Файл: Психологопедагогическое сопровождение деятельности вожатого.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 592

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Авторский коллектив

Содержание

Вместо предисловия

Напутствие вожатому

РАЗДЕЛ 1. КТО ТАКОЙ ВОЖАТЫЙ ДЕТСКОГО ЛАГЕРЯ

Чем вожатый отличается от педагога?

Каковы условия успешной организации деятельности детей?

РАЗДЕЛ 2. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ. УЧЕТ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЖАТОГО

Каковы психологические особенности детей младшего школьного возраста?

Каковы физиологические особенности подросткового возраста?

Зачем вожатому знание физиологии подростов?

Каковы психологические особенностей подросткового возраста?

Как правильно организовать работу с подростками?

В чем особенности юношеского возраста?

РАЗДЕЛ 3. ПОДБОР И ПЛАНИРОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ В ЗАВИСИМОСТИ

Что такое подвижные игры и как

РАЗДЕЛ 4. ФОРМИРОВАНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ ВРЕМЕННЫМ ДЕТСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ

Как познакомить детей с лагерем?

Какова роль лагерных традиций и законов?

Что такое внутриотрядная рефлексия?

Лидер в детском самоуправлении: кто он?

РАЗДЕЛ 5. КОНФЛИКТЫ В ДЕТСКОМ ЛАГЕРЕ.

Какие типы конфликтов могут быть в детском лагере?

В чем заключается эффективная профилактика конфликтов?

Каковы условия конструктивного взаимодействия

Что является важным для эффективной работы с вожатым-напарником?

Каковы основные этапы разрешения конфликтов?

РАЗДЕЛ 6. РАБОТА ВОЖАТОГО С ДЕТЬМИ, НАХОДЯЩИМИСЯ

Что делать, если у вас в отряде есть такой ребенок?

Как поддерживать дисциплину в отряде?

Как избежать дисциплинарных проблем?

Вместо заключения

Список литературы





В чем заключается эффективная профилактика конфликтов?



Эффективная профилактика конфликтов подразумевает вы- работку в организационный период смены предельно четких нормиправилжизнедеятельностикаквотряде,такивлагере в целом, которые должны выполняться всеми без исключения.

Необходимо помнить! Правила жизнедеятельности в от- ряде будут выполняться детьми настолько, насколько сами вожатые последовательны и принципиальны в выдвижении своих требований к детям, а также насколько вожатые будут нацелены на то, чтобы эти правила выполнялись.

К наиболее важным общепризнанным нормам и правилам жизни в детском лагере можно отнести следующие:

  • недопустимость физической и психологической агрессии (вожатый должен быть гарантом физической, эмоциональ- ной, психологической безопасности детей);




    • нравственный запрет на осмеяние любых предложений то- варищей;

    • необходимость соблюдения строгой конфиденциальности (информация о конкретных детях не должна выходить за пре- делы отряда).

Предлагаем примерные конспекты занятий, которые могу служить хорошим средством профилактики конфликтов сре- ди детей в детском лагере:
    1. Примерный конспект занятия для младших школьни- ков и младших подростков по теме «Умение работать вкоманде».


Цель: формирование умений и навыков конструктивного вза- имодействия с другими детьми.

Рекомендации вожатому: Перед проведением этого заня- тия стоит сформулировать свое понимание коллектива в дет- ском лагере, соотнести его с возрастными и индивидуальны- ми особенностями детей

отряда.

Содержание занятия:





  1. Вводное слово вожатого.




  1. Игра «Ветер дует…» проводится с целью лучшего позна- ния воспитанниками друг друга, формирования доверитель- ных отношений в группе, создание позитивных эмоциональ- ных установок.

Инструкция: все участники рассаживаются в круг. Ведущий будет называть какие-либо характеристики человека. Те,
кому они присущи, должны поменяться местами. Ведущий стоит в центре круга и также меняется местами с детьми. Тот человек, которому не хватило места, становится ведущим.

Рекомендациявожатому:Ведущий «Ветер дует на тех, кто …» и называет какой-то внешний признак, который есть у участни- ковит.п. Вожатому нужно поддерживать игру на высоком уровне.

Варианты предложений:
«Ветер дует на тех, у кого темные волосы»
«Ветер дует на тех, у кого светлые кроссовки»
«Ветер дует на тех, у кого есть домашнее животное» и т.п.


  1. Игра «Башня» (работа в группах) проводится с целью фор- мирования доверительных отношений в группе, сплочения коллектива.

Инструкция:Отряд необходимо разделить на группы по 5-6 че- ловек. Каждая группа должна построить башню из материала, который лежит на столе (бумага, скрепки, два набора соломки для коктейля, клейкая лента и др.). Важное условия башня должна быть устойчивой и простоять не менее 2-х минут.

Рефлексия:


  • Легко ли было справиться с заданием?




  • Какие сложности встретились при выполнении задания?





  • Легко ли было принимать совместные решения? Были ли конфликтные столкновения между участниками команды?

  • Все ли одинаковое участие принимали в работе?




  1. Игра «Необитаемый остров» или игра «Лестница». Данные игры проводятся с целью выявления лидеров и их стратегии поведения, личностных качеств игроков, обычно скрытых в повседневных контактах, степени сплочения кол- лектива.

А) Игра «Необитаемый остров».
Инструкция:Волей судьбы Вы оказались на берегу необитае- мого острова. На острове нет цивилизации. Но здесь богатый животный и растительный мир. Больше Вам об этом острове ничего не известно: ни о его размерах, ни о происхождении, ни об опасностях. Как далеко остров находиться от цивилиза- ции, и есть ли возможность Вас спасти, Вы не знаете. Нави- гационных предметов, которые помогли бы Вам себя обнару- жить, у Вас нет.

Ваша задача – создать условия, в которых Вы могли бы вы- жить. Поймите серьезность и драматичность происшедшего, так как люди в таких условиях часто дичают, за раздражитель- ностью вспыхивает ярость и драки насмерть. Вы должны ос- воить остров, нарисовать карту, наладить социальную жизнь, создать законы и т.д.

Рекомендациявожатому:Ведущий не вмешивается в обсуж- дение, не управляет группой, не дает больше информации, чем есть в инструкции.

Рефлексия:


    • Что каждый из вас чувствовал в своей роли?




    • Сами ли участники выбрали себе роли или ему назначили?




  • Как был организован процесс обсуждения? Кем?





  • Насколько эффективно взаимодействовала группа? Б) Игра «Лестница».

Подготовкакигре:сделать из веревок два окошка парал- лельно натянуть веревки, сделать между ними четыре пере- мычки, которые образуют два окошка, равных по размерам.

Рекомендация вожатому: Высоту от пола и ширину окошек вожатый регулирует в соответствии с возможностями участ- ников.

Инструкция:Вы путешествуете по тропическому острову. Вот уже целый месяц непрерывно идут сильные ливни, а пре- граждающая путь речка вышла из берегов. Вам нужно пере- браться на ее другой берег. Для этого вам необходимо всей командой по одному перейти через мост, проникнув в один его вход, а затем перебраться на другую сторону реки, выйдя из другого входа моста. Удачи вам!

Рефлексия:


  • Легко или сложно было выполнять задание?




  • Какие препятствия возникли при выполнении задания?




  • Как был организован процесс перехода команды на другую сторону?

  • Были ли те, кто руководил переходом всей группы?




  • Насколько эффективно взаимодействовала группа?



  1. Коллаж «Наша идеальная группа».



Рекомендации вожатому: Заранее необходимо подготовить материал для коллажа: ненужные журналы, ножницы, ватман, скотч и т.п.

    1. Работа в группах.


Инструкция: Отряд необходимо разделить на группы по 5–6 человек. Каждая группа на ватмане составляет коллаж по заданной теме, используя вырезки из журналов, цветную бу- магу, цветные