ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.07.2020
Просмотров: 8224
Скачиваний: 9
СОДЕРЖАНИЕ
Т еоретическое алгоритмизация программирование
Моделирование контроля контроля
Ситуационные формы активного обучения. Общее представление о них дано в работе Смолкина А.М. [207].
Обсуждение обсуждение результата
2.2.2. История педагогического тестирования
2.3.10. Процедура экзаменационного контроля
2.5. СИСТЕМАТИКА ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ
4.2. СУБД «СИСТЕМНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ»
Необходимость умений пользования ею
Отметка оценка балы рейтингкредит
Уровни владения иностранным языком
СИСТЕМАТИЧЕСКИ ТРЕНИРУЙТЕСЬ НА ЯЗЫКЕ
На основе ряда контролирующих устройств ответ дают не вместе с вопросами и обычно не сразу, а отдельными частями. В таком случае конструкции тестов может быть следующей: вопрос: 1-й элемент ответа, 2-й элемент ответа и т.д. Превознесение некоторыми исследователями только такого способа предъявления тестов, по нашему мнению, не выдерживает критики. В таких тестах имеются не только достоинства.
По каждой теме составляют от I до числа обучаемых группы вариантов. Чем больше число карточек, тем легче гарантировать контрольную функцию программированных заданий и тем труднее реализовать контроль. Эффективный программированный контроль можно обеспечить на основе 4-6 вариантов по теме.
В карточках по теме вопросы могут повторяться и не повторяться. Имеются попытки образования множества вариантов карточек на основе одного массива в 10 задач.
Недостатки опросных карточек бывают различными: кодирования, по существу вопросов и т.п. В литературе предлагают различные методы их преодоления,
4. Представление карточек обучаемым. Карточки предъявляют обучаемым различно: печатные на бумаге карточки, технические средства диапроекции, телевидение, дисплей и т.д. Печатные карточки также бывают различными: отдельные листки бумаги или брошюрки программ. При многократном использовании карточек их печатают на фотографической бумаге или запечатывают в целофановые пакеты (файлы): обучаемые не могут портить карточек указанием на них правильных ответов.
-
Структура вопросов в карточках. Вопросы в карточках могут располагать различно. Их можно располагать без определенной последовательности или в определенной последовательности, соответствующей логике темы. Вопросы могут охватывать все основные вопросы темы или нет. В отдельных случаях ядром карточки выступает математическая задача и остальные вопросы поясняют те или иные условия задачи. В таком случае можно проверить степень осознанности решения задачи сопоставлением верности ответов на разные вопросы. Имеются попытки составления вопросов в виде системы взаимосвязанных задач.
-
Контрольные карточки. Контрольные карточки необходимы в отдельных формах контроля. Они не нужны в тех случаях, когда используют одноразовые карточки и ответ указывают подчеркиванием на самой карточке. Контрольные карточки бывают различными. При простой выборке они располагаются линейно, при аккордной выборке - матрично.
7. Эталоны. Эталоны нужны при безмашинном контроле. Их простейшие формы состоят из листка бумаги с написанными последовательностями правильных ответов. Эталоны желательно изготовлять из бумаги другого цвета по сравнению с контрольными карточками с тем, чтобы не путать с ними. Эталоны составляют обычно на стандартном листе бумаги, на котором написаны все ответы на все варианты. Для аккордных форм тестов эталоны должны быть матричными. Их изготовляют из прозрачной технической бумаги с тем, чтобы можно было выяснить совпадение ответов на контрольной карточке и эталоне. Иногда делают разные матричные пакеты, в которые вставляют контрольную карточку для оценки ответа.
Б. КОНСТРУКТИВНЫЕ ТЕСТЫ. Конструктивные тесты бывают различными. Карточки могут быть таблицами положений, которые надо дополнить одним элементом [155] или многими [60]. В результате появляется цельное предложение, отражающее определенную идею. Начальные и заключительные части предложений могут быть в одной таблице или в разных таблицах. Вначале могут давать вопросы, ответы на которые надо составить на основе набора элементов ответа, содержащегося в другой матрице. В таком случае готовят вопросник по теме со сквозной нумерацией вопросов. Отбирают вопросы, на которые можно дать или краткий ответ или формализовать ответ. Тест состоит в том, чтобы обучаемый подобрал из имеющейся матрицы ответы. Ответ составляют из нескольких элементов...
Такие карточки можно строить двумя методами. В одном случае и вопросы, и ответы располагают на одном листе бумаги (вверху вопросы и внизу ответы или левый столбик вопросы и правый - ответы). К листу дают контрольную карточку с заданием найти ответы на определенные вопросы. В таком случае число контрольных карточек определяет число вариантов на основе одной и той же программы. В другом случае, вопросы и ответы дают на разных листах. Ответы могут быть заданы простым перечнем или компактно в форме матрицы. Матрица ответов может быть единой для всех вариантов карточек по теме. В матрице ответов могут ставить и даты, и цифры, и формулы, и односложные ответы, синонимы, категории и т.п., все то, что необходимо для конструирования ответов на вопрос.
Формой конструктивных тестов выступает следующее задание. Задание обучаемому ряда вопросов о сущности категорий дополнено матрицей из примерно 100 терминов, расположенных по алфавиту. Ответив письменно на вопросы, т.е. написав на память определение категорий, обучаемый подбирает из матрицы необходимые термины и шифрует ответ, который затем проверяют тем или иным способом [118].
Сложной формой конструктивных тестов можно назвать аналитические. Их используют для измерения не только ответов, но и хода решения задач. В таком случае проверяют не только конечный результат, но и ход решения. В матрице ставят не готовые ответы, а такие элементы, с помощью которых можно показать ход решения задачи.
Аналитическими называют и такие тесты, которые проверяют обоснованность выборки отдельных элементов. Например, обучаемый правильно решил задачу, а данное правило ее решения не отобрал правильно. Значит, решение подобрано или выполнено без понимания экономической сущности данного явления. Наоборот, может быть правильно указана теория, а задача решена неправильно [105].
В. РЕПРОДУКТИВНЫЕ ТЕСТЫ. Обучаемые должны на память воспроизвести требуемые от них знания. Степень трудности воспроизводимого может быть различной. Простейшей формой репродуктивных тестов являются синонимические. В таком случае задание состоит в том, чтобы указать синоним к выделенной (подчеркнутой и т.п.) категории.
Формой репродуктивных тестов можно считать и такие задания, когда надо подобрать опущенное слово, например:
I. Тем общим, что содержится во всех товарах и делает их соизмеримыми, является .... (труд, абстрактный труд).
2. Мерой труда, а следовательно, мерой стоимости является ... (рабочее время, общественно-необходимые затраты труда) [147].
Иной формой такого теста может быть задание ряда вопросов, на которые следует дать строгие, краткие односложные ответы - одним словом, одной фразой, формулой, схемой, цифрой и т.д.
При решении задач можно предусмотреть порядок записи чисел ответов. Решив несколько задач, обучаемый записывает ответы на контрольные карточки и преподаватель простым сличением определяет правильность ответа обучаемого.
Некоторой разновидностью данного теста выступают "предметные диктанты" [147]. Преподаватель читает вопрос, а все учащиеся должны написать на него сразу ответ или изобразить его графически (по установленной преподавателем форме)…". Например: "К основным средствам относят ..." [147. 54]. Такие контрольные легко проверять на основе эталонов или простой памяти. При использовании компьютеров их также можно применять.
Более сложной формой репродуктивного вопроса можно считать необходимость перечисления определенных характеристик определенных явлений. Например: "Основные признаки империализма", "троякая особенность империализма".
Иной формой репродуктивного теста может быть заполнение категориями пропущенных мест: «себестоимость равна ... минус…». Одной из форм репродуктивного теста может быть составление структурно-логических схем, показывающих основные элементы явлений на основе или без предоставления обучаемым перечня категорий.
Способ производства
┌─────┴────┐
производительные силы производственные отношения
┌─────┴────┐
средства производства рабочая сила
┌─────┴────┐
средство труда предмет труда
Указав матрицу данных свойств и записав вверху "способ производства", поручить студентам заполнить остальные категории на память или на основе списка категорий, соответственно закодированных
Репродуктивные тесты могут быть и более сложными по содержанию, например, такие, когда ответ на вопрос можно получить только на основе знания ряда тем. Если обучаемым не объясняют в одной теме все источники финансирования фирмой капитальных вложений, то дать ответ на него можно, только зная их в целом на основе всего курса. Тест может быть построен так: "Каковы источники финансирования фирмой капитальных вложений?"
-
……………
-
……………
-
……………
Тесты (программированный контроль) необходимо анализировать с различных точек зрения. Эти требования в целом уже сформулированы [88].
2.7. ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ
Важным вопросом методики тестирования следует считать частоту его использования. Пока нет достаточных оснований для решения этого вопроса. На практике идут от меньшего: от использования отдельных элементов ко все более частому и систематичному его использованию. Можно руководствоваться априорно принятым методом использования тестирования:
-
вступительный - в начале курса,
-
лекционный - на каждом занятии или через один раз,
-
текущий - систематически или через определенный период,
-
рубежный - по определенным темам и т.п.
Частота тестирования зависит от имеющихся контрольных алгоритмов. Поскольку пока нет общепринятых программ контроля, то каждый преподаватель сам разрабатывает их, на что тратится много усилий, а поэтому их нельзя составить сразу все. По мере разработки контрольных программ можно расширять практику их применения.
Основная проблема фронтального использования тестов состоит в обеспечении их контрольной функции. Фронтальное использование тестов, т.е. во всех группах и систематически, накладывает значительные трудности на обеспечение гарантии их контрольной функции. Обеспечение достаточной надежности контрольной функции тестов можно обеспечить комплексом мероприятий.
Организационные мероприятия по обеспечению контролирующей функции тестов включают ряд мероприятий:
-
превращение контрольных программ в документы служебного пользования,
-
недопущение записей обучаемыми последовательности правильных ответов во время контроля,
-
более или менее одновременное проведение контрольных занятий в группах (для исключения передачи обучаемыми последовательности правильных ответов),
-
частая (систематическая) перестройка структуры программ (перестановка вопросов в карточках, ответов к вопросу),
-
изменение кодов,
-
разработка нескольких программ тестов с разной структурой вопросов,
-
достаточное разнообразие числа вопросов, карточек и т.д.
Увеличение числа карточек (вариантов) по теме не сложное, хотя и кропотливое, дело - изменение одного слова (дополнение или исключение) в вопросе или ответе иногда ведет к образованию новой структурной единицы тестов. При использовании математических задач число тестов легко увеличивать за счет изменения цифровых условий задач.
Особое значение следует уделить месту расположения правильного ответа даже в тех случаях, когда использована шифровка ответов кодом. Место расположения правильного ответа должно быть равновероятностным по всей программе теста, а не в отдельных карточках. Поэтому все карточки программы следует проработать с этой точки зрения.
Одним из направлений обеспечения гарантии контрольной функции тестов следует считать их построение на основе разных типов структур. Надо добиваться такого положения, чтобы при последующих проверках одного и того же раздела обучаемый не надеялся встретиться с тем же самым построением программ. Поэтому тесты, используемые для проверки одного и того же раздела, должны быть построены на основе различных конструкций. Например, текущий контроль может быть построен на основе простой выборки, повторный - на основе аккордной выборки и т.п.
Гарантия контрольной функции тестов должна исходить и из следующего положения, ведущего к составлению программ самоконтроля. Контроль никогда не бывает полным, всеобъемлющим. Он базируется на проверке части результатов педагогического процесса. Выборочный характер контроля повышает для обучаемых значение контрольных программ. Ознакомление обучаемых с содержанием контролируемого приводит к более глубокому изучению ими данного раздела курса. Это имеет и положительный и отрицательный эффект. Отрицательный эффект состоит в "натаскивании" (вместо изучения всего содержания курса): обучаемый зазубривает программу контроля. Недопущение этого возможно различными методами. Можно сделать конфиденциальными сами контрольные программы. Однако они обычно известны обучаемым. Более эффективен другой метод - доведение контрольных программ по курсу до максимально возможного их состояния. В таком случае контрольная программа станет большой и обучаемый практически не сможет ее заучить, а должен познать на основе не заучивания, а понимания. Поскольку любая часть такой программы может быть включена в тест, то обучаемый должен будет учить ее всю. Такую программу можно давать студентам как программу самоконтроля - дидактическое средство, способствующее развитию умственных способностей.
При контроле бумажными тестами необходимо подготовить контрольные программы, контрольные карточки и эталоны ответов. Контрольные программы могут быть напечатаны типографски, на машинке, сфотографированы. Аналогично и контрольные карточки.
Обучаемым надо первоначально объяснить порядок проведения контроля, затем раздать контрольные карточки и рекомендовать сразу же написать на них фамилию и группу, а когда они получат контрольные программы, то они должны сразу написать шифр контрольной программы. Надо строго оговорить время на проведение контроля и не допускать вопросов обучаемых во время их ответа на контрольные карточки. Такие отдельные вопросы мешают всей группе и могут дезорганизовать контроль. Если не ясен какой-либо вопрос, то обучаемый должен пропустить его. По мере завершения ответа обучаемые сдают контрольную программу и карточку. По истечении выделенного на контроль времени надо собрать контрольные программы и карточки у всех обучаемых. Затем надо сразу проверить их. На контрольной карточке отмечают неправильные ответы, например, черточкой и пишут на ней число ошибочных ответов. Эту цифру можно сразу перенести в журнал (можно и после занятий). После проверки сообщают результаты проверки обучаемым при текущем, повторном и т.п. контроле.
При текущем контроле можно следующим образом проверять результаты работы студентов. По мере окончания теста студент поднимает руку. Преподаватель сразу подходит к нему, проверяет и возвращает ему сразу проверенную контрольную карточку для уточнений, раздумий и т.п. Контроль завершается практически вместе с окончанием ответа последнего студента. Студенты знают, где правильно или нет ответили на вопрос, и сразу же следует перейти к обсуждению темы. Студенты обычно выясняют те вопросы, на которые они ответили ошибочно. Объяснить им могут другие студенты, правильно ответившие на этот вопрос или преподаватель.