Файл: Современная Гуманитарная Академия Дистанционное образование 2665. 01. 01РУ. 011.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 442

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1.1 Объект и предмет дисциплины «Экономика фирмы»

1.2 Классификация фирм

1.3 Материальное производство – основа экономики, принципы его формирования и совершенствования

1.4 Спрос и предложение в сфере материального производства

2.1 Товар, деньги и товарное производство

2.2 Рынок, его классификация и структура

2.3 Функции рынка

3.1 Понятие, сущность, виды и формы предпринимательства

3.2 Организационно-правовые формы предпринимательства

3.3 Малое предпринимательство

3.4 Объединения предприятий

3.5 Виды интеграции фирм

4.1 Производственная фирма – фундамент национальной экономики

4.2 Фирма как многоцелевая и сложная динамическая система

4.3 Внутренняя и внешняя среда фирмы

4.4 Структура фирми отраслевые особенности построения производственных структур фирм

4.5 Производственная характеристика фирм

5.1 Экономическая сущность основных средств и их источники формирования

5.2 Физический и моральный износ основных средств и их сущность

5.3 Амортизация основных средств

5.4 Показатели использования основных средств

5.5 Пути улучшения использования основных средств

6.1 Экономическая сущность оборотных средств

6.2 Управление оборотными средствами. Нормирование оборотных средств

6.3 Управление запасами фирмы

6.4 Резервы экономии оборотных средств

6.5 Показатели использования оборотных средств. Ускорение оборачиваемости

7.1 Структура персонала предприятия

7.2 Планирование численности персонала

7.4 Производительность труда

7.5 Мотивации труда

7.6 Оплата труда

8.1 Финансовый механизм и его элементы

8.3 Затраты фирмы

8.4 Методы калькулирования себестоимости продукции

8.5 Ценовая политика и ценообразование

8.6 Формирование, распределение и использование прибыли

8.7 Баланс фирмы

8.8 Налогообложение фирмы

8.9 Расчетно-кассовое обслуживание

8.10 Планирование и управление финансами фирмы

8.11 Оценка финансового состояния фирмы

; отсутствие запретов и ограничений производственной деятельности и т.п.

Независимо от формы собственности, размеров фирма работает, как правило, на условиях коммерческого расчета, самоокупаемости и самофинансирования. Руководство фирмы самостоя-тельно заключает договоры с потребителями продукции (в том числе получает государственные заказы), заключает договоры и ведет расчеты с поставщиками нужных производственных ресур-сов, осуществляет наем рабочей силы, управляет собственными финансами, ведет денежные расчеты.

К основным функциям производственной фирмы относятся:

  • изготовление продукции для производственного и личного потребления в соответствии с профилем фирмы и спросом на рынке;

  • продажа и поставка продукции потребителю;

  • послепродажное обслуживание продукции;

  • материально-техническое обеспечение производственного процесса на фирме;

  • управление и организация труда персонала на фирме;

  • повышение качества продукции;

  • снижение удельных издержек и рост объема производства на фирме;

  • предпринимательство;

  • уплата налогов, внесение обязательных и добровольных взносов и осуществление плате-жей в бюджет и др.;

  • соблюдение действующих стандартов, нормативов, государственных законов.

Функции фирмы конкретизируются и уточняются в зависимости от размера фирмы, который определяется объемом производства; принадлежностью; степенью специализации и кооперирования; наличием коммерческой и социальной инфраструктуры; формой собственности; взаимоотношениями с местными органами власти.

Фирма несет полную ответственность перед финансовыми органами за своевременное перечисление налогов и других платежей, покрывает из собственного дохода все убытки и потери. За счет выручки от реализации продукции (услуг) оно производит оплату расходов на органи-зацию и развитие производства, а также на закупку сырья и материалов, оплату рабочей силы. Администрация и персонал фирмы обязаны постоянно заботиться о том, чтобы изготовленная продукция была достаточно высокого качества и не слишком дорогостоящей. То и другое необходимо для завоевания и удержания рынка сбыта. Продукция низкого качества, так же, как и слишком дорогостоящая, заставляет потребителя искать поставщика, у которого можно приоб-рести те же изделия с лучшими качественными показателями или по более низкой цене. Чтобы не терять потребителей, специалисты фирмы изучают рынки сбыта продукции, принимают меры по ускорению научно-технического прогресса, улучшению качества продукции, снижению ее себестоимости. Фактически ситуация на производственных фирмах, в их трудовых коллективах определяет состояние и темпы развития экономики страны, свидетельствует о степени эффектив-ности экономической политики правительства.



4.3 Внутренняя и внешняя среда фирмы



Внутренняя среда фирмы – это общество, средства производства, информация и деньги. Результатом взаимодействия компонентов внутренней среды является готовая продукция (работа, услуги) (рисунок 9).
Внутренняя среда


Рисунок 9. Внутренняя среда фирмы

Основу фирмы составляют индивиды, которые характеризуются определенным профессио-нальным составом, квалификацией, интересами. Это руководители, специалисты, рабочие. От их усилий и умения зависят результаты работы фирмы. Безусловно, индивиды не могут трудиться на пустом месте. Им необходимы средства производства: основные средства, с помощью которых изготовляется продукция, и оборотные средства, из которых создается эта продукция. Для расчетов за поставки необходимых материалов, оборудования, энергоресурсов, для выплаты заработной платы работникам и осуществления прочих платежей фирме необходимы деньги, которые накапливаются на ее расчетном счете в банке и частично в кассе фирмы. При отсутствии достаточной суммы собственных денег фирма прибегает к кредитам.

Важное значение для работы фирмы имеет информация – коммерческая, техническая и оперативная. Коммерческая информация отвечает на вопросы: какую продукцию и в каком количестве необходимо изготовить; по какой цене и кому ее реализовать; какие расходы потребуются для ее производства. Техническая информация дает исчерпывающую характеристику продукции, описывает технологию ее изготовления, устанавливает, из каких частей и материалов нужно производить каждое изделие, при помощи каких машин, оборудования, инструментов и приемов, в какой последовательности должна вестись работа. На основе оперативной информации выдаются задания персоналу, производится его расстановка по рабочим местам, осуществляются контроль, учет и регулирование хода производственного процесса, а также корректировка управ-ленческих и коммерческих операций. При помощи информации все компоненты действующей фирмы связываются в единый синхронно функционирующий комплекс, нацеленный на произ-водство заданного вида продукции соответствующего количества и качества.


Разумеется, изолированных от внешнего мира производственных фирм не существует. Внешняя среда,которая непосредственно определяет эффективность и целесообразность работы фирмы, – это, прежде всего, потребители продукции, поставщики производственных компонентов, а также государственные органы и население, живущее в окрестностях фирмы (рисунок 10). Население,
в интересах и при участии которого создается фирма, – главный фактор внешней среды. Населе-ние также является главным потребителем продукции и поставщиком рабочей силы. Поскольку переработка исходного сырья в готовый для потребления продукт проходит много ступеней на отдельно взятых специализированных фирмах, большинство из них являются не только постав-щиками собственной продукции, но и наиболее крупными потребителями продукции других фирм.

Рисунок 10. Внешняя среда производственной фирмы

К числу поставщиков фирмы следует причислить кредитные учреждения – банки, поставляю-щие денежные ресурсы, а также научные и проектные организации, которые готовят для фирм необходимую научно-техническую информацию и проектную документацию. Контроль испол-нения законов осуществляется правительством и местными органами власти. Вследствие того, что фирма занимает центральное место в народнохозяйственном комплексе, на его деятельности концентрируется внимание субъектов внешней среды – населения, правительственных органов, поставщиков и потребителей продукции. Во внешней среде активно действуют и конкуренты, готовые в любое время полностью или частично занять место фирмы на рынке. Оценка сильных и слабых сторон фирмы, определение его конкурентных преимуществ специалистами и руково-дителями фирмы позволяют избегать провалов в работе. Разработка перспективных вариантов программы действий обеспечивает закрепление имеющихся достижений и их наращивание. Коммерческая самостоятельность фирмы не только раскрепощает инициативу персонала, но также повышает его ответственность за конечные результаты работы фирмы.


4.4 Структура фирми отраслевые особенности построения производственных структур фирм



Структура производственной фирмы – это состав и соотношение ее внутренних звеньев: цехов, отделов, лабораторий и других компонентов, составляющих единый хозяйственный объект (рисунок 11).


Рисунок 11. Структура производственной фирмы
Структура фирмы определяется следующими основными факторами:

  • размером фирмы;

  • сферой деятельности;

  • уровнем технологии и специализации фирмы.

Какой-либо устойчивой стандартной структуры не существует. Она постоянно корректи-руется под воздействием производственно-экономической конъюнктуры, научно-технического прогресса и социально-экономических процессов. Наряду с этим при всем многообразии структур все производственные фирмы имеют идентичные функции, главные из которых – изготовление и сбыт продукции. Чтобы обеспечить нормальное функционирование, фирма должна иметь в своем составе цехи или мастерские по изготовлению основной продукции (выполнению работ, оказанию услуг) и по обслуживанию производственного процесса. Помимо того, фирма независимо от ее размеров и уровня специализации ведет работу по оформлению заказов на изготовление продук-ции; организует ее сохранность и сбыт заказчику; обеспечивает закупку и поставку необходимого сырья, материалов, комплектующих изделий, инструмента, оборудования, энергоресурсов. Наконец, чтобы каждый работник в любой отрезок времени делал именно то, что необходимо остальным – фирме в целом, нужны управляющие органы. На эти органы возлагается задача определения долгосрочной стратегии, координация и контроль текущей деятельности персонала,
а также наем, оформление и расстановка кадров. Все структурные звенья фирмы, таким образом, связаны между собой с помощью системы управления, которая становится его головным органом.

Непосредственное влияние на структуру внутренних подразделений фирмы оказывают ее масштабы. Для выполнения разнообразных обязанностей на крупных и средних по размеру фирмах создаются специальные структурные подразделения – отделы, цехи. На малых фирмах указанные обязанности распределяются среди персонала – по взаимной договоренности или же выполняются сторонними организациями по договору. Принципиальная схема структуры фирмы показана на рисунке 11. Она отражает не реальную структуру какого-либо конкретного производ-ственного объекта, а его функции. На крупном объекте указанные функции, как правило, разделя-ются на более мелкие конкретные обязанности отдельных подразделений. Основные цехи делятся на группы: