Файл: Современная Гуманитарная Академия Дистанционное образование 2665. 01. 01РУ. 011.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 583
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Объект и предмет дисциплины «Экономика фирмы»
1.3 Материальное производство – основа экономики, принципы его формирования и совершенствования
1.4 Спрос и предложение в сфере материального производства
2.1 Товар, деньги и товарное производство
2.2 Рынок, его классификация и структура
3.1 Понятие, сущность, виды и формы предпринимательства
3.2 Организационно-правовые формы предпринимательства
4.1 Производственная фирма – фундамент национальной экономики
4.2 Фирма как многоцелевая и сложная динамическая система
4.3 Внутренняя и внешняя среда фирмы
4.4 Структура фирми отраслевые особенности построения производственных структур фирм
4.5 Производственная характеристика фирм
5.1 Экономическая сущность основных средств и их источники формирования
5.2 Физический и моральный износ основных средств и их сущность
5.3 Амортизация основных средств
5.4 Показатели использования основных средств
5.5 Пути улучшения использования основных средств
6.1 Экономическая сущность оборотных средств
6.2 Управление оборотными средствами. Нормирование оборотных средств
6.4 Резервы экономии оборотных средств
6.5 Показатели использования оборотных средств. Ускорение оборачиваемости
7.1 Структура персонала предприятия
7.2 Планирование численности персонала
8.1 Финансовый механизм и его элементы
8.4 Методы калькулирования себестоимости продукции
8.5 Ценовая политика и ценообразование
8.6 Формирование, распределение и использование прибыли
8.9 Расчетно-кассовое обслуживание
3.5 Виды интеграции фирм
Под интеграцией понимается установление таких взаимоотношений между фирмами (юридическими лицами), которые обеспечивают долгосрочное сближение генеральных целей интегрирующей и интегрируемой фирм. Отношения чистой конкуренции при интеграции заменяются одним из вариантов сотрудничества; при этом спектр возможностей такого сотрудничества распространяется от слабого взаимодействия до прямого управления, при котором рыночные отношения заменяются внутрифирменными поставками. Поиск оптимального пути организации экономики в условиях естественного развития индустриального общества привел к понятию интеграции как обобщающего процесса установления наиболее эффективной организа-ционно-функциональной и управленческой структуры. Речь идет не о централизации или децент-рализации управления, а о полной системе взаимоотношений между экономическими субъектами всех трех уровней: работниками, фирмами, государственными институтами (органами).
Целями и преимуществами интеграции являются:
- снижение уровня неопределенности в снабжении и сбыте;
- ограничение конкуренции;
- облегчение диффузии технологических новшеств;
- снижение издержек (в частности, могут сокращаться транспортные расходы, расширяться масштабы производства при уменьшении удельных условно-постоянных расходов).
Выделяются два основных типа интеграции – вертикальная и горизонтальная. Под верти-кальной интеграцией понимается установление интеграционных связей с предприятием-поставщиком или предприятием – потребителем продукции данного предприятия. К вертикальной интеграции относится также интеграция производства и сети сбытовых фирм. Речь идет, таким образом, об укреплении связей между смежными звеньями технологической и распределительно-сбытовой цепочек (или, иными словами, цепочек добавленной стоимости).
В качестве методов вертикальной интеграции выступают консолидация, группировка, франчайзинг и целевая пролонгация.
Консолидация – включение интегрируемой фирмы в основную в качестве подразделения либо в качестве дочерней фирмы (филиала). Консолидированной в этой связи называется компания, осуществляющая самостоятельное производство более 50 % выпуска.
Группировка – создание из интегрируемых фирм и основной компании группы, связанной либо взаимными отношениями собственности (обмен акциями), либо взаимными управлен-ческими связями (включение в состав совета директоров одной фирмы представителей другого), либо предоставлением различных услуг (разработка технологии, социально-бытовое обеспечение, информационно-рекламное обслуживание и т.д.).
Франчайзинг – предоставление интегрируемой компании права пользования торговой маркой, ноу-хау, материально-техническими ресурсами, принадлежащими интегратору.
Целевая пролонгация – достижение интеграции за счет целенаправленного сознательного продления срока договоров о поставке (порой в ущерб рыночной конъюнктуре) с целью форми-рования долговременных устойчивых интеграционных связей.
В последнее время в мире распространился такой способ трансформации бизнеса, как слияние. Его также можно рассматривать как предельный случай интеграции.
Каждая из форм и методов интеграции имеет свои достоинства и недостатки. Однако та или иная интеграционная стратегия является неотъемлемым элементом стратегии развития фирмы в современной экономике.
Под горизонтальной интеграцией понимается установление интеграционных связей с фирмами, производящими аналогичную продукцию. Формы горизонтальной интеграции:
-
делегирование функций интегратору – передача права решения ряда вопросов, связанных с интегрируемой деятельностью, основной (интегрирующей) фирме; -
создание ассоциаций, т.е. надзаводских (или межзаводских) органов управления; -
создание консультативных органов при ограничении полномочий каждой из интегри-руемых фирм в согласованной области. В этих случаях некоторые вопросы (скажем, о ценах на продукцию) фирмы могут решать лишь после утверждения в консультативном органе; -
создание общих финансовых органов (банков, холдингов); -
создание органов управления имуществом (трастов); -
группировка, т.е. взаимный обмен акциями или иная форма участия в прибылях друг друга.
Одной из форм горизонтальной интеграции может стать формирование финансово-промыш-ленных групп (ФПГ).
В условиях современной экономики выделяется еще один вид интеграции – диагональная. Под диагональной интеграцией понимается установление интеграционных связей с таким предприятием, которое не является смежным или однородным для данного, но включено в технологическую цепочку, содержащую однородные или (потенциально) смежные предприятия. Цель диагональной интеграции – воздействие на интересующее предприятие косвенным образом, через завязанные с ним предприятия. Те же цели могут, конечно, достигаться и с помощью лоббистских действий, однако интеграционные связи более крепки и гарантируют устойчивость и долговременность нужного воздействия.
Чтобы конкретно говорить об оптимальном для данной фирмы уровне интеграции, необходимо уточнить количественный измеритель степени интеграции. Наиболее точным является показатель добавленной стоимости. Поскольку этот показатель, широко применяемый в экономическом анализе западных стран, у нас почти не применялся, напомним его определение. Под добавленной стоимостью понимается выручка от реализации товара за вычетом стоимости сырья, материалов и комплектующих, приобретенных фирмой и использованных для его производства. Добавленная стоимость, таким образом, включает заработную плату, арендную плату (или амортизационные отчисления) и прибыль.
4 Производственная фирма – основа экономики
4.1 Производственная фирма – фундамент национальной экономики
Производственная фирма – это обособленная специализированная организация, основанием которой является профессионально организованный трудовой коллектив, способный с помощью имеющихся в его распоряжении средств производства изготовлять нужную потребителям продукцию (выполнять работы, оказывать услуги) соответствующего назначения, профиля и ассортимента.
К производственным фирмам относятся заводы, фабрики, комбинаты, шахты, карьеры, порты, дороги, базы и другие хозяйственные организации производственного назначения.
На производственных объектах создаются все материальные ценности, а с их помощью воспроизводятся и нематериальные блага. Фирмы, специализирующиеся на выпуске однородной продукции, образуют соответствующие сферы деятельности материального производства, такие как промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт. Они составляют структуру сфер деятельности, определяют их профиль и масштабы. Кроме того, фирмы и организации определенной фирменной принадлежности формируют размер и территориальную специализацию городов, поселков, областей, краев, в которых они расположены. Обеспечение нормальных условий жизни, труда и быта населения решается ими совместно с местными органами власти. Следовательно, фирмы, их коллективы представляют собой главные элементы, на основе которых формируются одновременно и отраслевые, и территориальные комплексы, образуются хозяй-ственные органы (министерства и ведомства), получают развитие края, области, города. Поэтому во всех государственных документах эти фирмы рассматриваются как основные звенья народно-хозяйственного комплекса. Структура управления экономикой страны построена таким образом, что в ней отражена деятельность практически всех основных функциональных подразделений фирм. Задача системы хозяйственного управления на всех уровнях – от кабинета министров до директора завода, начальника цеха, мастера – одна и та же. Она сводится к тому, чтобы хорошо и продуктивно работал персонал каждого звена фирмы. Иными словами, чтобы каждый работник на своем рабочем месте добросовестно и квалифицированно выполнял работу, необходимую коллективу фирмы
, потребителю продукции, стране.
4.2 Фирма как многоцелевая и сложная динамическая система
К важнейшим задачам действующей фирмы относятся:
-
возмещение затрат и получение дохода владельцем фирмы (среди владельцев могут быть государство, акционеры, частные лица); -
недопущение сбоев в работе фирмы (в том числе срывов поставок и выпуска недобро-качественной бракованной продукции, резкого сокращения объема производства и дохода фирмы); -
обеспечение потребителей продукцией фирмы в соответствии с договорами и рыночным спросом; -
обеспечение выплаты заработной платы персоналу фирмы, нормальных условий труда и возможностей профессионального роста работников; -
создание рабочих мест для населения, живущего в окрестностях фирмы; -
охрана окружающей среды (земли, воздушного и водного бассейнов); -
стабильное наращивание темпов роста объема производства и дохода фирмы.
Задачи фирмы определяются интересами владельца, размером капитала, ситуацией внутри фирмы, внешней средой (рисунок 8).
Рисунок 8. Факторы, определяющие формирование фирмы
Право постановки задачи перед персоналом фирмы остается за его владельцем независимо от его статуса – частное лицо, государственный орган или акционер. Владелец, действуя в рамках закона, исходя из собственных интересов, поставленных им целей и выбранных приоритетов,
не только обладает правом, но вынужден формулировать и ставить задачи перед коллективом фирмы. В противном случае вместо него это сделает кто-то другой в своих интересах. Но всегда, во всех случаях главной задачей фирмы является возмещение затрат и получение дополнитель-ного дохода за счет реализации потребителям производимой продукции (выполняемых работ, оказанных услуг). Только на основе полученного дохода решаются текущие и перспективные задачи производства. Орган, который формулирует и конкретизирует какую-либо хозяйственную задачу, обязан учитывать реальные условия ее исполнения. Это могут быть целесообразность этой задачи с точки зрения интересов и профиля фирмы; наличие достаточного объема денежных и материальных ресурсов, а также квалифицированных кадров