Файл: Учебное пособие соответствует фгос во по специальности 23. 05. 04 Эксплуатация железных дорог.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 513
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
2. ТЕРМИНАЛЬНО-ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ЦЕНТРЫ
2.1. Инфраструктура терминально-логистических центров
2.2. Классификация терминально-логистических центров
3. СКЛАДСКИЕ КОМПЛЕКСЫ. ЛОГИСТИКА СКЛАДИРОВАНИЯ
3.1. Роль складов в логистических системах
3.2. Классификация складов и особенности складских объектов разных типов
3.3. Основные функции складов в логистической системе
3.4. Устройство современного склада как технической системы
3.6. Обработка грузов на складе
3.7. Проектирование технического оснащения склада
4. УСТРОЙСТВО И ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ КОНТЕЙНЕРНЫХ ТЕРМИНАЛОВ
4.1. Основные функции контейнерных терминалов
4.2. Характеристика терминала как объекта в логистической цепи
4.3. Оборудование контейнерных терминалов
4.4. Схемы терминальных операций с контейнерами
4.5. Проектирование контейнерных терминалов
5. ВОЗМОЖНЫЕ ВАРИАНТЫ КОМПОНОВКИ ТЕРМИНАЛЬНО-ЛОГИСТИЧЕСКИХ ЦЕНТРОВ
5.1. Типовые технологические решения терминально-логистических центров
5.2. Критерии выбора мест расположения терминально-логистических центров
5.3. Структурно-планировочные требования к инфраструктуре терминально-логистических центров
5.5. Интегрированная таможенная инфраструктура
5.6. Современные таможенные технологии
5.8. Экономическая эффективность создания терминально-логистических центров
Таким образом, цель создания склада состоит не в хранении груза, а в преобразовании параметров грузопотоков для наиболее эффективного использования грузов или их дальнейшего транспортирования.
Хранение грузов на складах в течение более или менее длительного срока представляет собой только одну из складских операций по преобразованию временных параметров грузопотоков и служит для того, чтобы транспортные партии выдавались со складов в наиболее удобное для дальнейшего транспортирования грузов или для их использования потребителями время. Кроме этого, некоторый период времени требуется для комплектации, подготовки, упаковки транспортных партий выдаваемых со склада грузов.
Согласно концепции логистики между производством и транспортом, транспортом и потребителями всегда должны быть складские объекты, предназначенные для сглаживания неравномерных циклов производства, потребления и функционирования различных видов транспорта. В связи с этим в общем процессе продвижения материальных потоков по логистическим цепям от продуцента к потребителю необходимо учитывать наличие сети различных систем хранения и переработки продукции, трансформирующих формы и параметры материальных потоков. Эффективность любой логистической системы находится не только в зависимости от характера промышленного и транспортного производства, но и от складского хозяйства.
Складские системы могут создаваться в начале, по ходу движения и в конце транспортных грузопотоков или производственных процессов для временного накапливания грузов и обеспечения в положенный срок производственных и коммерческих структур материальными ресурсами в соответствии с внутрифирменными или рыночными потребностями.
Склады – это здания, сооружения и разнообразные устройства, предназначенные для приемки, размещения и хранения поступивших на них товаров, подготовки их к потреблению и отпуску потребителю.
Совокупность работ, которые выполняются на различных складах, принципиально очень похожа. Причиной этого является то, что в разных логистических процессах склады выполняют схожие функции, это:
создание запасов сырья, полуфабрикатов или готовой продукции;
преобразование материальных потоков;
упорядоченное хранение и подготовка к использованию в процессе продвижения потоков от объекта-производителя (участок, цех, предприятие) к объекту-потребителю (участок, цех, предприятие);
обеспечение логистического сервиса в системе делового обслуживания, который складывается из повышения ритмичности и синхронности производства и работы транспорта, улучшения использования территорий предприятий, снижения простоев транспортных средств и совокупных логистических расходов, высвобождения работников от непроизводительных погрузочно-разгрузочных и складских работ и т. д.;
сохранение качества продукции для дальнейшего ее использования по назначению.
Таким образом, система хранения и переработки представляет собой комплекс складов, вспомогательных сооружений и обслуживающих подразделений, включая соответствующий персонал работников, осуществляющих приемку материальных ресурсов, их размещение, хранение, учет, проверку состояния, подготовку к производственному потреблению и отпуск. Данная система может принадлежать промышленному, строительному или транспортному предприятию, какой-либо торгово-посреднической структуре или быть самостоятельной хозяйственной единицей.
Система хранения и переработки включает следующие элементы:
-
территорию, предназначенную для размещения материальных ресурсов во время их пребывания в запасах; -
сооружения для обеспечения сохранности товарно-материальных ценностей (здания, резервуары и т. д.); -
сооружения вспомогательного характера (рампы, подъезды, подъездные пути и проч.); -
комплекс специальных устройств и оборудования для хранения, перемещения, штабелирования и укладки материалов, полуфабрикатов или готовой продукции (стеллажи, подъемно-транспортное оборудование и др.); -
весовое и измерительное оборудование; -
подсистемы информации и управления, необходимые для учета, контроля, координации и осуществления материалооборота (товарооборота), а также для проверки наличия ресурсов (продукции) и их сохранности.
Системы хранения и переработки – это важнейшие элементы логистических систем. Они позволяют преодолеть временные
, пространственные, количественные и качественные несоответствия между наличием и потребностью в материалах в процессах производства, реализации и потребления.
Одной из важнейших тенденций современных систем хранения и переработки является объективно усиливающееся их воздействие на организацию основного производства, а также сближение с ним по техническому уровню и сложности функционирования. Это выражается через концентрацию, углубление специализации и одновременно унификации складского хозяйства, через интеграцию его с основным производством и транспортом.
Основными задачами логистических систем хранения и переработки являются [8]:
-
организация рациональной системы складских работ с минимальными издержками на выполнение логистических операций; -
эффективное использование всех составных элементов (складские площади, подъемно-транспортное и технологическое оборудование, подъездных путей и т. д.); -
выявление и мобилизация излишних, неиспользуемых материальных ценностей. Содействие их правильному расходованию согласно нормам и с учетом использования отходов и повторного использования тары; -
предоставление своевременной и полной информации о динамике изменений запасов.
На всех складах независимо от их характеристик можно зафиксировать как минимум три вида материальных потоков: входной, выходной и внутренний [7].
Входной поток означает поступление на склад или в систему каких-либо материальных ресурсов или средств труда. Данное событие влечет за собой выполнение ряда специфических логистических операций: загрузку транспортных средств, осуществление приемки груза по количеству, ассортименту и качеству и т. д.
Выходной поток означает формирование и отправление со склада (системы) материального потока по месту назначения. Он также предполагает выполнение только ему присущих логистических операций. Например, комплектацию, погрузку на транспортные средства, пломбирование, маркировку и т. д.
Внутренний поток, как уже отмечалось, может выражаться в двух формах. В форме динамичного потока он обусловливает необходимость физического перемещения грузов внутри склада или системы переработки. В форме статичного потока предполагается нахождение материальных ресурсов в складированном виде в стадии покоя.
Отметим, что в процессе нахождения материального потока в пределах склада он может менять свою форму множество раз.
Поступление материального потока на склад (в систему), как правило, означает возникновение потребности во временном хранении на том или ином этапе продвижения материальных ресурсов. Для реализации данной функции необходимо как минимум:
-
обеспечить требуемые условия хранения ресурсов; -
разработать соответствующий алгоритм действий по размещению этих ресурсов и изъятию их из мест хранения; -
организовать эффективный учет и контроль за динамикой имеющихся запасов и проч.
Независимо от того, реализуется функция хранения или нет, материальные потоки на складах обычно трансформируются по своим параметрам. Это значит, что каждый раз должен быть выполнен комплекс логистических операций, который индивидуален не только по их составу и объему, но и ряду переменных. Исходя из этого, функциональную деятельность складов можно характеризовать как стохастическую. Данное свойство усиливается неравномерностью и динамичностью поставок, обусловливающих специфику входных потоков и заказов, предопределяющих особенности выходных потоков. В то же время при правильной организации процесса управления отрицательные воздействия на работу складов могут быть нейтрализованы или, по крайней мере, уменьшены.
3.2. Классификация складов и особенности
складских объектов разных типов
3.2.1. Признаки классификации складов
Склады встречаются во всех функциональных областях логистики: снабженческой, производственной, распределительной. В большинстве случаев функциональные области логистики начинаются и заканчиваются складами. Склад одновременно является границей этих областей и соединительным элементом движения материальных потоков между звеньями логистической системы.
Структура систем хранения и переработки, особенно состав складов, входящих в логистическую систему, зависит от следующих основных факторов:
-
объемов и масштабов производства (реализации); -
видов изготавливаемой, реализуемой или потребляемой продукции; -
уровня специализации и кооперирования производства (торговли); -
технологий генераций материальных потоков (транзитных или складских); -
особенностей технологий производства или иной деятельности; -
уровня механизации и технического оснащения складов.
Системы (подсистемы) хранения и переработки в специализированных логистических комплексах и на промышленных предприятиях могут включать следующие типы складов [2].
1. Материальные склады входят в заготовительную подсистему предприятия и предназначены, как правило, для хранения материалов, находящихся в стадии производственных запасов. Эта группа складов подразделяется на центральные, расходные и общезаводские расходные склады.
Центральные (общезаводские) склады получают материальные ресурсы от поставщиков и, перерабатывая их по мере необходимости, передают в расходные склады.
Расходные склады обеспечивают производственный процесс материалами, комплектующими и орудиями труда.
Общезаводские расходные склады существуют в основном на малых и средних предприятиях и совмещают функции как первых, так и вторых.
2. Производственные склады (склады производственной логистики) входят в состав организационной системы производства и предназначены для обеспечения производственного процесса. На этих складах хранят, перерабатывают относительно постоянную номенклатуру грузов, поступающую со склада с определенной периодичностью и малым сроком хранения, что позволяет добиваться автоматизированной обработки груза или высокого уровня механизации. Основным фактором, влияющим на уровень технической оснащенности склада, выступает характер производственного процесса.