Файл: Учебное пособие соответствует фгос во по специальности 23. 05. 04 Эксплуатация железных дорог.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 487
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
2. ТЕРМИНАЛЬНО-ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ЦЕНТРЫ
2.1. Инфраструктура терминально-логистических центров
2.2. Классификация терминально-логистических центров
3. СКЛАДСКИЕ КОМПЛЕКСЫ. ЛОГИСТИКА СКЛАДИРОВАНИЯ
3.1. Роль складов в логистических системах
3.2. Классификация складов и особенности складских объектов разных типов
3.3. Основные функции складов в логистической системе
3.4. Устройство современного склада как технической системы
3.6. Обработка грузов на складе
3.7. Проектирование технического оснащения склада
4. УСТРОЙСТВО И ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ КОНТЕЙНЕРНЫХ ТЕРМИНАЛОВ
4.1. Основные функции контейнерных терминалов
4.2. Характеристика терминала как объекта в логистической цепи
4.3. Оборудование контейнерных терминалов
4.4. Схемы терминальных операций с контейнерами
4.5. Проектирование контейнерных терминалов
5. ВОЗМОЖНЫЕ ВАРИАНТЫ КОМПОНОВКИ ТЕРМИНАЛЬНО-ЛОГИСТИЧЕСКИХ ЦЕНТРОВ
5.1. Типовые технологические решения терминально-логистических центров
5.2. Критерии выбора мест расположения терминально-логистических центров
5.3. Структурно-планировочные требования к инфраструктуре терминально-логистических центров
5.5. Интегрированная таможенная инфраструктура
5.6. Современные таможенные технологии
5.8. Экономическая эффективность создания терминально-логистических центров
Министерство транспорта Российской Федерации
Федеральное агентство железнодорожного транспорта
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Дальневосточный государственный
университет путей сообщения»
Кафедра «Технология транспортных процессов и логистика»
А.С. Балалаев, Р.Г. Король
ТЕРМИНАЛЬНО-ЛОГИСТИЧЕСКИЕ КОМПЛЕКСЫ
Рекомендовано
Методическим советом по качеству
образовательной деятельности ДВГУПС
в качестве учебного пособия
Хабаровск
Издательство ДВГУПС
2014
УДК 656.078.12 (075.8)
ББК У 370-592я73
Б 200
Рецензенты:
Кафедра «Эксплуатация автомобильного транспорта» ТОГУ
(заведующий кафедрой доктор технических наук,
профессор П.П. Володькин)
Кандидат экономических наук, заместитель начальника
Дальневосточного территориального центра фирменного транспортного обслуживания – структурного подразделения Центра фирменного транспортного обслуживания – филиала ОАО «РЖД»
С.А. Балалаев
Б 200 | Балалаев, А.С. Терминально-логистические комплексы : учеб. пособие / А.С. Балалаев, Р.Г. Король. – Хабаровск : Изд-во ДВГУПС, 2014. – 138 с. : ил. |
Учебное пособие соответствует ФГОС ВО по специальности 23.05.04 «Эксплуатация железных дорог» и по направлению подготовки бакалавриата 23.03.01 «Технология транспортных процессов».
Подробно рассмотрены вопросы по организации терминально-логистических комплексов (ТЛК) в современных условиях, включая модель функционирования ТЛК, критерии выбора мест размещения, требования к структуре и функциональному назначению объектов, основные параметры технологических процессов, принципы формирования единого технологического комплекса, организацию взаимодействия различных видов транспорта.
Большое внимание уделяется теоретическим основам логистики складирования, а также бизнес-процессам на железнодорожном транспорте (управление складированием, консолидация отправок, переупаковка, маркировка).
Предназначено для студентов 3-го курса всех форм обучения, изучающих дисциплину «Терминально-логистические комплексы».
УДК 656.078.12 (075.8)
ББК У 370-592я73
© ДВГУПС, 2014
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время на сети российских железных дорог (ж.д.) действуют грузовые дворы на более чем 570 станциях. Большинство объектов создавались в условиях плановой национальной экономики в целях обеспечения свободного доступа (в виде мест общего пользования) клиентов к железнодорожной (ж.-д.) транспортной системе для обслуживания крупных промышленных и гражданских объектов, оборонных нужд, потребностей населения, материально-технического снабжения отдельных предприятий, индустриальных и сельскохозяйственных районов, населенных пунктов.
В связи с высоким уровнем морального и физического износа значительной части объектов грузового хозяйства, изменившимися требованиями к условиям хранения и доставки грузов, ограниченными возможностями технологического оборудования, невозможностью оказания на их базе комплекса современных логистических услуг потенциальные клиенты предпочитают более «гибкий» в плане предоставления услуг и оперативный автомобильный транспорт. Кроме того, в последние годы активизировалось строительство современных логистических комплексов крупными операторскими и логистическими компаниями. В то же время грузопотоки постоянно возрастают. Грузооборот только контейнерных грузов на железнодорожном транспорте увеличивается на 12 % в год.
В этих условиях необходимо изучение нового комплексного подхода к обеспечению слаженности всех участников перевозочного процесса в логистических цепях поставок: грузовладельцев, производителей и потребителей продукции, транспортников, экспедиторов, работников таможни, стивидоров и других специалистов.
Цель дисциплины «Терминально-логистические комплексы» – сформировать знания по организации и устройству терминально-логистических комплексов, а также знания в области логистики складирования, связанные с организацией складских процессов и проблем функционирования складских объектов.
Задачи дисциплины – передать теоретические основы и знания в решении задач, связанных с организацией складских процессов и проблем функционирования складов.
В результате изучения дисциплины студент должен:
знать: логистику складирования; методы организации терминально-логистических комплексов; системы приемки, размещения и учета товаров с целью минимизации затрат;
уметь: проводить отбор функций, технологических операций или бизнес-процессов железнодорожного транспорта (управление складированием, консолидация отправок, экспедирование, переупаковка, маркировка); находить оптимальное соотношение цены и качества предлагаемых услуг;
владеть: методами оценки эффективности предприятий, оптимизации движения и использования материального и других потоков на предприятии.
1. КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ
Существующая практика применения некоторых терминов (например, «логистический центр», «сухой порт», «сателлит» и др.), а также необходимость стандартизации методологического обеспечения учебного пособия обусловливают целесообразность использования специализированных понятий.
Понятие «терминал» происходит от английского слова terminal и обозначает конечный пункт чего-либо, например транспортного процесса. Терминал – это система сооружений, оснащенных современным технологическим оборудованием, позволяющим выполнять весь спектр услуг, связанных с процессом транспортирования и распределения. Хорошо организованный транспортный процесс должен начинаться и заканчиваться на специальных объектах, приспособленных и оснащенных для наиболее эффективного преобразования грузопотоков. Эти объекты представляют собой механизированные и автоматизированные склады различного типа, назначения и организации перегрузочно-складских и транспортных работ. Цель преобразования грузопотоков состоит в том, чтобы обеспечить наиболее эффективное дальнейшее транспортирование или использование грузов, товаров, материалов.
Склад – это комплекс производственных зданий, инженерных сооружений, подъемно-транспортных машин и специального оборудования, средств вычислительной техники и автоматики, регулирующих и контролирующих их работу, предназначенный для приемки, размещения и хранения различных материальных ценностей, подготовки их к производственному потреблению и бесперебойному снабжению ими потребителей.
Склады являются важными компонентами логистических систем, так как они помогают лучше организовывать грузопотоки. Они могут располагаться на промышленных или торговых предприятиях, а на магистральном транспорте – находиться в составе специализированных перегрузочно-складских комплексов по переработке грузов и перевалке их с одних видов транспорта на другие.
Грузовой двор – часть территории железнодорожной станции, предназначенная для проведения операций с грузами: приёма от отправителей, погрузки в вагон, выгрузки из вагона, выдачи получателям и хранения.
На железнодорожных станциях возможны следующие схемы размещения грузовых дворов:
-
в торце тупиковой станции последовательно с основным парком; -
на тупиковых путям параллельно паркам; -
на тупиковых путях последовательно сортировочному парку; -
на сквозных путях параллельно паркам (грузовой двор сквозного или комбинированного типа).
Грузовой район – территория на грузовой станции, оснащенная комплексом технических средств и устройств, предназначенных для выполнения погрузочно-разгрузочных работ и коммерческих операций, сортировки и хранения грузов. На территории грузового района размещены грузовые фронты, на которых выполняют погрузку и выгрузку грузов; склады для тарно-штучных, тяжеловесных, сыпучих грузов, контейнеров, лесоматериалов, металла; площадки для перегрузки грузов, доставленных на автомобилях, тракторах и др.; гаражи, мастерские, подзарядные станции для аккумуляторов; погрузочно-выгрузочные и выставочные пути (для разгруженных вагонов). При въезде на территорию грузового района находятся автопроезды, вагонные весы, габаритные ворота. Оформление документов производится в товарных конторах. На территории грузового района имеются служебно-технические и другие административные помещения. Грузовой район оборудуется средствами связи, водопроводом, канализацией, освещением, противопожарными средствами.
В зависимости от схемы прокладки погрузочно-разгрузочных путей грузовые районы бывают тупиковые и сквозные. Тупиковые получили наибольшее распространение, так как обладают определенными технико-экономическими достоинствами по сравнению со сквозными. На территории грузового района прокладывают тупиковые или кольцевые автопроезды шириной 15–30 м с одним или несколькими поперечными кольцевыми проездами. Грузовые районы для больших грузооборотов проектируют с высоким уровнем комплексной механизации и автоматизации технологических процессов. На таких грузовых районах, называемых транспортно-грузовыми комплексами, широко используются автоматизированные системы управления (АСУ) грузовыми и коммерческими операциями.
Транспортно-грузовые комплексы (ТГК), объединенные в грузовые дворы механизированных дистанций погрузочно-разгрузочных работ, представляют собой транспортно-грузовые системы, обеспечивающие перегрузку грузов из одного вида транспорта в другой, а также складские работы и временное хранение грузов (рис. 1.1).
Рис. 1.1. Структура
транспортно-грузового комплекса
Генеральной идеей транспортно-грузового комплекса было создание центра распределения, в котором совмещались бы транспортные, складские и сбытовые функции при предоставлении клиентуре полного набора сопутствующих услуг. Иными словами, в этой системе были реализованы идеи транспортной логистики (в 1960-е гг. этот термин еще не был так популярен), что обеспечило ей устойчивое положение на рынке в течение многих лет. Кроме того, был реализован другой новый для того периода принцип одновременного взаимодополняющего функционирования на одной территории комплекса предприятий различного назначения.