Файл: Учебное пособие соответствует фгос во по специальности 23. 05. 04 Эксплуатация железных дорог.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 494
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
2. ТЕРМИНАЛЬНО-ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ЦЕНТРЫ
2.1. Инфраструктура терминально-логистических центров
2.2. Классификация терминально-логистических центров
3. СКЛАДСКИЕ КОМПЛЕКСЫ. ЛОГИСТИКА СКЛАДИРОВАНИЯ
3.1. Роль складов в логистических системах
3.2. Классификация складов и особенности складских объектов разных типов
3.3. Основные функции складов в логистической системе
3.4. Устройство современного склада как технической системы
3.6. Обработка грузов на складе
3.7. Проектирование технического оснащения склада
4. УСТРОЙСТВО И ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ КОНТЕЙНЕРНЫХ ТЕРМИНАЛОВ
4.1. Основные функции контейнерных терминалов
4.2. Характеристика терминала как объекта в логистической цепи
4.3. Оборудование контейнерных терминалов
4.4. Схемы терминальных операций с контейнерами
4.5. Проектирование контейнерных терминалов
5. ВОЗМОЖНЫЕ ВАРИАНТЫ КОМПОНОВКИ ТЕРМИНАЛЬНО-ЛОГИСТИЧЕСКИХ ЦЕНТРОВ
5.1. Типовые технологические решения терминально-логистических центров
5.2. Критерии выбора мест расположения терминально-логистических центров
5.3. Структурно-планировочные требования к инфраструктуре терминально-логистических центров
5.5. Интегрированная таможенная инфраструктура
5.6. Современные таможенные технологии
5.8. Экономическая эффективность создания терминально-логистических центров
3.6. Обработка грузов на складе
3.6.1. Разгрузка товаров и входной контроль
Технологические операции на отдельных участках склада:
-
разгрузка товаров на складе; -
входной контроль поставок товаров на складе; -
хранение товаров на складах; -
отборка ассортимента по заказу оптовых покупателей; -
отгрузка товаров со складов.
Рассмотрим составляющие операций более подробно.
Разгрузка товаров на складе включает:
– устройство площадок для маневра и парковки прибывающих под разгрузку грузовых автомобилей;
– устройство и оборудование разгрузочных площадок;
– организацию работ разгрузочных постов;
– определение численности технических средств и количества рабочих для выполнения работ по разгрузке товаров;
– организацию сбора и утилизации отходов крепежных и упаковочных материалов;
– координацию работ по разгрузке с работами на других участках склада.
Размер площадки для парковки и маневра прибывающего под разгрузку автомобильного транспорта определяется длиной и глубиной фронта разгрузки.
Длина фронта разгрузки зависит:
– от количества и размеров транспортных средств, прибывающих на склад (автомобили или вагоны);
– от времени, необходимого для их разгрузки.
Количество транспортных средств, прибывающих на склад за смену , можно определить, разделив средний сменный грузооборот склада на среднюю грузоподъемность автомобиля [7].
При этом необходимо учесть коэффициент использования грузоподъемности , а также коэффициент неравномерности поступления грузов на склад :
.
Коэффициент неравномерности поступления грузов определяют, разделив месячный грузооборот самого напряженного месяца в году на среднемесячный грузооборот склада.
Количество автомобилей, одновременно находящихся под разгрузкой, должно соответствовать количеству постов разгрузки N, которое можно определить по формуле
,
где – средняя производительность одного разгрузочного поста, автомобилей в смену, определяемая по формуле
,
где – продолжительность смены, ч; – время на выполнение грузовых операций с автомобилем, ч.
Общая длина фронта разгрузки, м,
L = N lавт + (Т – 1) lпр,
где N – необходимое количество постов разгрузки, ед.; lавт – ширина кузова автомобиля; lпр – расстояние между автомобилями, установленными перпендикулярно рампе, м (принимается равным 1–1,2 м).
Минимальная ширина рампы, используемой для погрузки и разгрузки транспорта, должна быть не меньше радиуса поворота работающего на ней погрузчика плюс еще приблизительно 1 м. Следует иметь в виду, что скорость обслуживания транспорта, т. е. скорость выезда погрузчика из кузова транспортного средства и последующего разворота, возрастет, если оператору предоставить некоторый запас пространства. Большинство новых складов имеют ширину разгрузочных рамп 6 м.
Известно, что габариты автотранспортных средств не должны превышать по ширине 2,5 м (для рефрижераторов и изотермических кузовов допускается 2,6 м). Следовательно, расстояние между осями для мест разгрузки не должно быть менее 3,6 м. В этом случае автомобили могут въезжать задним ходом на места погрузки без особых трудностей.
Высота рамп должна быть согласована с высотой кузова обслуживаемого транспорта. У грузового автомобильного транспорта высота кузова от уровня дороги колеблется в зависимости от типа: от 550 до 1450 мм. Кроме того, высота кузова зависит от загрузки автомобиля. Кузов полностью груженого автомобиля может быть на 30 см ниже незагруженного. Платформы автомобилей-рефрижераторов обычно выше, чем у автомобилей для дальних перевозок, не оборудованных холодильной камерой. В связи с этим рампы необходимо оснащать устройствами для приема автомобилей с разной погрузочной высотой. Такими устройствами могут быть стационарные или передвижные грузоподъемные площадки или грузовые мостики.
Прием и отправка продукции со склада могут выполняться на одном совмещенном участке, а могут быть пространственно разъединены (рис. 3.3). И тот и другой вариант имеют свои преимущества и недостатки.
Совмещение участков поступления и отпуска продукции позволяет:
-
сократить размер площади, необходимой для выполнения соответствующих операций; -
сократить хищения; -
облегчить контроль операций разгрузки и погрузки – операций с высокой интенсивностью материальных, транспортных и людских потоков; -
повысить степень использования оборудования за счет сосредоточения в одном месте всего объема погрузочно-разгрузочных работ, более гибко использовать персонал склада.
Рис. 3.3. Схема разделения потоков на складе
на основании метода Парето: – «горячая линия»;
– «холодная линия»
Облегчить организацию совмещенного участка может разъединение по времени операций поступления и отправки.
Основной недостаток совмещения участков приемки и отпуска грузов – появление встречных грузовых потоков. Организация в одном месте приемки и отправки будет существенно затруднена, если тип и размеры прибывающего и отправляемого со склада транспорта различны. Облегчить организацию совмещенного участка может разъединение по времени операций поступления и отправки.
Развитие складского хозяйства и укрупнение складских помещений сопровождается, как правило, ориентацией на создание одностороннего грузопотока без встречных перевозок, т. е. выгрузка и приемка товаров, по возможности, с одной стороны склада, а погрузка их при отпуске –
с противоположной стороны.
Параметры погрузочных и разгрузочных рамп. Выгрузка товаров может осуществляться с уровня дороги либо со специальной рампы, поднятой на уровень кузова транспортного средства. Минимальная ширина рампы, используемой для погрузки и разгрузки транспорта, должна быть не меньше радиуса поворота работающего на ней погрузчика плюс еще приблизительно 1 м.
Скорость обслуживания транспорта, т. е. скорость выезда погрузчика из кузова транспортного средства и последующего разворота, возрастет, если оператору предоставить некоторый запас пространства. Большинство новых складов имеют ширину разгрузочных рамп 6 м.
Места для выполнения погрузочно-разгрузочных работ лучше проектировать с некоторым избытком площади, чем с недостатком. Предпочтение следует отдавать приспособлениям, которые не требуют дополнительной площади для их хранения вблизи места разгрузки.
Входной контроль поставок товаров на складе включает:
– проверку количества поступающих товаров;
– проверку качества поступающих товаров;
– оформление приемки товаров соответствующими документами;
– принятие товаров на учет и хранение.
Товары на складах обычно принимают заведующие отдельными складами или секциями, являющиеся материально-ответственными лицами.
3.6.2. Хранение товаров на складах
К условиям хранения относят условия окружающей среды, т. е. температуру, влажность, солнечный свет и т. п. Технология хранения включает в себя:
– схемы размещения товаров на складе;
– способы их укладки и обработки.
Условия и технология хранения товаров в основном зависят от их физико-химических свойств, следовательно, могут определяться применительно не только к отдельным товарам, но и к целым товарным группам. Совместное размещение товаров, близких по своим физико-химическим свойствам, т. е. товаров однородного режима хранения, обеспечивает правильное товарное соседство, исключающее возможность вредного воздействия товаров друг на друга при совместном хранении.
Другим условием возможности совместного хранения является взаимосвязанность в ассортименте. Расположение по соседству товаров, отпускаемых вместе, в общей партии, позволяет сократить количество движения на складе.
Рациональное размещение и укладка товаров на складе во многом зависит от принятого способа хранения. В зависимости от вида, объема товарных запасов, размеров поступающих партий, особенностей переработки грузов и других факторов используются в основном два способа хранения:
– стеллажный, при котором товары могут храниться как в упакованном, так и в распакованном виде. Он связан с широкой внутрискладской подсортировкой товаров;
– штабельный, при котором товары хранятся в основном в таре, без распаковки, с использованием различных типов поддонов (плоских, стоечных, ящичных).
Преимущества стеллажного способа хранения:
– более полное использование объема склада, в первую очередь за счет неограниченной возможности высоты складирования (особое значение имеет для высотных складов);
– более свободный доступ к товару, особенно при складировании в полочных стеллажах;
– простая система кодирования складских мест, что значительно облегчает контроль и учет товаров на складе;
– возможность автоматизированного управления материальными потоками на складе;
– лучшая сохранность грузов.
Товары объемом хранения более 3 м3, отпускаемые без распаковки целыми грузовыми пакетами, необходимо хранить в штабелях (за исключением высотных складов).
Штабельное хранение применяют, как правило, для сезонных, крупногабаритных товаров, имеющих большой объем хранения. Укладка товаров в штабель должна обеспечить доступ к каждому наименованию товара. Штабели размещают рядами и блоками.
Рядное расположение рационально при подготовке грузов к отправке и большом числе хранимых товаров.
Блочное расположение повышает степень использования складской площади, но приемлемо только для однотипных грузов, так как доступ в этом случае возможен лишь к части грузов, находящихся в непосредственной близости к проездам.
При смешанном размещении грузов в зоне складирования блоки штабелей обычно размещают вдоль стен, а ряды – в центре зала.
Недостатки штабельного хранения:
– при хранении пакетированных грузов высота склада используется ограниченно, примерно лишь до 3,5–4 м (в зависимости от вида груза), из-за неустойчивости штабелей при увеличении их высоты;
– значительное повреждение продукции;
– невозможность обеспечить эффективную организацию работ в многономенклатурных складах.
Выбор схемы размещения товаров на складе. Рациональная организация хранения товаров определяется системой размещения товаров на складах. Поэтому для каждого склада необходимо разработать схему размещения товаров в нем.
Существует два вида размещения товаров на складе: с закреплением (табл. 3.4) и без закрепления мест хранения.
Таблица 3.4
Закрепление мест хранения
Плюсы | Минусы |
Можно специализировать оборудование. Четкость в работе склада. Строгий порядок в расположении товаров | При отсутствии товара постоянно закрепленное место будет пустовать. При излишнем поступлении постоянно закрепленное место будет перегружаться |
Рациональные объемно-планировочные решения складских площадей и разбивка их на