Файл: Современная Гуманитарная Академия Дистанционное образование 2665. 01. 01РУ. 011.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 440

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1.1 Объект и предмет дисциплины «Экономика фирмы»

1.2 Классификация фирм

1.3 Материальное производство – основа экономики, принципы его формирования и совершенствования

1.4 Спрос и предложение в сфере материального производства

2.1 Товар, деньги и товарное производство

2.2 Рынок, его классификация и структура

2.3 Функции рынка

3.1 Понятие, сущность, виды и формы предпринимательства

3.2 Организационно-правовые формы предпринимательства

3.3 Малое предпринимательство

3.4 Объединения предприятий

3.5 Виды интеграции фирм

4.1 Производственная фирма – фундамент национальной экономики

4.2 Фирма как многоцелевая и сложная динамическая система

4.3 Внутренняя и внешняя среда фирмы

4.4 Структура фирми отраслевые особенности построения производственных структур фирм

4.5 Производственная характеристика фирм

5.1 Экономическая сущность основных средств и их источники формирования

5.2 Физический и моральный износ основных средств и их сущность

5.3 Амортизация основных средств

5.4 Показатели использования основных средств

5.5 Пути улучшения использования основных средств

6.1 Экономическая сущность оборотных средств

6.2 Управление оборотными средствами. Нормирование оборотных средств

6.3 Управление запасами фирмы

6.4 Резервы экономии оборотных средств

6.5 Показатели использования оборотных средств. Ускорение оборачиваемости

7.1 Структура персонала предприятия

7.2 Планирование численности персонала

7.4 Производительность труда

7.5 Мотивации труда

7.6 Оплата труда

8.1 Финансовый механизм и его элементы

8.3 Затраты фирмы

8.4 Методы калькулирования себестоимости продукции

8.5 Ценовая политика и ценообразование

8.6 Формирование, распределение и использование прибыли

8.7 Баланс фирмы

8.8 Налогообложение фирмы

8.9 Расчетно-кассовое обслуживание

8.10 Планирование и управление финансами фирмы

8.11 Оценка финансового состояния фирмы


Они приводят рыночный механизм в действие, осуществляют координацию деятельности между производителями и потребителями. Достоинство рынка в том, что это саморегулирующаяся система. Его отличает гибкость, способность адаптироваться к изменяющимся условиям. Через него реализуется принцип свободы предпринимательской деятельности. Рыночный механизм позволяет выявлять и удовлетворять разнообразные потребности людей, повышать качество товаров и услуг, эффективно использовать ресурсы и достижения научно-технического прогресса.

Структура рынка – это внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка. В экономической литературе выделяется более десятка критериев для характеристики структуры и системы рынка, его классификации. Рассмотрим некоторые из них:

  1. по объектам рынка: рынок товаров и услуг, рынок капиталов, рынок труда, финансовый рынок, рынок информации;

  2. по географическому положению: местный, региональный, национальный, мировой;

  3. по механизму функционирования: рынок свободной конкуренции, монополизированный рынок, регулируемый рынок;

  4. по степени насыщенности: равновесный рынок, дефицитный рынок, избыточный рынок;

  5. в соответствии с действующим законодательством: легальный рынок и нелегальный рынок.

Данная функциональная структуризация рынков обеспечивает весь спектр рыночных отноше-ний предприятия. Именно такая структура находит полное адекватное отражение в структуре органов управления. Вместе с тем, сами рынки в основном делятся не по функциональным, а по предметному и продуктовым признакам.

Изначально рынки разделяются на оптовые и розничные, внутренние и внешние. В свою очередь, названные рынки группируются по предметному признаку, например сырьевые рынки, продовольственные рынки, рынки недвижимости и др. Дальнейшая дифференциация рынков ведется по отдельным продуктам, например, рынки зерна, нефти, автомобилей, леса и др. Предприятия, со своей стороны, различают также рынки продаж и рынки закупок. Действующие предприятия – не только поставщики, они одновременно и потребители товарной массы: сырья, материалов, машин, оборудования и др. От состояния рынков закупок во многом зависит успех работы любого предприятия (фирмы).


Изучая возможности наиболее эффективного вложения капитала на перспективу, фирма непременно должна хотя бы ознакомиться с положением дел на всех представляющих для нее интерес доступных рынках. Большое значение имеет емкость рынка - объем платежеспособного спроса потребителей, определяемый в натуральном (штуки, тонны и т.д.) и стоимостном выражении. Далее выясняются позиции покупателей и продавцов, сбалансированность спроса и предложения и цен на продукцию. Непременно учитывается сложившаяся и перспективная (прогнозируемая) динамика рыночных сделок на продукцию, с которой фирма намерена выходить на рынок или которую она предполагает закупать для собственных нужд.

Большое значение имеет морфологическая структура рынка, которая складывается как соотношение между поставщиками и потребителями товарной массы (таблица 1).
Таблица 1. Рыночные отношения между поставщиками и потребителями товаров

Следует иметь в виду, что рыночные ситуации типа полиполии (см. таблицу 1) встречаются редко, поскольку они разрушаются в результате конкуренции. Многие малые предприятия не выдерживают соперничества и быстро покидают рынки. Их место занимают энергичные конку-ренты, которые вырастают до средних компаний, а иногда становятся и крупными фирмами. Трудно также в течение длительного периода удерживать монополию – это относится и к постав-щикам, и к потребителям (монопсония). Монополия удерживается в основном за счет превосход-ства техники и организации производства. С потерей такого превосходства - монополия на рынке заканчивается и наступает период конкуренции, в которой побеждает тот, кто сумел лучшим образом воспользоваться новейшими достижениями науки и техники, лучше изучил рынок. Чаще всего на рынках складывается ситуация, когда при относительно небольшом количестве постав-щиков имеется множество потребителей (олигополия). Она характерна, прежде всего, для рынков сложной капиталоемкой продукции: автомобилей и бытовой техники, рынков металлургической и нефтяной промышленности, воздушного и железнодорожного транспорта. Разумеется, в чистом виде ни одна из групп рынков, указанных в таблице 1, не существует – они находятся в постоян-ном движении, образуя лишь отдельные фрагменты общего рынка.





2.3 Функции рынка



Функции рынка определяются стоящими перед ним задачами Рыночный механизм призван найти ответы на три ключевые вопроса: что, как и для кого производить? Для этого рынок выполняет ряд функций (рисунок 5).



Рисунок 5. Функции рынка

Ценообразующая функция. В результате взаимодействия производителей и потребителей, предложения и спроса на товары и услуги на рынке формируется цена. Она отражает полезность товара и издержки на его производство. В отличие от административно-командной системы в рыночной экономике эта оценка происходит не до обмена, а в ходе его. Рыночная цена представляет собой своего рода итог, баланс сопоставления затрат производителей и полезности (ценности) данного блага для потребителей. Таким образом, в процессе рыночного обмена цена устанавливается путем сопоставления затрат и полезности обмениваемых благ.

Информационная функция. Цена, складывающаяся на каждом из рынков, содержит богатую информацию, необходимую всем участникам хозяйственной деятельности. Постоянно изменяю-щиеся цены на продукты и ресурсы дают объективную информацию о потребном количестве, ассортименте, качестве благ, поставляемых на рынки. Концентрируемая рынком информация позволяет каждому участнику хозяйственной деятельности сверять собственное положение с рыночной конъюнктурой, приспосабливая к запросам рынка свои расчеты и действия.

Регулирующая функция связана с воздействием рынка на все сферы хозяйственной деятель-ности, прежде всего на производство. Постоянные колебания цен не только информируют о состоянии дел, но и регулируют хозяйственную деятельность. Растет цена – сигнал к расширению производства; падает цена – сигнал к его сокращению. Информация, предоставляемая рынком, заставляет производителей снижать затраты, улучшать качество продукции. В то же время, являясь регулятором хозяйственной жизни, рынок неоднократно демонстрировал, что не все процессы макроэкономического регулирования ему подвластны. Это проявляется в периодических спадах, инфляции, безработице.


Посредническая функция. Рынок выступает посредником между производителями и потреби-телями, позволяя им найти наиболее выгодный вариант купли-продажи.

Санирующая функция. Рыночный механизм – это достаточно жесткая, в известной мере жестокая система. Он постоянно проводит «естественный отбор» среди участников хозяйственной деятельности. Используя инструмент конкуренции, рынок очищает экономику от неэффективно функционирующих фирм. И напротив, дает зеленый свет более предприимчивым и активным.

3 Предпринимательство: формы, виды

3.1 Понятие, сущность, виды и формы предпринимательства



В Законе РФ «О предприятии и предпринимательской деятельности» отмечается, что пред-принимательская деятельность (предпринимательство) представляет собой инициативную самостоятельную деятельность граждан и их объединений, направленную на получение прибыли». Развитие предпринимательства является основой инновационного, продуктивного характера экономики. Освоение инновационного экономического роста невозможно в условиях искусствен-ного ограничения созидательной творческой стихии, свободы хозяйственной инициативы, необходимой для этого мобильности всех производственных ресурсов. Предпринимательство способствует развитию конкуренции и увеличению «открытости» национальной экономики, развитию ввоза и вывоза капитала. Таким образом, предпринимательство как субъект хозяйство-вания и особый творческий тип экономического поведения составляет неотъемлемое свойство всех факторов достижения экономического успеха.

Все многообразие предпринимательской деятельности может быть классифицировано по различным признакам: виду деятельности, формам собственности, количеству собственников, организационно-правовым и организационно-экономическим формам.

С учетом направленности предпринимательской деятельности, объекта приложения капитала и получения конкретных результатов выделяют следующие виды предпринимательской деятельности (рисунок 6).

Рисунок 6. Виды предпринимательской деятельности
1. Производственное предпринимательство - это процесс производства конкретных товаров,