стране.
-
Знать практику применения тестов в своем вузе.
-
обучать педагогов своего вуза тестированию, сделать эти знания нормой всех педагогов.
-
стать центром независимого, объективного, внешнего, тестового измерения все большей доли контрольных функций при изучении всех наук студентами.
-
стать основой всех начинаний типа рейтинговых систем и т.п.
Прагматический подход к становлению ВЦВК предполагает выполнение ими практических функций с самого начала. Они должна начинать с простейших работ и постепенно расширять их по мере накопления опыта, подготовки КИМов, компьютерных средств и т.п. В частности, основой такого внедрения ВЦВК может быть СУБД СТ.
По всем гуманитарным наукам можно начать экспериментировать внешний, независимый, объективный, стандартизированный, компьютерный, тестовый контроль на основе СУБД СТ. Его можно вводить поэтапно для отдельных категорий студентов, затем - для многих их категорий или для всех. Например, сделать такое тестирование обязательным для:
-
случаев конфронтации студентов и педагогов вообще или по поводу оценки на экзамене;
-
при пересдаче экзамена студентами в следующем семестре («хвостисты»)
-
при существенной доле пропусков занятий студентами и плохой их текущей аттестации. В таком случае администрация института направляет данного студента сначала пройти такой контроль. Это могло бы быть существенным стимулом для студентов и облегчило бы судьбу педагогов;
-
Всех студентов, которые изъявят желание пройти его и убедиться в объективности усвоения ими курса
-
Сделать его обязательным для тех групп, в которых экспериментируется система рейтинга
-
Для всех студентов. Например, в день экзамена до традиционного экзамена педагога или после него провести тестирование с помощью СУБД СТ, затем сопоставить уровень знаний на основе традиционного и тестового контроля.
-
В последующем, все педагоги должны проводить экзамен сами с использованием СУБД СТ
В начале учебного года надо принять решение по такому порядку, довести его до сведения администрации институтов, педагогов и студентов. Привлечь гуманитарные кафедры к уточнение базы данных СУБД СТ – словарей их наук.
В таком случае выделить один компьютерный класс ВЦ, доверить это делать педагогу и обеспечить участие в этом лаборантов данных классов как технических работников. Компьютеры класса должны быть в единой системе, с центральным монитором, за которым сидит педагог за «стеклянной» стенкой – его студенты не должны видеть. К нему на компьютер должны поступать результаты тестирования, здесь же на принтере печататься справка о пройденном тестировании, которую выдают на руки студентов для деканатов. В таком случае у каждого студента должно быть направление института и большая его фотография как допуск для его идентификации (чтобы не подменяли его другие студенты). Эту функцию могут выполнить и современные студенческие карты
Можно дифференцировать способ такой проверки – платно или бесплатно. При уважительной причине – бесплатно, а не уважительной – платно. В таком случае на ВЦ надо установить способ оплаты пользованием компьютера, а педагогу платить как за индивидуальную консультацию, сократив в некоторой мере эти часы всем педагогам.
В развитых странах престижно как можно больше предлагать разнообразных курсов по выбору. Надо начать развивать эту практику, предлагая курсы и УМК по ним для самостоятельного их изучения студентами. Их ядром должны быть монографии. Например, изданные мной общие теории денег и техники вполне могут выполнить такую функцию. Контроль усвоения этих курсов проводить с помощью СУБД СТ, а также и других КТП.
5.6. ЧАСТНАЯ ПРОБЛЕМА
Тестирование не обязательно находится в прямой связи с уровнем усвоения учебной дисциплины. Связь этих двух факторов может быть и обратной. Данный факт можно проанализировать на разных учебных дисциплинах, в том числе и той, которая является моей профессией. Но рациональнее воспользоваться проблемой обучения языку, прежде всего иностранному.
Тесты по иностранным языкам входят в содержание централизованного тестирования. Тесты по английскому языку содержательны. Владея двумя иностранными языками на уровне пользователя (разговорная речь по одному и умение читать по другому), всю жизнь ими интересуюсь и пытаюсь уяснить для себя лингвистический парадокс. Дети овладевают родным языком за год-два и говорят на родном языке в 3.5 года. А когда они подрастают, то их учат иностранным языкам годами и чаще всего бес толку. Почему? Или они тупеют, или их учат не так как надо?
Лингвистические тесты проверяют знание разных аспектов языка - слов, грамматики и т.п. И на их основе хорошо могут выглядеть и контролируемые и контролирующие субъекты, и учебные заведения. Ну и что? Они ведь не проверяют главного – способность устной речи, без чего нет владения иностранным языком. Тестируемый может говорить на иностранном языке, обычно же он не говорит на иностранном языке. А без умения говорить нет владения иностранным языком. Плохое знание иностранных языков студентами свидетельствует об ущербности дидактики обучения иностранным языкам. Она ориентирует на овладение словами и грамматикой, но не устной речью. Она – ориентирована на тех обучаемых, кто не хочет владеть иностранным языком. Она дезориентирует обучаемых, направляя их усилия в иную сторону от главного направления изучения языка. И тесты служат прикрытию непонимания главной проблемы всей когортой педагогов, которые так учат иностранным языкам. В таком случае тесты оказываются злом и для обучаемых и для общества. Попытайтесь и вы определиться по данному вопросу на основе следующих моих мыслей, сформулированных за многие годы… Убежден, в том что всем педагогам надо знать хотя бы один иностранный язык, а поэтому полезно задуматься об этом и узнать иные мнения по сравнению с их собственными. Главным же здесь считаю эти мысли как основу для суждений о том что и как надо тестировать.
Наставление по изучению
иностранных языков
Данный материал первоначально был написан в юношестве как средство понимания того, как самому учить язык. В юности работал с иностранцами на английском и французском языках. И всю жизнь прорабатываю на английском и французском языках много философских и экономических книг. В связи с этим обновлял временами прежние свои идеи по данному вопросу. И сейчас уделяю данному вопросу внимание, учитывая возросшую потребность во владении иностранными языками, приоритетность этой грамотности на современном этапе вообще. Излагаемые идеи не являются истиной в последней инстанции. Они постоянно уточняются.
Актуальность
Интернационализация и интеграция мировой цивилизации на современном этапе требует качественного роста владения общемировыми языками в качестве средства общения.
Сегодня в мире существует примерно 2500 иностранных языков. Из них только 225 являются письменными. Естественно они все важны для тех или иных целей. Здесь веду речь об изучении общемировых языков, которые являются средствами международного общения. К ним относятся менее 10 языков.
Современная педагогика не преодолевает растущий разрыв во владении иностранными языками и потребностями в них. Растет разрыв потребности владения иностранными языками и уровнем фактического владения ими элитой общества, не говоря уже о народе.
│ Потребности владения иностранными
│
│ уровень владения иностранными
│
└─────────────────────────────────────
В корне ошибочно широко распространенное мнение о том, что изучить иностранный язык трудно, что для этого требуются особые способности. Владение многими людьми нашей страны 2-3 вторыми языками показывает ошибочность такого мнения. Этот факт опровергает необходимость особых способностей для изучения других языков. Великий педагог Я. Коменский отмечал легкость усвоения языка в практической жизни и бесплодность, трудоемкость школьного обучения ему. Он отмечал и причину этого: «Подобная непроизводительная трата времени и трудов может происходить не иначе, как вследствие неправильного метода». Далее он приводил мнения Э. Любина о том, что такой метод введен «в школу каким-то злым и завистливым гением, врагом человеческого рода». (Я. Коменский. Великая дидактика. Глава Х1, параграф 7)
Любой нормальный человек может овладеть иностранным языком. Условием этому следует считать знание методики изучения иностранного языка.
Учись учиться
Имеется много фактов, показывающих как надо и как не надо учить язык. В частности следующий факт. «Эта замечательная женщина, которая в Сибири так изучила французский и немецкий языки, что она может читать, не умея, однако, говорить, так как она не знает, как слова произносятся…» (Архив русской революции. Москва, Современник 1991. с 136).
В пору моей юности не оказалось у меня советчика по изучению иностранного языка. Я потерял много времени зря – бегло читал по-немецки и не мог связать двух слов на нем. Педагоги иностранных языков оказались не лучшими советчиками. Ситуация с тех пор не изменилась: многие педагоги иностранных языков придерживаются прежних позиций, что и следует признать главной причиной ограниченного знания иностранных языков элитой общества.
У меня нет желания обвинять педагогов иностранного языка в слабом владении иностранными языками многих их учеников. Тем более что они помогли мне освоить иностранные языки. В то же время надо уметь смотреть правде в глаза: уйму времени и сил люди тратят на изучение иностранных языков и в целом недостаточно плодотворно. В чем причина? Или обучаемые не способны овладеть языками или учителя не так учат? Я придерживаюсь последнего мнения. Недавнее прослушивание авторитета педагогики иностранного языка убедило меня окончательно в том, что современная педагогика (методика, дидактика) повинна в слабом знании людьми иностранных языков. И бессмысленно надеяться на то, что педагоги иностранных языков поймут или признают данный факт, изменят ситуацию.
Необходимо строго обособить два типа студентов. Первые учатся без интереса, у них нет мотива к учебе. Они не понимают необходимости образования и т. п. Их надо оставить в покое и не тратить время на них. Надо помочь тем студентам, которые хотят учиться, понимают необходимость и т. п. Им надо только подсказать плодотворную технологию освоения языка.
Если человек не трудолюбив, если ему труднее заставить себя регулярно заниматься чем регулярно не заниматься (отдыхать), то ему не следует браться за изучение иностранного языка, как и поступать в высшее учебное заведение. В то же время если у него имеется понимание необходимости всего этого для него, то эта работа может стать важным средством самовоспитания.
«Спасение утопающих, дело рук самих утопающих».
Не занимаясь обучением иностранным языкам, хочу поделиться своими соображениями в меру владения ими.