Файл: Современная Гуманитарная Академия Дистанционное образование 2665. 01. 01РУ. 011.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 604
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Объект и предмет дисциплины «Экономика фирмы»
1.3 Материальное производство – основа экономики, принципы его формирования и совершенствования
1.4 Спрос и предложение в сфере материального производства
2.1 Товар, деньги и товарное производство
2.2 Рынок, его классификация и структура
3.1 Понятие, сущность, виды и формы предпринимательства
3.2 Организационно-правовые формы предпринимательства
4.1 Производственная фирма – фундамент национальной экономики
4.2 Фирма как многоцелевая и сложная динамическая система
4.3 Внутренняя и внешняя среда фирмы
4.4 Структура фирми отраслевые особенности построения производственных структур фирм
4.5 Производственная характеристика фирм
5.1 Экономическая сущность основных средств и их источники формирования
5.2 Физический и моральный износ основных средств и их сущность
5.3 Амортизация основных средств
5.4 Показатели использования основных средств
5.5 Пути улучшения использования основных средств
6.1 Экономическая сущность оборотных средств
6.2 Управление оборотными средствами. Нормирование оборотных средств
6.4 Резервы экономии оборотных средств
6.5 Показатели использования оборотных средств. Ускорение оборачиваемости
7.1 Структура персонала предприятия
7.2 Планирование численности персонала
8.1 Финансовый механизм и его элементы
8.4 Методы калькулирования себестоимости продукции
8.5 Ценовая политика и ценообразование
8.6 Формирование, распределение и использование прибыли
8.9 Расчетно-кассовое обслуживание
-
уставный капитал; -
фонды, накопленные фирмой в процессе деятельности (резервный капитал, добавочный капитал, нераспределенная прибыль); -
прочие взносы юридических и физических лиц (целевое финансирование, взносы и пожертвования).
Собственный капитал начинает формироваться в момент создания фирмы, когда образуется его уставный капитал. Уставный капитал – первый и основной источник собственных средств фирмы. Название «уставный капитал» говорит о том, что его величина фиксируется в уставе организации и подлежит регистрации в установленном законом порядке. Из уставного капитала формируется основной и оборотный капиталы, которые используются на приобретение соответ-ственно основных и оборотных средств.Формирование уставного капитала связано с особен-ностями организационно-правовых форм фирмы: для товариществ – это складочный капитал, для обществ с ограниченной ответственностью – уставный капитал, для акционерных обществ – акционерный капитал, для производственных кооперативов – паевой фонд, для унитарных предприятий – уставный фонд. В любом случае уставный капитал – это стартовый капитал, необходимый для начала деятельности фирмы. Способы формирования уставного капитала определяются организационно-правовой формой предприятия: путем внесения вкладов учредите-лями либо путем проведения подписки на акции, если это акционерное общество. Вкладом в уставный капитал могут быть деньги, ценные бумаги, другие вещи или имущественные права, имеющие денежную оценку. Уставный капитал минимально гарантирует права кредиторов фирмы, поэтому его нижний предел законодательно ограничивается. Например, для обществ с ограниченной ответственностью и закрытых акционерных обществ он не может быть менее
100-кратного размера минимальной месячной оплаты труда (ММОТ), для открытых акционерных обществ и унитарных предприятий – менее 1000-кратного размера ММОТ.
Добавочный капитал – это денежный фонд собственных средств фирмы, поступающий в течение года по следующим каналам:
-
прирост стоимости основных фондов в результате их переоценки; -
доход от продажи акций сверх их номинальной стоимости (эмиссионный доход); -
безвозмездно полученные денежные и материальные ценности на производственные цели.
Добавочный капитал может быть использован фирмой на увеличение уставного капитала и на погашение убытков (от деятельности в зачетный год, от снижения стоимости имущества, выявлен-ного по результатам переоценки).
Резервный капитал – денежный фонд фирмы, который образуется в соответствии с законода-тельством РФ в размере, определенном уставом, но не менее 15 % от уставного капитала. Для его формирования из чистой прибыли фирмы ежегодно отчисляется не менее 5 % до достижения установленных размеров. Наличие резервного капитала в рыночной экономике – важнейшее условие поддержания устойчивого финансового положения фирмы. Он используется для покрытия убытков фирмы, а также выплаты дивидендов при отсутствии необходимой прибыли.
Фонд накопления – денежные средства, предназначенные для развития производства, обра-зуется из чистой прибыли фирмы. Из фонда накопления фирма обеспечивает прирост оборотных средств, финансирует капитальные вложения. Он также является источником увеличения устав-ного капитала, поскольку вложения в развитие производства увеличивают имущество фирмы.
Фонд потребления – денежные средства, образуемые из чистой прибыли и направляемые на удовлетворение материальных потребностей работников фирмы, финансирование объектов непроизводственной сферы, на выплаты компенсационного характера.
Кроме этого, фирмы могут получать средства для осуществления мероприятий целевого назначения от вышестоящих организаций и лиц, а также из бюджета. Бюджетная помощь может выделяться в форме субвенций и субсидий.
Субвенция – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня или предприя-тию на безвозмездной и безвозвратной основе на осуществление определенных целевых расходов.
Субсидия – бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету или предприятию на условиях долевого финансирования целевых расходов. Данные средства являются частью собст-венного капитала фирмы. Собственный капитал выражает остаточность прав собственника на имущество фирмы и его доходы.
В условиях рыночной экономики большое значение приобретают внешние источники финансовых ресурсов. Предприятие не может покрыть свои потребности только за счет собственных источников. Таким образом, появляются заемные источники финансирования. Они могут быть получены путем взятия кредитов, а также выпуска облигаций и других ценных бумаг. Помимо этого, источником финансирования деятельности фирмы является кредиторская задолженность, т.е. отсрочка платежа, в результате которой денежные средства временно используются в хозяйственном обороте предприятия-должника. Использование кредиторской задолженности в качестве источника финансирования значительно повышает риск потери ликвидности, поскольку это наиболее срочные обязательства фирмы.
Заемные средства для предприятия являются платным источником финансирования. Практика показывает, что их использование является более эффективным, чем собственных
Предприятия могут получать ресурсы путем выпуска облигаций. Облигации – это разновид-ность ценных бумаг, выпускаемых в качестве долговых обязательств. Облигации могут быть краткосрочными (на 1–3 года), среднесрочными (на 3–7 лет), долгосрочными (на 7–30 лет).
В конце срока обращения они погашаются, т.е. владельцам выплачивается их номинальная стоимость. Облигации могут быть купонными, по которым выплачивается периодический доход. Купон – это отрывной талон, на котором указана дата выплаты процента и его размер. Облигации могут быть бескупонными, периодический доход по которым не выплачивается. Они размещаются по цене ниже номинала, а погашаются по номиналу. Разница между ценой размещения и номиналом образует дисконт – доход владельца. Недостатком данного способа финансирования является наличие затрат на эмиссию ценных бумаг, необходимость выплаты процентов по ним, ухудшение ликвидности баланса.
8.3 Затраты фирмы
Любая фирма в процессе функционирования потребляет ресурсы – материальные, трудовые, финансовые и др. Затраты – это денежная оценка стоимости материальных, трудовых, финан-совых, природных, информационных и других видов ресурсов на производство и реализацию продукции за определенный период времени. Потребленные ресурсы формируют затраты фирмы – важнейший экономический показатель ее деятельности. Затраты фирмы могут осуществляться в форме капитальных вложений (инвестиций) с целью создания или приобретения основных средств и нематериальных активов. Процесс возмещения затрат капитального характера определяется закономерностями воспроизводства элементов основного капитала и осуществляется через механизм амортизации. Другая часть затрат – это затраты, связанные с осуществлением текущей деятельности фирмы, – производством и реализацией продукции (работ, услуг), реализацией ее активов и прочими операциями, осуществляемыми в течение отчетного периода. К текущим затратам относятся затраты производственных ресурсов, которые, как правило, потребляются в одном хозяйственном цикле. Затраты, связанные с производством и реализацией продукции (работ, услуг), составляют экономическую основу формирования себестоимости продукции.
В международной практике учета и отчетности термин «затраты» выражает совокупность ресурсов, потребленных фирмой. В рыночной экономике фирма самостоятельно принимает решение о количественном составе используемых ресурсов. Однако не все затраты ресурсов фирмы согласно законодательству могут быть учтены при формировании ее финансового результата (прибыли)
в бухгалтерской отчетности и налогооблагаемой прибыли, т.е. быть признаны в качестве расходов. В соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности (ФСФО) затраты – это ресурсы, потребляемые организацией в процессе ее хозяйственной деятельности. Преобразование ресурсов в готовую продукцию (работы, услуги) и ее реализация, приводящая к получению доходов, «превращает» затраты ресурсов в расходы фирмы и позволяет учесть их в расчете бухгалтерской и налоговой прибыли отчетного периода. Таким образом, трансформация затрат в расходы опосредована получением дохода от продаж этой продукции (работ, услуг). Только в составе реализованной продукции (работ, услуг) затраты становятся расходами. До момента реализации потребленные ресурсы учитываются как затраты и должны отражаться в балансе организации как ее активы в виде остатков незавершенного производства, готовой продукции на складе и т.д. Признание затрат расходами, минуя получение дохода, возможно только в отдельных случаях. Например, затраты
трансформируются в расходы при признании их убытками, т.е. в тех случаях, когда потребленные ресурсы не принесут дохода.
Управление затратами предполагает получение ответов на следующие вопросы: какие затраты возникают, для чего возникают затраты, где возникают затраты, кто отвечает за целесообразность затрат, какие виды продукции (работ, услуг) обеспечивают успех на рынке? Отвечая последова-тельно на эти вопросы, проведем группировку затрат по следующим признакам:
1) по видам затрат (экономическим элементам);
2) по объектам (носителям) затрат;
3) по месту возникновения;
4) по центрам ответственности;
5) по объектам выручки.
Группировка по видам затрат обеспечивает получение информации о суммарных затратах
(в стоимостном выражении) ресурсов, использованных в производстве. При этом не имеет значения, признаны ли они в качестве расходов или нет. В каждую позицию этой группировки входят затраты, однородные по своему содержанию. Поэтому она называется также группировкой затрат, однородных по своему экономическому содержанию (экономически однородным элементам). Затраты группируются в соответствии с их экономическим содержанием по следующим элементам:
-
материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных отходов); -
затраты на оплату труда; -
отчисления на социальные нужды; -
амортизация основных средств; -
прочие затраты.
Группировка по видам затрат характеризует структуру используемых ресурсов организации независимо от места потребления ресурсов. Группировка затрат по экономическим элементам имеет огромное значение в производственном и финансовом планировании и экономических рас-четах фирмы. В современной финансовой отчетности затраты в такой группировке не отражаются. Однако для целей управления современная фирма формирует такой отчет в рамках управленчес-кого учета.
Группировка затрат по объектам (носителям) используется при калькулировании себестои-мости (расчете затрат) различных объектов затрат. Под объектами (носителями) затрат пони-маются производимые предприятием продукты (услуги), на которые в конечном счете переносятся эти затраты. Затраты по носителям могут учитываться в полном объеме либо частично. При учете полных затрат все возникающие за отчетный период затраты