Файл: Учебное пособие соответствует фгос во по специальности 23. 05. 04 Эксплуатация железных дорог.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 492

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ

2. ТЕРМИНАЛЬНО-ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ЦЕНТРЫ

2.1. Инфраструктура терминально-логистических центров

2.2. Классификация терминально-логистических центров

2.3. Системный подход к формированию сети терминально-логистических центров на территории Российской Федерации

3. СКЛАДСКИЕ КОМПЛЕКСЫ. ЛОГИСТИКА СКЛАДИРОВАНИЯ

3.1. Роль складов в логистических системах

3.2. Классификация складов и особенности складских объектов разных типов

3.3. Основные функции складов в логистической системе

3.4. Устройство современного склада как технической системы

3.5. Проектирование внутрискладского технологического процесса 3.5.1. Планировка складских помещений Планировка складских помещений зависит от ориентации склада либо на хранение, либо на распределение. При выборе варианта планировки складских помещений приходится искать компромисс между пространством, количеством рабочей силы и степенью механизации. Большая площадь не всегда преимущество, поскольку увеличиваются расстояния, которые должны преодолевать работники при перемещении товаров. Ограничение пространства также ведет к неэффективности. Прежде чем выбрать вариант планировки склада, тщательно изучают все характеристики товара, подлежащего хранению, – физические свойства, объем и регулярность перемещения, частоту отбора, скорость реализации [7].Современное складское хозяйство включает: сооружения для обеспечения сохранности товаров – здания, навесы, стоянки для хранения самоходной техники, резервуары и т. д.; сооружения для разгрузки и погрузки – рампы, дебаркадеры, отстойники, эстакады; подъемно-транспортное оборудование; емкости для размещения товаров при хранении – стеллажи, бункеры, резервуары, закрома и т. д.; устройства и оборудование для перемещения, пакетирования, штабелирования, укладки и хранения товаров, а также для подготовки их к отгрузке; весовые и измерительные устройства; противопожарные средства; охранную сигнализацию, запоры и другие устройства; разупаковочное и упаковочное оборудование; маркировочные средства; компьютерную систему для управления движением товаров, учета, контроля, регулирования запасов. Складские помещения должны обеспечивать:– невозможность доступа посторонних лиц;– невозможность извлечения товаров и служебной техники, хранящихся на складе, без вскрытия штатных дверей и ворот;– поддержание соответствующего температурного режима и других условий хранения с целью сохранности всех характеристик товаров и транспортных средств, кроме естественного износа.Общетоварным складам необходимы помещения: основного назначения; вспомогательные; технические; административные; бытовые. Во вспо­могательных помещениях хранят тару, упаковку, поддоны, размеща­ют кладовые хозяйственных материалов и инвентаря, ремонтные мастерские и т. д. Техническими называют помещения машинных отделений, вентиляционные камеры, котельные, подзарядочные аккумуляторные станции и т. д. В административных помещениях располагают кабинеты служащих, компьютерный центр, офисы для приема посетителей и т. п. Помещения для работы сотрудников на складе или вблизи него из расчета не менее 12–14 м2 на одного сотрудника должны отвечать санитарно-техническим требованиям и быть оборудованы: системой и средствами связи (телефон, факсимильный аппарат); оргтехникой (компьютеры, принтеры, модем, копировальный аппарат и т. д.); мебелью (столы, стулья, шкафы, полки); сейфом для хранения документов. В помещениях основного назначения выделяются следующие зоны: разгрузки; приемки товаров по количеству и качеству; хранения; комплектования заказов для отправки; упаковки; погрузки. Эти зоны обычно связаны между собой проходами и проездами. Зона разгрузки примыкает к зоне приемки товаров по количеству и качеству. Зона хранения занимает основную часть площади склада. К зоне хранения примыкают зоны комплектования и упаковки товаров. В свою очередь, зона комплектования заказов обычно находится рядом с зоной отгрузки. На крупных складах зону разгрузки делают отдельно от зоны отгрузки. На средних и мелких складах эти зоны часто объединяют, если поступление и отгрузку товаров можно разделить во времени. Склады должны быть оборудованы санитарно-бытовыми помещениями. Бытовые помещения включают места отдыха и приема пищи, раздевалки, душевые, санитарные узлы и др.Склады легковоспламеняющихся материалов, а также горючих жидкостей (масла, краски, растворители и т. п.) размещают преимущественно в отдельно стоящих зданиях.Все помещения должны располагаться с учетом поточности, максимального сокращения путей движения товаров от места их приемки до места выдачи, отсутствия встречных и пересекающихся потоков товаров и тары, персонала и получателей. Помещения для приема, хранения, подготовки товаров к отгрузке или выдаче должны иметь между собой технологическую связь.Двери, соединяющие разгрузочную платформу с помещениями для приема, хранения и подготовки товаров к отгрузке или выдаче либо с другими помещениями, должны быть шириной от 1,6 до 2,2 м и высотой не менее 2,3 м. Двери помещений для приема и хранения товаров и подсобных помещений должны быть двупольными шириной не менее 1,3 м и высотой не менее 2,3 м. Для приема овощей и хлеба предусматриваются отдельные двери или люки непосредственно в помещения для хранения товаров. Ширина коридоров в помещениях для хранения и подготовки товаров к выдаче или отгрузке должна быть 1,62,7 м – в зависимости от объемов грузопотоков и использования электрифицированного транспорта.Выбор этажности склада осуществляют исходя из затрат на строительство, которые уменьшаются по кубической зависимости от высоты здания, и затрат на складское оборудование, которые, наоборот, увеличиваются с высотой склада.Удобный склад имеет приемочную погрузочную платформу на одном конце и отгрузочную платформу – на другом, а между ними перемещаются товары. В альтернативном варианте используют одну платформу, на которой утром разгружают товары, а после обеда с нее отгружают товары. Это уменьшает площадь, выделяемую для погрузочных работ, но требует, чтобы перевозчики увозили и привозили товары в согласованное время.Структура системы складирования строится по иерархическому принципу: подсистема – блок (модуль) – элемент (операция).Технико-экономическую подсистему образуют модули и элементы, характеризующие технические и технологические параметры зданий и сооружений склада, состав подъемно-транспортного оборудования (выбираемого на основе характеристик складского грузопотока), видов товароносителей и т. п. Можно выделить следующие основные модули: • складируемую грузовую единицу;• подъемно-транспортное оборудование.Функциональную подсистему образуют такие блоки, как вид складирования, определяющий пространственное размещение и положение грузов, а также компоновку основных рабочих зон; комиссионирование, связанное с комплектацией грузов и подготовкой их в соответствии с требованиями клиентов; управление перемещением грузов.Поддерживающая подсистема включает модули, обеспечивающие эффективное функционирование всего складского хозяйства, прежде всего информационно-компьютерный модуль (автоматизация учета, наличия, движения и управления запасами товаров и других функций), организационно-правовое обеспечение, связанное со структурой управления складом и нормативно-методической документацией [12].Отношения между подсистемами, модулями и элементами образуют структуру системы складирования. Выбор структуры зависит от множества факторов и функций склада, его места в логистической системе, номенклатуры грузов, а также от задач, для решения которых и создается система складирования.Зона хранения – часть склада с оборудованием, предназначенным для хранения грузов [7]. Вместимость зоны зависит не только от размеров складируемых здесь грузов, но и от выбранного способа хранения – на полу, на стеллажах, вешалах, в поддонах, контейнерах и т. д. Правильный выбор оборудования для хранения и обработки грузов позволяет оптимально использовать пространство этой зоны.При проектировании зоны хранения:– моделируют структуры склада, зон и мест хранения, стеллажей, проходов с помощью графического интерфейса;– используют информацию топологического модуля в оптимизационных алгоритмах системы (размещение товара, заполнение ячеек хранения, пополнение зон отбора);– используют информацию топологического модуля для графического отображения состояния склада;– выбирают типы и модели оборудования для хранения на основе расчетов необходимой емкости склада, количества ячеек и т. д.;– выбирают типы и модели оборудования для перемещения грузов на основе расчетов грузооборота, маршрутов, высоты и т. д.;– выбирают типы и модели оборудования для создания необходимых условий труда и сохранности товаров.Чтобы сделать работу укладчиков и комплектовщиков менее утомительной, зону хранения делят на эргономичные технологические участки.Чтобы минимизировать время выполнения заказа для комплектовщиков заказа, на складе товары располагают таким образом, что большинство «ходовых» товаров находится в самом легкодоступном месте для комплектовщиков заказа. Менее популярные товары располагают на менее доступных полках.Выбор оптимальной системы хранения зависит от правильности постановки задач для склада и формулирования приоритетов его функционирования.Бесстеллажный тип зон хранения применяют, если: на складе хранится крупный однотипный груз или груз, который штабелируют в несколько ярусов; имеется достаточная площадь; нет средств на оснащение; работать на складе может дешевая техника.Широкопроходный тип зон хранения – межстеллажные проезды 3

3.6. Обработка грузов на складе

3.7. Проектирование технического оснащения склада

4. УСТРОЙСТВО И ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ КОНТЕЙНЕРНЫХ ТЕРМИНАЛОВ

4.1. Основные функции контейнерных терминалов

4.2. Характеристика терминала как объекта в логистической цепи

4.3. Оборудование контейнерных терминалов

4.4. Схемы терминальных операций с контейнерами

4.5. Проектирование контейнерных терминалов

5. ВОЗМОЖНЫЕ ВАРИАНТЫ КОМПОНОВКИ ТЕРМИНАЛЬНО-ЛОГИСТИЧЕСКИХ ЦЕНТРОВ

5.1. Типовые технологические решения терминально-логистических центров

5.2. Критерии выбора мест расположения терминально-логистических центров

5.3. Структурно-планировочные требования к инфраструктуре терминально-логистических центров

5.4. Функционально-организационные характеристики терминально-логистических комплексов и их элементов

5.5. Интегрированная таможенная инфраструктура

5.6. Современные таможенные технологии

5.7. Корпоративная интегрированная системаинформационного обеспечения деятельности терминально-логистических центров

5.8. Экономическая эффективность создания терминально-логистических центров

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК



7. Какие объекты и технические устройства включает Центр таможенного оформления ТЛК?

8. Какие функциональные модули должна включать корпоративная интегрированная IT-система (КИС) для управления процессами в сети ТЛЦ и контроля за ними?

9. Какие условия необходимо соблюдать для успешного функционирования сети ТЛЦ на рынке логистических услуг?

10. В чем заключается экономическая эффективность создания ТЛЦ?
Рекомендуемая литература: [1, 4, 5].


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Одной из основных причин отставания развития складов в нашей стране является ошибочное мнение о том, что склады представляют собой сравнительно несложные технические сооружения с простой технологией работ. В учебном пособии показано, что современные автоматизированные склады – это сложные технические объекты, оснащаемые специализированным складским оборудованием, высотными стеллажными конструкциями различных типов, автоматическими штабелирующими машинами, средствами робототехники, организационной и вычислительной техники, управляющими технологическими процессами переработки грузов на складах в реальном масштабе времени. Отличительными особенностями современных складов являются большое возможное число вариантов технических и объемно-планировочных решений и множество параметров, характеризующих механизированные и автоматизированные склады.

С повышением роли складов в формировании эффективных грузопотоков в мультимодальных перевозках разными видами транспорта возрастет значение перевалочных складов и грузовых терминалов на магистральном транспорте в пунктах взаимодействия железнодорожного и автомобильного, морского и железнодорожного, автомобильного и внутреннего водного транспорта и т. д. В учебном пособии дано понятие грузового терминала как многофункционального перегрузочно-складского комплекса в логистических системах.

Склады и грузовые терминалы располагаются в пунктах взаимодействия разных производственных и транспортных систем и изменяют параметры грузопотоков таким образом, чтобы обеспечить наиболее эффективное дальнейшее транспортирование на магистральном транспорте или использование грузов (на промышленных предприятиях и в товаропроводящих сетях). Поэтому в системах доставки грузов склады могут рассматриваться как организаторы грузопотоков.


В связи с высоким уровнем морального и физического износа значительной части объектов грузового обустройства ОАО «РЖД» и, следовательно, невозможностью оказания на их базе комплекса современных логистических услуг потенциальные клиенты предпочитают более «гибкий» в плане предоставления услуг и оперативный автомобильный транспорт.

Моральный и физический износ используемого подъемно-транспорт­ного оборудования (около 85 %), несоответствие современным требованиям его технологических параметров в значительной степени не позволяют обрабатывать грузопотоки, тяготеющие к грузовым дворам. Негативным фактором является износ коммерческой недвижимости, ограниченный портфель услуг (не предоставляются услуги по доставке грузов «точно в срок», «от двери до двери», с добавленной стоимостью и т. п.) и отсутствие современных складских комплексов, способных удовлетворить запросы клиентов. Все это говорит о необходимости создания сети ТЛЦ.

В рамках учебного пособия рассмотрена функциональная классификация терминально-логистических центров (ж.-д. порт, ТЛЦ, сателлит), сформулированы требования к основным параметрам технологических и организационных процессов создания и эксплуатации ТЛЦ.

Для реализации проекта ТЛЦ потребуется разработка соответствующего программного документа ОАО «РЖД», детального плана мероприятий по его реализации, а также во взаимодействии с профильными органами исполнительной власти субъектов Федерации и крупных городов корректировка ФЦП «Развитие транспортной системы РФ» и др. Важнейшие первоочередные мероприятия:

– снятие ограничений для модернизации объектов терминально-складского комплекса либо комплексной реконструкции;

– разработка и практическая реализация механизмов государственно-частного партнерства;

– разработка и согласование с профильными органами (минтранс, минэкономразвития, ФТС и др.) Концепции таможенного контроля и таможенного оформления в местах, приближенных к государственной границе РФ, в части железнодорожного транспорта;

– разработка и согласование Концепции комплексной безопасности ТЛЦ, информационного обеспечения логистической деятельности и др. во взаимодействии с профильными органами исполнительной власти и бизнес-сообществом.

В мировой практике накоплен богатый опыт реализации близких по параметрам и идеологии инфраструктурных проектов ТЛЦ:



– логистические деревни (Германия – более 30, Италия, Франция, Нидерланды и др.);

– индустриально-логистические парки (Великобритания, США, Германия, Франция, Китай и др.);

– зоны технико-экономического развития (ЗТЭР), специальные экономические зоны, открытые города (Китай).

Основные эффекты от реализации проекта ТЛЦ:

1) для РФ – повышение эффективности национальной транспортной системы, развитие рынка логистических услуг;

2) для ОАО «РЖД» – расширение масштабов перевозочной деятельности (сеть ТЛЦ привлечет на железнодорожный транспорт дополнительно 100–120 млн т грузов), снижение себестоимости, повышение эффективности инвестиционной деятельности, оптимизация загрузки инфраструктуры.

В России в настоящее время активно строятся ТЛЦ. Решающим фактором в сфере логистики является возрастающая конкуренция на рынке логистических услуг. Оргомное конкурентное преимущество получают компании, обеспечивающие наиболее высокий уровень обслуживания клиентов. В секторе складской недвижимости прослеживается тенденция повышения не только количественных характеристик новых проектов, но и качественных. Некоторые компании даже заявили о планах создания складских комплексов формата логистических хабов. Хаб – это не просто крупный логистический центр, а скорее некий складской «поселок», инфраструктура которого весьма разнообразна и часто включает в себя не только склады, но и производственные помещения для обработки или подготовки к перевозке товарной продукции, ремонтные мастерские для грузового автотранспорта, железнодорожный, морской или речной грузовой терминал, участок таможни и прочие элементы, необходимые для организации бесперебойного грузопотока. Также появляются новые технологии на рынке складской логистики, такие как технология голосового отбора (Voice-picking). Смысл ее в том, что отдача команд системе управления складом осуществляется голосом. Использование данной технологии позволяет  снизить время, затрачиваемое комплектовщиком на выполнение одного отбора, на 37,5 %.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК


1. Концепция создания терминально-логистических центров на территории Российской Федерации, ОАО «РЖД». – М., 2011.

2. Волгин, В.В. Склад: логистика, управление, анализ / В.В. Волгин. – 10-е изд., перераб. и доп. – М. : Дашков и Ко, 2009. – 736 с.


3. Управление грузовыми потоками в транспортно-логистических системах / Л.Б. Миротин [и др.] ; под ред. Л.Б. Миротина. – М. : Горячая линия – Телеком, 2010. – 704 с. – (Серия «Инженерная логистика››).

4. Ганжа, С.Д. Архитектурно-планировочная организация специализированных торгово-складских комплексов : автореф. дис. … канд. арх. наук: 18.00.02 / С.Д. Ганжа. – Новосибирск, 1990. – 26 с.

5. Белоусова, Н.С. Функционально-организационные характеристики транспортно-логистических комплексов и их элементов / Н.С. Белоусова // Известия вузов: Архитектон. – 2006. – № 15. – С. 12–14.

6. Гаджинский, А.М. Современный склад. Организация, технологии, управление и логистика : учеб.-практ. пособие / А.М. Гаджинский. – М. : ТК Велби; Проспект, 2005. – 176 с.

7. Транспортное и складское обеспечение логистики : учеб. пособие / А.С. Балалаев, А.В. Кочемасова, С.Н. Третьяк. – Хабаровск : Изд-во ДВГУПС, 2008. – 140 с.

8. Маликов, О.Б. Склады и грузовые терминалы : справочник / О.Б. Маликов. – СПб. : Бизнес-пресса, 2005. – 560 с.

9. Николайчук, В.Е. Транспортно-складская логистика : учеб. пособие / В.Е. Николайчук. – 3-е изд. – М. : Дашков и Ко, 2009. – 452 с.

10. Маликов, О.Б. Деловая логистика / О.Б. Маликов. – СПб. : Политехника, 2003. – 223 с.

11. Курганов, В.М. Логистика. Транспорт и склад в цепи поставок товаров : учеб.-практ. пособие / В.М. Курганов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Книжный мир, 2009. – 512 с.

12. Корпоративная логистика. 300 ответов на вопросы профессионалов / под общ. и науч. ред. проф. В.И. Сергеева. – М. : ИНФРА-М, 2005. – 976 с.

13. Бауэрсокс, Доналд Дж. Логистика: интегрированная цепь поставок : пер. с англ. / Доналд Дж. Бауэрсокс, Дейвид Дж. Клосс. – 2-е изд. – М. : ЗАО «Олимп – Бизнес», 2005. – 640 с.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Учебное издание
Балалаев Александр Сергеевич

Король Роман Григорьевич
ТЕРМИНАЛЬНО-ЛОГИСТИЧЕСКИЕ КОМПЛЕКСЫ
Учебное пособие
Редактор Т.М. Яковенко

Технический редактор И.А. Нильмаер

———————————————––––———––––———————–————————

План 2014 г. Поз. 2.8. Подписано в печать 27.03.2014 г.

Формат 60´841/16. Гарнитура «Arial». Уч.-изд. л. 8,8.

Усл. печ. л. 8,1. Зак. 54. Тираж 120 экз. Цена 244 руб.

————————————————––––——————————————–————

Издательство ДВГУПС

6 80021, г. Хабаровск, ул. Серышева, 47.


А.С. Балалаев, Р.Г. Король

ТЕРМИНАЛЬНО-ЛОГИСТИЧЕСКИЕ
КОМПЛЕКСЫ


Учебное пособие





Хабаровск

2014