Файл: Учебное пособие соответствует фгос во по специальности 23. 05. 04 Эксплуатация железных дорог.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 498

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ

2. ТЕРМИНАЛЬНО-ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ЦЕНТРЫ

2.1. Инфраструктура терминально-логистических центров

2.2. Классификация терминально-логистических центров

2.3. Системный подход к формированию сети терминально-логистических центров на территории Российской Федерации

3. СКЛАДСКИЕ КОМПЛЕКСЫ. ЛОГИСТИКА СКЛАДИРОВАНИЯ

3.1. Роль складов в логистических системах

3.2. Классификация складов и особенности складских объектов разных типов

3.3. Основные функции складов в логистической системе

3.4. Устройство современного склада как технической системы

3.5. Проектирование внутрискладского технологического процесса 3.5.1. Планировка складских помещений Планировка складских помещений зависит от ориентации склада либо на хранение, либо на распределение. При выборе варианта планировки складских помещений приходится искать компромисс между пространством, количеством рабочей силы и степенью механизации. Большая площадь не всегда преимущество, поскольку увеличиваются расстояния, которые должны преодолевать работники при перемещении товаров. Ограничение пространства также ведет к неэффективности. Прежде чем выбрать вариант планировки склада, тщательно изучают все характеристики товара, подлежащего хранению, – физические свойства, объем и регулярность перемещения, частоту отбора, скорость реализации [7].Современное складское хозяйство включает: сооружения для обеспечения сохранности товаров – здания, навесы, стоянки для хранения самоходной техники, резервуары и т. д.; сооружения для разгрузки и погрузки – рампы, дебаркадеры, отстойники, эстакады; подъемно-транспортное оборудование; емкости для размещения товаров при хранении – стеллажи, бункеры, резервуары, закрома и т. д.; устройства и оборудование для перемещения, пакетирования, штабелирования, укладки и хранения товаров, а также для подготовки их к отгрузке; весовые и измерительные устройства; противопожарные средства; охранную сигнализацию, запоры и другие устройства; разупаковочное и упаковочное оборудование; маркировочные средства; компьютерную систему для управления движением товаров, учета, контроля, регулирования запасов. Складские помещения должны обеспечивать:– невозможность доступа посторонних лиц;– невозможность извлечения товаров и служебной техники, хранящихся на складе, без вскрытия штатных дверей и ворот;– поддержание соответствующего температурного режима и других условий хранения с целью сохранности всех характеристик товаров и транспортных средств, кроме естественного износа.Общетоварным складам необходимы помещения: основного назначения; вспомогательные; технические; административные; бытовые. Во вспо­могательных помещениях хранят тару, упаковку, поддоны, размеща­ют кладовые хозяйственных материалов и инвентаря, ремонтные мастерские и т. д. Техническими называют помещения машинных отделений, вентиляционные камеры, котельные, подзарядочные аккумуляторные станции и т. д. В административных помещениях располагают кабинеты служащих, компьютерный центр, офисы для приема посетителей и т. п. Помещения для работы сотрудников на складе или вблизи него из расчета не менее 12–14 м2 на одного сотрудника должны отвечать санитарно-техническим требованиям и быть оборудованы: системой и средствами связи (телефон, факсимильный аппарат); оргтехникой (компьютеры, принтеры, модем, копировальный аппарат и т. д.); мебелью (столы, стулья, шкафы, полки); сейфом для хранения документов. В помещениях основного назначения выделяются следующие зоны: разгрузки; приемки товаров по количеству и качеству; хранения; комплектования заказов для отправки; упаковки; погрузки. Эти зоны обычно связаны между собой проходами и проездами. Зона разгрузки примыкает к зоне приемки товаров по количеству и качеству. Зона хранения занимает основную часть площади склада. К зоне хранения примыкают зоны комплектования и упаковки товаров. В свою очередь, зона комплектования заказов обычно находится рядом с зоной отгрузки. На крупных складах зону разгрузки делают отдельно от зоны отгрузки. На средних и мелких складах эти зоны часто объединяют, если поступление и отгрузку товаров можно разделить во времени. Склады должны быть оборудованы санитарно-бытовыми помещениями. Бытовые помещения включают места отдыха и приема пищи, раздевалки, душевые, санитарные узлы и др.Склады легковоспламеняющихся материалов, а также горючих жидкостей (масла, краски, растворители и т. п.) размещают преимущественно в отдельно стоящих зданиях.Все помещения должны располагаться с учетом поточности, максимального сокращения путей движения товаров от места их приемки до места выдачи, отсутствия встречных и пересекающихся потоков товаров и тары, персонала и получателей. Помещения для приема, хранения, подготовки товаров к отгрузке или выдаче должны иметь между собой технологическую связь.Двери, соединяющие разгрузочную платформу с помещениями для приема, хранения и подготовки товаров к отгрузке или выдаче либо с другими помещениями, должны быть шириной от 1,6 до 2,2 м и высотой не менее 2,3 м. Двери помещений для приема и хранения товаров и подсобных помещений должны быть двупольными шириной не менее 1,3 м и высотой не менее 2,3 м. Для приема овощей и хлеба предусматриваются отдельные двери или люки непосредственно в помещения для хранения товаров. Ширина коридоров в помещениях для хранения и подготовки товаров к выдаче или отгрузке должна быть 1,62,7 м – в зависимости от объемов грузопотоков и использования электрифицированного транспорта.Выбор этажности склада осуществляют исходя из затрат на строительство, которые уменьшаются по кубической зависимости от высоты здания, и затрат на складское оборудование, которые, наоборот, увеличиваются с высотой склада.Удобный склад имеет приемочную погрузочную платформу на одном конце и отгрузочную платформу – на другом, а между ними перемещаются товары. В альтернативном варианте используют одну платформу, на которой утром разгружают товары, а после обеда с нее отгружают товары. Это уменьшает площадь, выделяемую для погрузочных работ, но требует, чтобы перевозчики увозили и привозили товары в согласованное время.Структура системы складирования строится по иерархическому принципу: подсистема – блок (модуль) – элемент (операция).Технико-экономическую подсистему образуют модули и элементы, характеризующие технические и технологические параметры зданий и сооружений склада, состав подъемно-транспортного оборудования (выбираемого на основе характеристик складского грузопотока), видов товароносителей и т. п. Можно выделить следующие основные модули: • складируемую грузовую единицу;• подъемно-транспортное оборудование.Функциональную подсистему образуют такие блоки, как вид складирования, определяющий пространственное размещение и положение грузов, а также компоновку основных рабочих зон; комиссионирование, связанное с комплектацией грузов и подготовкой их в соответствии с требованиями клиентов; управление перемещением грузов.Поддерживающая подсистема включает модули, обеспечивающие эффективное функционирование всего складского хозяйства, прежде всего информационно-компьютерный модуль (автоматизация учета, наличия, движения и управления запасами товаров и других функций), организационно-правовое обеспечение, связанное со структурой управления складом и нормативно-методической документацией [12].Отношения между подсистемами, модулями и элементами образуют структуру системы складирования. Выбор структуры зависит от множества факторов и функций склада, его места в логистической системе, номенклатуры грузов, а также от задач, для решения которых и создается система складирования.Зона хранения – часть склада с оборудованием, предназначенным для хранения грузов [7]. Вместимость зоны зависит не только от размеров складируемых здесь грузов, но и от выбранного способа хранения – на полу, на стеллажах, вешалах, в поддонах, контейнерах и т. д. Правильный выбор оборудования для хранения и обработки грузов позволяет оптимально использовать пространство этой зоны.При проектировании зоны хранения:– моделируют структуры склада, зон и мест хранения, стеллажей, проходов с помощью графического интерфейса;– используют информацию топологического модуля в оптимизационных алгоритмах системы (размещение товара, заполнение ячеек хранения, пополнение зон отбора);– используют информацию топологического модуля для графического отображения состояния склада;– выбирают типы и модели оборудования для хранения на основе расчетов необходимой емкости склада, количества ячеек и т. д.;– выбирают типы и модели оборудования для перемещения грузов на основе расчетов грузооборота, маршрутов, высоты и т. д.;– выбирают типы и модели оборудования для создания необходимых условий труда и сохранности товаров.Чтобы сделать работу укладчиков и комплектовщиков менее утомительной, зону хранения делят на эргономичные технологические участки.Чтобы минимизировать время выполнения заказа для комплектовщиков заказа, на складе товары располагают таким образом, что большинство «ходовых» товаров находится в самом легкодоступном месте для комплектовщиков заказа. Менее популярные товары располагают на менее доступных полках.Выбор оптимальной системы хранения зависит от правильности постановки задач для склада и формулирования приоритетов его функционирования.Бесстеллажный тип зон хранения применяют, если: на складе хранится крупный однотипный груз или груз, который штабелируют в несколько ярусов; имеется достаточная площадь; нет средств на оснащение; работать на складе может дешевая техника.Широкопроходный тип зон хранения – межстеллажные проезды 3

3.6. Обработка грузов на складе

3.7. Проектирование технического оснащения склада

4. УСТРОЙСТВО И ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ КОНТЕЙНЕРНЫХ ТЕРМИНАЛОВ

4.1. Основные функции контейнерных терминалов

4.2. Характеристика терминала как объекта в логистической цепи

4.3. Оборудование контейнерных терминалов

4.4. Схемы терминальных операций с контейнерами

4.5. Проектирование контейнерных терминалов

5. ВОЗМОЖНЫЕ ВАРИАНТЫ КОМПОНОВКИ ТЕРМИНАЛЬНО-ЛОГИСТИЧЕСКИХ ЦЕНТРОВ

5.1. Типовые технологические решения терминально-логистических центров

5.2. Критерии выбора мест расположения терминально-логистических центров

5.3. Структурно-планировочные требования к инфраструктуре терминально-логистических центров

5.4. Функционально-организационные характеристики терминально-логистических комплексов и их элементов

5.5. Интегрированная таможенная инфраструктура

5.6. Современные таможенные технологии

5.7. Корпоративная интегрированная системаинформационного обеспечения деятельности терминально-логистических центров

5.8. Экономическая эффективность создания терминально-логистических центров

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК



Необходимость учета интересов потребителей транспортной продукции, с одной стороны, и стремление повысить конкурентоспособность транс­портно-грузовых комплексов, с другой, потребовала применения прин­ципов логистики, так как была тенденция изменения функций грузоперерабатывающих пунктов. Эти изменения обусловливались применением таких способов повышения качества транспортного обслуживания, как доставка грузов «от двери к двери», а не от станции к станции, за счет использования контейнерных и комбинированных перевозок, технологических маршрутов и других современных способов транспортировки. Эти комплексы могут управлять потоками грузов на территории узла и участвовать в их доставке получателям и в вывозе от отправителей железной дороги.

Грузовым терминалом называется специальный комплекс сооружений, персонал, технические и технологические устройства, организационно взаимоувязанные и предназначенные для выполнения логисти­ческих операций, связанных с приемом, погрузкой-разгрузкой, хранением, сортировкой, грузопереработкой различных партий грузов, а также коммерческо-информационным обслуживанием грузополучателей, перевозчиков и других логистических посредников в интер-, мультимодальных и прочих перевозках.

Перевозка грузов, организуемая и осуществляемая через терминалы, называется терминальной перевозкой. Значение этого вида транспортировки в современных условиях чрезвычайно велико, что предопределено прежде всего интегрированием большого числа логистических функций. Терминал взаимодействует с перевозчиками, экспедиторами, клиентами, посредниками, таможней, банками и рядом других контрагентов.

В состав грузового терминала могут входить: крытые складские корпуса, открытые складские площадки для контейнеров и тяжеловесных грузов, железнодорожные и автомобильные подъездные и внутренние пути, служебно-технические и административно-бытовые здания, охраняемые стоянки для автомобилей, гаражи и ремонтные мастерские для транспортных средств, тары, контейнеров, подъемно-транспортных машин, топливозаправочные и экипировочные устройства для транспортных средств, таможенный пост, внешние и внутриплощадочные инженерные сети, причалы и пирсы (у морского терминала), устройства освещения, пожарной и охранной сигнализации и связи, ограждение территории и контрольно-пропускные пункты, комнаты отдыха для водителей автомобилей и машинистов локомотивов,
объекты общественного питания, торговли и развлечений и т. д.

Таким образом, грузовой терминал – это более широкое понятие, чем склад. Склады являются элементами, составными частями терминалов наряду с другими сооружениями и объектами, входящими в сос­тав терминала.

Грузовые терминалы можно классифицировать:

 по видам транспорта, взаимодействующим через грузовой терминал: железнодорожно-морской (ЖМ), железнодорожно-автомобильно-морской (ЖАМ), железнодорожно-автомобильный (ЖА), железнодорожный (Ж), автомобильный (А), железнодорожно-водный (ЖВ) и т. д.;

 по роду грузов, перерабатываемых на терминале: контейнерный терминал, терминал сыпучих грузов (уголь, руда и т. д.; на морском транспорте сейчас начали называть склады сыпучих грузов балкерными терминалами – по названию судов – балкеров, перевозящих сыпучие грузы), терминал жидких грузов (например, нефтяной терминал и др.), терминал тарно-штучных (генеральных или сухих) грузов;

 по организационно-правовому статусу: самостоятельное юридическое лицо (коммерческое или унитарное предприятие, акционерное общество и т. д.), структурное подразделение транспортного или другого, более крупного предприятия;

 по составу объектов и комплексу выполняемых логистических операций (по этому признаку возможны десятки типов терминалов; например, контейнерный терминал может содержать только контейнерные площадки или еще и крытые склады штучных грузов);

 по компоновке генерального плана и направлениям грузопотоков: линейные, поперечные, продольные, тупиковые, кольцевые и т. д.; по характеру грузопотоков: внешнеторговые (с таможенным складом и таможенным оформлением грузов) и для внутренних перевозок (без таможенного поста).

Железнодорожным грузовым терминалом можно назвать отдельно стоящий перегрузочно-складской комплекс на магистральном транспорте в составе промышленного, строительного или торгового предприятия либо расположенный отдельно от этих предприятий и предназначенный для выполнения логистических операций по преобразованию грузопотоков. На магистральном транспорте такие объекты иногда называют транспортно-складскими или транспортно-грузовыми комплексами, желая подчеркнуть их взаимосвязи и непосредственное учас­тие в транспортных процессах.



Называть грузовыми терминалами склады промышленных предприятий, расположенные на общей промплощадке, вряд ли целесообразно, так как они не представляют собой самостоятельных технических объектов, тесно связаны с основными технологическими процессами производства и относятся к объектам производственной логистики предприятий.

Железнодорожные грузовые терминалы раньше назывались местами общего пользования и грузовыми дворами, однако новое название «грузовой терминал», по-видимому, со временем вытеснит эти старые названия.

Железнодорожный грузовой терминал может быть универсальным по роду перерабатываемых грузов или специализированным (например, контейнерный терминал, терминал сыпучих или жидких грузов). В универсальный грузовой терминал входят: контейнерная площадка, крытый перевалочный склад тарно-штучных грузов, открытые складские площадки для лесоматериалов, крупногабаритных и тяжеловесных грузов, повышенные пути для выгрузки сыпучих грузов, крытая платформа для прямой перегрузки тарно-штучных грузов из вагонов в автомобили, грузовая рампа для погрузки и выгрузки колесной техники и контрейлеров, служебно-технические и административно-бытовые здания, ремонтные мастерские и другие вспомогательные здания и сооружения.

Большинство этих зданий и сооружений, как правило, строят по типовым проектам, которые к настоящему времени уже в значительной степени устарели и нуждаются в переработке (например, крытые склады тарно-штучных грузов, контейнерные площадки).

На железнодорожном грузовом терминале важными устройствами являются подходы внешнего железнодорожного и автомобильного транспорта и внутренние железнодорожные пути и автомобильные дороги. По схеме путевого развития железнодорожные терминалы бывают с последовательным и параллельным расположением выставочных и погрузочно-разгрузочных путей. Погрузочно-разгрузочными путями на грузовом терминале называют железнодорожные пути, на которых стоят вагоны при погрузке или выгрузке из них грузов. Длина этих путей называется грузовым фронтом и определяется как число вагонов, одновременно подаваемых под погрузку или выгрузку. Длина этих фронтов должна быть не меньше длины подачи (группы) вагонов, подаваемых на грузовой терминал со станции примыкания подъездного пути под погрузку или выгрузку.


Железнодорожные грузовые терминалы имеют следующие особенности, которые влияют на выбор их технических и объемно-планировоч­ных решений, отличных от проектных решений по аналогичным складам промышленных и торговых предприятий:

  • большие грузопотоки (несколько сот тысяч тонн в год и более);

  • значительное разнообразие грузов и возможность изменения номенклатуры грузов в процессе эксплуатации терминала;

  • малые сроки хранения грузов на терминале (обычно не более
    2–5 суток);

  • возможность и целесообразность прямой перегрузки грузов с железнодорожного транспорта на автомобильный;

  • перегрузка и складирование грузов без расформирования грузовых транспортных единиц (контейнеры, транспортные пакеты на поддонах);

  • круглосуточное прибытие и отправление грузов на железнодорожном транспорте в течение всего года, в три смены, без выходных;

  • возможность самостоятельного планирования завоза и вывоза грузов с терминала железнодорожным и автомобильным транспортом.

Большие грузопотоки на железнодорожных терминалах обусловливают целесообразность применения машин непрерывного действия (конвейеров) и высокопроизводительных специализированных подъемно-транс­порт­­ных машин, в том числе с автоматическим управлением от ЭВМ (например, автоматических штабелирующих и пакетоформирующих машин).

Малые сроки хранения грузов на железнодорожных складах делают необходимым создание развитых погрузочно-разгрузочных участков при сравнительно небольших по вместимости и размерам участках хранения грузов, причем высота этих складов может быть не более 8–10 м.

Прямая перегрузка тарно-штучных грузов с железнодорожного транспорта на автомобильный и в обратном направлении наиболее эффективно может быть осуществлена с применением распределительных и сортировочных конвейерных систем с автоматическим адресованием грузов, имеющих высокую производительность (до 1000 т/ч) и позволяющих совмещать процессы передачи грузов с разгрузочных на погрузочные участки склада с одновременной автоматической сортировкой их по грузополучателям и направлениям перевозок грузов. Этому способствует также переработка грузов целыми пакетами, без распаковки грузовых транспортных единиц.

Круглосуточная работа грузового железнодорожного терминала вынуждает предусматривать такие ресурсы для погрузки и разгрузки железнодорожных вагонов, которые могут обеспечить обработку вагонов в любое время суток, без выходных, за установленное время, без перепростоя вагонов.


В


Рис. 1.2. Динамика изменений

объемов погрузки-выгрузки

на местах общего пользования
озможность самостоятельного планирования приема и отправления грузов с железнодорожных складов позволяет лучше организовать работу по формированию поездов на станции примыкания с учетом загруженности станции и участков самого терминала.

Динамика изменений объемов погрузки-выгрузки на грузо­вых дворах представлена на рис. 1.2.

Таким образом, высокая сте­пень износа основных фондов (здания и сооружения, ком­муникации, подъемно-транс­порт­ное оборудование) терминально-складс­кого комплекса ОАО «РЖД»; устаревшие терминальные, складские и транспортные технологии, низкий уровень автоматизации процессов; «недружественный интерфейс» взаимоотношений с клиентами, ограниченный портфель предоставляемых услуг является существенным фактором снижения конкурентоспособности железнодорожного транспорта по сравнению с автомобильным, наблюдается «вытеснение» железнодорожного транспорта в сегмент более дальних перевозок, происходит отток клиентов, которым важна оперативность, пунктуальность и гибкость в доставке грузов.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

  1. Дайте определения понятий «терминал», «склад», «грузовой двор».

  2. Какие существуют схемы размещения грузовых дворов на железнодорожных станциях?

  3. Что означает понятие «грузовой район»? Перечислите технические средства и устройства, размещаемые на грузовых районах.

  4. Дайте определения понятий «транспортно-грузовой комплекс», «грузовой терминал», «терминальная перевозка».

  5. Какова структура транспортно-грузового комплекса?

  6. Какие объекты входят в состав грузового терминала?

  7. Какие грузовые терминалы существуют?

  8. Каковы характерные признаки железнодорожного грузового терминала?

  9. Что влияет на выбор технических и объемно-планировочных решений при проектировании железнодорожных грузовых терминалов?

  10. Охарактеризуйте современное состояние грузовых терминалов на железнодорожном транспорте.


Рекомендуемая литература: [1–3; 6–8].