Файл: Учебное пособие соответствует фгос во по специальности 23. 05. 04 Эксплуатация железных дорог.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 490

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ

2. ТЕРМИНАЛЬНО-ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ЦЕНТРЫ

2.1. Инфраструктура терминально-логистических центров

2.2. Классификация терминально-логистических центров

2.3. Системный подход к формированию сети терминально-логистических центров на территории Российской Федерации

3. СКЛАДСКИЕ КОМПЛЕКСЫ. ЛОГИСТИКА СКЛАДИРОВАНИЯ

3.1. Роль складов в логистических системах

3.2. Классификация складов и особенности складских объектов разных типов

3.3. Основные функции складов в логистической системе

3.4. Устройство современного склада как технической системы

3.5. Проектирование внутрискладского технологического процесса 3.5.1. Планировка складских помещений Планировка складских помещений зависит от ориентации склада либо на хранение, либо на распределение. При выборе варианта планировки складских помещений приходится искать компромисс между пространством, количеством рабочей силы и степенью механизации. Большая площадь не всегда преимущество, поскольку увеличиваются расстояния, которые должны преодолевать работники при перемещении товаров. Ограничение пространства также ведет к неэффективности. Прежде чем выбрать вариант планировки склада, тщательно изучают все характеристики товара, подлежащего хранению, – физические свойства, объем и регулярность перемещения, частоту отбора, скорость реализации [7].Современное складское хозяйство включает: сооружения для обеспечения сохранности товаров – здания, навесы, стоянки для хранения самоходной техники, резервуары и т. д.; сооружения для разгрузки и погрузки – рампы, дебаркадеры, отстойники, эстакады; подъемно-транспортное оборудование; емкости для размещения товаров при хранении – стеллажи, бункеры, резервуары, закрома и т. д.; устройства и оборудование для перемещения, пакетирования, штабелирования, укладки и хранения товаров, а также для подготовки их к отгрузке; весовые и измерительные устройства; противопожарные средства; охранную сигнализацию, запоры и другие устройства; разупаковочное и упаковочное оборудование; маркировочные средства; компьютерную систему для управления движением товаров, учета, контроля, регулирования запасов. Складские помещения должны обеспечивать:– невозможность доступа посторонних лиц;– невозможность извлечения товаров и служебной техники, хранящихся на складе, без вскрытия штатных дверей и ворот;– поддержание соответствующего температурного режима и других условий хранения с целью сохранности всех характеристик товаров и транспортных средств, кроме естественного износа.Общетоварным складам необходимы помещения: основного назначения; вспомогательные; технические; административные; бытовые. Во вспо­могательных помещениях хранят тару, упаковку, поддоны, размеща­ют кладовые хозяйственных материалов и инвентаря, ремонтные мастерские и т. д. Техническими называют помещения машинных отделений, вентиляционные камеры, котельные, подзарядочные аккумуляторные станции и т. д. В административных помещениях располагают кабинеты служащих, компьютерный центр, офисы для приема посетителей и т. п. Помещения для работы сотрудников на складе или вблизи него из расчета не менее 12–14 м2 на одного сотрудника должны отвечать санитарно-техническим требованиям и быть оборудованы: системой и средствами связи (телефон, факсимильный аппарат); оргтехникой (компьютеры, принтеры, модем, копировальный аппарат и т. д.); мебелью (столы, стулья, шкафы, полки); сейфом для хранения документов. В помещениях основного назначения выделяются следующие зоны: разгрузки; приемки товаров по количеству и качеству; хранения; комплектования заказов для отправки; упаковки; погрузки. Эти зоны обычно связаны между собой проходами и проездами. Зона разгрузки примыкает к зоне приемки товаров по количеству и качеству. Зона хранения занимает основную часть площади склада. К зоне хранения примыкают зоны комплектования и упаковки товаров. В свою очередь, зона комплектования заказов обычно находится рядом с зоной отгрузки. На крупных складах зону разгрузки делают отдельно от зоны отгрузки. На средних и мелких складах эти зоны часто объединяют, если поступление и отгрузку товаров можно разделить во времени. Склады должны быть оборудованы санитарно-бытовыми помещениями. Бытовые помещения включают места отдыха и приема пищи, раздевалки, душевые, санитарные узлы и др.Склады легковоспламеняющихся материалов, а также горючих жидкостей (масла, краски, растворители и т. п.) размещают преимущественно в отдельно стоящих зданиях.Все помещения должны располагаться с учетом поточности, максимального сокращения путей движения товаров от места их приемки до места выдачи, отсутствия встречных и пересекающихся потоков товаров и тары, персонала и получателей. Помещения для приема, хранения, подготовки товаров к отгрузке или выдаче должны иметь между собой технологическую связь.Двери, соединяющие разгрузочную платформу с помещениями для приема, хранения и подготовки товаров к отгрузке или выдаче либо с другими помещениями, должны быть шириной от 1,6 до 2,2 м и высотой не менее 2,3 м. Двери помещений для приема и хранения товаров и подсобных помещений должны быть двупольными шириной не менее 1,3 м и высотой не менее 2,3 м. Для приема овощей и хлеба предусматриваются отдельные двери или люки непосредственно в помещения для хранения товаров. Ширина коридоров в помещениях для хранения и подготовки товаров к выдаче или отгрузке должна быть 1,62,7 м – в зависимости от объемов грузопотоков и использования электрифицированного транспорта.Выбор этажности склада осуществляют исходя из затрат на строительство, которые уменьшаются по кубической зависимости от высоты здания, и затрат на складское оборудование, которые, наоборот, увеличиваются с высотой склада.Удобный склад имеет приемочную погрузочную платформу на одном конце и отгрузочную платформу – на другом, а между ними перемещаются товары. В альтернативном варианте используют одну платформу, на которой утром разгружают товары, а после обеда с нее отгружают товары. Это уменьшает площадь, выделяемую для погрузочных работ, но требует, чтобы перевозчики увозили и привозили товары в согласованное время.Структура системы складирования строится по иерархическому принципу: подсистема – блок (модуль) – элемент (операция).Технико-экономическую подсистему образуют модули и элементы, характеризующие технические и технологические параметры зданий и сооружений склада, состав подъемно-транспортного оборудования (выбираемого на основе характеристик складского грузопотока), видов товароносителей и т. п. Можно выделить следующие основные модули: • складируемую грузовую единицу;• подъемно-транспортное оборудование.Функциональную подсистему образуют такие блоки, как вид складирования, определяющий пространственное размещение и положение грузов, а также компоновку основных рабочих зон; комиссионирование, связанное с комплектацией грузов и подготовкой их в соответствии с требованиями клиентов; управление перемещением грузов.Поддерживающая подсистема включает модули, обеспечивающие эффективное функционирование всего складского хозяйства, прежде всего информационно-компьютерный модуль (автоматизация учета, наличия, движения и управления запасами товаров и других функций), организационно-правовое обеспечение, связанное со структурой управления складом и нормативно-методической документацией [12].Отношения между подсистемами, модулями и элементами образуют структуру системы складирования. Выбор структуры зависит от множества факторов и функций склада, его места в логистической системе, номенклатуры грузов, а также от задач, для решения которых и создается система складирования.Зона хранения – часть склада с оборудованием, предназначенным для хранения грузов [7]. Вместимость зоны зависит не только от размеров складируемых здесь грузов, но и от выбранного способа хранения – на полу, на стеллажах, вешалах, в поддонах, контейнерах и т. д. Правильный выбор оборудования для хранения и обработки грузов позволяет оптимально использовать пространство этой зоны.При проектировании зоны хранения:– моделируют структуры склада, зон и мест хранения, стеллажей, проходов с помощью графического интерфейса;– используют информацию топологического модуля в оптимизационных алгоритмах системы (размещение товара, заполнение ячеек хранения, пополнение зон отбора);– используют информацию топологического модуля для графического отображения состояния склада;– выбирают типы и модели оборудования для хранения на основе расчетов необходимой емкости склада, количества ячеек и т. д.;– выбирают типы и модели оборудования для перемещения грузов на основе расчетов грузооборота, маршрутов, высоты и т. д.;– выбирают типы и модели оборудования для создания необходимых условий труда и сохранности товаров.Чтобы сделать работу укладчиков и комплектовщиков менее утомительной, зону хранения делят на эргономичные технологические участки.Чтобы минимизировать время выполнения заказа для комплектовщиков заказа, на складе товары располагают таким образом, что большинство «ходовых» товаров находится в самом легкодоступном месте для комплектовщиков заказа. Менее популярные товары располагают на менее доступных полках.Выбор оптимальной системы хранения зависит от правильности постановки задач для склада и формулирования приоритетов его функционирования.Бесстеллажный тип зон хранения применяют, если: на складе хранится крупный однотипный груз или груз, который штабелируют в несколько ярусов; имеется достаточная площадь; нет средств на оснащение; работать на складе может дешевая техника.Широкопроходный тип зон хранения – межстеллажные проезды 3

3.6. Обработка грузов на складе

3.7. Проектирование технического оснащения склада

4. УСТРОЙСТВО И ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ КОНТЕЙНЕРНЫХ ТЕРМИНАЛОВ

4.1. Основные функции контейнерных терминалов

4.2. Характеристика терминала как объекта в логистической цепи

4.3. Оборудование контейнерных терминалов

4.4. Схемы терминальных операций с контейнерами

4.5. Проектирование контейнерных терминалов

5. ВОЗМОЖНЫЕ ВАРИАНТЫ КОМПОНОВКИ ТЕРМИНАЛЬНО-ЛОГИСТИЧЕСКИХ ЦЕНТРОВ

5.1. Типовые технологические решения терминально-логистических центров

5.2. Критерии выбора мест расположения терминально-логистических центров

5.3. Структурно-планировочные требования к инфраструктуре терминально-логистических центров

5.4. Функционально-организационные характеристики терминально-логистических комплексов и их элементов

5.5. Интегрированная таможенная инфраструктура

5.6. Современные таможенные технологии

5.7. Корпоративная интегрированная системаинформационного обеспечения деятельности терминально-логистических центров

5.8. Экономическая эффективность создания терминально-логистических центров

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК



5.4.4. Торговая функциональная группа


Торговую функциональную группу составляют торговые, выставочные, офисные здания и сооружения. К ним относятся коммерческие центры и бизнес-центры, здания банков и др. Элементы этой группы многочисленны и многофункциональны. Торговые и выставочные объекты характеризуются потребностью развития больших внутренних пространств свободной планировки с высокой комфортностью организации. Особенность формирования торговой группы при ее многофункциональности сказывается в необходимости создания территориального разрыва между объектами и возможности размещения их в различных зонах города. При этом особую группу торговых объектов составляют торгово-складские комплексы.

Торгово-складские комплексы – наиболее изученные объекты науки и практики. Например, научная работа архитектора С.Д. Ганжи посвящена архитектурно-планировочной организации специализированных торгово-складских комплексов [4]. В ней рассматривается тип складского комплекса, по своим производственным характеристикам близкий к среднему ТЛК городского значения, – своеобразный распределительный центр или универсальный складской комплекс («накопитель») продовольственных и промышленных товаров общего ассортимента. Такой тип торгово-складс­кого комплекса предназначен для функционирования торговой сети города. Чаще всего он размещается в производственно-сели­тебных образованиях и на территориях производственно-коммунальных зон. В настоящее время таких торгово-складских комплексов строится много. Подобная эволюция застройки характерна для многих ТЛК городского значения.

Несмотря на то что транспортно-логистические комплексы городского значения, в сущности, типологически одинаковы, они отличаются друг от друга и имеют индивидуальное функционально-технологическое построение. Их организация определяется и другими факторами: местными и топографическими условиями, производственно-технологической мощностью составляющих объектов, конфигурацией сети дорог и т. п.

Функционально-организационные характеристики транспортно-логис­ти­ческих комплексов и их элементов показывают, что для обеспечения производственно-технологических задач и формирования их структуры необходимы элементы следующих типологических групп: транспортной, информационной, складской и торговой. При этом каждому элементу в решении свойственна инвариантность. Различные сочетания и соотношения этих элементов в процессе организации ТЛК предопределяют разнообразие его архитектурно-планировочных и объемно-пространст­венных характеристик.



5.5. Интегрированная таможенная инфраструктура


В условиях развивающихся внешнеэкономических взаимосвязей, а также с учетом значительной импортоориентированности национальной экономики возможность реализации функций таможенного оформления грузов будет важным грузопривлекающим фактором для ТЛЦ.

В настоящее время ФТС России выразила согласие с предложением ОАО «РЖД» о формировании железнодорожной таможенной инфраструктуры внутри территории Российской Федерации (письмо руководителя ФТС А.Ю. Бельянинова от 12.04.2010 г. № 01-15/17799). В декабре 2011 г. первым вице-президентом ОАО «РЖД» В.Н. Морозовым утверждена Программа размещения на сети ОАО «РЖД» центров таможенного оформления (ЦТО) грузов с учетом развития системы складов временного хранения, включая [1]:

– топологию размещения ЦТО на сети ОАО «РЖД»;

– типовые технологические схемы обработки таможенных грузов;

– актуализацию программы «Развитие системы складов временного хранения на сети железных дорог ОАО "РЖД"»;

Реализация данной программы позволит интегрировать ЦТО в единый технологический комплекс ТЛЦ, позволяя тем самым проводить таможенное оформление грузов не в 30-километровой приграничной зоне, а в удобном для клиента месте в непосредственной близости к территории ведения собственной хозяйственной деятельности (например, торговым операторам такая технология позволяет оптимизировать финансовые ресурсы, проводя таможенные операции «под клиента»). В отличие от автомобильного транспорта риск недоставки грузов в режиме внутреннего таможенного транзита при использовании ж.-д. транспорта практически отсутствует. Кроме того, обеспечением данных рисков является наличие у некоторых специализированных дочерних компаний ОАО «РЖД» статуса таможенного перевозчика.

ЦТО представляет собой обособленный участок территории ТЛЦ (рис. 5.8), оборудованный в соответствии с требованиями Таможенного кодекса РФ и предназначенный для таможенного хранения, переработки и оформления грузов, поступающих на территорию РФ.

Рис. 5.8. Трехмерная модель

центра таможенного оформления грузов ТЛЦ

ЦТО включает в себя таможенный орган (управление, пост, отдел и т. п.), осуществляющий весь комплекс таможенных операций (закрытие доставки, прием деклараций, контроль таможенной стоимости и др.), а также необходимое грузовое обустройство – терминалы, стоянки, складское хозяйство, досмотровое и подъемно-транспортное оборудование. Территория ЦТО имеет собственный охраняемый периметр.


Наличие ЦТО обеспечит клиентам сети ТЛЦ, пользующимся услугами ж.-д. транспорта, конкурентные преимущества за счет возможности доставки грузов под таможенным контролем внутри территории страны.

5.6. Современные таможенные технологии


В настоящее время Федеральная таможенная служба приступила к реализации Концепции таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к государственной границе РФ, одобренную Правительством РФ 21 августа 2009 г. № 21-50/39656.

Целью реализации Концепции является:

– совершенствование таможенного администрирования за счет внедрения в практику предварительного информирования таможенных органов о ввозимых товарах, использования системы управления рисками с актуальной ценовой информацией о ввозимых товарах в соответствии с конъюнктурой рынка, осуществления декларирования товаров и представления документов в электронной форме (рис. 5.9);

– инфраструктурное развитие приграничных субъектов РФ;

– снижение транспортной нагрузки на крупные города РФ, вызванной возрастающим внешнеторговым оборотом;

– обеспечение взимания в полном объеме обязательных к уплате таможенных платежей.


Рис. 5.9. Схема таможенного оформления грузов в соответствии

с Концепцией ФТС

Реализация Концепции предусматривает, что таможенные операции, связанные с декларированием и выпуском товаров в свободное обращение, будут производиться не в пунктах пропуска, а на таможенно-логистических терминалах, расположенных в местах, приближенных к государственной границе РФ (30-километровая зона) [1].

Внедрение новых таможенных технологий планируется:

– для автомобильного транспорта – с 2015 г.;

– для железнодорожного – с 2020 г.

Планируемые изменения содержат потенциально высокие риски потери грузопотоков железнодорожным транспортом (особенно для импорта).

Указанные риски связаны, прежде всего, с необходимостью в соответствии с Таможенным кодексом РФ предъявления грузов к таможенному досмотру в удобном для проведения данных процедур виде (приказ ГТК РФ от 08.05.2002 г. № 470). Таким образом, груз, следующий железнодорожным транспортом в вагонах, контейнерах и др., на территории ТЛЦ должен быть извлечен из транспортного средства и помещен в СВХ. Учитывая низкую степень предсказуемости результатов (возможная корректировка таможенной стоимости и др.) и сроков проведения таможенных процедур, а также высокую стоимость логистических услуг (особенно – хранения) на таможенных терминалах, следует предположить достаточно высокие риски переориентации грузовладельцев (либо логистических операторов) на автотранспорт как при выпуске грузов в
свободное обращение с территории ТЛЦ, так и при выборе оптимальной цепочки поставок.

Федеральная таможенная служба России внедряет и применяет информационные таможенные технологии, основанные на электронном представлении сведений с использованием общедоступных телекоммуникационных сетей Интернет:

– декларирование товаров в электронной форме;

– удаленный выпуск товаров;

– предварительное информирование таможенных органов.

Данные технологии, с одной стороны, содействуют упрощению и ускорению оформления товаров, что является положительным моментом для участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД), а с другой стороны, позволяет ФТС России более эффективно осуществлять свои функции.

Технология удаленного выпуска базируется на обработке интернет-деклараций с использованием электронного юридически значимого взаи­модействия между различными таможенными органами. Основой технологии удаленного выпуска является принцип разделения процесса таможенного оформления на документальный и фактический контроль, который осуществляют различные таможенные органы. Технология удаленного выпуска специально разрабатывалась и внедряется с целью реализации Концепции таможенного оформления товаров и транспортных средств в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации. Данная технология решает следующие задачи:

– исключение звена оформления процедуры внутреннего таможенного транзита;

– сокращение потока большегрузного автотранспорта, следующего под таможенным контролем в крупные города;

– сокращение документооборота при таможенном оформлении и таможенном контроле;

– перераспределение и оптимизацию нагрузки на таможенные органы;

– сокращение финансовых расходов участников ВЭД;

– уменьшение общего времени проведения таможенных операций в отношении перемещаемых товаров.

Новый этап развития технологии удаленного выпуска начался 4 июля 2011 г., когда вступил в силу приказ ФТС России от 22 апреля 2011 г. № 845 «Об утверждении Порядка совершения таможенных операций при таможенном декларировании в электронной форме товаров, находящихся в регионе деятельности таможенного органа, отличного от места их декларирования». Данным приказом введена возможность применения технологии удаленного выпуска в отношении товаров, ввозимых на территорию Российской