Файл: Ирина Дмитриевна Сердюкова основы финансовой грамотности энциклопедия эрудита учебное пособие.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 897

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ

Раздел I. АЗЫ ЭКОНОМИКИ

1.1. Давайте начнем с самого простого

Раздел II. Финансы и финансовая система РФ

2.1. Сущность и функции финансов

2.2. Финансовая система РФ

2.3. Бюджетная система РФ

2.4. Налогообложение

2.5. Финансовый контроль

Раздел III. ДЕНЬГИ И ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ

3.1. Деньги и денежное обращение

3.2. Закон денежного обращения

3.3. Понятие и элементы денежной системы

3.4. Инфляция Как экономическое явление инфляция существует уже длительное время. Считается, что она появилась чуть ли не с возникновения денег, с функционированием которых неразрывно связана.Термин инфляция (от латинского inflatio – вздутие) впервые стал употребляться в Северной Америке в период гражданской войны 1861–1865 гг. и обозначал процесс разбухания бумажно–денежного обращения. В XIX в. этот термин употреблялся также в Англии и Франции. Инфляция – обесценивание бумажных денег и безналичных денежных средств, не разменных на золото. Инфляцию можно определить как переполнение каналов денежного обращения относительно товарной массы, что проявляется в росте цен.Дефляция связана с падением уровня цен. Для экономики в целом появление дефляции явление нежелательное, так как ведет к экономическому спаду, резкому ухудшению экономических условий предпринимательства и, в конечном счете, к стагнации в экономике страны, г. е. к экономическому кризису.Непредсказуемая инфляция может оказаться благоприятной для бизнеса. Неся потери во время инфляции, продавцы получают дополнительные доходы на нее. За время, проходящее между заказом товаров и их фактической продажей, цены возрастают, принося дополнительную прибыль продавцу,Инвестирование капитала требует учета процессов инфляции и дефляции.Наиболее общее, традиционное определение инфляции, данное нами выше – нельзя считать полным. Инфляция, хотя она и проявляется в росте товарных цен, не может быть сведена лишь к чисто денежному феномену. Это сложное социально–экономическое явление, порождаемое диспропорциями воспроизводства в различных сферах рыночного хозяйства. Инфляция представляет собой одну из наиболее острых проблем современного развития экономики во многих странах мира. 3.4.1. Понятие и причины инфляции При инфляции деньги обесцениваются по отношению к товарам и иностранным валютам, сохраняющим стабильность своей покупательной силы. Ряд ученых в российских академических и вузовских кругах добавляют к этому перечню (т.е. к товарам и национальным валютам) еще и золото. Такая трактовка проявления инфляции, как обесценение денег и по отношению к золоту, предполагает, что этими учеными золото по–прежнему рассматриваются как всеобщий эквивалент, как деньги.Рост цен может быть связан с превышением спроса над предложением товаров. Однако такой рост цен, связанный с диспропорцией между спросом и предложением на каком–то отдельном товарном рынке, – это еще не инфляция. Инфляция – это повышение общего уровня цен в стране, которое возникает в связи с длительным неравновесием на большинстве рынков в пользу спроса.Другими словами, инфляция – это дисбаланс между совокупным спросом и совокупным предложением. Подстегивать рост цен могут и конкретные экономические обстоятельства. Независимо от состояния денежной сферы товарные цены могут возрасти вследствие изменений в динамике производительности труда, циклических и сезонных колебаний, структурных сдвигов в системе воспроизводства, монополизации рынка, государственного регулирования экономики, введения новых ставок налогов, девальвации и ревальвации денежной единицы, изменения конъюнктуры рынка, воздействия внешнеэкономических связей, стихийных бедствий и т.п. Следовательно, рост цен вызывается различными причинами. Но не всякий рост цен – инфляция, и среди названных выше причин роста цен важно выделить действительно инфляционные.Так, рост цен, связанный с циклическими колебаниями конъюнктуры, нельзя считать инфляционным. По мере прохождения различных фаз цикла (особенно в его "классической" форме, характерной для XIX – начала XX вв.) будет меняться и динамика цен.Их повышение в период бума сменяется их падением в фазах кризиса и депрессии и вновь ростом в фазе оживления. Повышение производительности труда, при прочих равных условиях, должно вести к снижению цен. Другое дело – если повышение производительности труда в ряде отраслей сопровождается опережающим это повышение ростом заработной платы. Такое явление, именуемое инфляцией издержек, действительно сопровождается общим повышением уровня цен. Стихийные бедствия также не могут считаться причиной инфляционного роста цен. Что же можно отнести к действительно инфляционным причинам роста цен? Назовем важнейшие из них, помня о том, что инфляция связана с целым спектром диспропорций.Во–первых, это диспропорциональность, или несбалансированность государственных расходов и доходов, выражающаяся в дефиците госбюджета. Если этот дефицит финансируется за счет займов в Центральном эмиссионном банке страны, другими словами, за счет активного использования "печатного станка", это приводит к росту массы денег в обращении. Вспомним количественное уравнение обмена MV=PQ и связь между ростом показателей М и Р станет вполне очевидной.Во–вторых, инфляционный рост цен может происходить, если финансирование инвестиций осуществляется аналогичными методами. Особенно инфляционно–опасными являются инвестиции, связанные с милитаризацией экономики. Так, непроизводительное потребление национального дохода на военные цели означает не только потерю общественного богатства. Одновременно военные ассигнования создают дополнительный платежеспособный спрос, что ведет к росту денежной массы без соответствующего товарного покрытия, рост военных расходов является одной из главных причин хронических дефицитов государственного бюджета и увеличения государственного долга во многих странах, для покрытия которого государство увеличивает денежную массу.В–третьих, общее повышение уровня цен связывается различными школами в современной экономической теории и с изменением структуры рынка в XX веке. Эта структура все меньше напоминает условия совершенной конкуренции, когда на рынке действует большое число производителей, продукция характеризуется однородностью, перелив капитала не затруднен. Современный рынок – это в значительной степени олигополистический рынок. А олигополист (несовершенный конкурент) обладает известной степенью власти над ценой. И если даже олигополии не первыми начинают "гонку цен", они заинтересованы в ее поддержании и усилении. Как известно, несовершенный конкурент, стремясь поддержать высокий уровень цен, заинтересован в создании дефицита (сокращении производства и предложения товаров). Не желая "испортить" свой рынок снижением цен, монополии и олигополии препятствуют росту эластичности предложения товаров в связи с ростом цен. Ограничение притока новых производителей в отрасль олигополистов поддерживает длительное несоответствие совокупного спроса и предложения.В–четвертых, с ростом "открытости" экономики той или иной страны, все большим втягиванием ее в мирохозяйственные связи увеличивает опасность "импортируемой" инфляции. В условиях неизменного курса валюты страна каждый раз испытывает воздействие "внешнего" повышения цен на ввозимые товары. Возможности бороться с "импортируемой" инфляцией достаточно ограничены. Можно, конечно, ревальвировать собственную валюту и сделать импорт той же нефти более дешевым. Но ревальвация сделает одновременно и более дорогим экспорт отечественных товаров, а это означает снижение конкурентоспособности на мировом рынке.В–пятых, инфляция приобретает самоподдерживающийся характер в результате так называемых инфляционных ожиданий. Многие ученые в странах Запада и в нашей стране особо выделяют этот фактор, подчеркивая, что преодоление инфляционных ожиданий населения и производителей – важнейшая (если вообще не главная) задача антиинфляционной политики. 3.4.2. Показатели инфляции. Азы финансовой статистики Главным показателем инфляции выступает темп (или уровень) инфляции (rate of inflation) (π), который рассчитывается как процентное отношение разницы уровней цен текущего и предыдущего года к уровню цен предыдущего года:π = {(Pt – Pt-1)/ Pt-1}*100% где Pt - общий уровень цен (дефлятор ВВП) текущего года, а Pt – 1 - общий уровень цен (дефлятор ВВП) предыдущего года. Таким образом, показатель темпа инфляции характеризует не темп роста общего уровня цен, а темп прироста общего уровня цен.Простой пример:В России в 2019-м году средний уровень розничных цен на сыр сложился на уровне 382 рубля/кг, по итогам 2020 года оказалось, цены повысились и составили в среднем 437 рублей/кг. Каков уровень инфляции по данному продукту?π = {(437 – 382)/ 382}*100% = (55/382) *100% =0,1439*100% = 14,39%

Раздел IV. БЕЗНАЛИЧНЫЕ РАСЧЕТЫ И КАССОВЫЕ ОПЕРАЦИИ

4.1. Российские формы безналичных расчетов

4.2. Средства валютного обмена

4.3. Кассовые операции юридических лиц

Раздел V. КРЕДИТ И КРЕДИТНО–БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА РФ

5.1. Сущность и виды кредита

5.2. Кредитная система РФ

5.3. Финансовый рынок

5.4. Финансы банков

5.5. Государственный кредит

Раздел VI. Страхование

6.5. Сущность и виды страховой деятельности

6.6. Платежи во внебюджетные фонды

Раздел VI. ФИНАНСЫ ПРЕДПРИЯТИЙ

6.1. ПРЕДПРИЯТИЕ КАК ХОЗЯЙСТВУЮЩИЙ СУБЪЕКТ

6.2. ФИНАНСЫ ПРЕДПРИЯТИЙ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ СОБСТВЕННОСТИ

6.3. ДОХОДЫ И РАСХОДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ

6.4. ПРИБЫЛЬ ПРЕДПРИЯТИЯ

6.5. ОБОРОТНЫЕ СРЕДСТВА ПРЕДПРИЯТИЯ, ИХ НАЗНАЧЕНИЕ И ИСТОЧНИКИ ФОРМИРОВАНИЯ

6.6. ИНВЕСТИЦИИ В ОСНОВНОЙ КАПИТАЛ И ДРУГИЕ ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ. ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ

6.8. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ФИНАНСОВ ПРЕДПРИЯТИЙ ОТДЕЛЬНЫХ ОТРАСЛЕЙ

6.9. СПЕЦИФИКА МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА

Раздел VIII. ФИНАНСОВЫЙ И ИНВЕСТИЦИОННЫЙ АНАЛИЗ

8.1. ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ, ЕГО СТРУКТУРА И МЕХАНИЗМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

8.2. ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК И ФИНАНСОВОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

8.3. ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ И КАПИТАЛ.

8.4. МОДЕЛИРОВАНИЕ ДЕНЕЖНЫХ ПОТОКОВ ПРЕДПРИЯТИЯ.

8.5. РИСК, ДОХОД И ДОХОДНОСТЬ

8.6. ИНФЛЯЦИОННЫЕ ФАКТОРЫ В ФИНАНСОВЫХ РАСЧЕТАХ

8.7. МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ.

8.8. ФИНАНСОВЫЙ АНАЛИЗ ПРЕДПРИЯТИЯ

8.9. АНАЛИЗ ЦЕНЫ И СТРУКТУРЫ КАПИТАЛА

Раздел IХ. ВАЛЮТНАЯ СИСТЕМА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ КРЕДИТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

9.1. Валютная система РФ

9.2. Международные кредитные отношения

ЛИТЕРАТУРА



Проблемы МП также разнообразны и сложны. В то же время из них можно выделить общие: низкий, неадекватный уровень технологии и навыков управления, недостаточность потенциала НИОКР, ограниченный доступ к технологии и технологической информации, нередко использование неэффективного оборудования, трудности его замены в рамках возможностей внутреннего рынка, а, следовательно, низкий уровень производительности, добавленной стоимости, выхода продукции и основного капитала на одного работающего; сложности в маркетинге и реализации продукции, в том числе в поставках за рубеж, высокая конкуренция среди МП на внутреннем и внешнем рынке, проникновение крупных предприятий на рынки той продукции, которая выпускается преимущественно МП.

К числу проблем МП относятся и ограниченный доступ к финансовым источникам, более высокая стоимость кредитных ресурсов, повышенная стоимость сырья, поскольку закупаются его небольшие партии.

В связи с этими проблемами МП нуждаются в специальной политике содействия. Такая политика осуществляется в различных странах дифференцировано в зависимости от условий, наличия финансовых средств, технологии, рабочей силы, сырьевых ресурсов, размеров внутреннего рынка и т.п.

6.9. 2. Финансово-экономические методы поддержки малого предпринимательства в России


Рассматривая конкретные формы политики содействия, следует отметить, что они отработаны годами, носят универсальный характер, позволяют решать проблемы МП. К ним относятся:

– финансовая помощь и гарантия кредитования;

– налоговые льготы и освобождение от налогов;

– выделение списка продукции, право на производство, которой передается только МП;

– защита субподрядных отношений с крупными предприятиями;

– отбор перспективных МП для оказания им технологической поддержки, других видов помощи;

– обустройство промышленных площадок (обеспечение инфраструктуры) для создания новых МП;

– техническое содействие и помощь в менеджменте.

Между мелкими предприятиями конкуренция носит достаточно жесткий характер. Она приводит к сокращению “жизненного цикла” многих МП. Примерно семь из десяти таких предприятий прекращают деятельность в течение первых пяти лет своего существования. Однако в подавляющем большинстве случаев они не становятся банкротами. Капитал переключается на производство других, как правило, новых видов товаров и услуг. Происходит непрерывное расширение рынка,
меняется структура платежеспособного спроса, а это, в свою очередь, обеспечивает динамизм всего хозяйства. Мелкое предприятие, “открывшее" новый вид товара или услуг, начинает заполнять “потребительскую нишу”, расширяет свое производство, может стать средним, а при благоприятных условиях –и крупным. Не случайно большинство гигантов современной японской индустрии выросло из небольших предприятий.

Во многих странах имеется система обучения для МП в области маркетинга, распределения, управления бизнесом, финансового менеджмента. Такое обучение осуществляется, как правило, в школах малого бизнеса при университетах.

Организационно-правовая форма МП устанавливается в соответствие с законом “О предприятиях и предпринимательской деятельности”. Они могут существовать в виде индивидуальных (семейных) частных предприятий, товариществ, акционерных обществ, государственных (муниципальных) предприятий.

МП как хозяйствующий субъект обладает самостоятельностью в осуществлении своей хозяйственной деятельности, распоряжении выпускаемой продукции, прибылью, оставшейся после уплаты налогов и других обязательных платежей. МП, как и любое другое действует на основании устава, где определены организационно-правовая форма предприятия, его наименование, местонахождение, предмет и цели деятельности, органы управления и контроля, порядок образования имущества предприятия, его выкупа (если оно приватизируется), условия реорганизации и прекращения деятельности и др.

Предприятия, осуществляющие несколько видов хозяйственной деятельности (многопрофильные), относятся к малым по тому виду деятельности, который занимает наибольшую долю в объеме реализации продукции (работ, услуг).

При Госкомимуществе РФ создан Комитет поддержки малых предприятий и предпринимательства, которым разработана программа развития этого сектора экономики. Программа условно делится на три этапа.

При разработке первоочередных мер по развитию МП учитывается принцип: суть поддержки малого бизнеса – это, как правило, не прямые государственные, безвозвратные финансовые инъекции в создание МП, а система финансово-кредитных рычагов, которые ставят малый бизнес в равные условия на рынке с крупными предприятиями.

В комплексе первоочередных мер по развитию предпринимательства основными являются следующие.



1. Приоритеты отдельным отраслям малого и среднего бизнеса:

–производство и переработка сельскохозяйственной продукции;

– производство продовольственных товаров, товаров народного потребления, медицинской техники, лекарственных средств и изделий медицинского назначения;

– производство технических средств профилактики инвалидности и реабилитации инвалидов;

– строительство объектов жилищного, производственного, социального и природоохранного назначения, включая ремонтно-строительные работы.

2. Помощь в формировании стартового капитала МП путем:

– льготного кредитования на этапе создания МП и действующих предприятий;

– льготного налогообложения;

– получения государственных заказов с первоочередным обеспечением ресурсами;

– финансирование подготовки кадров, консультирования;

– создания информационно-внедренческих центров с технопарками, центров делового сотрудничества с зарубежными странами;

– предоставления субсидий (безвозвратных видов помощи) на приоритетные научно-технические программы;

– ускоренной амортизации активной части основных производственных фондов;

– развития лизинговых фирм, сдающих в аренду предприятиям машины и оборудование.

Особое значение имеет система налоговых льгот, предоставляемых МП. Согласно действующему законодательству при определении налогооблагаемой прибыли МП исключается прибыль, направленная на строительство, реконструкцию и обновление основных производственных фондов, освоение новой техники и технологии. При этом обновлением считается замена действующего оборудования другим на новой технической основе, а также его замена в связи с внедрением новых прогрессивных технологических процессов производства продукции (работ, услуг).

В первые два года работы от налога на прибыль освобождаются МП приоритетных видов деятельности (производство и переработка сельскохозяйственной продукции, производство продовольственных товаров и товаров народного потребления, медицинской техники, строительство объектов жилищного, производственного и социального назначения и пр.). Льгота применяется, если выручка от льготируемых видов деятельности превышает 70% общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг). Эти МП в третий и четвертый год работы уплачивают налог на прибыль в размере соответственно 25 и 50% от основной ставки, если выручка от перечисленных видов деятельности составляет свыше 90% общей суммы выручки.


При прекращении МП деятельности, в связи, с которой ему были предоставлены налоговые льготы, до истечения пятилетнего срока сумма налога на прибыль подлежит внесению в республиканский бюджет РФ в полном объеме за весь период его деятельности. Если МП было создано на базе ликвидированных (реорганизованных) предприятий, их филиалов и структурных подразделений, то на него не распространяются льготы по налогообложению прибыли.

Эти льготы предоставляются МП наряду с общими, установленными для всех предприятий. Также для МП имеется льготный порядок расчетов с бюджетом: они освобождаются от уплаты авансовых взносов налога на прибыль.

По налогу на имущество предприятий МП также имеют льготу, так как от его уплаты освобождаются вновь созданные предприятия в течение одного года после их регистрации, за исключением предприятий, созданных на базе ликвидированных (реорганизованных) предприятий.

Предприятия малого бизнеса пользуются также льготой в форме инвестиционного налогового кредита, который предоставляется в размере 10% от цен закупленного и введенного в действие оборудования, используемого для замены импортного оборудования, проведения научно-исследовательских работ и продажи этих работ, защиты окружающей среды от загрязнения отходами.

По всем малым предприятиям суммы НДС, уплаченные при приобретении основных средств и нематериальных активов, вычитаются в полном объеме из сумм налога, полученных за реализованные товары (работы, услуги), при вводе в эксплуатацию основных средств и принятии на учет нематериальных активов. Эта льгота применяется по основным средствам и нематериальным активам, приобретаемым с 1.01.94 г., включая основные средства и нематериальные активы, приобретенные в 1993 г., а введенные в эксплуатацию и принятые на учет после 1.01.94 г.

Кроме этого, с 1.01.96 г. малые предприятия могут перейти на упрощенную систему налогообложения (МП с численностью до 15 человек).

С 1.08.1998 г. для поддержки малого бизнеса принят Закон о налогообложении вмененного дохода. При этом данный закон вводится субъектом федерации, заменяет ряд налогов на юридические лица и облагает по ставке 20% вмененную прибыль по специальному расчету. В основном это отрасли, обслуживающие население (см. перечень в 1-м вопросе), торговля, а также казино.

Малые предприятия имеют льготы при начислении амортизации. Так, наряду с применением на общих основаниях ускоренного метода амортизации, они могут списывать дополнительно через амортизацию до 50% первоначальной стоимости основных фондов со сроком службы свыше трех лет. В случае прекращения деятельности МП до истечения одного года сумма дополнительно начисленного износа подлежит восстановлению за счет увеличения балансовой прибыли.


Очень остра проблема обеспечения малого и среднего бизнеса источниками финансирования. Для их мобилизации необходимо привлекать сеть государственных и общественных структур поддержки МП: Комитет поддержки малых предприятий и предпринимательства, структуры региональных и местных органов власти, общественные фонды, специализированные банки, ассоциации и центры поддержки МП.

Средства для поддержки малых предприятий могут поступать из различных источников: за счет частных сбережений, целевых и программных пожертвований фондов, отчислений крупных предприятий, части средств, полученных от приватизации государственной собственности. Эти средства способны аккумулировать разнообразные инвестиционные и специальные страховые фонды, банки финансирования МП.

Фонды поддержки могут быть двух видов. Прежде всего, –это страховые фонды, которые должны страховать коммерческий риск. Ведь малый бизнес особенно чувствителен ко всяким потрясениям, любым колебаниям конъюнктуры рынка. Он может “прогореть” из-за необязательности контрагента, несвоевременных поставок, задержек платежей, даже плохих погодных условий, так как его капитал и оборот на начальной стадии еще невелики. Конечно, предпринимательская деятельность должна быть надежно защищена от таких неожиданностей. Второе, не менее важное назначение фондов поддержки –это субсидировать предпринимательство и быть гарантом банковских кредитов.

Учитывая зарубежный опыт, централизованное государственное финансирование целесообразно осуществлять не через государственные органы управления, а через различные общественные структуры, финансовые фонды, коммерческие банки, центры и ассоциации развития малого бизнеса, кооперативные объединения, торговые палаты, а также местные органы власти и самоуправления. Схема финансирования в этом случае выглядит так: бюджет определенного уровня – общественные структуры – предприятия. Все общественные структуры могут быть и дополнительными источниками средств на эти цели.

В условиях ограниченности государственных ресурсов, нужно искать коммерческие источники финансирования, например, получившая распространение в ряде развитых стран система “Франчайзинга”. Она позволяет использовать ресурсы крупных предприятий для финансирования МП. Франчайзинг – базируется на модели: “центр – периферия”, предусматривающая создание с помощью крупной организации предприятия-сателлита, которое в обмен на уплату регулярных взносов использует технологическую схему и торговую марку крупного предприятия. Предприятие-сателлит целиком принадлежит мелкому предпринимателю, который закупает лицензию и