Файл: Ирина Дмитриевна Сердюкова основы финансовой грамотности энциклопедия эрудита учебное пособие.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 847
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Давайте начнем с самого простого
Раздел II. Финансы и финансовая система РФ
2.1. Сущность и функции финансов
Раздел III. ДЕНЬГИ И ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ
3.1. Деньги и денежное обращение
3.2. Закон денежного обращения
3.3. Понятие и элементы денежной системы
Раздел IV. БЕЗНАЛИЧНЫЕ РАСЧЕТЫ И КАССОВЫЕ ОПЕРАЦИИ
4.1. Российские формы безналичных расчетов
4.2. Средства валютного обмена
4.3. Кассовые операции юридических лиц
Раздел V. КРЕДИТ И КРЕДИТНО–БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА РФ
6.5. Сущность и виды страховой деятельности
6.6. Платежи во внебюджетные фонды
Раздел VI. ФИНАНСЫ ПРЕДПРИЯТИЙ
6.1. ПРЕДПРИЯТИЕ КАК ХОЗЯЙСТВУЮЩИЙ СУБЪЕКТ
6.2. ФИНАНСЫ ПРЕДПРИЯТИЙ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ СОБСТВЕННОСТИ
6.3. ДОХОДЫ И РАСХОДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ
6.5. ОБОРОТНЫЕ СРЕДСТВА ПРЕДПРИЯТИЯ, ИХ НАЗНАЧЕНИЕ И ИСТОЧНИКИ ФОРМИРОВАНИЯ
6.6. ИНВЕСТИЦИИ В ОСНОВНОЙ КАПИТАЛ И ДРУГИЕ ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ. ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ
6.8. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ФИНАНСОВ ПРЕДПРИЯТИЙ ОТДЕЛЬНЫХ ОТРАСЛЕЙ
6.9. СПЕЦИФИКА МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА
Раздел VIII. ФИНАНСОВЫЙ И ИНВЕСТИЦИОННЫЙ АНАЛИЗ
8.1. ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ, ЕГО СТРУКТУРА И МЕХАНИЗМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
8.2. ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК И ФИНАНСОВОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО
8.3. ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ И КАПИТАЛ.
8.4. МОДЕЛИРОВАНИЕ ДЕНЕЖНЫХ ПОТОКОВ ПРЕДПРИЯТИЯ.
8.6. ИНФЛЯЦИОННЫЕ ФАКТОРЫ В ФИНАНСОВЫХ РАСЧЕТАХ
8.7. МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ.
8.8. ФИНАНСОВЫЙ АНАЛИЗ ПРЕДПРИЯТИЯ
8.9. АНАЛИЗ ЦЕНЫ И СТРУКТУРЫ КАПИТАЛА
Раздел IХ. ВАЛЮТНАЯ СИСТЕМА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ КРЕДИТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
ТОРГОВАЯ НАЦЕНКА – часть розничной цены товара, обеспечивающая возмещение текущих затрат и получение прибыли розничными торговыми предприятиями.
продажная цена – покупная цена
торговая наценка = ––––––––––––––––––––––––.
продажная цена
Сфера обращения является отраслью, ориентированной на конечного потребителя, решающее значение имеют реализация товаров, определяемая спросом, уровень издержек обращения, но без ущерба для качества потребительских товаров.
Затраты в сфере обращения, относятся на себестоимость товара в соответствии с Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденным постановлением Правительства РФ 5 августа 1992 г (и дополненная в 1995 году).
Однако следует отдельно рассмотреть понятие: “себестоимость товара” = издержки обращения + товары по цене закупки.
К издержкам на покупку относятся затраты на упаковку, погрузку, складирование, фрахт и транспортировку товаров, страхование (от воровства, пожара и т.п.), таможенные сборы.
Издержки на торговлю включают зарплату коммерсанта, стоимость арендной платы, амортизацию имущества офиса торговой фирмы, налоги и сборы, издержки на распродажу, издержки на стоянку транспорта, управленческие затраты и затраты на расходные материалы.
Кроме того, потребкооперация считает нужным уточнить упомянутое Положение в части более подробной расшифровки так называемых “издержек обращения”. Необходимость регулирования включения в себестоимость затрат, осуществляемых предприятиями в процессе их хозяйственной деятельности, специальным нормативным актом обусловлена тем, что на базе себестоимости определяется прибыль, а следовательно, и налог на прибыль. Все предприятия независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности должны находиться в одинаковом положении при определении себестоимости, прибыли и налога на прибыль. Кроме того, себестоимость является расчетной базой для определения цен.
Валовая прибыль, выраженная в процентах к цене покупки товара, называется калькуляционной доплатой.
Упрощенно прибыль исчисляется как разница между предпринимательским доходом (валовый доход) и текущими расходами на закупку и продажу товара (издержками обращения). Прибыли и убыток называют финансовым результатом деятельности торгового предприятия.
Следует упомянуть, что при расчете выручки в торговле пользуются термином “товарооборот”, который равен: сумме цен товаров, умноженной на их объем. Таким образом, товарооборот и выручка синонимы, один термин используется в сфере обращения, другой в сфере производства.
Используя метод калькулирования в торговле рассчитаем покупную цену на приобретаемые и приобретенные товары и цену продажи. Фактическое калькулирование в торговле ведется по двум группам затрат: на покупку и реализацию товара. Базой ценообразования в торговле служит расчетная цена, другими словами, ЦЕНА НЕТТО, т.е. предварительно освобожненная от налогов.
После добавления всх видов скидок и расходов на закупку к расчетной цене, получаем ЦЕНУ ПОКУПКИ.
Чистая цена продажи определяется суммированием цены покупки с издержками на покупку, прибылью и надбавками за продажу. ЧИСТАЯ ЦЕНА ПРОДАЖИ рассчитывается из себестоимости продажи (издержки обращения) с добавлением прибыли.
Из цены продажи НЕТТО, увеличенной на НДС, получаем цену продажи БРУТТО. (см схему выше)
Расчет продажной (розничной) цены производится по формуле, с использованием величин:
Y – продажная цена;
X – покупная цена;
a – надбавка;
s – ставка налога (процентный размер скидки)
Y = X + a X + s (Y-X).
Выручка принимается в расчет без налога на добавленную стоимость и акцизов, которые, являясь косвенными налогами, поступают в бюджет. Из выручки также исключается сумма наценок (скидок), поступающим торговым и снабженческо-сбытовым предприятиям, участвующих в сбыте продукции. Предприятия, экспортирующие продукцию, исключают и экспортные тарифы, направляемые в доход государства. При этом денежные поступления, связанные с выбытием основных средств, материальных (оборотных) и нематериальных активов, продажная стоимость валютных ценностей, ценных бумаг не включается в состав выручки.
Рентабельность в сфере обращения традиционно определяется следующем образом: отношение прибыли от реализации товаров к выручке от реализации (товарообороту); по отношению балансовой прибыли к выручке от реализации товаров; по отношению чистой прибыли к выручке от реализации. Такие показатели рентабельности называют “рентабельностью продаж” и дают представление об эффективности текущих затрат торгового предприятия и доходности реализуемого товара.
Налогообложение
Если предприятие совершает экспортно-импортные товарообменные операции (в том числе на бартерной основе), выручка в валюте пересчитывается в рубли по курсу на день оформления таможенных документов в целях налогообложения прибыли по этим операциям.
Предприятия сферы обращения, подлежащие налогообложению вносят в бюджет налоговую сумму за счет выручки от реализации, тем самым они как бы являются сборщиками налогов, а плательщиком фактически является непосредственный потребитель, приобретающий товары по повышенным ценам, включающим косвенный налог. В основном, таким потребителем является население.
6.8. 2: СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО
На территории РФ получение доходов от сельхозпроизводства отличается крайним разнообразием, что обусловлено следующими особенностями территорий:
1.Почвенно-климатические особенности (сказываются на урожайности и доходе).
-
·Зональная специфика. -
·Длительность рабочего периода. -
·Объем культурно-технологических работ.
2.Погода – определяет результативность с/х работ.
3.Биологический фактор.
4.Социально-экономические особенности с/х производства.
5.Рискованность с/х, следовательно дополнительное страхование и создание резервов (денежных и натуральных).
Сразу следует разделить, сельхозпредприятия промышленного типа и производителей сельскохозяйственного сырья. Если предприятьия, осуществляюще производство сельхозпродукции в промышленных масштах хотя и имеют свои особенности, но практически осуществляют финансовую работу подобно промышленности. То предприятия сельского хозяйства, которые осуществляют производство сельхозсырья во внепромышленных масштабах имеют очень много специфических черт: в части оценки готовой продукции, незавершенного производства, учета конца производственного цикла, налогообложения и т.п.
По натурально-вещественному признаку основные фонды сельхозпредприятий подразделяются на виды: здания, сооружения (силосные ямы, водонапорные башни и т.д.), передаточные устройства (транспортеры), машины и оборудование, транспортные средства (комбайны, сеялки и Т.д)., инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь (бороны, плуги, лодки и т.д.), рабочий скот (лошади, буйволы), продуктивный скот (коровы, свиньи, дойные кобылы и т.д.), многолетние насаждения (сады, виноградники, лесополосы) и др.
Следует отметить, что в сельском хозяйстве существует своя специфика в формировании себестоимости. Отчасти она связана с сезонностью производства и большим количеством так называемого незавершенного производства.
По элементу “Амортизация основных фондов” отражается сумма амортизации (износа) основных производственных фондов, рассчитываемая по нормам, установленным к балансовой стоимости основных фондов. Амортизация начисляется и по основным фондам, предоставляемым бесплатно предприятиям общественного питания, обслуживающим трудовые коллективы, а также по основным фондам и инвентарю, предоставленных медицинским учреждениям для организации медпунктов непосредственно на территории сельского населенного пункта.
Следует учесть, что сельскохозяйственные животные, земельные угодья, многолетние насаждения не амортизируются.
В себестоимость продукции фермерских хозяйств, работающих на условиях аренды, включается сумма амортизационных отчислений как по собственным, так и по арендованным основным фондам. Прирост амортизационных отчислений в результате их индексации в законодательно установленном порядке также включается в себестоимость.
Затраты, связанные с реализацией сельхозпродукции, могут выделяться из состава прочих затрат в отдельный элемент.
Внепроизводственные в сельском хозяйстве расходы (или издержки обращения) включают расходы на упаковку изделий на складе, транспортировку продукции, комиссионные сборы и другие расходы, связанные со сбытом сельскохозяйственной продукции.
Спецификой сельского хозяйства является большие остатки оборотных средств, включая продукцию не предназначенную для продажи.
На многих сельхозпредприятиях существуют подразделения экономических служб, которые занимаются постатейным анализом себестоимости сельзозпроизводства, изыскивают пути ее снижения. Но в значительной мере эта работа в РФ обесценивается инфляцией и ростом цен на запчасти, сельхозмашины и механизмы, стройматериалы и топливно-энергетические ресурсы. В условиях резкого роста цен и недостатка собственных оборотных средств у сельхозпредприятий возможность прироста прибыли за счет значительного снижения себестоимости исключена. Динамика изменения себестоимости в сельском хозяйстве, свидетельствует об увеличении затрат на рубль товарной сельхозпродукции и сельхозсырья в последние годы.
Упрощенно прибыль исчисляется как разница между предпринимательским доходом и текущими расходами на производство и реализацию сельхозпродукции. Прибыли и убыток называют финансовым результатом деятельности сельхозпредприятия.
Увеличение объема реализации сельхозпродукции в натуральном выражении при прочих равных условиях ведет к росту прибыли. Возрастающие объемы производства продукции, пользующейся спросом, могут достигаться с помощью капитальных вложений, что требует направления прибыли на покупку более производительного оборудования, сельскохозяйственных машин и механизмов, освоение новых технологий переработки сельхохзсырья, обработки почвы и выращивания животных, общее расширение производства. Этот путь сейчас для многих сельхозпредприятий затруднен или почти невозможен по причине инфляции, роста цен и недоступности долгосрочного кредита. Предприятия, располагающие средствами и возможностями для проведения капитальных вложений, реально увеличивают свою прибыль, если обеспечивают рентабельность инвестиций выше темпов инфляции.
В этой связи следует отметить о пристальном внимании государственных органов на эту проблему: льготные кредиты и дотации, возмещение разницы в ценах –вот методы поддержки сельхозпроизводителей.
Следует отметить, что совхозы –это государственная форма собственности, а колхозы –кооперативная.
Распределение и использование прибыли товариществ, кооперативов, обществ, включая акционерных обществ имеет свои особенности, обусловленные организационно-правовой формой этих сельхозпредприятий.
В расходы из прибыли, связанным с развитием сельхозпроизводства планируются затраты на проведение природоохранных мероприятий и др.
Сельхозпредприятие может получить долгосрочную ссуду от лизинговой фирмы, которая постепенно погашается за счет отнесения платежей по лизингу на себестоимость продукции. Лизинг позволяет предприятию получить оборудование, начать его эксплуатацию, не отвлекая средств из оборота. В условиях развитых рыночных отношений доля лизинга в инвестициях в сельхозинвентарь, сельхозоборудование и сельхозмашины достигает 25–%.
Налогообложение
С целью стимулирования роста сельскохозяйственного производства предприятия любых организационных форм не уплачивают налог на прибыль от реализации, произведенной ими сельскохозяйственной и охотохозяйственной продукции. Однако это положение не относится к сельскохозяйственным предприятиям индустриального типа, которые являются плательщиками налога на прибыль.
Прибыль от производства и реализации произведенной сельскохозяйственной и охотохозяйственной продукции налогом на прибыль не облагается и потому исключается из общей массы налогооблагаемой прибыли.