Файл: Современная Гуманитарная Академия Дистанционное образование 2665. 01. 01РУ. 011.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 573
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Объект и предмет дисциплины «Экономика фирмы»
1.3 Материальное производство – основа экономики, принципы его формирования и совершенствования
1.4 Спрос и предложение в сфере материального производства
2.1 Товар, деньги и товарное производство
2.2 Рынок, его классификация и структура
3.1 Понятие, сущность, виды и формы предпринимательства
3.2 Организационно-правовые формы предпринимательства
4.1 Производственная фирма – фундамент национальной экономики
4.2 Фирма как многоцелевая и сложная динамическая система
4.3 Внутренняя и внешняя среда фирмы
4.4 Структура фирми отраслевые особенности построения производственных структур фирм
4.5 Производственная характеристика фирм
5.1 Экономическая сущность основных средств и их источники формирования
5.2 Физический и моральный износ основных средств и их сущность
5.3 Амортизация основных средств
5.4 Показатели использования основных средств
5.5 Пути улучшения использования основных средств
6.1 Экономическая сущность оборотных средств
6.2 Управление оборотными средствами. Нормирование оборотных средств
6.4 Резервы экономии оборотных средств
6.5 Показатели использования оборотных средств. Ускорение оборачиваемости
7.1 Структура персонала предприятия
7.2 Планирование численности персонала
8.1 Финансовый механизм и его элементы
8.4 Методы калькулирования себестоимости продукции
8.5 Ценовая политика и ценообразование
8.6 Формирование, распределение и использование прибыли
8.9 Расчетно-кассовое обслуживание
Практически во всех странах, в том числе развивающихся и индустриально развитых, малому предпринимательству устанавливаются определенные льготы и оказывается государственная поддержка. Это связано с тем, что удельные издержки производства и обращения у небольших фирм, как правило, выше, чем у крупных. Без помощи государства малые предприятия не смогут существовать и конкурировать с монополиями, которые устанавливают полный контроль над рынком, ценами, качеством отдельных товаров в ущерб потребителям. Поэтому малым фирмам в большинстве стран обычно предоставляются льготы по налогообложению и кредитам, а также привилегии в получении информации.
3.4 Объединения предприятий
Хозяйственным объединением признается соединение юридических и физических лиц в единую хозяйственную структуру, обладающую правом юридического лица.Входящие в состав объединения юридические и физические лица именуются его членами или участниками. Хозяйственное объединение регистрируется в порядке, предусмотренном законом, и осуществляет предпринимательскую и иную деятельность в соответствии с действующим законодательством, учредительными документами и решениями собственных органовуправления. Создание объеди-нения как формы предпринимательской деятельности направлено на использование эффекта масштаба производства, возможностей мобилизации ресурсов для обеспечения экономических, производственных, торговых и технологических преимуществ. В целях координации деятель-ности, защиты общих интересов и повышения эффективности капитала, а также в зависимости от конкретных условий и задач могут создаваться объединения в форме кооперативов, товариществ, акционерных обществ,ассоциаций, консорциумов, синдикатов и прочих союзов. В мировой практике все названные формы корпоративных союзов прочно заняли свое место в производ-ственной, коммерческой и финансовой деятельности.Основой для создания союзов обычно становятся сходный характер технологических процессов, взаимосвязанное и взаимозависимое развитие производства, необходимость комплексного по вертикали производственного процесса использования сырья и других ресурсов, диверсификация. Конкретные цели формирования хозяйственных объединений различны. Из них можно выделить следующие основные задачи:
-
развитие и укрепление кооперации производственных, научных, проектных, строительных и других организаций и на их основе создание единого хозяйственного комплекса; -
завоевание и удержание рынков сбыта за счет диверсификации и роста объема производства; -
закрепление поставщиков сырья, материалов, комплектующих изделий и прочих ресурсов; -
ускорение технического развития производства и на этой основе повышение качества продукции и снижение издержек производства.
Хозяйственные объединения создаются на основе учета взаимных интересов. Главные принципы их образования:
-
добровольность выбора формы объединения; -
имущественное удельное равноправие партнеров, вступивших в объединение; -
свобода выбора организационной структуры и форм управления; -
выбор степени самостоятельности участников; -
ответственность только по обязательствам, взятым каждым партнером при вступлении в объединение.
По юридическому статусу хозяйственные образования могут быть разделены на две группы. Первая группа – объединения, действующие на постоянной правовой и хозяйственной основе. Вторая – ассоциации и временные объединения с правом свободного присоединения и выхода,
а также свободного предпринимательства в рамках объединения.
С целью недопущения монопольного захвата рынков со стороны крупных объединений государственные органы осуществляют контроль их деятельности. Лишь частично допускается естественная монополия, когда создание конкурирующих малых и средних предприятий является нерентабельным. В первую очередь это относится к объединениям общенационального пользова-ния: производителям электроэнергии, предприятиям водо- и газоснабжения, телефонной связи; другим объединениям, разрешение на создание которых осуществляется правительством. Но сам по себе размер объединения, определяемый расчетными показателями, такими как величина активов, число занятых, число держателей акций, объем продаж или размер прибыли, как правило, не является основанием для запрещения создания объединения.
К основным организационно-экономическим формам предпринимательства можно отнести: концерны, ассоциации, консорциумы, синдикаты, холдинги, картели, финансово-промышленные группы.
Концерн – это многоотраслевое акционерное общество, контролирующее предприятия через систему участия. Концерн приобретает контрольный пакет акций различных компаний, являю-щихся по отношению к нему дочерними. В свою очередь дочерние компании также могут владеть контрольными пакетами акций других акционерных компаний, нередко расположенных в других странах.
Консорциум – это объединение предпринимателей с целью совместного проведения крупной финансовой операции (например, осуществление значительных инвестиций в крупный промыш-ленный проект). Такое объединение предпринимателей имеет
возможность вложить средства в крупный проект, при этом значительно уменьшается риск, возникающий при крупных вложениях, так как ответственность раскладывается на множество участников. В условиях научно-техничес-кой революции консорциумы возникают в новых сферах деятельности и на стыке различных сфер деятельности и предусматривают проведение совместных научных исследований.
Синдикат – объединение сбыта продукции предпринимателями одной сферы деятельности с целью устранения излишней конкуренции между ними.
Картель – объединение предпринимателей, участники которого договариваются о размерах производства, рынках сбыта, условиях продажи, ценах, сроках платежа, сохраняя при этом производственную и коммерческую самостоятельность. Цель образования картеля - получение монопольной прибыли путем устранения и регламентации конкуренции внутри объединения и подавления внешней конкуренции. В ряде стран картели запрещены законом. Как правило, кар-тель создается в форме акционерного общества или общества с ограниченной ответственностью. Соглашение об образовании картеля оформляется договором; зачастую картель образуется негласно, без документарного оформления.
Холдинг – это акционерная компания, использующая свой капитал для приобретения акций других компаний. В активы холдинга входят контрольные пакеты акций дочерних предприятий. Дочерние предприятия не могут владеть акциями самой холдинговой компании. Холдинговые системы включают головную (материнскую) фирму, дочерние и внучатые фирмы. При этом материнская компания, располагая 5 % акций дочерних фирм, эффективно контролирует их дея-тельность. В результате материнская фирма реально распоряжается собственностью, во много раз превышающей фактически принадлежащую ей. Это приводит к концентрации капитала, облегчает решение крупных финансовых и хозяйственных проблем, обеспечивает слаженность действий множества взаимосвязанных компаний.
Финансово-промышленная группа (ФПГ) – это совокупность юридических лиц, действующих как основное и дочерние общества, полностью или частично объединившие свои материальные и нематериальные активы на основании договора. Каждый участник российских ФПГ самостоятелен по отношению к другим. Определяющим такое объединение принципом является взаимная ответственность участников группы по обязательствам, вытекающим из совместной деятельности. Предпринимательские фирмы, входящие в состав ФПГ, сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица, между тем как руководящие органы объединения не обладают распорядительной властью в отношении участников ФПГ и выполняют свои функции на осно-вании договоров о создании таких предпринимательских объединений. Участники финансово-промышленной группы – это юридические лица, подписавшие договор о создании ФПГ,
и учрежденная ими центральная компания, которая является новым субъектом предприниматель-ского бизнеса, выполняет по отношению ко всем участникам ФПГ роль основного общества и имеет полномочия на ведение дел данной финансово-промышленной группы. Данная компания может быть создана в форме хозяйственного общества, либо ассоциации (союза), в ее наименова-ние должны быть обязательно включены слова «центральная компания финансово-промышленной группы». Всякая российская ФПГ должна быть зарегистрирована в соответствии с ФЗ «О финансово-промышленных группах», а после регистрации создать совет управляющих ФПГ, который вклю-чил бы представителей всех ее участников и сделался высшим органом управления данной группы.