Файл: Учебное пособие соответствует фгос во по специальности 23. 05. 04 Эксплуатация железных дорог.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 508

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ

2. ТЕРМИНАЛЬНО-ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ЦЕНТРЫ

2.1. Инфраструктура терминально-логистических центров

2.2. Классификация терминально-логистических центров

2.3. Системный подход к формированию сети терминально-логистических центров на территории Российской Федерации

3. СКЛАДСКИЕ КОМПЛЕКСЫ. ЛОГИСТИКА СКЛАДИРОВАНИЯ

3.1. Роль складов в логистических системах

3.2. Классификация складов и особенности складских объектов разных типов

3.3. Основные функции складов в логистической системе

3.4. Устройство современного склада как технической системы

3.5. Проектирование внутрискладского технологического процесса 3.5.1. Планировка складских помещений Планировка складских помещений зависит от ориентации склада либо на хранение, либо на распределение. При выборе варианта планировки складских помещений приходится искать компромисс между пространством, количеством рабочей силы и степенью механизации. Большая площадь не всегда преимущество, поскольку увеличиваются расстояния, которые должны преодолевать работники при перемещении товаров. Ограничение пространства также ведет к неэффективности. Прежде чем выбрать вариант планировки склада, тщательно изучают все характеристики товара, подлежащего хранению, – физические свойства, объем и регулярность перемещения, частоту отбора, скорость реализации [7].Современное складское хозяйство включает: сооружения для обеспечения сохранности товаров – здания, навесы, стоянки для хранения самоходной техники, резервуары и т. д.; сооружения для разгрузки и погрузки – рампы, дебаркадеры, отстойники, эстакады; подъемно-транспортное оборудование; емкости для размещения товаров при хранении – стеллажи, бункеры, резервуары, закрома и т. д.; устройства и оборудование для перемещения, пакетирования, штабелирования, укладки и хранения товаров, а также для подготовки их к отгрузке; весовые и измерительные устройства; противопожарные средства; охранную сигнализацию, запоры и другие устройства; разупаковочное и упаковочное оборудование; маркировочные средства; компьютерную систему для управления движением товаров, учета, контроля, регулирования запасов. Складские помещения должны обеспечивать:– невозможность доступа посторонних лиц;– невозможность извлечения товаров и служебной техники, хранящихся на складе, без вскрытия штатных дверей и ворот;– поддержание соответствующего температурного режима и других условий хранения с целью сохранности всех характеристик товаров и транспортных средств, кроме естественного износа.Общетоварным складам необходимы помещения: основного назначения; вспомогательные; технические; административные; бытовые. Во вспо­могательных помещениях хранят тару, упаковку, поддоны, размеща­ют кладовые хозяйственных материалов и инвентаря, ремонтные мастерские и т. д. Техническими называют помещения машинных отделений, вентиляционные камеры, котельные, подзарядочные аккумуляторные станции и т. д. В административных помещениях располагают кабинеты служащих, компьютерный центр, офисы для приема посетителей и т. п. Помещения для работы сотрудников на складе или вблизи него из расчета не менее 12–14 м2 на одного сотрудника должны отвечать санитарно-техническим требованиям и быть оборудованы: системой и средствами связи (телефон, факсимильный аппарат); оргтехникой (компьютеры, принтеры, модем, копировальный аппарат и т. д.); мебелью (столы, стулья, шкафы, полки); сейфом для хранения документов. В помещениях основного назначения выделяются следующие зоны: разгрузки; приемки товаров по количеству и качеству; хранения; комплектования заказов для отправки; упаковки; погрузки. Эти зоны обычно связаны между собой проходами и проездами. Зона разгрузки примыкает к зоне приемки товаров по количеству и качеству. Зона хранения занимает основную часть площади склада. К зоне хранения примыкают зоны комплектования и упаковки товаров. В свою очередь, зона комплектования заказов обычно находится рядом с зоной отгрузки. На крупных складах зону разгрузки делают отдельно от зоны отгрузки. На средних и мелких складах эти зоны часто объединяют, если поступление и отгрузку товаров можно разделить во времени. Склады должны быть оборудованы санитарно-бытовыми помещениями. Бытовые помещения включают места отдыха и приема пищи, раздевалки, душевые, санитарные узлы и др.Склады легковоспламеняющихся материалов, а также горючих жидкостей (масла, краски, растворители и т. п.) размещают преимущественно в отдельно стоящих зданиях.Все помещения должны располагаться с учетом поточности, максимального сокращения путей движения товаров от места их приемки до места выдачи, отсутствия встречных и пересекающихся потоков товаров и тары, персонала и получателей. Помещения для приема, хранения, подготовки товаров к отгрузке или выдаче должны иметь между собой технологическую связь.Двери, соединяющие разгрузочную платформу с помещениями для приема, хранения и подготовки товаров к отгрузке или выдаче либо с другими помещениями, должны быть шириной от 1,6 до 2,2 м и высотой не менее 2,3 м. Двери помещений для приема и хранения товаров и подсобных помещений должны быть двупольными шириной не менее 1,3 м и высотой не менее 2,3 м. Для приема овощей и хлеба предусматриваются отдельные двери или люки непосредственно в помещения для хранения товаров. Ширина коридоров в помещениях для хранения и подготовки товаров к выдаче или отгрузке должна быть 1,62,7 м – в зависимости от объемов грузопотоков и использования электрифицированного транспорта.Выбор этажности склада осуществляют исходя из затрат на строительство, которые уменьшаются по кубической зависимости от высоты здания, и затрат на складское оборудование, которые, наоборот, увеличиваются с высотой склада.Удобный склад имеет приемочную погрузочную платформу на одном конце и отгрузочную платформу – на другом, а между ними перемещаются товары. В альтернативном варианте используют одну платформу, на которой утром разгружают товары, а после обеда с нее отгружают товары. Это уменьшает площадь, выделяемую для погрузочных работ, но требует, чтобы перевозчики увозили и привозили товары в согласованное время.Структура системы складирования строится по иерархическому принципу: подсистема – блок (модуль) – элемент (операция).Технико-экономическую подсистему образуют модули и элементы, характеризующие технические и технологические параметры зданий и сооружений склада, состав подъемно-транспортного оборудования (выбираемого на основе характеристик складского грузопотока), видов товароносителей и т. п. Можно выделить следующие основные модули: • складируемую грузовую единицу;• подъемно-транспортное оборудование.Функциональную подсистему образуют такие блоки, как вид складирования, определяющий пространственное размещение и положение грузов, а также компоновку основных рабочих зон; комиссионирование, связанное с комплектацией грузов и подготовкой их в соответствии с требованиями клиентов; управление перемещением грузов.Поддерживающая подсистема включает модули, обеспечивающие эффективное функционирование всего складского хозяйства, прежде всего информационно-компьютерный модуль (автоматизация учета, наличия, движения и управления запасами товаров и других функций), организационно-правовое обеспечение, связанное со структурой управления складом и нормативно-методической документацией [12].Отношения между подсистемами, модулями и элементами образуют структуру системы складирования. Выбор структуры зависит от множества факторов и функций склада, его места в логистической системе, номенклатуры грузов, а также от задач, для решения которых и создается система складирования.Зона хранения – часть склада с оборудованием, предназначенным для хранения грузов [7]. Вместимость зоны зависит не только от размеров складируемых здесь грузов, но и от выбранного способа хранения – на полу, на стеллажах, вешалах, в поддонах, контейнерах и т. д. Правильный выбор оборудования для хранения и обработки грузов позволяет оптимально использовать пространство этой зоны.При проектировании зоны хранения:– моделируют структуры склада, зон и мест хранения, стеллажей, проходов с помощью графического интерфейса;– используют информацию топологического модуля в оптимизационных алгоритмах системы (размещение товара, заполнение ячеек хранения, пополнение зон отбора);– используют информацию топологического модуля для графического отображения состояния склада;– выбирают типы и модели оборудования для хранения на основе расчетов необходимой емкости склада, количества ячеек и т. д.;– выбирают типы и модели оборудования для перемещения грузов на основе расчетов грузооборота, маршрутов, высоты и т. д.;– выбирают типы и модели оборудования для создания необходимых условий труда и сохранности товаров.Чтобы сделать работу укладчиков и комплектовщиков менее утомительной, зону хранения делят на эргономичные технологические участки.Чтобы минимизировать время выполнения заказа для комплектовщиков заказа, на складе товары располагают таким образом, что большинство «ходовых» товаров находится в самом легкодоступном месте для комплектовщиков заказа. Менее популярные товары располагают на менее доступных полках.Выбор оптимальной системы хранения зависит от правильности постановки задач для склада и формулирования приоритетов его функционирования.Бесстеллажный тип зон хранения применяют, если: на складе хранится крупный однотипный груз или груз, который штабелируют в несколько ярусов; имеется достаточная площадь; нет средств на оснащение; работать на складе может дешевая техника.Широкопроходный тип зон хранения – межстеллажные проезды 3

3.6. Обработка грузов на складе

3.7. Проектирование технического оснащения склада

4. УСТРОЙСТВО И ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ КОНТЕЙНЕРНЫХ ТЕРМИНАЛОВ

4.1. Основные функции контейнерных терминалов

4.2. Характеристика терминала как объекта в логистической цепи

4.3. Оборудование контейнерных терминалов

4.4. Схемы терминальных операций с контейнерами

4.5. Проектирование контейнерных терминалов

5. ВОЗМОЖНЫЕ ВАРИАНТЫ КОМПОНОВКИ ТЕРМИНАЛЬНО-ЛОГИСТИЧЕСКИХ ЦЕНТРОВ

5.1. Типовые технологические решения терминально-логистических центров

5.2. Критерии выбора мест расположения терминально-логистических центров

5.3. Структурно-планировочные требования к инфраструктуре терминально-логистических центров

5.4. Функционально-организационные характеристики терминально-логистических комплексов и их элементов

5.5. Интегрированная таможенная инфраструктура

5.6. Современные таможенные технологии

5.7. Корпоративная интегрированная системаинформационного обеспечения деятельности терминально-логистических центров

5.8. Экономическая эффективность создания терминально-логистических центров

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК



На контейнерном терминале могут выполняться следующие технологические операции с контейнерами и самими грузами.

 Разгрузка груженых и порожних контейнеров из транспортных средств морского, внутреннего водного, железнодорожного или автомобильного транспорта.

 Внутритерминальные (в том числе интермодальные) перемещения контейнеров с одних технологических участков на другие.

 Временное хранение груженых и порожних контейнеров на открытых складских площадках. Сроки хранения контейнеров на терминалах могут быть от 2–3 до 10–15 суток и более – в зависимости от типа терминала, видов транспорта и характера контейнеропотоков. Для хранения груженых и порожних контейнеров предусматриваются от­дельные складские площадки.

 Погрузка груженых и порожних контейнеров на транспортные средства различных видов транспорта (суда, железнодорожные платформы, автомобили).

 Сортировка контейнеров по направлениям дальнейшей транспортировки, регионам, грузополучателям и т. д.

 Перегрузка грузов из железнодорожных вагонов и автомобилей в контейнеры и в обратном направлении, а также из одних контейнеров в другие.

 Крепление контейнеров и грузов в транспортных средствах.

 Таможенный досмотр, в том числе с разгрузкой грузов из контейнеров и обратной загрузкой.

 Оформление транспортных документов на контейнеры и грузы.

 Оформление таможенных документов.

 Обмен информационными сообщениями с судоходными компания­ми и предприятиями смежных видов транспорта.

 Техническое освидетельствование транспортных средств, грузов, контейнеров, тары, подъемно-транспортных машин.

 Разнообразные виды контроля грузов государственными органами. Юридическое обеспечение мультимодальных перевозок.

 Техническое обслуживание и ремонт контейнеров, поддонов, подъемно-транспортных машин, устройств и сооружений терминала и т. д.

На железнодорожном транспорте контейнерные терминалы классифицируют:

– по характеру выполняемых работ (грузовые, грузосортировочные и сортировочные);

– функциям в плане формирования вагонов с контейнерами и расположению на полигоне дороги (входные – на входе контейнеропотока на дорогу и выходные – на выходе контейнеропотока с дороги);

– объемам переработки контейнеров (малые – со среднесуточной погрузкой до 10 вагонов с контейнерами в сутки; средние – с погрузкой 11–30 вагонов в сутки; крупные – с погрузкой 31–125 вагонов в сутки);


– типу перерабатываемых контейнеров (для среднетоннажных контейнеров, для крупнотоннажных контейнеров, комбинированные для обоих типов контейнеров);

– направлениям и характеру контейнеропотоков (только внутрироссийские или экспортно-импортные, с таможенным постом и складом временного хранения или без них);

– административному статусу (самостоятельные с собственной товарной конторой и не имеющие своей товарной конторы отдельно от станции, на которой они расположены).

На грузовых контейнерных терминалах оформляются перевозочные документы на местные контейнеры, принимаются к перевозке и выдаются контейнеры, доставляются автомобильным транспортом груженые контейнеры грузополучателям и порожние грузоотправителям под загрузку, доставляются груженые и порожние контейнеры автотранспортом на терминал, хранятся временно груженые и порожние контейнеры в ожидании отправки по железной дороге или вывоза автотранспортом, загружаются и разгружаются грузы из контейнеров.

На грузосортировочных контейнерных терминалах, кроме указанных операций, еще выполняются сортировка транзитных контейнеров по направлениям, их погрузка и выгрузка из вагонов и при необходимости – временное хранение.

На сортировочных контейнерных терминалах выполняются только переработка и временное хранение транзитных контейнеров.

На крупных контейнерных терминалах могут выполняться еще ремонт контейнеров и автомобилей, заправка топливом автомобилей дальнего следования.

Тип контейнерного терминала, его размеры и выполняемые функции устанавливаются при его проектировании на основании предварительно проведенных маркетинговых исследований экономики соответствующего региона, транспортного узла, характера грузополучателей и грузоотправителей и других факторов.

4.2.2. Автомобильные контейнерные терминалы


Автомобильные контейнерные терминалы аналогичны железнодорожным терминалам, но не имеют подъездных железнодорожных путей: поступление и отправка контейнеров осуществляются только автомобильным транспортом. Автомобильные контейнерные терминалы создают в тех пунктах контейнеропотоков, где требуется изменение

каких-либо параметров транспортных партий (например, перегрузка грузов из контейнеров, прибывших в автомобилях дальнего следования, в местный автотранспорт меньшей грузоподъемности, таможенная очистка грузов, прибывших из-за рубежа, и т. д.). Автомобильные контейнерные терминалы могут создаваться на магистральном автотранспорте, в пунктах взаимодействия его с морским, железнодорожным, водным, региональным автомобильным транспортом, при оптовых торговых предприятиях [8].

Некоторые схемы планировок железнодорожно-автомобильных контей­нер­ных терминалов, включающих крытые склады штучных грузов, показаны на рис. 4.1. Типовые компоновки терминалов составить очень трудно, так как в каждом случае они зависят от характера окружающей застройки, конфигурации береговой линии (для морских терминалов), подходов железнодорожного и автомобильного транспорта и т. д. Все эти факторы могут быть уникальны для каждого конкретного случая.

Рис. 4.1. Схемы основных компоновок железнодорожно-автомо­биль­ных грузовых терминалов: а – тупиковые параллельные; б – продольные линейные, в – проходные параллельные; г – продольные параллельные; д – боковые тупиковые; е – проходные

4.2.3. Морские контейнерные терминалы


Морские контейнерные терминалы создаются в портах и служат для перегрузки контейнеров с морского на сухопутные виды транспорта. Они выполняют функции по преобразованию контейнеропотоков, аналогичные функциям железнодорожно-автомобильных терминалов, и имеют в своем составе такие же технологические участки, что и сухопутные терминалы: хранения контейнеров, погрузки и разгрузки на железнодорожный и автомобильный транспорт, склады для перегрузки грузов из контейнеров и в контейнеры, таможенные посты и склады временного хранения и т. д.

Особенностями морских контейнерных терминалов являются: наличие специфических участков погрузки и разгрузки морских судов (причалов); расстояние между объектами терминала; расположение железнодорожных путей; крупные партии прибытия и отправления (до нескольких тысяч контейнеров); большая неравномерность перевозок и
неточная оценка времени прибытия судов; таможенное оформление всех грузов; большие размеры контейнеропотоков, переработка только крупнотоннажных контейнеров.

Некоторые компоновки морских контейнерных терминалов приведены на рис. 4.2–4.4.

Они отличаются набором и расположением разных технологических участков на площадке терминала, применяемым оборудованием и конфигурацией причальных устройств и сооружений. В принципе технология переработки контейнеров на морских и сухопутных терминалах аналогична.

Рис. 4.2. Схема морского терминала с мостовыми перегружателями на причале и поперечной компоновкой участков: 1 – участок погрузки-разгрузки судов; 2 – мостовые портальные краны-перегру­жатели; 3 – участок прямой перегрузки нерастаможенных контейнеров на железнодорожный транспорт; 4 – участок перегрузки контейнеров на внутритерминальный транспорт; 5 – участки хранения контейнеров; 6 – участок погрузки-выгрузки контейнеров с железнодорожного транспорта; 7 – участок таможенного досмотра контейнеров; 8 – участок погрузки-выгрузки контейнеров с автомобилей; 9 – крытый склад с участком загрузки-разгрузки грузов из контейнеров и хранения их под таможенным контролем


Рис. 4.3. Схема морского терминала с мостовыми перегружателями на причале, продольной компоновкой участков вдоль причала и расположением крытого склада на причале: 1–4 – аналогично рис. 4.3; 5 – участок погрузки-выгрузки грузов из автомобилей и контейнеров; 6 – крытый склад тарно-штучных грузов с участками загрузки-разгрузки грузов из контейнеров и хранения их под таможенным контролем; 7 – участок погрузки-выгрузки грузов из крытых вагонов; 8 – участок погрузки-выгрузки контейнеров с железнодорожного транспорта; 9 – участок погрузки-выгрузки контейнеров из автомобилей; 10 – участок хранения контейнеров; 11 – участок таможенного досмотра контейнеров

Рис. 4.4. Схема планировки морского контейнерного терминала
с пирсом и мобильными стреловыми кранами для разгрузки контейнеров с грузовых судов: 1 – акватория порта;
2 – стреловые мобильные краны; 3 – погрузочно-разгрузочный пирс; 4 – участок погрузки-разгрузки тарно-штучных грузов из автомобилей; 5 – крытый склад с участками хранения, загрузки грузов в контейнеры и таможенного досмотра; 6 – участок погрузки-разгрузки контейнеров с железнодорожного транспорта; 7 – участок хранения контейнеров; 8 – участок погрузки-разгрузки контейнеров
с автомобилей; 9 – участок таможенного досмотра контейнеров

Пока неизвестны случаи создания специальных терминалов для реф­рижераторных контейнеров. Обычно на терминалах выделяют отдельные участки для хранения рефрижераторных контейнеров, которые оснащаются стационарными сетями электроснабжения для холодильных агрегатов контейнеров на время хранения. Такое решение считается более выгодным по сравнению с выработкой электроэнергии авто­номными дизель-генераторами для каждого контейнера в отдельности.

Основная функция контейнерных терминалов как транспортных узлов, связывающих в единую логистическую цепочку морские, автомобильные и железнодорожные контейнерные перевозки – наиболее эффективная организация перевалки контейнеров. С помощью погрузораз­грузочных механизмов устройства перемещаются с железнодорожных платформ на площадки терминала и обратно. Сеть автомобильных дорог на территории терминала позволяет без промедлений загружать прибывшие морем контейнеры на автомобильные платформы для дальнейшей транспортировки. Организовать эффективную деятельность такого сложного производственного механизма, каким является пункт перевалки контейнеров в морском порту, невозможно без применения IT-тех­­­нологий и современных средств связи. Автоматизированные системы управления помогают оптимально спланировать и произвести перемещения, погрузку, выгрузку, отправку и доставку грузов контейнерами.

Важнейшими пунктами перевалки контейнеров в России являются Пер­вый контейнерный терминал в морском порту Санкт-Петербурга, Усть-Лужс­кий контейнерный терминал с пропускной способностью 2,85 млн ДФЭ, Логистика-Терминал (Шушары). В восточных морских воротах страны роль важнейших контейнерных узлов сопряжения выполняют Владивостокский контейнерный терминал с грузооборотом около 400 тыс. ДФЭ в год, Восточная стивидорная компания (пропускная способность 550 тыс. ДФЭ).

Контейнерные грузы, прибывающие в морские порты, транспортируются вглубь страны автомобильным (на малые и средние расстояния) и железнодорожным транспортом. Новое слово в организации сложных логистических цепочек – ускоренные контейнерные поезда, следующие от морских терминалов до важнейших транспортных узлов страны по твердому расписанию с повышенной скоростью.