Файл: Современная Гуманитарная Академия Дистанционное образование 2665. 01. 01РУ. 011.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 507

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1.1 Объект и предмет дисциплины «Экономика фирмы»

1.2 Классификация фирм

1.3 Материальное производство – основа экономики, принципы его формирования и совершенствования

1.4 Спрос и предложение в сфере материального производства

2.1 Товар, деньги и товарное производство

2.2 Рынок, его классификация и структура

2.3 Функции рынка

3.1 Понятие, сущность, виды и формы предпринимательства

3.2 Организационно-правовые формы предпринимательства

3.3 Малое предпринимательство

3.4 Объединения предприятий

3.5 Виды интеграции фирм

4.1 Производственная фирма – фундамент национальной экономики

4.2 Фирма как многоцелевая и сложная динамическая система

4.3 Внутренняя и внешняя среда фирмы

4.4 Структура фирми отраслевые особенности построения производственных структур фирм

4.5 Производственная характеристика фирм

5.1 Экономическая сущность основных средств и их источники формирования

5.2 Физический и моральный износ основных средств и их сущность

5.3 Амортизация основных средств

5.4 Показатели использования основных средств

5.5 Пути улучшения использования основных средств

6.1 Экономическая сущность оборотных средств

6.2 Управление оборотными средствами. Нормирование оборотных средств

6.3 Управление запасами фирмы

6.4 Резервы экономии оборотных средств

6.5 Показатели использования оборотных средств. Ускорение оборачиваемости

7.1 Структура персонала предприятия

7.2 Планирование численности персонала

7.4 Производительность труда

7.5 Мотивации труда

7.6 Оплата труда

8.1 Финансовый механизм и его элементы

8.3 Затраты фирмы

8.4 Методы калькулирования себестоимости продукции

8.5 Ценовая политика и ценообразование

8.6 Формирование, распределение и использование прибыли

8.7 Баланс фирмы

8.8 Налогообложение фирмы

8.9 Расчетно-кассовое обслуживание

8.10 Планирование и управление финансами фирмы

8.11 Оценка финансового состояния фирмы

законе предложения: при прочих равных условиях объем предложения товара увеличивается, если цена на товар возрастает и наоборот. Помимо цены на предложение оказывают воздействие и неценовые факторы, среди которых можно выделить следующие:

  • изменение издержек фирмы. Снижение издержек в результате, например, технических нововведений или снижения цен на сырье и материалы приводит к росту предложения. Увели-чение издержек вследствие повышения цен на сырье или введения дополнительных налогов на производителя вызывает уменьшение предложения;

  • изменение количества фирм. Их увеличение (уменьшение) приводит к росту (сокращению) предложения;

  • природные катастрофы, войны.

Равновесная (рыночная) цена устанавливается под воздействием спроса и предложения. При равновесной цене желание и готовность покупателей приобрести товар, а также желание и готовность продавцов его продать совпадают. Таким образом, рыночное равновесие - это состояние рынка, при котором объем спроса равен объему предложения. Если сложившаяся на рынке цена будет отличаться от равновесной, то под действием рыночных механизмов она будет изменяться до тех пор, пока не установится на равновесном уровне и объем спроса не станет равен объему предложения. Таким образом, в рыночной экономике существует механизм, обеспечи-вающий согласование интересов продавцов и покупателей на рынках. Фирмы могут расширять и сужать производство в зависимости от изменения спроса, иными словами, они свободны в выборе объема и структуры выпуска. Если на рынке произойдет какое-то событие, которое нарушит сложившееся равновесие, то:

  • фирмы-производители обязательно среагируют на изменение рыночных условий (например, увеличение спроса приведет к росту цены данной продукции, поскольку спрос покажет производителям, куда следует направить свои усилия);

  • начнется процесс приспособления производителей и потребителей к новым условиям,
    в результате сформируются новая рыночная цена и новый объем производства, соответствующие изменившимся условиям.



2 Функционирование фирмы во внешней рыночной среде

2.1 Товар, деньги и товарное производство




Фирма - это институциональное образование рыночной экономики. С рынком фирма связана как со стороны производства и сбыта собственной продукции, так и со стороны материально-технического обеспечения производства сырьем, материалами, оборудованием и пр. Следует отметить, что понятия "рынок "и "рыночная экономика" не являются тождественными. Рыночная экономика предполагает высокий уровень развития рынка и ей характерны такие основные черты, как свобода предпринимательства; свободное ценообразование; конкуренция.

Возникновение и развитие рыночной экономической системы - это длительный процесс. Постоянно возрастающие потребности индивидов уже в глубокой древности вызвали необходи-мость обмена продуктами труда. Оказалось, что изготовить некоторое количество одинаковых изделий и обменять их на другие нужные изделия значительно выгоднее, чем обзавестись всем необходимым с помощью собственного труда. Так исподволь появились и развивались общест-венное разделение труда, его специализация и кооперирование, увеличивались масштабы обмена. В результате появился рынок, окончательное оформление которого стало возможным благодаря появлению денег и денежного обращения. Формирование рынка, таким образом, определяется не идеологией и не политикой, а постоянным наличием основных рыночных компонентов: товара и денег, продавца и покупателя. В обществе, где продукция изготовляется главным образом не для личного потребления, а в виде товара для продажи, и где собственные потребности в различной продукции удовлетворяются путем ее покупки, действуют рынок и рыночные отношения (рисунок 4).

Рисунок 4. Компоненты рынка
Товаром является все, что продается и покупается на рынке. Деньги выступают мерой стоимости. Общество считает удобным использовать денежную единицу в качестве масштаба для соизмерения относительных стоимостей разнородных благ и ресурсов. Деньги при этом в качестве универсального, пропорционально взвешенного посредника служат мерой ценности товара и сами в процессе обмена становятся товаром. Деньги являются средством обращения; деньги можно использовать при покупке и продаже товаров и услуг. Деньги легко принимаются в качестве средства платежа. Это удобное социальное изобретение, позволяющее платить владельцам ресурсов и производителям “товаром” (деньгами), который может быть использован для покупки любого из всего набора товаров и услуг, имеющихся на рынке. Как средство обмена деньги позволяют обществу избежать неудобств бартерного обмена. И, предоставляя удобный способ обмена товарами, деньги дают обществу возможность воспользоваться плодами географической специализации и разделения труда между индивидами.



В сфере кредитных отношений на фондовых биржах национальные деньги – обычный товар, ценность которого относительно материальных благ определяется соотношением спроса и пред-ложения. Но за деньгами всегда стоят продукты труда и природы, предназначенные для обмена путем купли-продажи, они-то и составляют основу товарной массы. В процессе купли-продажи изменяется не содержание товара, а лишь право владения.

Товары делятся на две группы: материально-вещественные блага и услуги. К материально-вещественным благам относятся пища, одежда, жилище, машины, материалы и т.д.; к услугам – услуги транспорта, связи, здравоохранения, науки, образования, культуры, коммунально-бытового обслуживания, рекламы, торговли.

Товарное производство– это изготовление товаров и услуг не для собственного потреб-ления, а для обмена и продажи с целью одновременного приобретения нужных товаров у другого лица (предприятия). Продукция, изготовленная предприятием и предназначенная для продажи, называется товарной продукцией. Продукция или вид работы, которые предназначены для личного потребления (выращивание овощей, цветов на садовом участке, ремонт и стирка собственной одежды, приготовление пищи и т.д.) в мировой практике принято относить к так называемой теневой экономике. Эта продукция не подлежит общенациональному учету, а потому находится как бы в тени. К теневой экономике относится и криминальный (незаконный) товарооборот. Наряду с этим система внутреннего обслуживания на предприятии, включая ремонт средств производства, внутреннюю связь, охрану и т.д., не относится к теневой экономике, так как затраты на эти виды работ включаются в себестоимость и цену товарной продукции и охватываются фабрично-заводским и государственным учетом.

Товарообмен между отдельными производителями товаров – основной метод развития современной экономики, которая строится на принципах общественного разделения труда, специализации и кооперирования производства. Товарное производство включает, таким образом, следующие экономические категории:

  • производство товаров;

  • специализация товаропроизводителей;

  • кооперирование производства;

  • обмен товарами (купля-продажа) между товаропроизводителями;

  • конечное потребление.




2.2 Рынок, его классификация и структура



Главный ориентир деятельности фирмы – рынок, его потребности, структура, динамика и емкость. В этой связи необходимо уточнить само понятие «рынок». В прошлом рынком считалось место розничной торговли под открытым небом или в торговых рядах. Это понятие как частный случай сохранилось до сих пор, но главное содержание указанного понятия в настоящее время резко изменилось. В экономической теории термин «рынок» имеет несколько значений, но основ-ное его значение: рынок – это механизм взаимодействия покупателей и продавцов экономических благ. В широком смысле слова рынок есть всеобщая форма взаимосвязи субъектов экономической деятельности, посредством которой реализуются переливы товаров, рабочей силы и капиталов в различных точках экономического пространства. С функциональной точки зрения рынок можно определить как совокупность экономических отношений, охватывающих стадии производства, распределения, обмена и потребления товаров и услуг, функционирующих на основе законов стоимости, спроса и предложения.

Признаки рынка:

  • институт частной собственности;

  • наличие продавцов, покупателей;

  • спрос, предложение;

  • конкуренция;

  • доступ к информации.

В длительной экономической эволюции рынок возник вследствие поиска людьми решения извечной экономической дилеммы: "редкие, ограниченные ресурсы – неограниченные потреб-ности человека в разнообразных благах". Ограниченность ресурсов выступила одной из причин общественного разделения труда, специализации отраслей и видов человеческой деятельности. Сама современная экономическая система является своеобразным продуктом все возрастающих масштабов разделения труда и углубления специализации. К основным движущим силам рыноч-ных отношений относятся экономические интересы, инновации и обеспечение их инвестициями, совершенствование структуры экономики, конкуренция, предпринимательство, информатика, экономическая политика государства. Какие рычаги приводят рыночный механизм в действие? Основными движущими силами рынка являются:

  • спрос;

  • предложение;

  • конкуренция;

  • свободное ценообразование.