Файл: Ирина Дмитриевна Сердюкова основы финансовой грамотности энциклопедия эрудита учебное пособие.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 847

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ

Раздел I. АЗЫ ЭКОНОМИКИ

1.1. Давайте начнем с самого простого

Раздел II. Финансы и финансовая система РФ

2.1. Сущность и функции финансов

2.2. Финансовая система РФ

2.3. Бюджетная система РФ

2.4. Налогообложение

2.5. Финансовый контроль

Раздел III. ДЕНЬГИ И ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ

3.1. Деньги и денежное обращение

3.2. Закон денежного обращения

3.3. Понятие и элементы денежной системы

3.4. Инфляция Как экономическое явление инфляция существует уже длительное время. Считается, что она появилась чуть ли не с возникновения денег, с функционированием которых неразрывно связана.Термин инфляция (от латинского inflatio – вздутие) впервые стал употребляться в Северной Америке в период гражданской войны 1861–1865 гг. и обозначал процесс разбухания бумажно–денежного обращения. В XIX в. этот термин употреблялся также в Англии и Франции. Инфляция – обесценивание бумажных денег и безналичных денежных средств, не разменных на золото. Инфляцию можно определить как переполнение каналов денежного обращения относительно товарной массы, что проявляется в росте цен.Дефляция связана с падением уровня цен. Для экономики в целом появление дефляции явление нежелательное, так как ведет к экономическому спаду, резкому ухудшению экономических условий предпринимательства и, в конечном счете, к стагнации в экономике страны, г. е. к экономическому кризису.Непредсказуемая инфляция может оказаться благоприятной для бизнеса. Неся потери во время инфляции, продавцы получают дополнительные доходы на нее. За время, проходящее между заказом товаров и их фактической продажей, цены возрастают, принося дополнительную прибыль продавцу,Инвестирование капитала требует учета процессов инфляции и дефляции.Наиболее общее, традиционное определение инфляции, данное нами выше – нельзя считать полным. Инфляция, хотя она и проявляется в росте товарных цен, не может быть сведена лишь к чисто денежному феномену. Это сложное социально–экономическое явление, порождаемое диспропорциями воспроизводства в различных сферах рыночного хозяйства. Инфляция представляет собой одну из наиболее острых проблем современного развития экономики во многих странах мира. 3.4.1. Понятие и причины инфляции При инфляции деньги обесцениваются по отношению к товарам и иностранным валютам, сохраняющим стабильность своей покупательной силы. Ряд ученых в российских академических и вузовских кругах добавляют к этому перечню (т.е. к товарам и национальным валютам) еще и золото. Такая трактовка проявления инфляции, как обесценение денег и по отношению к золоту, предполагает, что этими учеными золото по–прежнему рассматриваются как всеобщий эквивалент, как деньги.Рост цен может быть связан с превышением спроса над предложением товаров. Однако такой рост цен, связанный с диспропорцией между спросом и предложением на каком–то отдельном товарном рынке, – это еще не инфляция. Инфляция – это повышение общего уровня цен в стране, которое возникает в связи с длительным неравновесием на большинстве рынков в пользу спроса.Другими словами, инфляция – это дисбаланс между совокупным спросом и совокупным предложением. Подстегивать рост цен могут и конкретные экономические обстоятельства. Независимо от состояния денежной сферы товарные цены могут возрасти вследствие изменений в динамике производительности труда, циклических и сезонных колебаний, структурных сдвигов в системе воспроизводства, монополизации рынка, государственного регулирования экономики, введения новых ставок налогов, девальвации и ревальвации денежной единицы, изменения конъюнктуры рынка, воздействия внешнеэкономических связей, стихийных бедствий и т.п. Следовательно, рост цен вызывается различными причинами. Но не всякий рост цен – инфляция, и среди названных выше причин роста цен важно выделить действительно инфляционные.Так, рост цен, связанный с циклическими колебаниями конъюнктуры, нельзя считать инфляционным. По мере прохождения различных фаз цикла (особенно в его "классической" форме, характерной для XIX – начала XX вв.) будет меняться и динамика цен.Их повышение в период бума сменяется их падением в фазах кризиса и депрессии и вновь ростом в фазе оживления. Повышение производительности труда, при прочих равных условиях, должно вести к снижению цен. Другое дело – если повышение производительности труда в ряде отраслей сопровождается опережающим это повышение ростом заработной платы. Такое явление, именуемое инфляцией издержек, действительно сопровождается общим повышением уровня цен. Стихийные бедствия также не могут считаться причиной инфляционного роста цен. Что же можно отнести к действительно инфляционным причинам роста цен? Назовем важнейшие из них, помня о том, что инфляция связана с целым спектром диспропорций.Во–первых, это диспропорциональность, или несбалансированность государственных расходов и доходов, выражающаяся в дефиците госбюджета. Если этот дефицит финансируется за счет займов в Центральном эмиссионном банке страны, другими словами, за счет активного использования "печатного станка", это приводит к росту массы денег в обращении. Вспомним количественное уравнение обмена MV=PQ и связь между ростом показателей М и Р станет вполне очевидной.Во–вторых, инфляционный рост цен может происходить, если финансирование инвестиций осуществляется аналогичными методами. Особенно инфляционно–опасными являются инвестиции, связанные с милитаризацией экономики. Так, непроизводительное потребление национального дохода на военные цели означает не только потерю общественного богатства. Одновременно военные ассигнования создают дополнительный платежеспособный спрос, что ведет к росту денежной массы без соответствующего товарного покрытия, рост военных расходов является одной из главных причин хронических дефицитов государственного бюджета и увеличения государственного долга во многих странах, для покрытия которого государство увеличивает денежную массу.В–третьих, общее повышение уровня цен связывается различными школами в современной экономической теории и с изменением структуры рынка в XX веке. Эта структура все меньше напоминает условия совершенной конкуренции, когда на рынке действует большое число производителей, продукция характеризуется однородностью, перелив капитала не затруднен. Современный рынок – это в значительной степени олигополистический рынок. А олигополист (несовершенный конкурент) обладает известной степенью власти над ценой. И если даже олигополии не первыми начинают "гонку цен", они заинтересованы в ее поддержании и усилении. Как известно, несовершенный конкурент, стремясь поддержать высокий уровень цен, заинтересован в создании дефицита (сокращении производства и предложения товаров). Не желая "испортить" свой рынок снижением цен, монополии и олигополии препятствуют росту эластичности предложения товаров в связи с ростом цен. Ограничение притока новых производителей в отрасль олигополистов поддерживает длительное несоответствие совокупного спроса и предложения.В–четвертых, с ростом "открытости" экономики той или иной страны, все большим втягиванием ее в мирохозяйственные связи увеличивает опасность "импортируемой" инфляции. В условиях неизменного курса валюты страна каждый раз испытывает воздействие "внешнего" повышения цен на ввозимые товары. Возможности бороться с "импортируемой" инфляцией достаточно ограничены. Можно, конечно, ревальвировать собственную валюту и сделать импорт той же нефти более дешевым. Но ревальвация сделает одновременно и более дорогим экспорт отечественных товаров, а это означает снижение конкурентоспособности на мировом рынке.В–пятых, инфляция приобретает самоподдерживающийся характер в результате так называемых инфляционных ожиданий. Многие ученые в странах Запада и в нашей стране особо выделяют этот фактор, подчеркивая, что преодоление инфляционных ожиданий населения и производителей – важнейшая (если вообще не главная) задача антиинфляционной политики. 3.4.2. Показатели инфляции. Азы финансовой статистики Главным показателем инфляции выступает темп (или уровень) инфляции (rate of inflation) (π), который рассчитывается как процентное отношение разницы уровней цен текущего и предыдущего года к уровню цен предыдущего года:π = {(Pt – Pt-1)/ Pt-1}*100% где Pt - общий уровень цен (дефлятор ВВП) текущего года, а Pt – 1 - общий уровень цен (дефлятор ВВП) предыдущего года. Таким образом, показатель темпа инфляции характеризует не темп роста общего уровня цен, а темп прироста общего уровня цен.Простой пример:В России в 2019-м году средний уровень розничных цен на сыр сложился на уровне 382 рубля/кг, по итогам 2020 года оказалось, цены повысились и составили в среднем 437 рублей/кг. Каков уровень инфляции по данному продукту?π = {(437 – 382)/ 382}*100% = (55/382) *100% =0,1439*100% = 14,39%

Раздел IV. БЕЗНАЛИЧНЫЕ РАСЧЕТЫ И КАССОВЫЕ ОПЕРАЦИИ

4.1. Российские формы безналичных расчетов

4.2. Средства валютного обмена

4.3. Кассовые операции юридических лиц

Раздел V. КРЕДИТ И КРЕДИТНО–БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА РФ

5.1. Сущность и виды кредита

5.2. Кредитная система РФ

5.3. Финансовый рынок

5.4. Финансы банков

5.5. Государственный кредит

Раздел VI. Страхование

6.5. Сущность и виды страховой деятельности

6.6. Платежи во внебюджетные фонды

Раздел VI. ФИНАНСЫ ПРЕДПРИЯТИЙ

6.1. ПРЕДПРИЯТИЕ КАК ХОЗЯЙСТВУЮЩИЙ СУБЪЕКТ

6.2. ФИНАНСЫ ПРЕДПРИЯТИЙ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ СОБСТВЕННОСТИ

6.3. ДОХОДЫ И РАСХОДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ

6.4. ПРИБЫЛЬ ПРЕДПРИЯТИЯ

6.5. ОБОРОТНЫЕ СРЕДСТВА ПРЕДПРИЯТИЯ, ИХ НАЗНАЧЕНИЕ И ИСТОЧНИКИ ФОРМИРОВАНИЯ

6.6. ИНВЕСТИЦИИ В ОСНОВНОЙ КАПИТАЛ И ДРУГИЕ ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ. ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ

6.8. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ФИНАНСОВ ПРЕДПРИЯТИЙ ОТДЕЛЬНЫХ ОТРАСЛЕЙ

6.9. СПЕЦИФИКА МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА

Раздел VIII. ФИНАНСОВЫЙ И ИНВЕСТИЦИОННЫЙ АНАЛИЗ

8.1. ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ, ЕГО СТРУКТУРА И МЕХАНИЗМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

8.2. ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК И ФИНАНСОВОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

8.3. ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ И КАПИТАЛ.

8.4. МОДЕЛИРОВАНИЕ ДЕНЕЖНЫХ ПОТОКОВ ПРЕДПРИЯТИЯ.

8.5. РИСК, ДОХОД И ДОХОДНОСТЬ

8.6. ИНФЛЯЦИОННЫЕ ФАКТОРЫ В ФИНАНСОВЫХ РАСЧЕТАХ

8.7. МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ.

8.8. ФИНАНСОВЫЙ АНАЛИЗ ПРЕДПРИЯТИЯ

8.9. АНАЛИЗ ЦЕНЫ И СТРУКТУРЫ КАПИТАЛА

Раздел IХ. ВАЛЮТНАЯ СИСТЕМА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ КРЕДИТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

9.1. Валютная система РФ

9.2. Международные кредитные отношения

ЛИТЕРАТУРА



ТОРГОВАЯ НАЦЕНКА – часть розничной цены товара, обеспечивающая возмещение текущих затрат и получение прибыли розничными торговыми предприятиями.
продажная цена – покупная цена

торговая наценка = ––––––––––––––––––––––––.

продажная цена
Сфера обращения является отраслью, ориентированной на конечного потребителя, решающее значение имеют реализация товаров, определяемая спросом, уровень издержек обращения, но без ущерба для качества потребительских товаров.

Затраты в сфере обращения, относятся на себестоимость товара в соответствии с Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденным постановлением Правительства РФ 5 августа 1992 г (и дополненная в 1995 году).

Однако следует отдельно рассмотреть понятие: “себестоимость товара” = издержки обращения + товары по цене закупки.

К издержкам на покупку относятся затраты на упаковку, погрузку, складирование, фрахт и транспортировку товаров, страхование (от воровства, пожара и т.п.), таможенные сборы.

Издержки на торговлю включают зарплату коммерсанта, стоимость арендной платы, амортизацию имущества офиса торговой фирмы, налоги и сборы, издержки на распродажу, издержки на стоянку транспорта, управленческие затраты и затраты на расходные материалы.

Кроме того, потребкооперация считает нужным уточнить упомянутое Положение в части более подробной расшифровки так называемых “издержек обращения”. Необходимость регулирования включения в себестоимость затрат, осуществляемых предприятиями в процессе их хозяйственной деятельности, специальным нормативным актом обусловлена тем, что на базе себестоимости определяется прибыль, а следовательно, и налог на прибыль. Все предприятия независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности должны находиться в одинаковом положении при определении себестоимости, прибыли и налога на прибыль. Кроме того, себестоимость является расчетной базой для определения цен.

Валовая прибыль, выраженная в процентах к цене покупки товара, называется калькуляционной доплатой.


Упрощенно прибыль исчисляется как разница между предпринимательским доходом (валовый доход) и текущими расходами на закупку и продажу товара (издержками обращения). Прибыли и убыток называют финансовым результатом деятельности торгового предприятия.

Следует упомянуть, что при расчете выручки в торговле пользуются термином “товарооборот”, который равен: сумме цен товаров, умноженной на их объем. Таким образом, товарооборот и выручка синонимы, один термин используется в сфере обращения, другой в сфере производства.

Используя метод калькулирования в торговле рассчитаем покупную цену на приобретаемые и приобретенные товары и цену продажи. Фактическое калькулирование в торговле ведется по двум группам затрат: на покупку и реализацию товара. Базой ценообразования в торговле служит расчетная цена, другими словами, ЦЕНА НЕТТО, т.е. предварительно освобожненная от налогов.

После добавления всх видов скидок и расходов на закупку к расчетной цене, получаем ЦЕНУ ПОКУПКИ.

Чистая цена продажи определяется суммированием цены покупки с издержками на покупку, прибылью и надбавками за продажу. ЧИСТАЯ ЦЕНА ПРОДАЖИ рассчитывается из себестоимости продажи (издержки обращения) с добавлением прибыли.

Из цены продажи НЕТТО, увеличенной на НДС, получаем цену продажи БРУТТО. (см схему выше)

Расчет продажной (розничной) цены производится по формуле, с использованием величин:

Y – продажная цена;

X – покупная цена;

a – надбавка;

s – ставка налога (процентный размер скидки)

Y = X + a X + s (Y-X).

Выручка принимается в расчет без налога на добавленную стоимость и акцизов, которые, являясь косвенными налогами, поступают в бюджет. Из выручки также исключается сумма наценок (скидок), поступающим торговым и снабженческо-сбытовым предприятиям, участвующих в сбыте продукции. Предприятия, экспортирующие продукцию, исключают и экспортные тарифы, направляемые в доход государства. При этом денежные поступления, связанные с выбытием основных средств, материальных (оборотных) и нематериальных активов, продажная стоимость валютных ценностей, ценных бумаг не включается в состав выручки.

Рентабельность в сфере обращения традиционно определяется следующем образом: отношение прибыли от реализации товаров к выручке от реализации (товарообороту); по отношению балансовой прибыли к выручке от реализации товаров; по отношению чистой прибыли к выручке от реализации. Такие показатели рентабельности называют “рентабельностью продаж” и дают представление об эффективности текущих затрат торгового предприятия и доходности реализуемого товара.



Налогообложение

Если предприятие совершает экспортно-импортные товарообменные операции (в том числе на бартерной основе), выручка в валюте пересчитывается в рубли по курсу на день оформления таможенных документов в целях налогообложения прибыли по этим операциям.

Предприятия сферы обращения, подлежащие налогообложению вносят в бюджет налоговую сумму за счет выручки от реализации, тем самым они как бы являются сборщиками налогов, а плательщиком фактически является непосредственный потребитель, приобретающий товары по повышенным ценам, включающим косвенный налог. В основном, таким потребителем является население.

6.8. 2: СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО


На территории РФ получение доходов от сельхозпроизводства отличается крайним разнообразием, что обусловлено следующими особенностями территорий:

1.Почвенно-климатические особенности (сказываются на урожайности и доходе).

  • ·Зональная специфика.

  • ·Длительность рабочего периода.

  • ·Объем культурно-технологических работ.

2.Погода – определяет результативность с/х работ.

3.Биологический фактор.

4.Социально-экономические особенности с/х производства.

5.Рискованность с/х, следовательно дополнительное страхование и создание резервов (денежных и натуральных).

Сразу следует разделить, сельхозпредприятия промышленного типа и производителей сельскохозяйственного сырья. Если предприятьия, осуществляюще производство сельхозпродукции в промышленных масштах хотя и имеют свои особенности, но практически осуществляют финансовую работу подобно промышленности. То предприятия сельского хозяйства, которые осуществляют производство сельхозсырья во внепромышленных масштабах имеют очень много специфических черт: в части оценки готовой продукции, незавершенного производства, учета конца производственного цикла, налогообложения и т.п.

По натурально-вещественному признаку основные фонды сельхозпредприятий подразделяются на виды: здания, сооружения (силосные ямы, водонапорные башни и т.д.), передаточные устройства (транспортеры), машины и оборудование, транспортные средства (комбайны, сеялки и Т.д)., инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь (бороны, плуги, лодки и т.д.), рабочий скот (лошади, буйволы), продуктивный скот (коровы, свиньи, дойные кобылы и т.д.), многолетние насаждения (сады, виноградники, лесополосы) и др.


Следует отметить, что в сельском хозяйстве существует своя специфика в формировании себестоимости. Отчасти она связана с сезонностью производства и большим количеством так называемого незавершенного производства.

По элементу “Амортизация основных фондов” отражается сумма амортизации (износа) основных производственных фондов, рассчитываемая по нормам, установленным к балансовой стоимости основных фондов. Амортизация начисляется и по основным фондам, предоставляемым бесплатно предприятиям общественного питания, обслуживающим трудовые коллективы, а также по основным фондам и инвентарю, предоставленных медицинским учреждениям для организации медпунктов непосредственно на территории сельского населенного пункта.

Следует учесть, что сельскохозяйственные животные, земельные угодья, многолетние насаждения не амортизируются.

В себестоимость продукции фермерских хозяйств, работающих на условиях аренды, включается сумма амортизационных отчислений как по собственным, так и по арендованным основным фондам. Прирост амортизационных отчислений в результате их индексации в законодательно установленном порядке также включается в себестоимость.

Затраты, связанные с реализацией сельхозпродукции, могут выделяться из состава прочих затрат в отдельный элемент.

Внепроизводственные в сельском хозяйстве расходы (или издержки обращения) включают расходы на упаковку изделий на складе, транспортировку продукции, комиссионные сборы и другие расходы, связанные со сбытом сельскохозяйственной продукции.

Спецификой сельского хозяйства является большие остатки оборотных средств, включая продукцию не предназначенную для продажи.

На многих сельхозпредприятиях существуют подразделения экономических служб, которые занимаются постатейным анализом себестоимости сельзозпроизводства, изыскивают пути ее снижения. Но в значительной мере эта работа в РФ обесценивается инфляцией и ростом цен на запчасти, сельхозмашины и механизмы, стройматериалы и топливно-энергетические ресурсы. В условиях резкого роста цен и недостатка собственных оборотных средств у сельхозпредприятий возможность прироста прибыли за счет значительного снижения себестоимости исключена. Динамика изменения себестоимости в сельском хозяйстве, свидетельствует об увеличении затрат на рубль товарной сельхозпродукции и сельхозсырья в последние годы.

Упрощенно прибыль исчисляется как разница между предпринимательским доходом и текущими расходами на производство и реализацию сельхозпродукции. Прибыли и убыток называют финансовым результатом деятельности сельхозпредприятия.


Увеличение объема реализации сельхозпродукции в натуральном выражении при прочих равных условиях ведет к росту прибыли. Возрастающие объемы производства продукции, пользующейся спросом, могут достигаться с помощью капитальных вложений, что требует направления прибыли на покупку более производительного оборудования, сельскохозяйственных машин и механизмов, освоение новых технологий переработки сельхохзсырья, обработки почвы и выращивания животных, общее расширение производства. Этот путь сейчас для многих сельхозпредприятий затруднен или почти невозможен по причине инфляции, роста цен и недоступности долгосрочного кредита. Предприятия, располагающие средствами и возможностями для проведения капитальных вложений, реально увеличивают свою прибыль, если обеспечивают рентабельность инвестиций выше темпов инфляции.

В этой связи следует отметить о пристальном внимании государственных органов на эту проблему: льготные кредиты и дотации, возмещение разницы в ценах –вот методы поддержки сельхозпроизводителей.

Следует отметить, что совхозы –это государственная форма собственности, а колхозы –кооперативная.

Распределение и использование прибыли товариществ, кооперативов, обществ, включая акционерных обществ имеет свои особенности, обусловленные организационно-правовой формой этих сельхозпредприятий.

В расходы из прибыли, связанным с развитием сельхозпроизводства планируются затраты на проведение природоохранных мероприятий и др.

Сельхозпредприятие может получить долгосрочную ссуду от лизинговой фирмы, которая постепенно погашается за счет отнесения платежей по лизингу на себестоимость продукции. Лизинг позволяет предприятию получить оборудование, начать его эксплуатацию, не отвлекая средств из оборота. В условиях развитых рыночных отношений доля лизинга в инвестициях в сельхозинвентарь, сельхозоборудование и сельхозмашины достигает 25–%.

Налогообложение

С целью стимулирования роста сельскохозяйственного производства предприятия любых организационных форм не уплачивают налог на прибыль от реализации, произведенной ими сельскохозяйственной и охотохозяйственной продукции. Однако это положение не относится к сельскохозяйственным предприятиям индустриального типа, которые являются плательщиками налога на прибыль.

Прибыль от производства и реализации произведенной сельскохозяйственной и охотохозяйственной продукции налогом на прибыль не облагается и потому исключается из общей массы налогооблагаемой прибыли.