Файл: Учебное пособие соответствует фгос во по специальности 23. 05. 04 Эксплуатация железных дорог.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 502
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
2. ТЕРМИНАЛЬНО-ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ЦЕНТРЫ
2.1. Инфраструктура терминально-логистических центров
2.2. Классификация терминально-логистических центров
3. СКЛАДСКИЕ КОМПЛЕКСЫ. ЛОГИСТИКА СКЛАДИРОВАНИЯ
3.1. Роль складов в логистических системах
3.2. Классификация складов и особенности складских объектов разных типов
3.3. Основные функции складов в логистической системе
3.4. Устройство современного склада как технической системы
3.6. Обработка грузов на складе
3.7. Проектирование технического оснащения склада
4. УСТРОЙСТВО И ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ КОНТЕЙНЕРНЫХ ТЕРМИНАЛОВ
4.1. Основные функции контейнерных терминалов
4.2. Характеристика терминала как объекта в логистической цепи
4.3. Оборудование контейнерных терминалов
4.4. Схемы терминальных операций с контейнерами
4.5. Проектирование контейнерных терминалов
5. ВОЗМОЖНЫЕ ВАРИАНТЫ КОМПОНОВКИ ТЕРМИНАЛЬНО-ЛОГИСТИЧЕСКИХ ЦЕНТРОВ
5.1. Типовые технологические решения терминально-логистических центров
5.2. Критерии выбора мест расположения терминально-логистических центров
5.3. Структурно-планировочные требования к инфраструктуре терминально-логистических центров
5.5. Интегрированная таможенная инфраструктура
5.6. Современные таможенные технологии
5.8. Экономическая эффективность создания терминально-логистических центров
Зона хранения скоропортящихся грузов на складах делится на отдельные участки – камеры для различных категорий грузов: охлажденных, мороженых, быстрозамороженных. Для эффективного применения современных средств механизации и складирования скоропортящихся грузов не рекомендуется эти камеры делать слишком маленькими. Размещение одинаковых грузов с одними и теми же условиями хранения в разных небольших камерах (кладовых) нецелесообразно.
Основные принципы и методология создания холодильных складов не отличаются от методов создания современных механизированных и автоматизированых складов других типов. Отличие этих складов состоит в создании и поддержании требующихся температурных режимов, что приводит к усложнению и удорожанию складских зданий, оснащению складов специальным холодильным оборудованием, применению складского и подъемно-транспортного оборудования, не боящегося низких отрицательных температур.
Пол, стены и кровля холодильных складов делают многослойными, со слоями теплоизоляционных материалов, так чтобы защитить внутренние помещения складов от всех возможных теплопритоков и сократить расходы на создание внутри хранилищ требующихся низких температур.
Холодильные склады могут отличаться по способам создания и поддержания низкой температуры (с помощью холодильного механического оборудования, льдосоляных смесей, неохлаждаемых холодильников-термосов). В ряде случаев при хранении плодов и овощей применяют специальную технологию заполнения холодильных камер регулируемой газовой средой, которая представляет собой смесь углекислого газа (5 %), азота (82 %) и кислорода (13 %). Это позволяет поддерживать стабильный температурно-влажностный режим в зоне хранения и определенный состав воздуха, окружающего хранящиеся продукты, и таким образом способствует лучшему сохранению грузов в течение более длительного времени.
2.3. Системный подход к формированию сети
терминально-логистических центров
на территории Российской Федерации
Системный подход к формированию сети ТЛЦ на территории РФ предусматривает применение следующих основных решений [1].
-
Многоуровневая функциональная структура объектов (железнодорожный порт, ТЛЦ, сателлит).
Сетевой принцип формирования современного терминально-логистического комплекса предполагает наличие определенной иерархии и специфики функционального назначения для каждого из типов объектов сети.
2. Организация регулярного контейнерного и контрейлерного сообщения по пассажирскому принципу (линейный сервис) предусматривает:
-
формирование полигона курсирования регулярных поездов; -
создание расписания движения (включая терминальную обработку) по выделенным «ниткам» графика вне зависимости от наличия заявок на перевозку; -
замещение сортировочной работы терминальной переработкой грузов; -
обработку грузового поезда на терминале без разрыва состава за фиксированный интервал времени; -
свободный доступ клиентов к продаже услуг посредством использования открытых информационных систем.
3. Интегрированная таможенная инфраструктура предполагает наличие центров таможенного оформления грузов (таможенный пост, СВХ и проч.) в составе функциональных объектов ТЛЦ. Это позволит централизовать экспортно-импортные грузопотоки в транспортных узлах и сконцентрировать все виды таможенной деятельности в месте, удобном для клиента.
4. Осуществление единой технической, технологической, тарифной и инвестиционной политики при реализации проекта является важным условием формирования эффективной логистической системы и позволяет стандартизировать технологические процессы и номенклатуру услуг, унифицировать оборудование, обеспечить «прозрачность» ценообразования, включая расчет «сквозных» тарифов,
применять современные инвестиционные механизмы, в том числе государственно-частное партнерство (ГЧП) и т. п.
5. Единое информационное поле – наличие интегрированной системы информационного обеспечения – является важным условием деятельности сети ТЛЦ не только как единого технологического комплекса, но и каждого из его звеньев с точки зрения оперативно-диспетчерского управления, взаимодействия процессов, определения оптимальных цепей поставок, оказания клиентам максимально возможного объема информационно-консультационных услуг и проч.
6. Наличие дистрибуционных мощностей в составе объектов ТЛЦ позволит создать условия для существенного расширения спектра предоставляемых услуг, в том числе с добавленной стоимостью, в сегменте хранения и распределения грузов с учетом ощутимого недостатка (особенно в регионах РФ) качественной коммерческой недвижимости, обеспеченной соответствующей автодорожной и железнодорожной инфраструктурой.
7. Размещение индустриальных мощностей, формирование индустриально-логистических парков и др. на базе инфраструктуры ТЛЦ создает взаимную заинтересованность в эффективной деятельности производителей промышленной продукции и операторов логистического рынка. Для производителей – снижение издержек на основе оптимизации транспортных технологий, цепей поставок, товарных запасов, структуры производственных фондов и проч., для логистических операторов – использование эффекта масштаба при концентрации транспортных потоков в местах их массовой генерации и погашения, широкие возможности по оказанию услуг с добавленной стоимостью.
Совокупность и взаимодействие указанных решений, сконцентрированных в пределах сети ТЛЦ, создающих благоприятную среду для организации большого числа логистических бизнес-процессов, определяют синергетический эффект.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
-
Что понимается под современным терминально-логистическим центром? -
Дайте определение понятия «железнодорожный порт». -
Какова роль железнодорожного порта среди различных транспортных систем? Перечислите основные функции железнодорожных портов. -
Какие преимущества получают транспортные системы от использования железнодорожных портов? Назовите обязательное условие эффективности технологии железнодорожных портов. -
Перечислите основные функциональные характеристики железнодорожных портов. -
Дайте определение понятия «терминально-логистический центр». Каковы основные задачи терминально-логистических центров? -
Назовите основные функциональные характеристики терминально-логистических центров. -
Что означает термин «сателлит»? Перечислите основные задачи и функциональные характеристики сателлитов. -
Опишите технологию взаимодействия терминально-логистического центра и сателлита в мультимодальных перевозках. -
Дайте определение понятия «сухой порт». Какие основные задачи решает применение «сухого порта»? -
Что понимается под технологией «терминал–припортовая станция– порт»? -
Что означает понятие «магистрально-фидерная система движения поездов»? Какие преимущества дает магистрально-фидерная система для железной дороги? -
Что такое распределительный терминал? -
Для чего предназначены холодильные склады? Назовите типы холодильных складов. -
Что означает сетевой принцип формирования современного терминально-логистического комплекса? -
Перечислите факторы системного подхода к формированию сети ТЛЦ на территории РФ.
Рекомендуемая литература: [1, 8].
3. СКЛАДСКИЕ КОМПЛЕКСЫ. ЛОГИСТИКА СКЛАДИРОВАНИЯ
3.1. Роль складов в логистических системах
Весьма распространенно мнение, что склады нужны для хранения грузов. Но на складах не создаются новые материальные ценности, дополнительная потребительская стоимость, поэтому хранение как самоцель не приносит никакой пользы. И все же склады имеются и широко распространены во всех отраслях экономики, на транспорте, в оптовой и розничной торговле.
В процессе развития общественного производства под складом первоначально подразумевалось просто свободное место, где грузы можно было каким-либо образом «складывать» по произвольной технологии. Такое представление о складах как просто о свободных площадях в значительной степени оставалось и до самого последнего времени. На сегодняшний день большая часть старых складских помещений, не приспособленных для применения современных средств механизации, сохранилась.
Современный склад – это технически сложное оснащенное сооружение, которое включает взаимосвязанные элементы, имеет соответствующую структуру и выполняет ряд функций по изменению материальных потоков, а также сбору, переработке и распределению грузов между потребителями.
Склад всегда взаимодействует, по меньшей мере, с двумя видами транспорта:
-
с транспортом прибытия, который доставляет грузы на склад; -
транспортом отправления, который забирает грузы со склада и доставляет их потребителям.
В результате переработки грузов на складе, в зависимости от его типа и назначения, могут меняться следующие параметры грузопотоков:
-
размеры транспортных партий грузов; -
число наименований грузов в транспортных партиях; -
характер и параметры грузовых транспортных единиц; -
характер и параметры транспортной тары и упаковки грузов; -
время отправления транспортной партии и время ее прибытия на склад (разница этих моментов времени представляет собой срок хранения грузов на складе), т. е. изменяется временной параметр грузопотока в результате хранения и переработки его на складе.
Указанные изменения параметров грузопотоков осуществляются на складах для того, чтобы грузы в последующем наиболее отвечали требованиям рынка потребления этих товаров или для наиболее эффективного их дальнейшего транспортирования (при перегрузках грузов с одного вида транспорта на другой в мультимодальных перевозках). Потребителям наиболее удобно получать грузы мелкими партиями. Вместе с тем для магистрального транспорта выгодно укрупнять грузовые транспортные единицы и транспортные партии, поскольку это удешевляет перевозки.