Файл: Учебное пособие соответствует фгос во по специальности 23. 05. 04 Эксплуатация железных дорог.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 489

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ

2. ТЕРМИНАЛЬНО-ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ЦЕНТРЫ

2.1. Инфраструктура терминально-логистических центров

2.2. Классификация терминально-логистических центров

2.3. Системный подход к формированию сети терминально-логистических центров на территории Российской Федерации

3. СКЛАДСКИЕ КОМПЛЕКСЫ. ЛОГИСТИКА СКЛАДИРОВАНИЯ

3.1. Роль складов в логистических системах

3.2. Классификация складов и особенности складских объектов разных типов

3.3. Основные функции складов в логистической системе

3.4. Устройство современного склада как технической системы

3.5. Проектирование внутрискладского технологического процесса 3.5.1. Планировка складских помещений Планировка складских помещений зависит от ориентации склада либо на хранение, либо на распределение. При выборе варианта планировки складских помещений приходится искать компромисс между пространством, количеством рабочей силы и степенью механизации. Большая площадь не всегда преимущество, поскольку увеличиваются расстояния, которые должны преодолевать работники при перемещении товаров. Ограничение пространства также ведет к неэффективности. Прежде чем выбрать вариант планировки склада, тщательно изучают все характеристики товара, подлежащего хранению, – физические свойства, объем и регулярность перемещения, частоту отбора, скорость реализации [7].Современное складское хозяйство включает: сооружения для обеспечения сохранности товаров – здания, навесы, стоянки для хранения самоходной техники, резервуары и т. д.; сооружения для разгрузки и погрузки – рампы, дебаркадеры, отстойники, эстакады; подъемно-транспортное оборудование; емкости для размещения товаров при хранении – стеллажи, бункеры, резервуары, закрома и т. д.; устройства и оборудование для перемещения, пакетирования, штабелирования, укладки и хранения товаров, а также для подготовки их к отгрузке; весовые и измерительные устройства; противопожарные средства; охранную сигнализацию, запоры и другие устройства; разупаковочное и упаковочное оборудование; маркировочные средства; компьютерную систему для управления движением товаров, учета, контроля, регулирования запасов. Складские помещения должны обеспечивать:– невозможность доступа посторонних лиц;– невозможность извлечения товаров и служебной техники, хранящихся на складе, без вскрытия штатных дверей и ворот;– поддержание соответствующего температурного режима и других условий хранения с целью сохранности всех характеристик товаров и транспортных средств, кроме естественного износа.Общетоварным складам необходимы помещения: основного назначения; вспомогательные; технические; административные; бытовые. Во вспо­могательных помещениях хранят тару, упаковку, поддоны, размеща­ют кладовые хозяйственных материалов и инвентаря, ремонтные мастерские и т. д. Техническими называют помещения машинных отделений, вентиляционные камеры, котельные, подзарядочные аккумуляторные станции и т. д. В административных помещениях располагают кабинеты служащих, компьютерный центр, офисы для приема посетителей и т. п. Помещения для работы сотрудников на складе или вблизи него из расчета не менее 12–14 м2 на одного сотрудника должны отвечать санитарно-техническим требованиям и быть оборудованы: системой и средствами связи (телефон, факсимильный аппарат); оргтехникой (компьютеры, принтеры, модем, копировальный аппарат и т. д.); мебелью (столы, стулья, шкафы, полки); сейфом для хранения документов. В помещениях основного назначения выделяются следующие зоны: разгрузки; приемки товаров по количеству и качеству; хранения; комплектования заказов для отправки; упаковки; погрузки. Эти зоны обычно связаны между собой проходами и проездами. Зона разгрузки примыкает к зоне приемки товаров по количеству и качеству. Зона хранения занимает основную часть площади склада. К зоне хранения примыкают зоны комплектования и упаковки товаров. В свою очередь, зона комплектования заказов обычно находится рядом с зоной отгрузки. На крупных складах зону разгрузки делают отдельно от зоны отгрузки. На средних и мелких складах эти зоны часто объединяют, если поступление и отгрузку товаров можно разделить во времени. Склады должны быть оборудованы санитарно-бытовыми помещениями. Бытовые помещения включают места отдыха и приема пищи, раздевалки, душевые, санитарные узлы и др.Склады легковоспламеняющихся материалов, а также горючих жидкостей (масла, краски, растворители и т. п.) размещают преимущественно в отдельно стоящих зданиях.Все помещения должны располагаться с учетом поточности, максимального сокращения путей движения товаров от места их приемки до места выдачи, отсутствия встречных и пересекающихся потоков товаров и тары, персонала и получателей. Помещения для приема, хранения, подготовки товаров к отгрузке или выдаче должны иметь между собой технологическую связь.Двери, соединяющие разгрузочную платформу с помещениями для приема, хранения и подготовки товаров к отгрузке или выдаче либо с другими помещениями, должны быть шириной от 1,6 до 2,2 м и высотой не менее 2,3 м. Двери помещений для приема и хранения товаров и подсобных помещений должны быть двупольными шириной не менее 1,3 м и высотой не менее 2,3 м. Для приема овощей и хлеба предусматриваются отдельные двери или люки непосредственно в помещения для хранения товаров. Ширина коридоров в помещениях для хранения и подготовки товаров к выдаче или отгрузке должна быть 1,62,7 м – в зависимости от объемов грузопотоков и использования электрифицированного транспорта.Выбор этажности склада осуществляют исходя из затрат на строительство, которые уменьшаются по кубической зависимости от высоты здания, и затрат на складское оборудование, которые, наоборот, увеличиваются с высотой склада.Удобный склад имеет приемочную погрузочную платформу на одном конце и отгрузочную платформу – на другом, а между ними перемещаются товары. В альтернативном варианте используют одну платформу, на которой утром разгружают товары, а после обеда с нее отгружают товары. Это уменьшает площадь, выделяемую для погрузочных работ, но требует, чтобы перевозчики увозили и привозили товары в согласованное время.Структура системы складирования строится по иерархическому принципу: подсистема – блок (модуль) – элемент (операция).Технико-экономическую подсистему образуют модули и элементы, характеризующие технические и технологические параметры зданий и сооружений склада, состав подъемно-транспортного оборудования (выбираемого на основе характеристик складского грузопотока), видов товароносителей и т. п. Можно выделить следующие основные модули: • складируемую грузовую единицу;• подъемно-транспортное оборудование.Функциональную подсистему образуют такие блоки, как вид складирования, определяющий пространственное размещение и положение грузов, а также компоновку основных рабочих зон; комиссионирование, связанное с комплектацией грузов и подготовкой их в соответствии с требованиями клиентов; управление перемещением грузов.Поддерживающая подсистема включает модули, обеспечивающие эффективное функционирование всего складского хозяйства, прежде всего информационно-компьютерный модуль (автоматизация учета, наличия, движения и управления запасами товаров и других функций), организационно-правовое обеспечение, связанное со структурой управления складом и нормативно-методической документацией [12].Отношения между подсистемами, модулями и элементами образуют структуру системы складирования. Выбор структуры зависит от множества факторов и функций склада, его места в логистической системе, номенклатуры грузов, а также от задач, для решения которых и создается система складирования.Зона хранения – часть склада с оборудованием, предназначенным для хранения грузов [7]. Вместимость зоны зависит не только от размеров складируемых здесь грузов, но и от выбранного способа хранения – на полу, на стеллажах, вешалах, в поддонах, контейнерах и т. д. Правильный выбор оборудования для хранения и обработки грузов позволяет оптимально использовать пространство этой зоны.При проектировании зоны хранения:– моделируют структуры склада, зон и мест хранения, стеллажей, проходов с помощью графического интерфейса;– используют информацию топологического модуля в оптимизационных алгоритмах системы (размещение товара, заполнение ячеек хранения, пополнение зон отбора);– используют информацию топологического модуля для графического отображения состояния склада;– выбирают типы и модели оборудования для хранения на основе расчетов необходимой емкости склада, количества ячеек и т. д.;– выбирают типы и модели оборудования для перемещения грузов на основе расчетов грузооборота, маршрутов, высоты и т. д.;– выбирают типы и модели оборудования для создания необходимых условий труда и сохранности товаров.Чтобы сделать работу укладчиков и комплектовщиков менее утомительной, зону хранения делят на эргономичные технологические участки.Чтобы минимизировать время выполнения заказа для комплектовщиков заказа, на складе товары располагают таким образом, что большинство «ходовых» товаров находится в самом легкодоступном месте для комплектовщиков заказа. Менее популярные товары располагают на менее доступных полках.Выбор оптимальной системы хранения зависит от правильности постановки задач для склада и формулирования приоритетов его функционирования.Бесстеллажный тип зон хранения применяют, если: на складе хранится крупный однотипный груз или груз, который штабелируют в несколько ярусов; имеется достаточная площадь; нет средств на оснащение; работать на складе может дешевая техника.Широкопроходный тип зон хранения – межстеллажные проезды 3

3.6. Обработка грузов на складе

3.7. Проектирование технического оснащения склада

4. УСТРОЙСТВО И ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ КОНТЕЙНЕРНЫХ ТЕРМИНАЛОВ

4.1. Основные функции контейнерных терминалов

4.2. Характеристика терминала как объекта в логистической цепи

4.3. Оборудование контейнерных терминалов

4.4. Схемы терминальных операций с контейнерами

4.5. Проектирование контейнерных терминалов

5. ВОЗМОЖНЫЕ ВАРИАНТЫ КОМПОНОВКИ ТЕРМИНАЛЬНО-ЛОГИСТИЧЕСКИХ ЦЕНТРОВ

5.1. Типовые технологические решения терминально-логистических центров

5.2. Критерии выбора мест расположения терминально-логистических центров

5.3. Структурно-планировочные требования к инфраструктуре терминально-логистических центров

5.4. Функционально-организационные характеристики терминально-логистических комплексов и их элементов

5.5. Интегрированная таможенная инфраструктура

5.6. Современные таможенные технологии

5.7. Корпоративная интегрированная системаинформационного обеспечения деятельности терминально-логистических центров

5.8. Экономическая эффективность создания терминально-логистических центров

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК



Манипулятор – это управляемое устройство (машина), которое оснащено рабочим органом для выполнения двигательных функций, аналогичных функциям руки человека при перемещении объектов в пространстве. Манипулятор перемещает предметы (грузы) в любую точку рабочей зоны (в том числе в недоступной для человека среде) или выполняет действия, требующие больших физических усилий, осторожности или скорости.

Манипуляторы оснащены захватными устройствами, которые обеспечивают захват и удержание объектов манипулирования (грузы, изделия). Захватные устройства подразделяются:

  • на механические;

  • электромагнитные;

  • вакуумные;

  • комбинированные.

Захватные устройства также бывают:

  • чувственными;

  • нечувственными.

К элементам, обеспечивающим чувственность, относятся различные датчики, которые определяют состояние окружающей среды, местонахождение объекта и его конфигурацию, габаритные размеры, цвет. Это тактильные, локационные, телевизионные и другие устройства. В качестве датчиков используются световоды и светорезисторы, концевые и путевые выключатели, бесконтактное реле, тер­мосопротивления, термоконтакты и т. д.

Выбор оборудования, участвующего в обслуживании материальных по­токов, проходящих через склад, зависит от следующих основных факторов:

  • характера грузовой единицы (масса, размер, специфические особен­ности товара, условия хранения и т. д.) и ее товароносителя;

  • грузооборота склада;

  • оборачиваемости груза;

  • конструктивных особенностей здания (высота, этажность и т. д.);

  • вида и размеров технологического оборудования;

  • особенностей транспортных средств, обеспечивающих доставку груза на склад и со склада и т. д.

В то же время при выборе подъемно-транспортных машин и механизмов необходимо учитывать и предъявляемые к ним технико-эксплуа­та­ционные требования:

  • машины и механизмы должны обладать эксплуатационной надежнос­тью, иметь необходимую прочность и устойчивость, высокий коэффициент полезного действия (кпд), быть безопасными при обслуживании, иметь собственный вес, соответ­ствующий особенностям конструкции склада (этажность, нагрузка на пол и т. д.);

  • производительная мощность машин и механизмов должна соответствовать условиям работ и пропускной способности склада;

  • грузоподъемность оборудования должна превышать максимальную массу перерабатываемого груза на складе. При этом необходимо учи­тывать возможные изменения грузоподъемности подъемно-транс­порт­­ного оборудования (ПТО) с увеличением высоты подъема груза;

  • машины для погрузочно-разгрузочных работ по возможности должны быть однотипными, а лучше всего – универсальными по функциональному назначению, что позволит существенно сократить общий парк ПТО или поддерживать их взаимозаменяемость;

  • вид и размеры рабочих органов, а также характеристики самого оборудования должны выбираться исходя из особенностей перерабатываемого груза;

  • при выборе машин необходимо исходить из энергетических возможностей склада, экономической целесообразности, технологической необходимости и экологических требований. В закрытых помещениях целесообразно использовать машины с электроприводом и т. д.



КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Что включает понятие «современный склад»?

2. Какие параметры грузопотока преобразуются на складе для наиболее эффективного использования грузов?

3. Какие элементы включает система хранения и переработки груза? Перечислите основные задачи логистической системы хранения и переработки грузопотока.

4. Какие виды материального потока существуют в складской системе? Назовите две форма внутреннего потока.

5. Каково назначение производственных складов? Какие типы складов относятся к производственным складам?

6. Какие бывают склады в зависимости от технической оснащенности и технологии переработки грузов?

7. Дайте определение понятия«мощность склада».

8. На какие группы делятся склады по версии кампании Knight Frank?

9. Что означает понятие «таможенный склад»?

10. Что такое унитизация партии отгрузки?

11. Какие объекты и технические устройства включает современное складское хозяйство?

12. Какие принципы включает структура системы складирования?

13. Что такое зона хранения? Перечислите типы зон хранения на складе.

14. Что должен обеспечивать правильно организованный технологичес­кий процесс работы склада?

15. Для чего необходимо разрабатывать карты технологического процесса и технологические графики?

16. Какие существуют рабочие зоны на складах оптовой торговли?

17. Дайте определение понятия «комиссионирование»?

18. Какие методы отборки товаров применяются?

19. Что такое экспедиция предприятия? Что входит в задачи экспедиции?

20. Дайте определение понятия «стеллаж»? Назовите преимущества стеллажного способа хранения.

21. Что такое упаковка, тара, европаллета?

22. Какие условия нужно учитывать при выборе оборудования?

23. Что означает понятие «гибкий складской модуль»?

24. Что такое транспортный робот, манипулятор?
Рекомендуемая литература: [2, 3, 6–13].




4. УСТРОЙСТВО И ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ
КОНТЕЙНЕРНЫХ ТЕРМИНАЛОВ

4.1. Основные функции контейнерных терминалов


Эффективность и качество контейнерных грузоперевозок определяются успешностью прохождения всех этапов логистического бизнес-процесса. Скорость перемещения транспортных средств, качество и оперативность погрузоразгрузочных работ, быстрота оформления сопутствующих, в том числе, таможенных документов – все это в равной степени влияет на своевременность доставки контейнерных грузов получателю. Стремясь обеспечить высокий уровень обслуживания грузоотправителей, транспортно-экспедиторские компании все больше внимания уделяют качеству терминально-логистической обработки грузов.

Контейнерный терминал (container terminal) – это комплекс сооружений и технических устройств, организационно взаимоувязанных и предназначенных для выполнения логистических операций, связанных с приемом, перегрузкой, хранением, сортировкой контейнеров, а также коммерческо-информационным обслуживанием грузоотправителей, грузополучателей, перевозчиков [8].

Контейнерный терминал – это еще и необходимое соединительное звено для обеспечения взаимодействия различных видов транспорта при мультимодальных перевозках. Морские, автомобильные и железнодорожные контейнерные перевозки, как правило, дополняют друг друга, образуя единую логистическую цепочку. Контейнеры, прибывшие по железной дороге на станцию назначения, в большинстве случаев после перевалки на терминале продолжают свой путь «до двери» грузополучателя на большегрузном автомобиле.

Основные функции контейнерных терминалов – приемка и отправка контейнеров, осмотр целостности оборудования, погрузоразгрузочные работы, загрузка порожних контейнеров, хранение груженых и порожних контейнеров, в том числе специализированных. Многопрофильные железнодорожные терминалы выполняют работы по формированию и приему контейнерных поездов. Производятся ответственные работы по перемещению тяжеловесных и негабаритных грузов с последующей их загрузкой в контейнеры-платформы Flatrack и Open Top (с открытым верхом). Кроме проведения погрузоразгрузочных работ, грузоотправителям и владельцам контейнеров оказываются сопутствующие услуги по грузопереработке: консолидация и деконсолидация
, обрешечивание грузов, упаковка и переупаковка перед загрузкой, опломбирование и маркировка контейнеров, взвешивание, оформление таможенных документов при международных контейнерных грузоперевозках. К сопутствующим относят также работы по ремонту, очистке и дезинфекции устройств, промывочно-пропарочные услуги, а также отслеживание в режиме реального времени местоположения и состояния контейнеров, находящихся на территории терминала.

Контейнерный терминал, соответствующий всем требованиям сегодняшнего дня, – это сложное высокотехнологичное многопрофильное предприятие, способное качественно и оперативно производить обработку все возрастающих контейнерных грузопотоков.

4.2. Характеристика терминала как объекта в логистической цепи

4.2.1. Технологические операции на контейнерном терминале


Основная функция контейнерных терминалов как транспортных узлов, связывающих в единую логистическую цепочку морские, автомобильные и железнодорожные контейнерные перевозки, – наиболее эффективная организация перевалки контейнеров. Сеть автомобильных дорог на территории терминала позволяет без промедлений загружать прибывшие морем контейнеры на автомобильные платформы для дальнейшей транспортировки. Организовать эффективную деятельность такого сложного производственного механизма, каким является пункт перевалки контейнеров в морском порту, невозможно без применения
IT-технологий и современных средств связи.

Бесперебойная и эффективная работа транспортного узла как пункта сопряжения морского, автомобильного и железнодорожного транспорта всецело зависит от слаженности действий подразделений различных транспортных отраслей. Эффективность взаимодействия во многом определяется скоростью передачи и полнотой передаваемой информации. Технология взаимодействия всех участников бизнес-процесса должна быть строго регламентирована и отлажена с учетом всех возможных ситуаций, в том числе чрезвычайных.

Крупные контейнерные терминалы располагают обширным парком причальных перегружателей, стреловых и козловых кранов, рельсовых и на пневмоходу; мостовыми перегружателями, автопогрузчиками, автоконтейнеровозами, рич-стакерами и прочими подъемно-транспортными машинами, оборудовнными спредерами для захвата контейнеров. Пункт перевалки контейнерных грузов – это еще и железнодорожные и подкрановые пути, подъездные автомобильные дороги, инженерные сети, ремонтная база, площадки для хранения контейнеров с ячейками для рефрижераторов и возможностью подключения к электросети.