Файл: Учебное пособие соответствует фгос во по специальности 23. 05. 04 Эксплуатация железных дорог.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 510

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ

2. ТЕРМИНАЛЬНО-ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ЦЕНТРЫ

2.1. Инфраструктура терминально-логистических центров

2.2. Классификация терминально-логистических центров

2.3. Системный подход к формированию сети терминально-логистических центров на территории Российской Федерации

3. СКЛАДСКИЕ КОМПЛЕКСЫ. ЛОГИСТИКА СКЛАДИРОВАНИЯ

3.1. Роль складов в логистических системах

3.2. Классификация складов и особенности складских объектов разных типов

3.3. Основные функции складов в логистической системе

3.4. Устройство современного склада как технической системы

3.5. Проектирование внутрискладского технологического процесса 3.5.1. Планировка складских помещений Планировка складских помещений зависит от ориентации склада либо на хранение, либо на распределение. При выборе варианта планировки складских помещений приходится искать компромисс между пространством, количеством рабочей силы и степенью механизации. Большая площадь не всегда преимущество, поскольку увеличиваются расстояния, которые должны преодолевать работники при перемещении товаров. Ограничение пространства также ведет к неэффективности. Прежде чем выбрать вариант планировки склада, тщательно изучают все характеристики товара, подлежащего хранению, – физические свойства, объем и регулярность перемещения, частоту отбора, скорость реализации [7].Современное складское хозяйство включает: сооружения для обеспечения сохранности товаров – здания, навесы, стоянки для хранения самоходной техники, резервуары и т. д.; сооружения для разгрузки и погрузки – рампы, дебаркадеры, отстойники, эстакады; подъемно-транспортное оборудование; емкости для размещения товаров при хранении – стеллажи, бункеры, резервуары, закрома и т. д.; устройства и оборудование для перемещения, пакетирования, штабелирования, укладки и хранения товаров, а также для подготовки их к отгрузке; весовые и измерительные устройства; противопожарные средства; охранную сигнализацию, запоры и другие устройства; разупаковочное и упаковочное оборудование; маркировочные средства; компьютерную систему для управления движением товаров, учета, контроля, регулирования запасов. Складские помещения должны обеспечивать:– невозможность доступа посторонних лиц;– невозможность извлечения товаров и служебной техники, хранящихся на складе, без вскрытия штатных дверей и ворот;– поддержание соответствующего температурного режима и других условий хранения с целью сохранности всех характеристик товаров и транспортных средств, кроме естественного износа.Общетоварным складам необходимы помещения: основного назначения; вспомогательные; технические; административные; бытовые. Во вспо­могательных помещениях хранят тару, упаковку, поддоны, размеща­ют кладовые хозяйственных материалов и инвентаря, ремонтные мастерские и т. д. Техническими называют помещения машинных отделений, вентиляционные камеры, котельные, подзарядочные аккумуляторные станции и т. д. В административных помещениях располагают кабинеты служащих, компьютерный центр, офисы для приема посетителей и т. п. Помещения для работы сотрудников на складе или вблизи него из расчета не менее 12–14 м2 на одного сотрудника должны отвечать санитарно-техническим требованиям и быть оборудованы: системой и средствами связи (телефон, факсимильный аппарат); оргтехникой (компьютеры, принтеры, модем, копировальный аппарат и т. д.); мебелью (столы, стулья, шкафы, полки); сейфом для хранения документов. В помещениях основного назначения выделяются следующие зоны: разгрузки; приемки товаров по количеству и качеству; хранения; комплектования заказов для отправки; упаковки; погрузки. Эти зоны обычно связаны между собой проходами и проездами. Зона разгрузки примыкает к зоне приемки товаров по количеству и качеству. Зона хранения занимает основную часть площади склада. К зоне хранения примыкают зоны комплектования и упаковки товаров. В свою очередь, зона комплектования заказов обычно находится рядом с зоной отгрузки. На крупных складах зону разгрузки делают отдельно от зоны отгрузки. На средних и мелких складах эти зоны часто объединяют, если поступление и отгрузку товаров можно разделить во времени. Склады должны быть оборудованы санитарно-бытовыми помещениями. Бытовые помещения включают места отдыха и приема пищи, раздевалки, душевые, санитарные узлы и др.Склады легковоспламеняющихся материалов, а также горючих жидкостей (масла, краски, растворители и т. п.) размещают преимущественно в отдельно стоящих зданиях.Все помещения должны располагаться с учетом поточности, максимального сокращения путей движения товаров от места их приемки до места выдачи, отсутствия встречных и пересекающихся потоков товаров и тары, персонала и получателей. Помещения для приема, хранения, подготовки товаров к отгрузке или выдаче должны иметь между собой технологическую связь.Двери, соединяющие разгрузочную платформу с помещениями для приема, хранения и подготовки товаров к отгрузке или выдаче либо с другими помещениями, должны быть шириной от 1,6 до 2,2 м и высотой не менее 2,3 м. Двери помещений для приема и хранения товаров и подсобных помещений должны быть двупольными шириной не менее 1,3 м и высотой не менее 2,3 м. Для приема овощей и хлеба предусматриваются отдельные двери или люки непосредственно в помещения для хранения товаров. Ширина коридоров в помещениях для хранения и подготовки товаров к выдаче или отгрузке должна быть 1,62,7 м – в зависимости от объемов грузопотоков и использования электрифицированного транспорта.Выбор этажности склада осуществляют исходя из затрат на строительство, которые уменьшаются по кубической зависимости от высоты здания, и затрат на складское оборудование, которые, наоборот, увеличиваются с высотой склада.Удобный склад имеет приемочную погрузочную платформу на одном конце и отгрузочную платформу – на другом, а между ними перемещаются товары. В альтернативном варианте используют одну платформу, на которой утром разгружают товары, а после обеда с нее отгружают товары. Это уменьшает площадь, выделяемую для погрузочных работ, но требует, чтобы перевозчики увозили и привозили товары в согласованное время.Структура системы складирования строится по иерархическому принципу: подсистема – блок (модуль) – элемент (операция).Технико-экономическую подсистему образуют модули и элементы, характеризующие технические и технологические параметры зданий и сооружений склада, состав подъемно-транспортного оборудования (выбираемого на основе характеристик складского грузопотока), видов товароносителей и т. п. Можно выделить следующие основные модули: • складируемую грузовую единицу;• подъемно-транспортное оборудование.Функциональную подсистему образуют такие блоки, как вид складирования, определяющий пространственное размещение и положение грузов, а также компоновку основных рабочих зон; комиссионирование, связанное с комплектацией грузов и подготовкой их в соответствии с требованиями клиентов; управление перемещением грузов.Поддерживающая подсистема включает модули, обеспечивающие эффективное функционирование всего складского хозяйства, прежде всего информационно-компьютерный модуль (автоматизация учета, наличия, движения и управления запасами товаров и других функций), организационно-правовое обеспечение, связанное со структурой управления складом и нормативно-методической документацией [12].Отношения между подсистемами, модулями и элементами образуют структуру системы складирования. Выбор структуры зависит от множества факторов и функций склада, его места в логистической системе, номенклатуры грузов, а также от задач, для решения которых и создается система складирования.Зона хранения – часть склада с оборудованием, предназначенным для хранения грузов [7]. Вместимость зоны зависит не только от размеров складируемых здесь грузов, но и от выбранного способа хранения – на полу, на стеллажах, вешалах, в поддонах, контейнерах и т. д. Правильный выбор оборудования для хранения и обработки грузов позволяет оптимально использовать пространство этой зоны.При проектировании зоны хранения:– моделируют структуры склада, зон и мест хранения, стеллажей, проходов с помощью графического интерфейса;– используют информацию топологического модуля в оптимизационных алгоритмах системы (размещение товара, заполнение ячеек хранения, пополнение зон отбора);– используют информацию топологического модуля для графического отображения состояния склада;– выбирают типы и модели оборудования для хранения на основе расчетов необходимой емкости склада, количества ячеек и т. д.;– выбирают типы и модели оборудования для перемещения грузов на основе расчетов грузооборота, маршрутов, высоты и т. д.;– выбирают типы и модели оборудования для создания необходимых условий труда и сохранности товаров.Чтобы сделать работу укладчиков и комплектовщиков менее утомительной, зону хранения делят на эргономичные технологические участки.Чтобы минимизировать время выполнения заказа для комплектовщиков заказа, на складе товары располагают таким образом, что большинство «ходовых» товаров находится в самом легкодоступном месте для комплектовщиков заказа. Менее популярные товары располагают на менее доступных полках.Выбор оптимальной системы хранения зависит от правильности постановки задач для склада и формулирования приоритетов его функционирования.Бесстеллажный тип зон хранения применяют, если: на складе хранится крупный однотипный груз или груз, который штабелируют в несколько ярусов; имеется достаточная площадь; нет средств на оснащение; работать на складе может дешевая техника.Широкопроходный тип зон хранения – межстеллажные проезды 3

3.6. Обработка грузов на складе

3.7. Проектирование технического оснащения склада

4. УСТРОЙСТВО И ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ КОНТЕЙНЕРНЫХ ТЕРМИНАЛОВ

4.1. Основные функции контейнерных терминалов

4.2. Характеристика терминала как объекта в логистической цепи

4.3. Оборудование контейнерных терминалов

4.4. Схемы терминальных операций с контейнерами

4.5. Проектирование контейнерных терминалов

5. ВОЗМОЖНЫЕ ВАРИАНТЫ КОМПОНОВКИ ТЕРМИНАЛЬНО-ЛОГИСТИЧЕСКИХ ЦЕНТРОВ

5.1. Типовые технологические решения терминально-логистических центров

5.2. Критерии выбора мест расположения терминально-логистических центров

5.3. Структурно-планировочные требования к инфраструктуре терминально-логистических центров

5.4. Функционально-организационные характеристики терминально-логистических комплексов и их элементов

5.5. Интегрированная таможенная инфраструктура

5.6. Современные таможенные технологии

5.7. Корпоративная интегрированная системаинформационного обеспечения деятельности терминально-логистических центров

5.8. Экономическая эффективность создания терминально-логистических центров

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Федерации с предварительным таможенным декларированием, а также в отношении товаров, помещаемых под таможенные процедуры, допускающие вывоз товаров с таможенной территории Таможенного союза. Нововведения значительно расширяют перечень участников внешнеэкономической деятельности, способных воспользоваться преимуществами, предоставляемыми технологией удаленного выпуска.

Центры электронного декларирования – принципиально новые таможенные органы, функционирующие исключительно с применением информационных технологий, основанных на Интернете, прежде всего, на технологии удаленного выпуска, не обладающие полномочиями по осуществлению фактического контроля и не взаимодействующие напрямую с участниками ВЭД.

Система предварительного информирования обеспечивает прием, обработку и направление таможенным органам предварительных сведений о товарах и транспортных средствах до пересечения ими таможенной границы Российской Федерации с целью использования указанных сведений при таможенном оформлении.

Развивая систему предварительного информирования, таможенная служба обеспечивает упрощенную процедуру передачи информации в единую информационную систему таможенных органов. С начала внедрения технологии предварительного информирования доля предварительной информации как источника для формирования сообщений о прибытии увеличилось до 47 % от общего количества оформленных сообщений о прибытии.

ФТС России планируется организация и проведение работ по расширению применения web-технологий в отношении представления декларантами юридически значимых сведений в таможенные органы в электронной форме с использованием электронно-цифровой подписи для целей совершения таможенных операций (электронное декларирование), а также создание и ввод в опытную эксплуатацию специализированных программных средств, реализующих данную технологию.

Сегодня в процедуре электронного документооборота задействован как непосредственно сам стивидор, так и агенты судовых линий, а также другие участники логистической цепочки. На данный момент система действует следующим образом: судовая линия выдает документ за своей электронной цифровой подписью из своей информационной системы и номинирует компанию-экспедитора. Терминал подтверждает прием. Экспедитор, зайдя на корпоративный портал компании, может увидеть релизы, которые номинированы в его адрес. По данным релизам экспедитор имеет возможность оформить доверенность на конкретное физическое лицо. На каждом этапе правильность электронной цифровой подписи проверяется удостоверяющим центром терминала.



5.7. Корпоративная интегрированная система
информационного обеспечения деятельности
терминально-логистических центров


Наличие специализированной корпоративной интегрированной IT-сис­темы (КИС) является одним из важнейших обеспечивающих условий ведения логистической деятельности в современных многофункциональных ТЛЦ. Для эффективной эксплуатации ТЛЦ необходимо, чтобы структура КИС и ее функциональные возможности отвечали мировым стандартам по всем параметрам, включая [1]:

– формы ввода и вывода информации;

– условия доступа к базам данных;

– удобный пользовательский интерфейс;

– совместимость с распространенными операционными IT-сис­те­мами, системами корпоративного администрирования (ERP), системами управления логистическими процессами (SCM, WMS, CMS, TMS) и т. п.;

– использование возможностей современных интернет- и WAP-тех­но­логий.

КИС, обеспечивающая управление процессами в сети ТЛЦ и контроль за ними, должна включать следующие функциональные модули:

• АСУ складом высокого уровня (включая WMS – warehouse management system);

• АСУ контейнерным терминалом (CMS);

• АСУ контейнерными поездами;

• АСУ терминальной деятельностью (диспетчеризация транспортных средств и подъемно-транспортного оборудования, оптимизация загрузки площадок хранения, технологического оборудования, персонала и проч.);

• АСКУЭ – автоматизированную систему контроля и учета электроэнергии;

• АСУ таможенного оформления грузов;

• СУБД – структурированную универсальную базу данных;

• интерактивный, многоязычный интернет-сайт с функциями виртуального ТЛЦ, позволяющий автоматизировать расчет стоимости услуг, оформления заказов, оплату услуг, отслеживание грузов и проч.;

• интерфейсы обмена данными с другими действующими корпоративными информационными и управляющими IT-системами ОАО «РЖД», в том числе: «Этран», «Грузовой экспресс», «Диспарк», «Дискон», АСОУП и др.;

• системы и средства электронной идентификации грузов, тары и транспортных единиц (в том числе RFID).

Кроме того, в ТЛЦ будут востребованы и представлены такие сопутствующие масштабной логистической деятельности услуги, как экспедирование, услуги бизнес-центра, мойка, заправка и техническое обслуживание автотранспортных средств, услуги агентов операторов подвижного состава и связи, различные виды страхования и финансовых услуг (включая лизинг оборудования), подбор персонала, рекламная деятельность, клининговые услуги,
содержание объектов имущественного комплекса, изготовление и утилизация тары и проч.

Важнейший фактор успеха сети ТЛЦ – клиентоориентированность, т. е. максимальное соответствие инфраструктуры современным требованиям логистического рынка и удовлетворение потребностей клиента в номенклатуре, качестве и стоимости оказываемых услуг (рис. 5.10).

Сеть ТЛЦ должна отвечать требованиям рынка логистических услуг по следующим ключевым характеристикам.

 Единая транспортная накладная на всем маршруте следования.

 Интернет и WAP-сервис для размещения заказов, оплаты услуг и отслеживания статуса их выполнения.

 Удобный интерфейс обмена данными между операторами и пользователями услуг сети ТЛЦ.

 Единые тарифы и открытые автоматизированные системы продаж таких услуг, как перевозка, терминальная обработка, хранение и др.



Рис. 5.10. Факторы успеха ТЛЦ
Формирование сети ТЛЦ по существу представляет собой национальный проект развития транспортной инфраструктуры и имеет важное значение для социально-экономического развития страны.

5.8. Экономическая эффективность создания
терминально-логистических центров


Создание сети ТЛЦ обеспечит повышение эффективности национальной транспортной системы за счет [1]:

• снижения транспортных издержек;

• повышения скорости прохождения грузов;

• повышения устойчивости.

Будет создана инфраструктурная основа:

• для повышения конкурентоспособности предприятий реального сектора экономики, увеличения объемов промышленного производства, модернизации индустриальных мощностей, увеличения числа рабочих мест, снижения экологической нагрузки и др.;

• развития национального рынка логистических услуг:

– генерирования новых бизнес-процессов;

– расширения номенклатуры и повышения качества логистических услуг;

– оптимизации цепей поставок и сетей распределения;

– реализации транзитного потенциала РФ, развития экспорта транспортных услуг;
• реализации современных решений по градостроительному развитию:

– создания индустриально-логистических парков, выноса за пределы городской черты устаревших производственных мощностей;


– формирования современных жилых агломераций.

В результате реализации Концепции создания ТЛЦ ОАО «РЖД» планирует:

 увеличить масштабы перевозочной деятельности (на расчетный 2020 г.):

– на внутрироссийских перевозках в результате ввода в эксплуатацию объектов первой очереди – на 100–120 млн т в год;

– на транзитном железнодорожном маршруте «страны ЮВА–Транс­сиб–Европа» – не менее 8 млн т в год;

– на железнодорожном маршруте «страны ЮВА–регионы России» – не менее 5 млн т в год;

 снизить себестоимость за счет:

– централизации грузовой работы в транспортных узлах, увеличения средней весовой нормы одной подачи вагонов не менее чем на 30 %;

– увеличения степени маршрутизации (в том числе контейнерных грузов – более чем в 2 раза), замещения сортировочной работы терминальной обработкой;

– снижения числа «брошенных поездов» на 2–3 %;

 повысить эффективность инвестиционной деятельности:

 получить дивиденды от деятельности:

– проектных компаний;

– операторских компаний (ускорение оборота подвижного состава – сокращение времени нахождения вагонов с местным грузом в железнодорожных узлах на 10–15 %, повышение скорости оборота фитинговых платформ не менее чем на 15 %, ускорение оборота крупнотоннажных контейнеров на 10–15 %, рост номенклатуры и объема оказываемых
услуг);

  • увеличить капитализацию ОАО «РЖД», в том числе за счет внесения в уставные капиталы проектных компаний малоиспользуемых в настоящее время объектов имущественного комплекса грузовых дворов (включая земельные ресурсы) в соответствии с их рыночной стоимостью.

Кроме того, к важным результатам реализации Концепции создания ТЛЦ на территории РФ следует отнести изменение структуры грузооборота в сторону высокодоходных грузов, а также оптимизацию загрузки инфраструктуры.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Каковы характерные особенности системы «подвижной состав–терминалы»?

2. Какие условия необходимо учитывать при проектировании терминалов для переработки разных грузов?

3. Перечислите критерии выбора мест размещения терминально-логистических центров.

4. Какие функциональные объекты должны включать ТЛЦ в целях обеспечения пакета услуг, отвечающего современным требованиям логистического рынка?

5. В чем заключается принцип организации деятельности ТЛК?

6. Назовите функционально-технологические группы, к которым относятся все элементы ТЛК? Охарактеризуйте каждую группу.