Файл: Формирование коммуникативных компетенций младших школьников во внеурочной деятельности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.10.2023

Просмотров: 315

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1

младшей школы

Сущность, содержание и компоненты коммуникативно компетентности в деятельности педагога начальной школы

Игра как метод формирования коммуникативной компетенции у учащихся младшей школы во внеурочной деятельности

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ

ГЛАВА 2

КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

младших школьников

Реализация комплекса занятий, направленного на формирование коммуникативности у учащихся младшей школы

Анализ и обобщение результатов исследования

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ

ПРИЛОЖЕНИЯ

Проведение родительского собрания на тему: «Новая философия взаимодействия семьи и школы)

Тест

Сценарий мероприятия на тему: «Дружба»

Инструкция по выполнению задания «Комплемент»

Инструкция по выполнению задания «Мешочек крика»

Инструкция к выполнению задания «Через стекло»

Инструкция к выполнению задания «План предстоящей деятельности»

Инструкция по выполнению задания «Пресс-конференция»

Инструкция к игре «Ситуации»

Инструкция к игре «Рассказы по фотографиям»

Инструкция к игре «Небоскрёб»

познавательный досуг ребят младшего школьного возраста.

Поэтому, любая активность младших школьников несёт в себе посыл к познанию окружающей действительности и только профессионализм учителя, направленный на организацию как учебной, так и внеурочной деятельности должен помочь вчерашним ребятам стать на путь формирования интеллектуального, духовно-нравственного и физического развития личности, и только квалифицированный педагог сможет внедрить в образовательный процесс все обучающие, воспитывающие, развивающие цели и задачи выполняя соответствующие рекомендации:

Педагог должен иметь:

  1. высшее профессиональное, среднее профессиональное или дополнительное профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы.

Педагог должен знать:

  1. все законы, нормативные акты, касающиеся регламентирования и развития образовательной системы и её деятельности;

  2. права педагога по внеурочной деятельности (должностная инструкция) и права ребёнка (Конвенция о правах ребёнка);

  3. основы общетеоретических дисциплин (педагогика, психология, возрастная физиология, школьная гигиена);

  4. основы экологии, экономики и социологии;

  5. методику и программы по преподаваемым предметам начальной школя;

  6. методику воспитательной работы;

  7. педагогические технологии развивающего обучения, реализующие компетентностный подход (продуктивность и дифференцированность);

  8. методы, способы убеждения и аргументации своей позиции, установления контактов с учащимися разной возрастной категории, их родителями или законными представителями, коллегами по работе;

  9. технологию диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактику и пути разрешения;

  10. основы работы с текстовыми редакторами, с электронными таблицами, почтой и браузерами, с мультимедийным оборудованием;

  11. правила: внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; по охране труда и пожарной безопасности.


Педагог должен направлять свою деятельность на обеспечение необходимым уровнем подготовки и воспитания обучающихся, содействовать их социализации и формированию общей культуры с соблюдением норм и правил образовательного процесса, а именно:

  1. осуществлять учебно-воспитательный процесс с учётом индивидуальных особенностей своих воспитанников и специфики преподаваемых предметов;

  2. способствовать формированию личности, её коммуникативности осознанно делать свой выбор;

  3. научить самостоятельно решать вопросы, связанные с освоением образовательной программы начальной школы;

  4. выбирать и проводить учебные занятия опираясь на: образовательные программы; учебно-методическое обеспечение и ресурсы; достижения в сфере педагогики, психологии, школьной гигиены, современных информационных технологий и методик обучения;

  5. планировать самостоятельную, познавательную и исследовательскую деятельность;

  6. осуществлять связь предметного программного обучения с практикой;

  7. обсуждать с воспитанниками актуальные события современного мира;

  8. обеспечивать и оценивать подтверждающее достижение школьниками уровня освоения основного начального образования;

  9. составлять планы работы по внеурочной деятельности (четверть; каждое занятие);

  10. вносить предложения по совершенствованию образовательного процесса в учебном учреждении на: педагогическом и иных советов школы, методических объединениях и других формах методической работы;

  11. обеспечивать охрану жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса путём выполнения правил по охране труда и пожарной безопасности [21], [32].


Естественно, что не все дети могут раскрыть свой творческий и интеллектуальный потенциал во время уроков. Поэтому, именно внеклассные мероприятия, организованные педагогом или старшими учащимися, будут помогать сформировать у ребят определённую систему ценностей и отношения к миру, к своей личности, а также приобщить их к национальной, общественной культуре и традициям.

Ведь впечатления, полученные в детстве самые глубокие. Они останутся на всю жизнь. Надо учиться говорить с ними всерьёз, понимая каждого ребёнка и уважая его.

В работе с детьми нет мелочей. От этого зависит успех дела.

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ




Формирование коммуникативной компетенции в младшем школьном возрасте является основным компонентом в развитии культуры личности. И чтобы добиться успеха в этом, родители, педагоги, сотрудники образовательного учреждения должны научиться взаимодействовать друг с другом в полной мере.

Лишь в этом случае будет организован целенаправленный, содержательный воспитательно-образовательный процесс, а коммуникативные качества педагога станут наиболее профессиональными.

Поэтому учитель, который правильно формирует умения учащихся, сможет не только улучшить качество учебно-воспитательного процесса, но и научить своих воспитанников оптимально использовать свою речемыслительную деятельность в общении с другими людьми, средствами информации и с самим собой. Он делает всё возможное, чтобы повысить образовательные достижения школьника, помочь ему определиться с выбором будущей профессии.

В помощь педагогу выступает Государственный образовательный стандарт начального общего образования, в котором предъявлены требования к результатам освоения образовательной программы и учтены все факторы современного общества, обеспечивающие доступность знаний, умений, всестороннего развития личности учащегося, его особенностей, интересов и потребностей, то есть они служат ориентиром учителя на достижение личностных и метапредметных результатов обучения детей младшего школьного возраста.

Иными словами, педагог становится проводником к социальной адаптации
учащихся, а школы, в свою очередь, переходя на личностно-ориентированные технологии создают все необходимые условия комфорта, бесконфликтности и безопасности для развития природного потенциала младшего школьника.

ГЛАВА 2




ЭКСПЕРИСЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ИГРОВЫХ СРЕДСТВ РАЗВИТИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ

КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ




    1. Диагностика уровня сформированности коммуникативных умений у

младших школьников



Младший школьный возраст является самым оптимальным периодом для формирования не только коммуникативных способностей, но и активного обучения социальному поведению, искусству общения, речевых умений, способов различения социальных ситуаций.

Ребёнок, поступивший в школу, открывает для себя совершенно иные отношения, не только со взрослыми, но и со сверстниками.

Именно, обучение в школе позволяет ему занять новую жизненную позицию и перейти к выполнению значимой для него учебной деятельности. Уже тогда, у большинства обучающихся складываются предпосылки формирования важных социальных качеств и навыков, которые будут способствовать их успешной школьной адаптации. Основу формирования таких качеств и навыков составляет простое человеческое общение. Ведь, не имея самых, маломальских навыков общения, может привести к множеству конфликтов не только в коллективе при совместной деятельности, но и в семье.

Иными словами, развитие коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста, это не только