Файл: Учебное пособие соответствует фгос во по специальности 23. 05. 04 Эксплуатация железных дорог.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 504
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
2. ТЕРМИНАЛЬНО-ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ЦЕНТРЫ
2.1. Инфраструктура терминально-логистических центров
2.2. Классификация терминально-логистических центров
3. СКЛАДСКИЕ КОМПЛЕКСЫ. ЛОГИСТИКА СКЛАДИРОВАНИЯ
3.1. Роль складов в логистических системах
3.2. Классификация складов и особенности складских объектов разных типов
3.3. Основные функции складов в логистической системе
3.4. Устройство современного склада как технической системы
3.6. Обработка грузов на складе
3.7. Проектирование технического оснащения склада
4. УСТРОЙСТВО И ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ КОНТЕЙНЕРНЫХ ТЕРМИНАЛОВ
4.1. Основные функции контейнерных терминалов
4.2. Характеристика терминала как объекта в логистической цепи
4.3. Оборудование контейнерных терминалов
4.4. Схемы терминальных операций с контейнерами
4.5. Проектирование контейнерных терминалов
5. ВОЗМОЖНЫЕ ВАРИАНТЫ КОМПОНОВКИ ТЕРМИНАЛЬНО-ЛОГИСТИЧЕСКИХ ЦЕНТРОВ
5.1. Типовые технологические решения терминально-логистических центров
5.2. Критерии выбора мест расположения терминально-логистических центров
5.3. Структурно-планировочные требования к инфраструктуре терминально-логистических центров
5.5. Интегрированная таможенная инфраструктура
5.6. Современные таможенные технологии
5.8. Экономическая эффективность создания терминально-логистических центров
5.4.4. Торговая функциональная группа
Торговую функциональную группу составляют торговые, выставочные, офисные здания и сооружения. К ним относятся коммерческие центры и бизнес-центры, здания банков и др. Элементы этой группы многочисленны и многофункциональны. Торговые и выставочные объекты характеризуются потребностью развития больших внутренних пространств свободной планировки с высокой комфортностью организации. Особенность формирования торговой группы при ее многофункциональности сказывается в необходимости создания территориального разрыва между объектами и возможности размещения их в различных зонах города. При этом особую группу торговых объектов составляют торгово-складские комплексы.
Торгово-складские комплексы – наиболее изученные объекты науки и практики. Например, научная работа архитектора С.Д. Ганжи посвящена архитектурно-планировочной организации специализированных торгово-складских комплексов [4]. В ней рассматривается тип складского комплекса, по своим производственным характеристикам близкий к среднему ТЛК городского значения, – своеобразный распределительный центр или универсальный складской комплекс («накопитель») продовольственных и промышленных товаров общего ассортимента. Такой тип торгово-складского комплекса предназначен для функционирования торговой сети города. Чаще всего он размещается в производственно-селитебных образованиях и на территориях производственно-коммунальных зон. В настоящее время таких торгово-складских комплексов строится много. Подобная эволюция застройки характерна для многих ТЛК городского значения.
Несмотря на то что транспортно-логистические комплексы городского значения, в сущности, типологически одинаковы, они отличаются друг от друга и имеют индивидуальное функционально-технологическое построение. Их организация определяется и другими факторами: местными и топографическими условиями, производственно-технологической мощностью составляющих объектов, конфигурацией сети дорог и т. п.
Функционально-организационные характеристики транспортно-логистических комплексов и их элементов показывают, что для обеспечения производственно-технологических задач и формирования их структуры необходимы элементы следующих типологических групп: транспортной, информационной, складской и торговой. При этом каждому элементу в решении свойственна инвариантность. Различные сочетания и соотношения этих элементов в процессе организации ТЛК предопределяют разнообразие его архитектурно-планировочных и объемно-пространственных характеристик.
5.5. Интегрированная таможенная инфраструктура
В условиях развивающихся внешнеэкономических взаимосвязей, а также с учетом значительной импортоориентированности национальной экономики возможность реализации функций таможенного оформления грузов будет важным грузопривлекающим фактором для ТЛЦ.
В настоящее время ФТС России выразила согласие с предложением ОАО «РЖД» о формировании железнодорожной таможенной инфраструктуры внутри территории Российской Федерации (письмо руководителя ФТС А.Ю. Бельянинова от 12.04.2010 г. № 01-15/17799). В декабре 2011 г. первым вице-президентом ОАО «РЖД» В.Н. Морозовым утверждена Программа размещения на сети ОАО «РЖД» центров таможенного оформления (ЦТО) грузов с учетом развития системы складов временного хранения, включая [1]:
– топологию размещения ЦТО на сети ОАО «РЖД»;
– типовые технологические схемы обработки таможенных грузов;
– актуализацию программы «Развитие системы складов временного хранения на сети железных дорог ОАО "РЖД"»;
Реализация данной программы позволит интегрировать ЦТО в единый технологический комплекс ТЛЦ, позволяя тем самым проводить таможенное оформление грузов не в 30-километровой приграничной зоне, а в удобном для клиента месте в непосредственной близости к территории ведения собственной хозяйственной деятельности (например, торговым операторам такая технология позволяет оптимизировать финансовые ресурсы, проводя таможенные операции «под клиента»). В отличие от автомобильного транспорта риск недоставки грузов в режиме внутреннего таможенного транзита при использовании ж.-д. транспорта практически отсутствует. Кроме того, обеспечением данных рисков является наличие у некоторых специализированных дочерних компаний ОАО «РЖД» статуса таможенного перевозчика.
ЦТО представляет собой обособленный участок территории ТЛЦ (рис. 5.8), оборудованный в соответствии с требованиями Таможенного кодекса РФ и предназначенный для таможенного хранения, переработки и оформления грузов, поступающих на территорию РФ.
Рис. 5.8. Трехмерная модель
центра таможенного оформления грузов ТЛЦ
ЦТО включает в себя таможенный орган (управление, пост, отдел и т. п.), осуществляющий весь комплекс таможенных операций (закрытие доставки, прием деклараций, контроль таможенной стоимости и др.), а также необходимое грузовое обустройство – терминалы, стоянки, складское хозяйство, досмотровое и подъемно-транспортное оборудование. Территория ЦТО имеет собственный охраняемый периметр.
Наличие ЦТО обеспечит клиентам сети ТЛЦ, пользующимся услугами ж.-д. транспорта, конкурентные преимущества за счет возможности доставки грузов под таможенным контролем внутри территории страны.
5.6. Современные таможенные технологии
В настоящее время Федеральная таможенная служба приступила к реализации Концепции таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к государственной границе РФ, одобренную Правительством РФ 21 августа 2009 г. № 21-50/39656.
Целью реализации Концепции является:
– совершенствование таможенного администрирования за счет внедрения в практику предварительного информирования таможенных органов о ввозимых товарах, использования системы управления рисками с актуальной ценовой информацией о ввозимых товарах в соответствии с конъюнктурой рынка, осуществления декларирования товаров и представления документов в электронной форме (рис. 5.9);
– инфраструктурное развитие приграничных субъектов РФ;
– снижение транспортной нагрузки на крупные города РФ, вызванной возрастающим внешнеторговым оборотом;
– обеспечение взимания в полном объеме обязательных к уплате таможенных платежей.
Рис. 5.9. Схема таможенного оформления грузов в соответствии
с Концепцией ФТС
Реализация Концепции предусматривает, что таможенные операции, связанные с декларированием и выпуском товаров в свободное обращение, будут производиться не в пунктах пропуска, а на таможенно-логистических терминалах, расположенных в местах, приближенных к государственной границе РФ (30-километровая зона) [1].
Внедрение новых таможенных технологий планируется:
– для автомобильного транспорта – с 2015 г.;
– для железнодорожного – с 2020 г.
Планируемые изменения содержат потенциально высокие риски потери грузопотоков железнодорожным транспортом (особенно для импорта).
Указанные риски связаны, прежде всего, с необходимостью в соответствии с Таможенным кодексом РФ предъявления грузов к таможенному досмотру в удобном для проведения данных процедур виде (приказ ГТК РФ от 08.05.2002 г. № 470). Таким образом, груз, следующий железнодорожным транспортом в вагонах, контейнерах и др., на территории ТЛЦ должен быть извлечен из транспортного средства и помещен в СВХ. Учитывая низкую степень предсказуемости результатов (возможная корректировка таможенной стоимости и др.) и сроков проведения таможенных процедур, а также высокую стоимость логистических услуг (особенно – хранения) на таможенных терминалах, следует предположить достаточно высокие риски переориентации грузовладельцев (либо логистических операторов) на автотранспорт как при выпуске грузов в
свободное обращение с территории ТЛЦ, так и при выборе оптимальной цепочки поставок.
Федеральная таможенная служба России внедряет и применяет информационные таможенные технологии, основанные на электронном представлении сведений с использованием общедоступных телекоммуникационных сетей Интернет:
– декларирование товаров в электронной форме;
– удаленный выпуск товаров;
– предварительное информирование таможенных органов.
Данные технологии, с одной стороны, содействуют упрощению и ускорению оформления товаров, что является положительным моментом для участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД), а с другой стороны, позволяет ФТС России более эффективно осуществлять свои функции.
Технология удаленного выпуска базируется на обработке интернет-деклараций с использованием электронного юридически значимого взаимодействия между различными таможенными органами. Основой технологии удаленного выпуска является принцип разделения процесса таможенного оформления на документальный и фактический контроль, который осуществляют различные таможенные органы. Технология удаленного выпуска специально разрабатывалась и внедряется с целью реализации Концепции таможенного оформления товаров и транспортных средств в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации. Данная технология решает следующие задачи:
– исключение звена оформления процедуры внутреннего таможенного транзита;
– сокращение потока большегрузного автотранспорта, следующего под таможенным контролем в крупные города;
– сокращение документооборота при таможенном оформлении и таможенном контроле;
– перераспределение и оптимизацию нагрузки на таможенные органы;
– сокращение финансовых расходов участников ВЭД;
– уменьшение общего времени проведения таможенных операций в отношении перемещаемых товаров.
Новый этап развития технологии удаленного выпуска начался 4 июля 2011 г., когда вступил в силу приказ ФТС России от 22 апреля 2011 г. № 845 «Об утверждении Порядка совершения таможенных операций при таможенном декларировании в электронной форме товаров, находящихся в регионе деятельности таможенного органа, отличного от места их декларирования». Данным приказом введена возможность применения технологии удаленного выпуска в отношении товаров, ввозимых на территорию Российской