Файл: Учебное пособие соответствует фгос во по специальности 23. 05. 04 Эксплуатация железных дорог.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 485

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ

2. ТЕРМИНАЛЬНО-ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ЦЕНТРЫ

2.1. Инфраструктура терминально-логистических центров

2.2. Классификация терминально-логистических центров

2.3. Системный подход к формированию сети терминально-логистических центров на территории Российской Федерации

3. СКЛАДСКИЕ КОМПЛЕКСЫ. ЛОГИСТИКА СКЛАДИРОВАНИЯ

3.1. Роль складов в логистических системах

3.2. Классификация складов и особенности складских объектов разных типов

3.3. Основные функции складов в логистической системе

3.4. Устройство современного склада как технической системы

3.5. Проектирование внутрискладского технологического процесса 3.5.1. Планировка складских помещений Планировка складских помещений зависит от ориентации склада либо на хранение, либо на распределение. При выборе варианта планировки складских помещений приходится искать компромисс между пространством, количеством рабочей силы и степенью механизации. Большая площадь не всегда преимущество, поскольку увеличиваются расстояния, которые должны преодолевать работники при перемещении товаров. Ограничение пространства также ведет к неэффективности. Прежде чем выбрать вариант планировки склада, тщательно изучают все характеристики товара, подлежащего хранению, – физические свойства, объем и регулярность перемещения, частоту отбора, скорость реализации [7].Современное складское хозяйство включает: сооружения для обеспечения сохранности товаров – здания, навесы, стоянки для хранения самоходной техники, резервуары и т. д.; сооружения для разгрузки и погрузки – рампы, дебаркадеры, отстойники, эстакады; подъемно-транспортное оборудование; емкости для размещения товаров при хранении – стеллажи, бункеры, резервуары, закрома и т. д.; устройства и оборудование для перемещения, пакетирования, штабелирования, укладки и хранения товаров, а также для подготовки их к отгрузке; весовые и измерительные устройства; противопожарные средства; охранную сигнализацию, запоры и другие устройства; разупаковочное и упаковочное оборудование; маркировочные средства; компьютерную систему для управления движением товаров, учета, контроля, регулирования запасов. Складские помещения должны обеспечивать:– невозможность доступа посторонних лиц;– невозможность извлечения товаров и служебной техники, хранящихся на складе, без вскрытия штатных дверей и ворот;– поддержание соответствующего температурного режима и других условий хранения с целью сохранности всех характеристик товаров и транспортных средств, кроме естественного износа.Общетоварным складам необходимы помещения: основного назначения; вспомогательные; технические; административные; бытовые. Во вспо­могательных помещениях хранят тару, упаковку, поддоны, размеща­ют кладовые хозяйственных материалов и инвентаря, ремонтные мастерские и т. д. Техническими называют помещения машинных отделений, вентиляционные камеры, котельные, подзарядочные аккумуляторные станции и т. д. В административных помещениях располагают кабинеты служащих, компьютерный центр, офисы для приема посетителей и т. п. Помещения для работы сотрудников на складе или вблизи него из расчета не менее 12–14 м2 на одного сотрудника должны отвечать санитарно-техническим требованиям и быть оборудованы: системой и средствами связи (телефон, факсимильный аппарат); оргтехникой (компьютеры, принтеры, модем, копировальный аппарат и т. д.); мебелью (столы, стулья, шкафы, полки); сейфом для хранения документов. В помещениях основного назначения выделяются следующие зоны: разгрузки; приемки товаров по количеству и качеству; хранения; комплектования заказов для отправки; упаковки; погрузки. Эти зоны обычно связаны между собой проходами и проездами. Зона разгрузки примыкает к зоне приемки товаров по количеству и качеству. Зона хранения занимает основную часть площади склада. К зоне хранения примыкают зоны комплектования и упаковки товаров. В свою очередь, зона комплектования заказов обычно находится рядом с зоной отгрузки. На крупных складах зону разгрузки делают отдельно от зоны отгрузки. На средних и мелких складах эти зоны часто объединяют, если поступление и отгрузку товаров можно разделить во времени. Склады должны быть оборудованы санитарно-бытовыми помещениями. Бытовые помещения включают места отдыха и приема пищи, раздевалки, душевые, санитарные узлы и др.Склады легковоспламеняющихся материалов, а также горючих жидкостей (масла, краски, растворители и т. п.) размещают преимущественно в отдельно стоящих зданиях.Все помещения должны располагаться с учетом поточности, максимального сокращения путей движения товаров от места их приемки до места выдачи, отсутствия встречных и пересекающихся потоков товаров и тары, персонала и получателей. Помещения для приема, хранения, подготовки товаров к отгрузке или выдаче должны иметь между собой технологическую связь.Двери, соединяющие разгрузочную платформу с помещениями для приема, хранения и подготовки товаров к отгрузке или выдаче либо с другими помещениями, должны быть шириной от 1,6 до 2,2 м и высотой не менее 2,3 м. Двери помещений для приема и хранения товаров и подсобных помещений должны быть двупольными шириной не менее 1,3 м и высотой не менее 2,3 м. Для приема овощей и хлеба предусматриваются отдельные двери или люки непосредственно в помещения для хранения товаров. Ширина коридоров в помещениях для хранения и подготовки товаров к выдаче или отгрузке должна быть 1,62,7 м – в зависимости от объемов грузопотоков и использования электрифицированного транспорта.Выбор этажности склада осуществляют исходя из затрат на строительство, которые уменьшаются по кубической зависимости от высоты здания, и затрат на складское оборудование, которые, наоборот, увеличиваются с высотой склада.Удобный склад имеет приемочную погрузочную платформу на одном конце и отгрузочную платформу – на другом, а между ними перемещаются товары. В альтернативном варианте используют одну платформу, на которой утром разгружают товары, а после обеда с нее отгружают товары. Это уменьшает площадь, выделяемую для погрузочных работ, но требует, чтобы перевозчики увозили и привозили товары в согласованное время.Структура системы складирования строится по иерархическому принципу: подсистема – блок (модуль) – элемент (операция).Технико-экономическую подсистему образуют модули и элементы, характеризующие технические и технологические параметры зданий и сооружений склада, состав подъемно-транспортного оборудования (выбираемого на основе характеристик складского грузопотока), видов товароносителей и т. п. Можно выделить следующие основные модули: • складируемую грузовую единицу;• подъемно-транспортное оборудование.Функциональную подсистему образуют такие блоки, как вид складирования, определяющий пространственное размещение и положение грузов, а также компоновку основных рабочих зон; комиссионирование, связанное с комплектацией грузов и подготовкой их в соответствии с требованиями клиентов; управление перемещением грузов.Поддерживающая подсистема включает модули, обеспечивающие эффективное функционирование всего складского хозяйства, прежде всего информационно-компьютерный модуль (автоматизация учета, наличия, движения и управления запасами товаров и других функций), организационно-правовое обеспечение, связанное со структурой управления складом и нормативно-методической документацией [12].Отношения между подсистемами, модулями и элементами образуют структуру системы складирования. Выбор структуры зависит от множества факторов и функций склада, его места в логистической системе, номенклатуры грузов, а также от задач, для решения которых и создается система складирования.Зона хранения – часть склада с оборудованием, предназначенным для хранения грузов [7]. Вместимость зоны зависит не только от размеров складируемых здесь грузов, но и от выбранного способа хранения – на полу, на стеллажах, вешалах, в поддонах, контейнерах и т. д. Правильный выбор оборудования для хранения и обработки грузов позволяет оптимально использовать пространство этой зоны.При проектировании зоны хранения:– моделируют структуры склада, зон и мест хранения, стеллажей, проходов с помощью графического интерфейса;– используют информацию топологического модуля в оптимизационных алгоритмах системы (размещение товара, заполнение ячеек хранения, пополнение зон отбора);– используют информацию топологического модуля для графического отображения состояния склада;– выбирают типы и модели оборудования для хранения на основе расчетов необходимой емкости склада, количества ячеек и т. д.;– выбирают типы и модели оборудования для перемещения грузов на основе расчетов грузооборота, маршрутов, высоты и т. д.;– выбирают типы и модели оборудования для создания необходимых условий труда и сохранности товаров.Чтобы сделать работу укладчиков и комплектовщиков менее утомительной, зону хранения делят на эргономичные технологические участки.Чтобы минимизировать время выполнения заказа для комплектовщиков заказа, на складе товары располагают таким образом, что большинство «ходовых» товаров находится в самом легкодоступном месте для комплектовщиков заказа. Менее популярные товары располагают на менее доступных полках.Выбор оптимальной системы хранения зависит от правильности постановки задач для склада и формулирования приоритетов его функционирования.Бесстеллажный тип зон хранения применяют, если: на складе хранится крупный однотипный груз или груз, который штабелируют в несколько ярусов; имеется достаточная площадь; нет средств на оснащение; работать на складе может дешевая техника.Широкопроходный тип зон хранения – межстеллажные проезды 3

3.6. Обработка грузов на складе

3.7. Проектирование технического оснащения склада

4. УСТРОЙСТВО И ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ КОНТЕЙНЕРНЫХ ТЕРМИНАЛОВ

4.1. Основные функции контейнерных терминалов

4.2. Характеристика терминала как объекта в логистической цепи

4.3. Оборудование контейнерных терминалов

4.4. Схемы терминальных операций с контейнерами

4.5. Проектирование контейнерных терминалов

5. ВОЗМОЖНЫЕ ВАРИАНТЫ КОМПОНОВКИ ТЕРМИНАЛЬНО-ЛОГИСТИЧЕСКИХ ЦЕНТРОВ

5.1. Типовые технологические решения терминально-логистических центров

5.2. Критерии выбора мест расположения терминально-логистических центров

5.3. Структурно-планировочные требования к инфраструктуре терминально-логистических центров

5.4. Функционально-организационные характеристики терминально-логистических комплексов и их элементов

5.5. Интегрированная таможенная инфраструктура

5.6. Современные таможенные технологии

5.7. Корпоративная интегрированная системаинформационного обеспечения деятельности терминально-логистических центров

5.8. Экономическая эффективность создания терминально-логистических центров

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

5. ВОЗМОЖНЫЕ ВАРИАНТЫ КОМПОНОВКИ
ТЕРМИНАЛЬНО-ЛОГИСТИЧЕСКИХ ЦЕНТРОВ

5.1. Типовые технологические решения
терминально-логистических центров

5.1.1. Интегрированное взаимодействие различных видов транспорта


Важной особенностью создаваемых ТЛЦ является интегрированное взаимодействие различных видов транспорта. Типовое технологическое решение, отражающее принципы организации эффективного взаимодействия различных видов транспорта в ТЛЦ, представлено на рис. 5.1.


Рис. 5.1. Принцип организации взаимодействия
различных видов транспорта в ТЛЦ

Данное решение необходимо учитывать уже на стадии выбора перспективной площадки строительства, а также при проведении предпроектных проработок, включая разработку компоновочных решений, технологии транспортного обслуживания, взаимодействие с внешними транспортными системами и коммуникациями.

Учитывая значительный грузооборот ТЛЦ, строгое следование технологическим решениям, определяющим эффективность взаимодействия различных видов транспорта, представляет собой важный фактор успеха ТЛЦ [1].

5.1.2. Система «подвижной состав–терминал»


Технологические решения, применимые к сети ТЛЦ, должны быть основаны, прежде всего, на необходимости выполнения стратегических для отрасли задач, учете особенностей эксплуатации железнодорожного транспорта и тенденций его развития.

Положительным примером оперативных изменений в системе «подвижной состав–терминал» в зависимости от рыночной конъюнктуры является морской транспорт. Например, сравнение показателя удельной нагрузки на фронт погрузки-выгрузки в случае обработки транспортных единиц для перевозки контейнеров морским и железнодорожным транспортом показывает радикальные различия, что, безусловно, предполагает применения специализированных технологий и оборудования.

Таким образом, для погрузки-выгрузки контейнеров в ТЛЦ при условии работы с регулярными контейнерными поездами целесообразно применение козловых кранов на железнодорожном ходу
, так как их технологические возможности и особенности эксплуатации наиболее адекватны для использования во взаимодействии с железнодорожным транспортом. В зависимости от необходимой перерабатывающей способности терминала на одни и те же подкрановые пути может быть установлено несколько кранов. Оптимальной для одного крана является рабочая зона длиной 200–250 м.

При формировании инфраструктуры ТЛЦ предусмотрены типовые технологические решения.

5.1.3. Контейнерный терминал со складским комплексом


Схемы контейнерного терминала со складским комплексом приведены на рис. 5.2, 5.3.

В качестве грузоподъемного оборудования на контейнерном терминале используются козловые краны на железнодорожном ходу. Универсальные склады на терминале должны иметь автомобильные и железнодорожные рампы. Одна рампа складского комплекса должна находиться под консолью крана для постановки контейнеров, подлежащих выгрузке [1].


Рис. 5.2. Схема контейнерного терминала со складским комплексом

Рис. 5.3. Схема складского комплекса

5.1.4. Терминал по обработке грузов промышленного назначения


Схема терминала по обработке грузов промышленного назначения приведена на рис. 5.4.

В качестве грузоподъемного оборудования на терминале используются козловые краны на железнодорожном ходу. Универсальные склады на терминале должны иметь автомобильные и железнодорожные рампы. Одна из рамп склада должна находиться под консолью крана для постановки грузов, требующих закрытого хранения.



Рис. 5.4. Схема терминала по обработке грузов промышленного назначения
Данное технологическое решение в сочетании с геометрическими параметрами терминала, позволяющими обслуживать состав длиной до 57 условных вагонов, служит важным фактором привлечения неконтейнеризированных грузов [1].

5.1.5. Терминал по обработке инертных грузов


К терминалу по обработке инертных грузов предъявляются следующие требования (рис. 5.5).

Терминал должен располагаться изолированно от остальных объектов ТЛЦ, иметь отдельный контрольно-пропускной пункт (КПП).



В составе терминала должно быть предусмотрено грузовое обустройство для выгрузки и хранения широкой номенклатуры грузов (песок, щебень различных фракций, цемент и т. д.).

В составе терминала (либо в непосредственной близости от него) целесообразно предусмотреть возможность размещения мощностей для производства строительных материалов, например таких, как бетоно-раствор­ный узел, асфальтобетонный завод и т. п. (индустриальная часть ТЛЦ).

Общая для всех терминалов в составе ТЛЦ транспортная, инженерная и административно-хозяйственная инфраструктура позволяет не только оптимизировать капитальные и эксплуатационные расходы, но и создает удобную для ведения бизнеса деловую среду.

Рис. 5.5. Трехмерная модель терминала
по обработке минерально-строительных грузов
В то же время важно учитывать, что отдельные виды грузов при терминальной обработке трудно сочетаемы (например, терминал минерально-строительных грузов и складской комплекс класса А, обеспечивающий требования по стабильному температурному режиму и обеспыливанию, некоторые категории опасных грузов и проч.). В этом случае целесообразна локализация проблемного (с точки зрения других терминалов ТЛЦ) комплекса, что предполагает наличие отдельной территории, отдельного въезда и проч.

5.2. Критерии выбора мест расположения
терминально-логистических центров


На начальном этапе развития сети ТЛЦ анализируются тенденции развития логистического рынка, стратегии социально-экономического развития регионов, генеральные схемы развития транспортных узлов, стратегии развития дочерних обществ ОАО «РЖД» («ТрансКонтейнер», «Русская Тройка», «РейлТрансАвто» и др.), конкурентные проекты развития терминально-складской инфраструктуры.

При выборе площадок для размещения объектов ТЛЦ во внимание принимаются следующие факторы [1].

Основные (определяющие):

– максимальное использование полосы отвода и других объектов имущественного комплекса ОАО «РЖД». Учитывая высокую стоимость (особенно в границах крупных городов) и значительные сроки подготовки земельных ресурсов для строительства, приоритетом является использование площадок грузовых дворов и других ресурсов, находящихся в полосе отвода ж.-д. транспорта, либо в непосредственной близости от нее;

– наличие на станции примыкания достаточного путевого развития либо резервов пропускной способности (либо возможностей увеличения пропускной способности в перспективе) для обеспечения эксплуатации по меньшей мере первого пускового комплекса ТЛЦ;

– максимальная близость к крупному транспортному узлу и центру массового зарождения и/или погашения грузопотоков;

– наличие в зоне предполагаемого размещения объектов ТЛЦ свободных (резервных) мощностей инженерных сетей (прежде всего –
электроэнергии);

– максимальная близость к основным (федеральным, областным) автомобильным дорогам;

– максимальная близость к городской агломерации. Данный фактор имеет значение как для организации дистрибуционной деятельности ТЛЦ, так и для организации оперативной доставки на терминалы обслуживающего персонала и клиентов;

– наличие резервов пропускной способности ж.-д. инфраструктуры на подходах к станции примыкания.

Дополнительные:

    • возможность организации на сопредельной территории:

  • индустриальных парков и т. п. Наличие в непосредственной близости свободных земельных ресурсов, пригодных для размещения индустриальных мощностей (особенно с высокой степенью зависимости себестоимости продукции либо организации производства от эффективности логистических процессов), служит фактором формирования собственной грузовой базы ТЛЦ;

  • дистрибуционных мощностей (лесные биржи, металлобазы, складские и торговые комплексы и проч.). За счет контейнерного и таможенного сервисов ТЛЦ сконцентрирует входящий в регион поток товаров повседневного спроса, а также значительную часть грузов промышленного назначения. При этом создаются благоприятные условия для реализации распределительных функций, в том числе с использованием современных торговых форматов;


    • возможность организации:

  • жилой зоны для обслуживающего персонала ТЛЦ (фактор качества рабочей силы);

  • удобной и оперативной доставки персонала и клиентуры к ТЛЦ,
    в том числе ж.-д. транспортом (в пригородном сообщении).

В условиях затрудненности автомобильного движения в крупных городах удобство транспортного сообщения является важным фактором конкурентоспособности.

5.3. Структурно-планировочные требования к инфраструктуре терминально-логистических центров


Основные структурно-планировочные требования к инфраструктуре ТЛЦ сформулированы с учетом описанных выше транспортных технологий.

В целях обеспечения пакета услуг, отвечающего современным требованиям логистического рынка, ТЛЦ должны включать следующие функциональные объекты [1]:

    • объекты логистической инфраструктуры:

  • контейнерный терминал, позволяющий принимать и обрабатывать без разрыва состава регулярные контейнерные поезда длиной 71 у.в.;

  • контрейлерный терминал;

  • универсальный терминал для грузов промышленного назначения;

  • универсальный складской комплекс;

  • терминал тяжеловесных и крупногабаритных грузов;

  • терминал минерально-строительных грузов;

  • терминал опасных грузов;

  • центр таможенного оформления грузов;

  • контейнерный сервис-центр;

    • объекты транспортной инфраструктуры:

  • железнодорожное путевое развитие (внутреннее и внешнее), пассажирскую платформу;

  • сеть автомобильных дорог (внутренних и внешних), включая парковки для легкового и грузового транспорта;

    • объекты административно-хозяйственного назначения (административно-бытовой корпус, предприятие автотранспортного обслуживания, включая ремонтные и коммунальные услуги);

    • деловой центр (офисные и торгово-выставочные помещения, площади для предприятий, предоставляющих услуги общественного питания, финансового и информационного обслуживания и т. п.);

    • инженерные сети и сооружения (электроподстанции, системы освещения, водоснабжения и канализации, связь и т. п.);

    • объекты системы безопасности ТЛЦ (контрольно-пропускные пункты, системы видеонаблюдения, пожаротушения, ограждение и проч.);

    • индустриальную зону.