Файл: Учебное пособие соответствует фгос во по специальности 23. 05. 04 Эксплуатация железных дорог.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 509
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
2. ТЕРМИНАЛЬНО-ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ЦЕНТРЫ
2.1. Инфраструктура терминально-логистических центров
2.2. Классификация терминально-логистических центров
3. СКЛАДСКИЕ КОМПЛЕКСЫ. ЛОГИСТИКА СКЛАДИРОВАНИЯ
3.1. Роль складов в логистических системах
3.2. Классификация складов и особенности складских объектов разных типов
3.3. Основные функции складов в логистической системе
3.4. Устройство современного склада как технической системы
3.6. Обработка грузов на складе
3.7. Проектирование технического оснащения склада
4. УСТРОЙСТВО И ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ КОНТЕЙНЕРНЫХ ТЕРМИНАЛОВ
4.1. Основные функции контейнерных терминалов
4.2. Характеристика терминала как объекта в логистической цепи
4.3. Оборудование контейнерных терминалов
4.4. Схемы терминальных операций с контейнерами
4.5. Проектирование контейнерных терминалов
5. ВОЗМОЖНЫЕ ВАРИАНТЫ КОМПОНОВКИ ТЕРМИНАЛЬНО-ЛОГИСТИЧЕСКИХ ЦЕНТРОВ
5.1. Типовые технологические решения терминально-логистических центров
5.2. Критерии выбора мест расположения терминально-логистических центров
5.3. Структурно-планировочные требования к инфраструктуре терминально-логистических центров
5.5. Интегрированная таможенная инфраструктура
5.6. Современные таможенные технологии
5.8. Экономическая эффективность создания терминально-логистических центров
2. ТЕРМИНАЛЬНО-ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ЦЕНТРЫ
2.1. Инфраструктура терминально-логистических центров
Современный терминально-логистический центр (ТЛЦ) – это комплекс, обеспечивающий весь спектр услуг по обслуживанию грузов. Это складирование, растаможка, необходимые экспедиторские, страховые, юридические услуги, а также доставка грузов «от двери до двери», с минимальными затратами и в сжатые сроки по рассчитанному для каждого получателя оптимальному маршруту с обеспечением надежной охраны на всем пути следования. Инфраструктура ТЛЦ включает в себя штаб – центр управления перевозками, а также современные склады, таможенные терминалы, терминалы на железнодорожном и автомобильном транспорте, перегрузочные комплексы в порту, стоянки автотранспорта, парки отстоя вагонов, сортировочные станции, автозаправочные станции (АЗС), мотели и кемпинги и т. д. На Западе это называется «грузовая деревня» – ТЛЦ, оснащенный всем необходимым по последнему слову профильной техники и экологии.
С учетом глобализационных процессов в экономике РФ, сближающих тенденции развития рынков логистических услуг, рост национального рынка будет определяться, прежде всего, развитием сектора комплексных логистических услуг. Наблюдается тенденция переориентации зарубежных компаний с преимущественно международных перевозок на внутрироссийские операции и освоение российских регионов. Компании наращивают качественные складские площади и номенклатуру предоставляемых услуг.
Предполагается, что за счет широкого спектра, ценовой привлекательности и уникальности некоторых видов логистических услуг, предоставляемых объектами ТЛЦ, значительная часть грузовладельцев и операторов при формировании цепей поставок предпочтут воспользоваться современной инфраструктурой.
Существенную долю целевого рынка составят экспортно-импортные грузопотоки. Услуги региональных ТЛЦ, предоставляющих грузовладельцам, пользующимся услугами железнодорожного транспорта, альтернативу проведения таможенного оформления в местах, приближенных к государственной границе, в условиях значительной отдаленности центров производства и потребления от пограничных переходов, являются важным фактором эффективности внешнеэкономической деятельности.
2.2. Классификация терминально-логистических центров
2.2.1. Железнодорожные порты
Формирование сети ТЛЦ представляет собой комплексное решение, позволяющее за счет модернизации инфраструктуры, а также совершенствования технологий транспортного обслуживания как на уровне местной работы, так и при формировании поездов достичь существенного повышения конкурентоспособности железнодорожного транспорта.
Железнодорожный порт – системообразующий мультимодальный технологический комплекс, представляющий собой группу специализированных и универсальных терминалов, необходимую инженерную, транспортную и административную обеспечивающую инфраструктуру для обслуживания мощностей грузового морского района (в том числе за счет выполнения непрофильных для морских портов операций по растарке, хранению, консолидации, распределению грузов и т. п.), сухопутных пограничных переходов, а также сети терминально-складских комплексов на основе оптимизации транспортных процессов [1].
Важнейшая системообразующая роль в формировании сети ТЛЦ отводится железнодорожным портам, которые должны быть сформированы в зонах, удобных для обслуживания грузовых морских районов на Балтийском побережье, в Азово-Черноморском регионе и на Дальнем Востоке.
Железнодорожный порт играет роль «интерфейса» между различными транспортными системами («морской транспорт–ж.-д. транспорт–автотранспорт»), а также роль «системного интегратора» в логистической системе, создавая инфраструктурные и технологические условия для выстраивания оптимальных цепей поставок.
Схемы организации взаимодействия ж.-д. портов с объектами транспортной инфраструктуры в Азово-Черноморском регионе (ж.-д. порт Таманский, станция примыкания – 9-й км Северо-Кавказской ж. д.) и в Южном Приморье (ж.-д. порт Приморский, станция примыкания – Уссурийск Дальневосточной ж. д.) представлены на рис. 2.1. и 2.2.
Рис. 2.1. Схема взаимодействия ж.-д. порта Таманский с объектами
транспортной инфраструктуры Азово-Черноморского бассейна
Рис. 2.2. Схема организации взаимодействия ж.-д. порта Приморский
с объектами транспортной инфраструктуры южного Приморья
К зоне обслуживания железнодорожного порта Приморский относятся грузовые морские порты Восточный, Находка, Владивосток, Зарубино, Посьет, Раджин (КНДР), погранпереходы Гродеково и Краскино (КНР), Хасан (КНДР), сателлиты на базе грузовых дворов на ст. Первая Речка (Владивосток), Артем-Приморский 1 и др.
Основные функции железнодорожных портов:
-
вывод с территории морских портов непрофильных операций (хранение, растарка и т. п.); -
консолидация (судовых партий, поездных норм и проч.); -
распределение (порт, регион, транзит и проч.); -
хранение; -
оказание комплекса услуг с добавленной стоимостью.
Реализация транспортных технологий с использованием железнодорожных портов позволяет:
-
увеличить перерабатывающую способность морских портов; -
обеспечить повышение эффективности перевозочного процесса; -
сократить транспортные издержки; -
уменьшить инвестиционную нагрузку при формировании портовой инфраструктуры, обеспечить более быстрый ввод объектов в эксплуатацию; -
снизить вероятность возникновения условий для «брошенных
поездов»; -
уменьшить экологическую нагрузку и загрузку улично-дорожной сети города.
Обязательное условие эффективности технологии железнодорожных портов – работа в едином технологическом комплексе с морскими портами.
Основные функциональные характеристики железнодорожных портов:
-
мощность более 250 000 ДФЭ (двадцатифутовый эквивалент) в год; -
обслуживаются козловыми кранами, автоконтейнеровозами и/или ричстакерами; -
длина погрузочно-разгрузочных путей 1250 м и более; -
площадь более 150 га; -
удаление от портов до 200 км; -
сообщение с морскими грузовыми районами регулярными поездами.
2.2.2. Основные задачи и функциональные характеристики
терминально-логистических центров
Терминально-логистический центр –сетевой мультимодальный технологический комплекс, включающий в себя группу специализированных и универсальных терминалов, а также необходимые элементы инженерной, транспортной и административной инфраструктуры для обслуживания транзитных и региональных грузопотоков, позволяющий на основе реализации современных логистических технологий предоставить участникам перевозочного процесса комплекс услуг добавленной стоимости [1].
Терминально-логистический центр является следующим по значимости после железнодорожного порта объектом в иерархической вертикали построения терминально-логистической инфраструктуры.
Терминально-логистические центры не только обеспечивают переработку и распределение, но также дополнительную реконсолидацию грузопотоков (экспортно-импортных и внутренних) и располагаются на подходах к транспортным узлам или в городской черте.
Мощность терминально-логистических центров более 10 млн т в год (от 100 до 250 тыс. ДФЭ).
Задачами ТЛЦ являются:
– обеспечение прямого доступа к транспортной инфраструктуре для основных клиентов, расположенных вблизи терминалов;
– организация бесперебойного движения контейнерных поездов;
– сочетание быстрой перевалки контейнеров с интермодальными операциями, промежуточным хранением и функциями контейнерного депо.
Основные функциональные характеристики ТЛЦ:
-
мощность более 10 млн т в год (более 100 тыс. ДФЭ в год); -
разделение зон перевалки, интермодальных операций и хранения; -
обслуживание козловыми кранами с перекрывающимися рабочими зонами; -
полезная длина погрузочно-выгрузочных путей 850–1250 м; -
площадь ТЛЦ около 100 га; -
предназначены для переработки широкой номенклатуры грузов (грузы в контейнерах, включая рефрижераторные и танк-контейнеры; тарно-штучные грузы, в том числе рефрижераторные; тяжеловесные и крупнотоннажные грузы; инертные строительные материалы и др.); -
«перронная работа» с маршрутными контейнерными поездами: предварительное формирование комплекта контейнеров для загрузки поезда на площадке (перроне) вдоль приемоотправочных путей для сокращения времени погрузки-выгрузки и ускорения оборота вагонов.
2.2.3. Сателлиты
Сателлит –терминал (группа терминалов), связанный с ТЛЦ единой технологией переработки и являющийся, по существу, удаленным объектом ТЛЦ, либо специализированный терминал для определенного типа грузов, переработка которых на территории ТЛЦ невозможна или нецелесообразна [1].
Терминалы-сателлиты и прочие контейнерные площадки образуют вспомогательную сеть и состоят из терминалов с потенциальными объёмами переработки менее 100 тыс. ДФЭ в год и прочих контейнерных площадок с объёмом менее 10 тыс. ДФЭ в год.
Основными задачами таких терминалов являются:
-
обеспечение функционирования общероссийской контейнерной сети; -
снижение терминальных затрат до уровня, обеспечивающего прибыль даже при низких объёмах переработки.
Основные функциональные характеристики терминалов первой категории:
– мощность до 100 тыс. ДФЭ в год;
– обслуживание козловыми кранами и/или рич-стакерами;
– длина погрузочно-выгрузочных путей от 750 до 1250 м;
– общая площадь терминала до 30 га;
– применимы в зонах с достаточной площадью и низкой стоимостью земли из-за относительно высокой стоимости строительства при небольших объёмах переработки, а также на базе существующих грузовых дворов с комплексной реконструкцией объектов.
Функциональные характеристики контейнерных площадок:
– мощность до 50 тыс. ДФЭ в год;
– обслуживание козловыми кранами и/или рич-стакерами;
– длина погрузочно-выгрузочных путей порядка 750 м;
– ширина зоны терминала (пролета козлового крана) около 32 м.
Сателлиты, создаваемые преимущественно на базе грузовых дворов Центральной дирекции по управлению терминально-складским комплексом ОАО «РЖД», образуют местную сеть поддержки портфеля услуг регионального ТЛЦ посредством:
-
специализации инфраструктуры и предоставления «уникальных» услуг с учетом преобладающих типов грузов в регионе влияния (например, объекты, ориентированные на терминально-складскую обработку и хранение насыпных, опасных, тяжеловесных, крупногабаритных грузов и проч.); -
развития дополнительных пакетов услуг, ориентированных на потребности местного логистического рынка; -
обеспечения удаленного для ТЛЦ сервиса.
Таким образом, сателлит может представлять собой как специализированный терминал (при этом управление его деятельностью и др., например, мощности автотранспортного обслуживания, могут быть размещены в ТЛЦ), так и универсальный терминально-складской комплекс. Мощность, структура объектов, технологические параметры и принципы взаимодействия с ТЛЦ определяются в каждом конкретном случае в зависимости от специфики местных условий.
Схема организации взаимодействия ТЛЦ и сателлита в мультимодальной перевозке представлена на рис. 2.3.
Рис. 2.3. Схема организации взаимодействия ТЛЦ и сателлита
Развитие сателлитов и других объектов местного значения обеспечит привлечение новых и устойчивое развитие существующих грузопотоков регионального ТЛЦ, наиболее полный и универсальный портфель услуг ТЛЦ и поддерживающей сети объектов местного значения.