Файл: Современная Гуманитарная Академия Дистанционное образование 2665. 01. 01РУ. 011.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 519
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Объект и предмет дисциплины «Экономика фирмы»
1.3 Материальное производство – основа экономики, принципы его формирования и совершенствования
1.4 Спрос и предложение в сфере материального производства
2.1 Товар, деньги и товарное производство
2.2 Рынок, его классификация и структура
3.1 Понятие, сущность, виды и формы предпринимательства
3.2 Организационно-правовые формы предпринимательства
4.1 Производственная фирма – фундамент национальной экономики
4.2 Фирма как многоцелевая и сложная динамическая система
4.3 Внутренняя и внешняя среда фирмы
4.4 Структура фирми отраслевые особенности построения производственных структур фирм
4.5 Производственная характеристика фирм
5.1 Экономическая сущность основных средств и их источники формирования
5.2 Физический и моральный износ основных средств и их сущность
5.3 Амортизация основных средств
5.4 Показатели использования основных средств
5.5 Пути улучшения использования основных средств
6.1 Экономическая сущность оборотных средств
6.2 Управление оборотными средствами. Нормирование оборотных средств
6.4 Резервы экономии оборотных средств
6.5 Показатели использования оборотных средств. Ускорение оборачиваемости
7.1 Структура персонала предприятия
7.2 Планирование численности персонала
8.1 Финансовый механизм и его элементы
8.4 Методы калькулирования себестоимости продукции
8.5 Ценовая политика и ценообразование
8.6 Формирование, распределение и использование прибыли
8.9 Расчетно-кассовое обслуживание
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР*
1 Введение в дисциплину
1.1 Объект и предмет дисциплины «Экономика фирмы»
Согласно законодательству Российской Федерации фирмой является самостоятельный хозяй-ственный субъект, созданный в порядке, установленном законом, для производства продукции и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.
В научной литературе широко используются два схожих понятия – «предприятие» и «фирма». Оба термина обозначают один и тот же объект, в основном промышленную или торговую организа-цию. Тем не менее, под фирмой в России чаще понимается хозяйственная организация производ-ственного и непроизводственного профиля, как правило, крупная и многопрофильная, со многими входящими в нее обособленными предприятиями, филиалами, учреждениями (типа концернов, холдингов и пр.). Необходимо провести различие между предприятием (заводом) и фирмой.
1. Предприятие (завод) - это учреждение в форме фабрики, фермы, шахты, небольшого или крупного магазина, которое выполняет одну или несколько специфических функций по производству и распределению товаров и услуг.
2. Фирма, с другой стороны, - это организация, которая владеет и ведет хозяйственную дея-тельность на этих предприятиях. Хотя большинство фирм имеет только одно предприятие, многие фирмы владеют и управляют несколькими предприятиями.
В соответствии с Гражданским кодексом РФ каждая организация, признанная юридическим лицом, при регистрации получает фирменное наименование. В таком случае, фирма – общее понятие коммерческой организации. Принято считать, что предприятие без фирменного наименования не может иметь другие юридические лица в своей структуре. Напротив, в составе фирм могут находиться подчиненные ей юридические лица, в том числе филиалы, дочерние предприятия и другие коммерческие и некоммерческие (например, оздоровительные) структуры. Нередко они имеют самостоятельный уставный капитал, расчетный счет в банке, право распоря-жаться вверенным им имуществом и несут ответственность за результаты своей деятельности. Как правило, филиалы, представительства и отделения фирмы размещаются на различных отдаленных территориях. В настоящее время по мере расширения сферы коммерческой деятельности фир-менное наименование получают различного типа организации. К ним относятся:
-
производственные организации, занятые в основном изготовлением, строительством и поставкой потребителям готовой товарной продукции личного, общественного и производ-ственного потребления; -
торговые организации; -
брокерские, венчурные, консалтинговые и другие организации.
Все организации указанного профиля связаны с производством или выполняют вспомогатель-ные посреднические функции между производителями и потребителями товаров.
Экономика фирмы – образовательная и научная дисциплина, в которой излагаются методы и правила хозяйственной деятельности производственной организации. Объект дисциплины – фир-ма производственно-коммерческой сферы. В соответствии с основной целью производственной фирмы – получением прибыли на вложенный в производство труд и капитал выстраивается цепь действий. Прежде всего, фирма определяет:
-
куда, в какую сферу, конкретную отрасль, отдельный вид производства и продукции можно с выгодой вложить капитал; -
каким образом, при помощи каких средств и механизмов можно обеспечить наращивание капитала.
В связи с этим производственная фирма досконально изучает доступные для нее рынки сбыта товарной продукции, анализирует свой потенциал, включая:
-
производственные мощности, их структуру и загрузку; -
кадры предприятия, их квалификацию и возможность пополнения; -
финансы (как собственные финансовые ресурсы, так и перспективы получения кредитов банка); -
наличие и возможность осуществления инновационных проектов (в том числе финан-сируемых со стороны) по выбранному перспективному виду продукта.
Таким образом, предметом изучения экономики фирмы являются производственные, социально-экономические и научно-технические процессы, протекающие на фирме. Поэтому экономика фирмы включает широкий спектр управленческих и организационных форм, методов и правил рационального использования материальных и нематериальных ресурсов, объектов, процессов и способов с целью создания и распределения материальных и духовных благ, без которых не может обходиться как отдельный индивид, так и общество в целом.
1.2 Классификация фирм
Фирмы (предприятия, организации) различаются между собой по многим характеристикам, по которым и ведется их классификация. Основными признаками классификации фирм по группам являются:
-
отраслевая и предметная специализация; -
структура производства; -
мощность производственного потенциала (размер фирмы).
Одними из главных до сих пор считались отраслевые различия выпускаемой продукции, в том числе ее назначение, способы производства и потребления. Уже при создании фирмы четко опре-деляется, для какого конкретного вида продукции (вида работ) она предназначено. В зависимости от этого фирмы разделяются на:
-
промышленные предприятия по выпуску продуктов питания, одежды и обуви; по изго-товлению машин, оборудования, инструментов, добыче сырья, производству материалов, выработке электроэнергии и др.; -
сельскохозяйственные предприятия; -
фирмы строительной индустрии, торговли, транспорта.
Важнейшими с точки зрения потребностей человека являются фирмы, производящие предметы потребления. Это предприятия (фирмы) сельского хозяйства, пищевой и легкой промышленности, а также предприятия машиностроения, химической, деревообрабатывающей промышленности, изготавливающие товары массового потребления, фирмы жилищного и коммунального строи-тельства. Принадлежность фирмы к той или иной сфере деятельности должна конкретизироваться по видам специализации. Специализация фирм не обязательно совпадает с административной структурой и основной специализацией. Например, во многих немашиностроительных сферах деятельности (металлургических, угле- и нефтедобывающих) имеются крупные цехи и заводы, участки по производству машин и оборудования, их ремонту. Наряду с этим в хозяйственных объединениях машиностроения имеются металлургические и химические предприятия, электро-станции, транспортные подразделения и пр. Поэтому используются два вида определения принад-лежности сферы деятельности фирмы – по административно-организационному и продуктовому признакам. При использовании административно-организационного признака учитывается основ-ной заявленный вид деятельности
, а также принадлежность фирмы тому или иному ведомству или фирме (холдингу, концерну). Фирмы, выпускающие, например, машиностроительную продукцию, будут учитываться в той сфере деятельности, с которой они административно связаны (к примеру, в угольной). В соответствии с продуктовым признаком определяется структура и объем произ-водства по каждой так называемой чистой отрасли. В таком случае все машиностроительные предприятия и цехи (независимо от их административной подчиненности) относятся к машиностроению, транспортные – к транспортной отрасли, строительные – к строительной и т.д.
На практике все реже встречаются фирмы, принадлежность сферы деятельности которых можно четко определить. В связи с этим по структуре производства фирмы делятся на узкоспециа-лизированные, многопрофильные, комбинированные. Узкоспециализированными считаются фирмы, которые изготавливают ограниченный ассортимент продукции массового или крупносерийного производства, например, по выпуску тканей, пошиву одежды, производству чугуна, стального проката, литья, поковок для машиностроения, выработке электроэнергии, производству зерна, мяса и т.д. К многопрофильным относят фирмы, которые выпускают продукцию широкого ассор-тимента и различного назначения. Такие организации чаше всего встречаются в промышленности и сельском хозяйстве. С усилением конкуренции многие ранее узкоспециализированные фирмы, экономически окрепнув, выходят за рамки прежней специализации.
Комбинированные фирмы в классическом виде чаще всего встречаются в химической, текстильной и металлургической промышленности, в сельском хозяйстве. Суть комбинирования производства состоит в том, что один вид сырья или готовой продукции на одном и том же предприятии превращается параллельно или последовательно в другой, а затем в третий вид. Например, выплавленный в доменных печах чугун (наряду с его реализацией на сторону) используется собственным предприятием, где он переплавляется в стальные слитки. Часть стальных слитков поступает в продажу потребителям в качестве готовой продукции, а часть идет в дальнейшую переработку в стальной прокат на собственном заводе.
Группировка фирм по мощности производственного потенциала (размеру фирмы) получила наиболее широкое распространение. Как правило, все фирмы делятся на три группы: малые, средние и крупные. При отнесении фирм к одной из указанных групп используются следующие показатели: