Файл: Учебное пособие соответствует фгос во по специальности 23. 05. 04 Эксплуатация железных дорог.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 506

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ

2. ТЕРМИНАЛЬНО-ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ЦЕНТРЫ

2.1. Инфраструктура терминально-логистических центров

2.2. Классификация терминально-логистических центров

2.3. Системный подход к формированию сети терминально-логистических центров на территории Российской Федерации

3. СКЛАДСКИЕ КОМПЛЕКСЫ. ЛОГИСТИКА СКЛАДИРОВАНИЯ

3.1. Роль складов в логистических системах

3.2. Классификация складов и особенности складских объектов разных типов

3.3. Основные функции складов в логистической системе

3.4. Устройство современного склада как технической системы

3.5. Проектирование внутрискладского технологического процесса 3.5.1. Планировка складских помещений Планировка складских помещений зависит от ориентации склада либо на хранение, либо на распределение. При выборе варианта планировки складских помещений приходится искать компромисс между пространством, количеством рабочей силы и степенью механизации. Большая площадь не всегда преимущество, поскольку увеличиваются расстояния, которые должны преодолевать работники при перемещении товаров. Ограничение пространства также ведет к неэффективности. Прежде чем выбрать вариант планировки склада, тщательно изучают все характеристики товара, подлежащего хранению, – физические свойства, объем и регулярность перемещения, частоту отбора, скорость реализации [7].Современное складское хозяйство включает: сооружения для обеспечения сохранности товаров – здания, навесы, стоянки для хранения самоходной техники, резервуары и т. д.; сооружения для разгрузки и погрузки – рампы, дебаркадеры, отстойники, эстакады; подъемно-транспортное оборудование; емкости для размещения товаров при хранении – стеллажи, бункеры, резервуары, закрома и т. д.; устройства и оборудование для перемещения, пакетирования, штабелирования, укладки и хранения товаров, а также для подготовки их к отгрузке; весовые и измерительные устройства; противопожарные средства; охранную сигнализацию, запоры и другие устройства; разупаковочное и упаковочное оборудование; маркировочные средства; компьютерную систему для управления движением товаров, учета, контроля, регулирования запасов. Складские помещения должны обеспечивать:– невозможность доступа посторонних лиц;– невозможность извлечения товаров и служебной техники, хранящихся на складе, без вскрытия штатных дверей и ворот;– поддержание соответствующего температурного режима и других условий хранения с целью сохранности всех характеристик товаров и транспортных средств, кроме естественного износа.Общетоварным складам необходимы помещения: основного назначения; вспомогательные; технические; административные; бытовые. Во вспо­могательных помещениях хранят тару, упаковку, поддоны, размеща­ют кладовые хозяйственных материалов и инвентаря, ремонтные мастерские и т. д. Техническими называют помещения машинных отделений, вентиляционные камеры, котельные, подзарядочные аккумуляторные станции и т. д. В административных помещениях располагают кабинеты служащих, компьютерный центр, офисы для приема посетителей и т. п. Помещения для работы сотрудников на складе или вблизи него из расчета не менее 12–14 м2 на одного сотрудника должны отвечать санитарно-техническим требованиям и быть оборудованы: системой и средствами связи (телефон, факсимильный аппарат); оргтехникой (компьютеры, принтеры, модем, копировальный аппарат и т. д.); мебелью (столы, стулья, шкафы, полки); сейфом для хранения документов. В помещениях основного назначения выделяются следующие зоны: разгрузки; приемки товаров по количеству и качеству; хранения; комплектования заказов для отправки; упаковки; погрузки. Эти зоны обычно связаны между собой проходами и проездами. Зона разгрузки примыкает к зоне приемки товаров по количеству и качеству. Зона хранения занимает основную часть площади склада. К зоне хранения примыкают зоны комплектования и упаковки товаров. В свою очередь, зона комплектования заказов обычно находится рядом с зоной отгрузки. На крупных складах зону разгрузки делают отдельно от зоны отгрузки. На средних и мелких складах эти зоны часто объединяют, если поступление и отгрузку товаров можно разделить во времени. Склады должны быть оборудованы санитарно-бытовыми помещениями. Бытовые помещения включают места отдыха и приема пищи, раздевалки, душевые, санитарные узлы и др.Склады легковоспламеняющихся материалов, а также горючих жидкостей (масла, краски, растворители и т. п.) размещают преимущественно в отдельно стоящих зданиях.Все помещения должны располагаться с учетом поточности, максимального сокращения путей движения товаров от места их приемки до места выдачи, отсутствия встречных и пересекающихся потоков товаров и тары, персонала и получателей. Помещения для приема, хранения, подготовки товаров к отгрузке или выдаче должны иметь между собой технологическую связь.Двери, соединяющие разгрузочную платформу с помещениями для приема, хранения и подготовки товаров к отгрузке или выдаче либо с другими помещениями, должны быть шириной от 1,6 до 2,2 м и высотой не менее 2,3 м. Двери помещений для приема и хранения товаров и подсобных помещений должны быть двупольными шириной не менее 1,3 м и высотой не менее 2,3 м. Для приема овощей и хлеба предусматриваются отдельные двери или люки непосредственно в помещения для хранения товаров. Ширина коридоров в помещениях для хранения и подготовки товаров к выдаче или отгрузке должна быть 1,62,7 м – в зависимости от объемов грузопотоков и использования электрифицированного транспорта.Выбор этажности склада осуществляют исходя из затрат на строительство, которые уменьшаются по кубической зависимости от высоты здания, и затрат на складское оборудование, которые, наоборот, увеличиваются с высотой склада.Удобный склад имеет приемочную погрузочную платформу на одном конце и отгрузочную платформу – на другом, а между ними перемещаются товары. В альтернативном варианте используют одну платформу, на которой утром разгружают товары, а после обеда с нее отгружают товары. Это уменьшает площадь, выделяемую для погрузочных работ, но требует, чтобы перевозчики увозили и привозили товары в согласованное время.Структура системы складирования строится по иерархическому принципу: подсистема – блок (модуль) – элемент (операция).Технико-экономическую подсистему образуют модули и элементы, характеризующие технические и технологические параметры зданий и сооружений склада, состав подъемно-транспортного оборудования (выбираемого на основе характеристик складского грузопотока), видов товароносителей и т. п. Можно выделить следующие основные модули: • складируемую грузовую единицу;• подъемно-транспортное оборудование.Функциональную подсистему образуют такие блоки, как вид складирования, определяющий пространственное размещение и положение грузов, а также компоновку основных рабочих зон; комиссионирование, связанное с комплектацией грузов и подготовкой их в соответствии с требованиями клиентов; управление перемещением грузов.Поддерживающая подсистема включает модули, обеспечивающие эффективное функционирование всего складского хозяйства, прежде всего информационно-компьютерный модуль (автоматизация учета, наличия, движения и управления запасами товаров и других функций), организационно-правовое обеспечение, связанное со структурой управления складом и нормативно-методической документацией [12].Отношения между подсистемами, модулями и элементами образуют структуру системы складирования. Выбор структуры зависит от множества факторов и функций склада, его места в логистической системе, номенклатуры грузов, а также от задач, для решения которых и создается система складирования.Зона хранения – часть склада с оборудованием, предназначенным для хранения грузов [7]. Вместимость зоны зависит не только от размеров складируемых здесь грузов, но и от выбранного способа хранения – на полу, на стеллажах, вешалах, в поддонах, контейнерах и т. д. Правильный выбор оборудования для хранения и обработки грузов позволяет оптимально использовать пространство этой зоны.При проектировании зоны хранения:– моделируют структуры склада, зон и мест хранения, стеллажей, проходов с помощью графического интерфейса;– используют информацию топологического модуля в оптимизационных алгоритмах системы (размещение товара, заполнение ячеек хранения, пополнение зон отбора);– используют информацию топологического модуля для графического отображения состояния склада;– выбирают типы и модели оборудования для хранения на основе расчетов необходимой емкости склада, количества ячеек и т. д.;– выбирают типы и модели оборудования для перемещения грузов на основе расчетов грузооборота, маршрутов, высоты и т. д.;– выбирают типы и модели оборудования для создания необходимых условий труда и сохранности товаров.Чтобы сделать работу укладчиков и комплектовщиков менее утомительной, зону хранения делят на эргономичные технологические участки.Чтобы минимизировать время выполнения заказа для комплектовщиков заказа, на складе товары располагают таким образом, что большинство «ходовых» товаров находится в самом легкодоступном месте для комплектовщиков заказа. Менее популярные товары располагают на менее доступных полках.Выбор оптимальной системы хранения зависит от правильности постановки задач для склада и формулирования приоритетов его функционирования.Бесстеллажный тип зон хранения применяют, если: на складе хранится крупный однотипный груз или груз, который штабелируют в несколько ярусов; имеется достаточная площадь; нет средств на оснащение; работать на складе может дешевая техника.Широкопроходный тип зон хранения – межстеллажные проезды 3

3.6. Обработка грузов на складе

3.7. Проектирование технического оснащения склада

4. УСТРОЙСТВО И ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ КОНТЕЙНЕРНЫХ ТЕРМИНАЛОВ

4.1. Основные функции контейнерных терминалов

4.2. Характеристика терминала как объекта в логистической цепи

4.3. Оборудование контейнерных терминалов

4.4. Схемы терминальных операций с контейнерами

4.5. Проектирование контейнерных терминалов

5. ВОЗМОЖНЫЕ ВАРИАНТЫ КОМПОНОВКИ ТЕРМИНАЛЬНО-ЛОГИСТИЧЕСКИХ ЦЕНТРОВ

5.1. Типовые технологические решения терминально-логистических центров

5.2. Критерии выбора мест расположения терминально-логистических центров

5.3. Структурно-планировочные требования к инфраструктуре терминально-логистических центров

5.4. Функционально-организационные характеристики терминально-логистических комплексов и их элементов

5.5. Интегрированная таможенная инфраструктура

5.6. Современные таможенные технологии

5.7. Корпоративная интегрированная системаинформационного обеспечения деятельности терминально-логистических центров

5.8. Экономическая эффективность создания терминально-логистических центров

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК




3.6.3. Отгрузка товаров со складов


Работы по отгрузке товаров могут выполняться либо персоналом склада, работающим также и на других участках, либо специализированным подразделением склада, занятым исключительно обработкой упакованных, опечатанных и подготовленных к отпуску со склада грузов. Необходимость в специализации работ с грузом возникает при большом количестве заказов на централизованную доставку товаров со складов предприятия.

Создание экспедиции склада позволяет четче организовать работу по обслуживанию входящих и выходящих товарных потоков, повысить эффективность использования транспорта, улучшить качество доставки, а также решить ряд других задач торгового предприятия, связанных с доставкой товаров.

Экспедиция предприятиясоздается с целью:

– организации и осуществления централизованной доставки товаров в собственную сбытовую сеть и клиентам фирмы в две-три смены;

– приемки товаров, поступающих как в рабочее, так и в нерабочее для всей фирмы время;

– временного хранения товаров;

– обеспечения четкой работы автотранспорта.

В задачи экспедиции входят:

– концентрация, формирование и группировка товаров по маршрутам;

– контроль за качеством упаковки товаров, исключающий случаи их порчи при транспортировке грузополучателям;

– формирование маршрутов движения автотранспорта;

– своевременная отправка товаров покупателям;

– ликвидация излишних простоев автотранспорта под погрузкой;

– контроль за возвратом оборотной тары (если эта категория тары используется);

– оформление всех видов документов.

Если экспедиционный склад работает в одну смену, то содержание его деятельности обычно сводится к двум основным стадиям:

стадия 1 – подготовительная – начинается после обеденного перерыва и заканчивается в конце рабочего дня. Работники экспедиции базы принимают от складов все подготовленные к отправке товары, регистрируют их в журнале, комплектуют товары по маршрутам, заказывают автомобили, принимают многооборотную тару;

стадия 2 – отправка товаров грузополучателям – начинается с утра следующего дня и заканчивается к обеденному перерыву.

При полуторасменной работе подготовительная стадия начинается не после обеденного перерыва, а несколько раньше – за 1–2 ч до обеда, и проходит параллельно с отправкой товара до конца рабочего дня. Товары комплектуют по маршрутам на высвободившихся местах и вывешивают на них таблички – указатели маршрутов – определенного цвета.


При двусменной работе экспедиции целесообразно организовывать работу по иному графику. Время работы первой смены – с 6:00 до 15:00 (перерыв с 10:00 до 11:00), второй – с 15:00 до 21:00 (перерыв с 19:00
до 20:00).

В условиях двухсменной работы время подготовительного периода соответственно увеличивается: сбор товаров со складов начинается с 11:00 и заканчивается к 13:00. Завоз товаров получателям осуществляется с 7:00 до 23:00, как и в варианте полуторасменной работы экспедиции, сбор и комплектование товаров по маршрутам проходит параллельно с завозом товаров в соответствии с заказами.


3.7. Проектирование технического оснащения склада

3.7.1. Напольное покрытие складов


К современным технологиям подготовки полового покрытия склада можно отнести вакуумированую бетонную поверхность и полимерное покрытие [7].

Преимущества вакуумированной бетонной поверхности. В результате вакуумирования на 10–25 % снижается водоцементное соотношение, что автоматически обеспечивает значительное улучшение почти всех свойств бетона. Исключительно уплотняется структурный каркас бетона, пористость минимальна, резко возрастает скорость твердения бетона.

Вакуумирование позволяет использовать смеси с первоначально высокой подвижностью, обеспечивающие хорошее растекание и сцепление с ранее уложенными конструкциями, вакуумирование снижает степень усадки ремонтной стяжки и риск её отслоения от существующего бетонного основания. На 50 % уменьшается усадка при твердении (усадка поверхности нормального бетона составляет 0,58 %, вакуумированного – 0,31 %). В результате уплотнения структурного каркаса смеси ходить по бетону можно через полчаса после вакуумирования.

В результате роста скорости твердения бетона асфальтирование по уложенному бетону можно выполнять уже через сутки, 70-процентная прочность достигается за 7 дней вместо 28 при обычном методе.

Преимущества механизированной отделки поверхности бетона:

– исключается возможность проникновения воды вглубь бетона;

– увеличивается морозостойкость благодаря тому, что снижается вероятность критического насыщения бетона водой;

– в несколько раз уменьшается износ поверхности за счет сепарирования зерен цемента, обычно слипающихся в кромке на поверхности бетона, и заполнения пор и микротрещин, что сокращает площадь поверхности, контактирующей с окружающей средой;

– достигается минимальное пыление.

Полимерные покрытия обладают свойствами, соответствующими современным требованиям, предъявляемым к промышленным полам:

– незначительной истираемостью;

– беспыльностью;

– химической стойкостью;

– широким спектром фактур – от зеркальных поверхностей до шершавых (нескользящих).

3.7.2. Стеллажное оборудование


Стеллаж представляет собой многоярусное устройство для временного хранения продукции.
Основное предназначение стеллажей заключается в обеспечении рационального (максимального) использования складских площадей и объемов [12].

При оснащении склада компании приходится выбирать конструкцию стеллажного оборудования. Основное различие представленных на сегодняшнем рынке конструкций – это способ крепления элементов стеллажа. Он может быть зацепным или болтовым. Каждый способ имеет свои достоинства и недостатки.

Зацепные стеллажи более технологичны. Их конструкция позволяет быстро менять уровни хранения, но предъявляет более высокие требования к качеству пола. Поэтому такие стеллажи, как правило, используются на терминалах логистических операторов, крупных складах торговых и производственных компаний и менее крупных складских помещениях высокого качества.

Болтовые стеллажи не так «мобильны», но качество полов при этом менее важно. Они образуют прочную пространственную конструкцию, которая при сборке позволяет пренебречь неровностями пола и более надежна в последующей эксплуатации [7]. Они устойчивы к ударным нагрузкам. Такое оборудование используют компании, на складах которых нет полов соответствующего качества.

Стоимость стеллажей напрямую зависит от их металлоемкости и технологии изготовления. Так как металлоемкость болтовых и зацепных конструкций примерно одинаковая (в одном случае используется больше ручного труда, в другом – более дорогое технологическое оборудование), цена их на рынке различается незначительно.

Существенной выгоды при использовании оборудования на болтах можно добиться только за счет экономии на подготовке полов, поскольку стоимость профессиональных промышленных полов сопоставима со стоимостью самих стеллажей.

Помимо способов крепления элементов стеллажи делятся по их конструкции и назначению. Существуют стеллажи:

– фронтальные, стационарные и передвижные;

– глубинные, проходные и тупиковые;

– консольные, гравитационные, стеллажи элеваторного типа;

– универсальные и архивные;

– стационарные и на передвижных платформах;

– мезонины, «одетые» стеллажи.

Фронтальные стеллажи, в свою очередь, делятся на легкие и тяжелые грузовые. Тяжелые грузовые стеллажи применяют для многоярусного хранения однородных и разнородных грузов на паллетах, легкие – для хранения штучной продукции, грузов в ящиках и коробах. В ряде случаев с целью экономии пространства склада фронтальные стеллажи устанавливают на передвижных платформах с автономными электроприводами.


Полочные стеллажи (ячеечные) представляют собой сборно-разбо­р­ную металлоконструкцию, состоящую из вертикальных стоек (траверсов) и горизонтальных рам, образующих ячейки-полки для хранения грузов (рис. 3.5). В ячейку стеллажа может устанавливаться один (одноместный стеллаж) или несколько (многоместный) поддонов либо любая другая транспортная тара. В последнем случае ячейка монтируется под размер этой тары. Полочные стеллажи предназначены для хранения товаров широкого ассортимента, уложенных на поддоне или в другой таре и требующих свободного доступа к товару при отборе. Полочные стеллажи часто являются основой высотных автоматизированных складов.


Рис. 3.5. Схемы различных типов стеллажей: а – полочные;

б – проходные тупиковые; в – проходные без привода;

г – гравитационные
Проходные стеллажи (въездные, глубокой загрузки) конструктивно отличаются от предыдущих отсутствием полок под груз. Груз устанавливается на боковые уголки, укрепленные вдоль стеллажного прохода на разных ярусах. Проходные стеллажи предназначены для однородной продукции и больших товарных запасов, реализуемых крупными партиями. По виду складирования они различаются на тупиковые (обслуживающиеся с одной стороны) и сквозные (обслуживающиеся с обеих сторон).

Глубинные (набивные) стеллажи обеспечивают наиболее компактное хранение грузов, более полное использование пространства склада и применяются для хранения однородной продукции на паллетах по принципу FIFO (товар, загруженный в стеллаж первым, выгружен будет последним). Такую систему применяют при длительном хранении продовольствия в холодильных камерах. Стеллажи этого типа удобны для размещения длинных и тяжелых товаров (бруски, трубы, древесина,
металлические профили и т. д.). Стоимость таких стеллажей примерно
в 2 раза выше, чем фронтальных. Стеллажи применяются для хранения больших объемов однотипных товаров, у которых допустимый срок хранения не слишком короток, но важно разместить максимальное количество товаров в существующем объеме.

Сдвоенные стеллажи могут применяться для укладки грузов с обеих сторон в ячейки каждого стеллажа. Стеллажи двойной глубины представляют собой сдвоенные обычные стеллажи, у которых сквозные ячейки доступны только с одной стороны. Внутреннюю паллету можно достать, сняв сначала внешнюю, но если товары хранятся на складе в больших количествах, эта система удобна.