Файл: Учебное пособие соответствует фгос во по специальности 23. 05. 04 Эксплуатация железных дорог.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 511
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
2. ТЕРМИНАЛЬНО-ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ЦЕНТРЫ
2.1. Инфраструктура терминально-логистических центров
2.2. Классификация терминально-логистических центров
3. СКЛАДСКИЕ КОМПЛЕКСЫ. ЛОГИСТИКА СКЛАДИРОВАНИЯ
3.1. Роль складов в логистических системах
3.2. Классификация складов и особенности складских объектов разных типов
3.3. Основные функции складов в логистической системе
3.4. Устройство современного склада как технической системы
3.6. Обработка грузов на складе
3.7. Проектирование технического оснащения склада
4. УСТРОЙСТВО И ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ КОНТЕЙНЕРНЫХ ТЕРМИНАЛОВ
4.1. Основные функции контейнерных терминалов
4.2. Характеристика терминала как объекта в логистической цепи
4.3. Оборудование контейнерных терминалов
4.4. Схемы терминальных операций с контейнерами
4.5. Проектирование контейнерных терминалов
5. ВОЗМОЖНЫЕ ВАРИАНТЫ КОМПОНОВКИ ТЕРМИНАЛЬНО-ЛОГИСТИЧЕСКИХ ЦЕНТРОВ
5.1. Типовые технологические решения терминально-логистических центров
5.2. Критерии выбора мест расположения терминально-логистических центров
5.3. Структурно-планировочные требования к инфраструктуре терминально-логистических центров
5.5. Интегрированная таможенная инфраструктура
5.6. Современные таможенные технологии
5.8. Экономическая эффективность создания терминально-логистических центров
5.4. Функционально-организационные характеристики
терминально-логистических комплексов и их элементов
5.4.1. Типы перевозочного процесса
Функциональная организация транспортно-логистического комплекса во многом зависит от ведущего вида транспорта в транспортном узле, на базе которого создается или формируется комплекс, а также типа перевозочного процесса [5].
Тип перевозочного процесса определяет значение ТЛК, технологию его погрузочно-разгрузочных процессов, влияет на функционально-технологическую организацию складских терминалов, размещение инженерно-технологического оборудования и на планировочное построение. Он зависит от сочетания и взаимодействия различных видов транспорта: автомобильного и железнодорожного, железнодорожного и водного, автомобильного, железнодорожного и воздушного и т. д. В связи с этим выявлены следующие типы перевозочных процессов: простой, в котором используется один вид транспорта; смешанный, в котором взаимодействуют два вида транспорта, и сложный – комбинированный, возникающий при взаимодействии трех и более видов транспорта. В литературных источниках по логистике и товародвижению приняты следующие модели организации перевозок: унимодальная, в которой предусматривается использование одного вида транспорта, и интермодальная, которая осуществляется последовательным использованием нескольких видов транспорта. Интермодальная модель, в свою очередь, имеет следующие модификации: мультимодальную, трансмодальную и амодальную. Все модификации определяются правовыми, юридическими и техническими условиями взаимодействия компаний – операторов грузоперевозок.
Простой тип перевозочного процесса возникает при использовании одного вида транспорта на протяжении всего маршрута движения. В одновидовых маршрутах обычно отсутствуют промежуточные операции по складированию и грузопереработке. Простой тип перевозочных процессов характерен для транзитных перевозок по автомобильным и железным дорогам. Смешанный, комбинированный типы перевозочных процессов возникают при последовательном использовании нескольких видов транспорта в течение всего маршрута движения. Такие типы перевозок определяют необходимость операции по складированию, хранению, укрупнению и разукрупнению партий грузов на маршрутах.
Смешанные и комбинированные типы характерны для контейнерных и других способов перевозки, а также составляют основу развития партионных грузовых перевозок.
Несмотря на различные типы перевозочных процессов, деятельность ТЛК и транспарков (наивысшей формы их организации) строится на едином принципе организации, который основан на синхронизации и параллельности функциональных действий всех составляющих перевозочно-технологического процесса и обеспечивает его деловую, производственную и обслуживающую активность (рис. 5.6).
Рис. 5.6. Принципиальная схема организации деятельности ТЛК
В связи с этим транспортно-логистический комплекс представляет собой сложную взаимосвязанную систему, к которой относятся терминалы, транспортные здания и сооружения, причалы, административные здания, коммерческие центры, торгово-выставочные комплексы и т. п. Все эти элементы можно подразделить на четыре функционально-технологические группы: транспортную, информационную, складскую и торговую. Основное производственное ядро транспортно-логистического комплекса формируют элементы складской и транспортной функциональных групп.
5.4.2. Транспортная группа и транспортные поля
Транспортную группу составляют разного вида здания и сооружения, предназначенные для обслуживания транспортных средств: пассажирские и грузовые терминалы, автотранспортные и железнодорожные депо, гаражи, механические и ремонтные мастерские, а также транспортные коммуникации – автомобильные и железнодорожные магистрали, взлетно-посадочные полосы, сортировочные станции, грузовые станции, железнодорожные парки, автодороги, разворотные площадки и др. Эти составляющие транспортной инфраструктуры создают особый характер застройки, выделяющейся в структуре ТЛК своеобразными композиционными акцентами. Как правило, транспортные объекты ТЛК воспринимаются в пространстве окружающего их транспортного поля, застройка которого зависит от вида или видов транспорта.
Автодорожные транспортные поля формируются открытыми пространствами автодорог и подъездных путей, их одно- и многоуровневыми развязками, разворотными и маневровыми площадками, стоянками легкового и грузового транспорта и т. п. Железнодорожные транспортные поля компонуются парками
железнодорожных путей различного назначения, сортировочными станциями, железнодорожными грузовыми дворами, контейнерными пунктами и другими технологическими площадками. Воздушные транспортные поля создаются взлетно-посадочными полосами аэродромов, водные – акваториями, причалами и прибрежными территориями портов.
При совмещении нескольких видов транспорта транспортные поля образуют сложные территориальные сочетания (рис. 5.7). Они становятся разделительными пространственными полигонами между зданиями, формирующими транспортно-логистические комплексы, и другими объектами застройки города.
Особенностью формирования всех транспортно-логистических комплексов является создание в них, вокруг транспортных полей, буферной зоны. Она представляет собой своеобразную защитную зону для ТЛК и определяет его территориальные границы.
Рис. 5.7. Схема транспортных полей морского транспорта
Буферная зона формируется территориальным разрывом (буфером – компенсатором) между объектами застройки транспортно-логистического комплекса и застройки города. В этой зоне могут размещаться элементы озеленения, благоустройства, проезды и автостоянки ТЛК, а также проходить трассы подземных инженерных коммуникаций.
Территориальные границы буферной зоны не совпадают с границами его санитарно-защитной зоны – они разные. Санитарно-защитные зоны определяются вредным воздействием ТЛК на окружающую среду, а буферная зона представляет его структурный элемент. Санитарно-защитная зона ТЛК, как правило, полностью перекрывает буферную зону.
Для информационной функциональной группы транспортно-логистических комплексов характерно использование структур многоэтажных зданий – своеобразных «интеллектуальных» терминалов. Они включают центры управления, телекоммуникационные центры, офисы компаний–операторов перевозок. Центры управления вместе с диспетчерскими постами и залами, оборудованными современной компьютерной и информационной техникой, координируют движение транспортных составов и формируют невидимые пространственные «зоны влияния».
Телекоммуникационные центры обрабатывают все информационные потоки, как входящие, так и исходящие. Компании – операторы перевозок решают технические, правовые, финансовые и юридические вопросы, связанные с транспортировкой, получением, хранением и доставкой потребителям грузов.
5.4.3. Складская функциональная группа
Складскую функциональную группу формируют складские терминалы и сопутствующие им сооружения хранилищ, административно-бытовых корпусов и прочих вспомогательных объектов. Складские терминалы имеют разное назначение: хранение готовой продукции, создание запасов, сглаживание неравномерностей при партионной поставке товаров и в сезонном потреблении. В связи с этим они подразделяются на базовые, грузовые, производственные, торгово-производственные, торговые, перевалочные, распределительные, универсальные и специализированные. Кроме того, они могут быть закрытыми, полузакрытыми (навесы) и открытыми (размещаемыми на специальных складских площадках). Однако современные складские терминалы в большинстве случаев представляют собой высотные стеллажные автоматизированные постройки. Для грузовых терминалов широко используются в основном большепролетные (одно- и многопролетные) сооружения зального, ячейкового или павильонного типа, выполненные, в том числе, и из легких металлических конструкций.
Складские терминалы представляют собой сложные производственные образования, построенные на взаимодействии различных функционально-технологических участков. В них выделяют участки грузовых фронтов, приемной экспедиции с таможенным и карантинным постами, складирования и хранения, комплектации с экспедицией отправления. Для складских терминалов характерна высокая степень влияния внешних факторов. К таким внешним факторам относятся неравномерность циклов производства и потребления, а также движения и доставки грузов. Различие в циклах производства и потребления проявляется в том, что изготовленные сегодня товары могут потребоваться только завтра или в следующем месяце, или в следующем году. Особенность движения транспорта зависит от природных, климатических, правовых, юридических и других условий, которые могут носить даже вероятностный, т. е. непредвиденный, характер. Эти вероятностные факторы необходимо учитывать, например, создавая «мобильные» здания складов, резервные площади для складирования и дальнейшего развития транспортных коммуникаций.