Файл: Учебное пособие соответствует фгос во по специальности 23. 05. 04 Эксплуатация железных дорог.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 512

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ

2. ТЕРМИНАЛЬНО-ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ЦЕНТРЫ

2.1. Инфраструктура терминально-логистических центров

2.2. Классификация терминально-логистических центров

2.3. Системный подход к формированию сети терминально-логистических центров на территории Российской Федерации

3. СКЛАДСКИЕ КОМПЛЕКСЫ. ЛОГИСТИКА СКЛАДИРОВАНИЯ

3.1. Роль складов в логистических системах

3.2. Классификация складов и особенности складских объектов разных типов

3.3. Основные функции складов в логистической системе

3.4. Устройство современного склада как технической системы

3.5. Проектирование внутрискладского технологического процесса 3.5.1. Планировка складских помещений Планировка складских помещений зависит от ориентации склада либо на хранение, либо на распределение. При выборе варианта планировки складских помещений приходится искать компромисс между пространством, количеством рабочей силы и степенью механизации. Большая площадь не всегда преимущество, поскольку увеличиваются расстояния, которые должны преодолевать работники при перемещении товаров. Ограничение пространства также ведет к неэффективности. Прежде чем выбрать вариант планировки склада, тщательно изучают все характеристики товара, подлежащего хранению, – физические свойства, объем и регулярность перемещения, частоту отбора, скорость реализации [7].Современное складское хозяйство включает: сооружения для обеспечения сохранности товаров – здания, навесы, стоянки для хранения самоходной техники, резервуары и т. д.; сооружения для разгрузки и погрузки – рампы, дебаркадеры, отстойники, эстакады; подъемно-транспортное оборудование; емкости для размещения товаров при хранении – стеллажи, бункеры, резервуары, закрома и т. д.; устройства и оборудование для перемещения, пакетирования, штабелирования, укладки и хранения товаров, а также для подготовки их к отгрузке; весовые и измерительные устройства; противопожарные средства; охранную сигнализацию, запоры и другие устройства; разупаковочное и упаковочное оборудование; маркировочные средства; компьютерную систему для управления движением товаров, учета, контроля, регулирования запасов. Складские помещения должны обеспечивать:– невозможность доступа посторонних лиц;– невозможность извлечения товаров и служебной техники, хранящихся на складе, без вскрытия штатных дверей и ворот;– поддержание соответствующего температурного режима и других условий хранения с целью сохранности всех характеристик товаров и транспортных средств, кроме естественного износа.Общетоварным складам необходимы помещения: основного назначения; вспомогательные; технические; административные; бытовые. Во вспо­могательных помещениях хранят тару, упаковку, поддоны, размеща­ют кладовые хозяйственных материалов и инвентаря, ремонтные мастерские и т. д. Техническими называют помещения машинных отделений, вентиляционные камеры, котельные, подзарядочные аккумуляторные станции и т. д. В административных помещениях располагают кабинеты служащих, компьютерный центр, офисы для приема посетителей и т. п. Помещения для работы сотрудников на складе или вблизи него из расчета не менее 12–14 м2 на одного сотрудника должны отвечать санитарно-техническим требованиям и быть оборудованы: системой и средствами связи (телефон, факсимильный аппарат); оргтехникой (компьютеры, принтеры, модем, копировальный аппарат и т. д.); мебелью (столы, стулья, шкафы, полки); сейфом для хранения документов. В помещениях основного назначения выделяются следующие зоны: разгрузки; приемки товаров по количеству и качеству; хранения; комплектования заказов для отправки; упаковки; погрузки. Эти зоны обычно связаны между собой проходами и проездами. Зона разгрузки примыкает к зоне приемки товаров по количеству и качеству. Зона хранения занимает основную часть площади склада. К зоне хранения примыкают зоны комплектования и упаковки товаров. В свою очередь, зона комплектования заказов обычно находится рядом с зоной отгрузки. На крупных складах зону разгрузки делают отдельно от зоны отгрузки. На средних и мелких складах эти зоны часто объединяют, если поступление и отгрузку товаров можно разделить во времени. Склады должны быть оборудованы санитарно-бытовыми помещениями. Бытовые помещения включают места отдыха и приема пищи, раздевалки, душевые, санитарные узлы и др.Склады легковоспламеняющихся материалов, а также горючих жидкостей (масла, краски, растворители и т. п.) размещают преимущественно в отдельно стоящих зданиях.Все помещения должны располагаться с учетом поточности, максимального сокращения путей движения товаров от места их приемки до места выдачи, отсутствия встречных и пересекающихся потоков товаров и тары, персонала и получателей. Помещения для приема, хранения, подготовки товаров к отгрузке или выдаче должны иметь между собой технологическую связь.Двери, соединяющие разгрузочную платформу с помещениями для приема, хранения и подготовки товаров к отгрузке или выдаче либо с другими помещениями, должны быть шириной от 1,6 до 2,2 м и высотой не менее 2,3 м. Двери помещений для приема и хранения товаров и подсобных помещений должны быть двупольными шириной не менее 1,3 м и высотой не менее 2,3 м. Для приема овощей и хлеба предусматриваются отдельные двери или люки непосредственно в помещения для хранения товаров. Ширина коридоров в помещениях для хранения и подготовки товаров к выдаче или отгрузке должна быть 1,62,7 м – в зависимости от объемов грузопотоков и использования электрифицированного транспорта.Выбор этажности склада осуществляют исходя из затрат на строительство, которые уменьшаются по кубической зависимости от высоты здания, и затрат на складское оборудование, которые, наоборот, увеличиваются с высотой склада.Удобный склад имеет приемочную погрузочную платформу на одном конце и отгрузочную платформу – на другом, а между ними перемещаются товары. В альтернативном варианте используют одну платформу, на которой утром разгружают товары, а после обеда с нее отгружают товары. Это уменьшает площадь, выделяемую для погрузочных работ, но требует, чтобы перевозчики увозили и привозили товары в согласованное время.Структура системы складирования строится по иерархическому принципу: подсистема – блок (модуль) – элемент (операция).Технико-экономическую подсистему образуют модули и элементы, характеризующие технические и технологические параметры зданий и сооружений склада, состав подъемно-транспортного оборудования (выбираемого на основе характеристик складского грузопотока), видов товароносителей и т. п. Можно выделить следующие основные модули: • складируемую грузовую единицу;• подъемно-транспортное оборудование.Функциональную подсистему образуют такие блоки, как вид складирования, определяющий пространственное размещение и положение грузов, а также компоновку основных рабочих зон; комиссионирование, связанное с комплектацией грузов и подготовкой их в соответствии с требованиями клиентов; управление перемещением грузов.Поддерживающая подсистема включает модули, обеспечивающие эффективное функционирование всего складского хозяйства, прежде всего информационно-компьютерный модуль (автоматизация учета, наличия, движения и управления запасами товаров и других функций), организационно-правовое обеспечение, связанное со структурой управления складом и нормативно-методической документацией [12].Отношения между подсистемами, модулями и элементами образуют структуру системы складирования. Выбор структуры зависит от множества факторов и функций склада, его места в логистической системе, номенклатуры грузов, а также от задач, для решения которых и создается система складирования.Зона хранения – часть склада с оборудованием, предназначенным для хранения грузов [7]. Вместимость зоны зависит не только от размеров складируемых здесь грузов, но и от выбранного способа хранения – на полу, на стеллажах, вешалах, в поддонах, контейнерах и т. д. Правильный выбор оборудования для хранения и обработки грузов позволяет оптимально использовать пространство этой зоны.При проектировании зоны хранения:– моделируют структуры склада, зон и мест хранения, стеллажей, проходов с помощью графического интерфейса;– используют информацию топологического модуля в оптимизационных алгоритмах системы (размещение товара, заполнение ячеек хранения, пополнение зон отбора);– используют информацию топологического модуля для графического отображения состояния склада;– выбирают типы и модели оборудования для хранения на основе расчетов необходимой емкости склада, количества ячеек и т. д.;– выбирают типы и модели оборудования для перемещения грузов на основе расчетов грузооборота, маршрутов, высоты и т. д.;– выбирают типы и модели оборудования для создания необходимых условий труда и сохранности товаров.Чтобы сделать работу укладчиков и комплектовщиков менее утомительной, зону хранения делят на эргономичные технологические участки.Чтобы минимизировать время выполнения заказа для комплектовщиков заказа, на складе товары располагают таким образом, что большинство «ходовых» товаров находится в самом легкодоступном месте для комплектовщиков заказа. Менее популярные товары располагают на менее доступных полках.Выбор оптимальной системы хранения зависит от правильности постановки задач для склада и формулирования приоритетов его функционирования.Бесстеллажный тип зон хранения применяют, если: на складе хранится крупный однотипный груз или груз, который штабелируют в несколько ярусов; имеется достаточная площадь; нет средств на оснащение; работать на складе может дешевая техника.Широкопроходный тип зон хранения – межстеллажные проезды 3

3.6. Обработка грузов на складе

3.7. Проектирование технического оснащения склада

4. УСТРОЙСТВО И ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ КОНТЕЙНЕРНЫХ ТЕРМИНАЛОВ

4.1. Основные функции контейнерных терминалов

4.2. Характеристика терминала как объекта в логистической цепи

4.3. Оборудование контейнерных терминалов

4.4. Схемы терминальных операций с контейнерами

4.5. Проектирование контейнерных терминалов

5. ВОЗМОЖНЫЕ ВАРИАНТЫ КОМПОНОВКИ ТЕРМИНАЛЬНО-ЛОГИСТИЧЕСКИХ ЦЕНТРОВ

5.1. Типовые технологические решения терминально-логистических центров

5.2. Критерии выбора мест расположения терминально-логистических центров

5.3. Структурно-планировочные требования к инфраструктуре терминально-логистических центров

5.4. Функционально-организационные характеристики терминально-логистических комплексов и их элементов

5.5. Интегрированная таможенная инфраструктура

5.6. Современные таможенные технологии

5.7. Корпоративная интегрированная системаинформационного обеспечения деятельности терминально-логистических центров

5.8. Экономическая эффективность создания терминально-логистических центров

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК



Производственные склады входят составными элементами в структуру ключевых для предприятий систем – основного производства. К ним относятся:

  • цеховые склады;

  • участковые склады;

  • инструментальные кладовые.

3. Склады готовой продукции. Это большая группа складов и комплексных систем переработки и хранения продукции, действующих в сфере обращения. Склады логистики распределения служат для поддержания непрерывности движения товаров из сферы производства в сферу потребления. Их основное назначение – преобразовывать производственный ассортимент в торговый и бесперебойно обеспечивать различных потребителей, включая розничную сеть. Они могут принадлежать производителям и предприятиям торговли.

1. Склады готовой продукции и распределительные склады производителей. В различных регионах продаж (центральные и филиальные склады) занимаются складированием тарных и штучных грузов относительно однородной продукции (в пределах ассортиментного перечня одного изготовителя) с быстрой оборачиваемостью; реализуют крупные партии. Это позволяет осуществлять автоматизированную и высокомеханизированную переработку груза.

2. Склады оптовой торговли товарами широкого потребления. В основном снабжают мелких потребителей и розничную сеть, концентрируют запасы с широкой номенклатурой и неравномерной оборачиваемостью товаров (иногда сезонного спроса), реализуемых различными партиями. На таких складах целесообразно внедрять автоматизированную обработку грузов, здесь предпочтительнее высокомеханизированная и механизированная обработка (возможно, с ручной комплектацией заказа).

3. Склады розничной торговли снабжают розничную торговую сеть, объединенную со складом в единую организационно-хозяйственную единицу. Здесь хранится товар с большим ассортиментом партий, чтобы постоянно поддерживать в магазинах широкий ассортимент товара. Реализация со склада осуществляется мелкими партиями частыми поставками, к тому же такие склады, как правило, не бывают крупными, поэтому на них рациональнее всего вводить механизированную обработку груза с ручной комплектацией заказа, поскольку практически всегда сначала происходит расформирование поступающей на склад грузовой единицы (поддон, контейнер).

Особое место в системе складского хозяйства на макроуровне принадлежит складам, предназначенным для хранения материальных резервов государственного характера, т. е.
складам госрезерва.

Довольно значительная группа складов и систем переработки принадлежит транспортным организациям. К ним относят:

  • грузовые дворы товарных станций;

  • прирельсовые площадки;

  • площадки общего пользования;

  • грузовые терминалы и площадки морских и речных портов.

По характеру выполняемых операций грузопереработки они относятся к транзитно-перевалочным. Срок хранения грузов сведен к минимуму, поскольку целью такого склада является эффективное и современное снабжение клиентов путем перевалки груза с одного вида транспорта (или транспортного средства) на другой. Грузы поступают и отправляются крупными партиями, при этом поступающая грузовая единица (пакет на стандартном поддоне или контейнер) на складе не расформировывается. На таких складах необходим высокий уровень механизации.

Очень важным признаком классификации складов является товарная специализация, в соответствии с которой они подразделяются:

    • на специализированные склады (комплексы);

    • универсальные склады (комплексы).

На специализацию складов оказывают влияние объемы производства и потребления, а также физико-химические свойства материалов.
В зависимости от вида материальных ресурсов они могут быть разделены на склады:

    • твердого и жидкого топлива;

    • горючесмазочных материалов;

    • строительных материалов;

    • лесных материалов;

    • взрывоопасных грузов, лакокрасочных материалов и ядохимикатов;

    • металлопродукции и т. д.

На универсальных же складах хранятся материалы большей номенклатуры, которая иногда достигает не одну тысячу наименований.

В зависимости от возможностей использования тары склады могут быть предназначены:

    • для тарно-упаковочных материалов:

  • в ящиках;

  • бутылях;

  • мешках;

  • банках;

  • баллонах;

  • бочках;

  • контейнерах и др.;

    • неупаковочных материалов, в том числе:

  • штучных;

  • кусковых;

  • сыпучих;

  • жидких;

  • газообразных материалов и пр.

По фракционному составу хранящихся грузов склады сыпучих грузов могут быть разделены на склады крупнокусковых, мелкокусковых, крупно- и мелкозернистых, порошкообразных и пылевидных грузов, а по сыпучести грузов – на склады хорошо сыпучих, вязких и пластичных грузов.



По техническому устройству склады подразделяются на склады неотапливаемые, склады отапливаемые с температурой +5 или +16 С, холодильные склады с температурой –5 и –18 С, а также на закрытые, полузакрытые и открытые.

1. К закрытым складам относятся здания и сооружения, которые имеют кровлю и ограждения со всех сторон. К этой категории причисляют также:

  • бункеры;

  • силосы;

  • закрытые резервуары и др.

Склады закрытого типа используются для хранения материалов, качество которых ухудшается под влиянием атмосферных воздействий.

2. Полузакрытые склады – это сооружения, имеющие навес, одну, две или три стены или ограждения. На складах полузакрытого типа могут храниться строительные материалы, пиломатериалы, мелкосортный прокат черных металлов и другая продукция.

3. К открытым складам относятся сооружения в виде:

  • эстакад;

  • открытых бункеров;

  • траншей;

  • площадок, подготовленных для проведения складских работ и хранения материалов.

Открытые склады используются для хранения крупногабаритных грузов, например:

  • крупносортного проката черных и цветных металлов;

  • лесоматериалов;

  • нерудных материалов;

  • твердого топлива;

  • железобетонных изделий и конструкций;

  • продукции в контейнерах и т. д.

В зависимости от технической оснащенности и технологии переработки грузов склады делятся [8]:

  • на немеханизированные;

  • механизированные;

  • комплексно-механизированные;

  • автоматизированные;

  • автоматические;

  • роботизированные.

Приведем характерные особенности этих групп складов.

 Немеханизированные склады – это склады, на которых перегрузочно-складские работы выполняются вручную или с применением средств малой механизации (ручные двух- и четырехколесные тележки, наклонные роликовые дорожки, ручные вилочные тележки с гидроприводом подъема и т. д.).

 Механизированные склады – это склады, на которых на основных операциях перемещения и складирования грузов применяются средства механизации с ручным давлением, а отдельные вспомогательные операции выполняются вручную или с использованием средств малой механизации: в закрытых помещениях, как правило, с применением напольного безрельсового транспорта
, а на открытых площадках – бензиновыми, газовыми и дизельными автопогрузчиками, мостовыми и козловыми кранами и т. п.

 Комплексно-механизированные или высокомеханизированные склады – это склады, на которых все грузовые операции выполняются с применением машин и механизмов с ручным управлением.

 Автоматизированные склады – это комплексно-механизи­рованные склады, на которых отдельные операции выполняются машинами и механизмами с полуавтоматическим управлением, с вводом команд операторами на пульте в диалоговом (интерактивном) режиме.

 Автоматические склады – это комплексно-механизированные склады, на которых основные технологические операции переработки и складирования грузов выполняются автоматически, без участия оператора, а команды действия исполнительных механизмов и устройств вводятся по каналам связи от управляющего компьютера в реальном масштабе времени.

 Роботизированные склады – это автоматизированные склады, на которых отдельные операции выполняются перепрограммируемыми средствами робототехники с гибкой системой автоматического управления (САУ).

По этажности и конструктивным особенностям закрытые склады разделяются на пять групп:

  1.  одноэтажные;

  2.  многоэтажные;

  3.  одноэтажные павильонного типа;

  4.  высотные с высотой зоны складирования грузов 8–10 м и более;

  5.  с перепадом высот.

Склады также классифицируются по признаку емкости. В связи с этим различают склады:

  • малой емкости;

  • средней емкости;

  • большой емкости.

Помимо перечисленных признаков системы хранения и переработки, а также соответствующие им склады классифицируются по мощности:

  • с высокой скоростью оборачиваемос­ти материальных ресурсов (например, на цементных элеваторах);

  • со средней скоростью оборачиваемости материальных ресурсов (склады (системы) торговых посреднических структур);

  • долговременного хранения (склады госрезервов, сезонные склады).

Классификация складов по мощности приведена в табл. 3.1.
Таблица 3.1

Классификация складов
по величине годового грузопотока, тыс. т/год
[8]

Группа складов

Склады
промышленных предприятий


Складские базы, логистические центры

Перевалочные склады
на магистральном транспорте, грузовые терминалы


Мелкие

До 1–5

До 10

До 100

Средние

До 25

10–50

100–500

Крупные

25–50

50–200 и более

500–1000



Мощность склада – максимально возможный грузооборот за определенный период времени с соблюдением нормативов и технологических процессов, предусмотренных проектом или принятых в период эксплуатации.

По способу подхода внешнего железнодорожного транспорта к складу различают склады с наружным подходом железнодорожного пути и с внутренним вводом железнодорожного пути внутрь склада. Ввод автомобильного транспорта внутрь складов, как правило, запрещается из-за засорения воздуха в складе выхлопными газами двигателя автомобиля.

По конструкции и расположению складского здания склады могут быть отдельно стоящие, встроенные или сблокированные с производственными зданиями, из сборных железобетонных конструкций, из стальных конструкций, бескаркасные с опорными стеллажами, из деревянных клееных конструкций, хребтово-эстакадные склады сыпучих грузов, шатровые, шатрово-полубункерные, с повышенными путями и т. д.

В зависимости от конструктивных материалов, которые используются в строительстве, склады делятся на построенные:

  • из железобетонных конструкций;

  • кирпича;

  • металла;

  • дерева;

  • непроницаемых оболочек.

Объем и конфигурация последних поддерживается за счет создания излишнего внутреннего давления воздуха или за счет опоры на специальные легкие конструкции.

По степени огнестойкости складские помещения подразделяются:

  • на несгораемые;

  • трудносгораемые;

  • сгораемые.

При этом следует учитывать не только степень огнестойкости самих помещений, но и степень возгораемости хранимых в них материальных ресурсов.

Важным признаком классификации складов является величина партий прибытия и отправления грузов. Размеры выдаваемых партий грузов могут резко колебаться даже на одном и том же складе. Для склада сравнительно мелких или легковесных грузов можно условно разделить порции выдачи грузов на мелкие (до 5–10 кг), средние (10–50 кг), крупные (50–300 кг) и весьма крупные (свыше 300 кг и до нескольких тонн).
На складах более крупных, тяжелых и массовых грузов, естественно, масса партий грузов будет больше, соответственно до 100 кг, 100–500 кг,
500–1000 кг, свыше 1000 кг и до нескольких десятков тонн. Для некоторых видов грузов целесообразно партии приема и выдачи измерять не в единицах массы, а в штуках (например, 50 деталей или заготовок, 2–3 поддона с грузом и т. д.).