ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.05.2024
Просмотров: 267
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Режиссер, его место и значение в художественной самодеятельности
Формы эстрадного спектакля-концерта
Степени комического преувеличения и стили в репертуаре и исполнении
1 Кстати, все эти элементы органически свойственны и клоунаде.— в.
1 Ю н, Тынянов. Русская пародия XIX века, м.— л., «Академия», 1929.
Музыка и танец в разговорных жанрах
Работа исполнителя над бытовым рассказом
Музыкально-разговорные жанры. Музыкальный фельетон и мозайка
Малая драматургия эстрады. Эстрадная реприза.
1 Эти первые концерты включали в себя и многие цирковые номера.
Частушка
Частушка — это форма фольклорного куплета, свойственная русскому народному творчеству.
Частушки возникли в русской деревне и в фабричном пригороде в конце прошлого века. Уже к десятым годам нашего столетия они были взяты на вооружение театрами малых форм и эстрадой. «Летучая мышь» — театр-кабаре дореволюционной Москвы, своим происхождением обязанный «капустникам» Московского Художественного театра и верхушке творческой интеллигенции того времени, уже в одиннадцатом-двенадца-том годах ставил номер частушек, оформленный в манере художника Малявина.— в ярких национальных тонах и даже с известной долей романтики.
Вслед за этим многие дореволюционные театры миниатюр использовали частушки уже в другом плане: из подлинных фольклорных частушек выбирались такие, в которых наиболее ощутимо присутствовал так называемый «юмор нелепости». Они исполнялись в подчеркнуто пародийной деревенской манере, соответствующими были костюмы и оформление. Характерно, что некоторые из этих частушек не забыты и до сих пор.
Но форма частушки — две или четыре строчки — настолько проста, удобна и легко воспринимается, что, конечно, очень скоро на эстраде перешли к сочинению собственных частушек. И эти два параллельных процесса существуют по сей день: с одной стороны, частушки как были, так и остались любимой формой фольклора в деревне и в заводских поселках; а с другой стороны, на эстраде, в цирке, в журналистике (вплоть до стенных газет) создаются свои собственные частушки. Эти две линии постоянно пересекаются: в деревню доходят иные четверостишия, сочиненные профессиональными литераторами для печати или публичного исполнения; а частушки, родившиеся в деревне, попадают на городскую эстраду, либо — записанные фольклористами — проникают в печать.
Насколько активно живет этот жанр в народе, можно увидеть из популярного рассказа С. П. Антонова «Поддубенские частушки». Автор показывает там, как широк в деревне контингент людей, принимающих участие в создании лирических, злободневных, сатирических и самокритичных частушек.
На эстраде и в цирке частушки исполняются многими артистами как естественное дополнение к разговорным и музыкально-разговорным номерам. Эстрада знает даже такие условные виды частушек, как армянские, азербайджанские, узбекские. Разумеется, в фольклоре упомянутых народоз формы частушки как таковой не существует. Но короткие запевки есть всюду. И небольшие изменения в стихотворной и мелодической конструкции таких запевок не обидны для других народов. А местный колорит и национальную тематику сообщают таким «фальсифицированным» частушкам авторы их текста и композиторы.
Существуют подлинные мелодии, на которые поются частушки в той или иной области. Они в основном давно уже освоены нашим профессиональным и самодеятельным искусством. Но и современные композиторы создали целый рйд мотивов для аккомпанемента частушкам. В сущности для этого нужна одна музыкальная фраза.
Само собой разумеется, что если частушки исполняются в данном номере наряду со многими другими разновидностями музыкально-разговорного жанра, то и от артистов нет оснований требовать специального оформления. Если же частушки составляют весь репертуар данного артиста и подаются, так сказать, без отрыва от народной стихии, их породившей, то и костюмы исполнителей (или исполнительниц) должны соответствовать этому стилю. Многие артистки, выступающие в жанре русских народных песен, заканчивают номер лихими частушками под аккомпанемент балалайки, гармошки, баяна, аккордеона, домбры. Такие исполнительницы обычно надевают национальные русские костюмы.
Известная артистка Лидия Русланова — певица, а не разговорница. Но когда она исполняет частушки, внимание зрителей переносится на текст, а вокальная и музыкальная стороны делаются только сопровождающими элементами. Русланова, уроженка Саратовской области, называет свои частушки «саратовскими запевками» или «саратовскими страданиями». Она сохраняет в музыке подлинные мелодии родного приволжского села и исполняет частушки в сопровождении саратовской гармошки со звоночками.
Иногда частушечники выступают дуэтом. Или это — парень и девушка, которые в оформлении номера и в соответственном поведении воспроизводят деревенский хоровод: предполагается, что они поют и танцуют внутри круга такой же сельской молодежи. Бывает и так, что исполнению частушек придается форма соревнования: спевши четверостишие, он (или она) жестом приглашает второго участника дуэта «перекрыть» его (ее) частушку и сопровождавшую данное четверостишие пот,анцовку. В таком случае варьируются и потанцовки. / Широкое использование частушки получили в ансамблях и хорах, как в профессиональных, так и в самодеятельных. Здесь иногда ведется настоящая исследовательская работа: фольклористы находят и записывают подлинные народные частушки, которые впоследствии исполняются в коллективе — соло, дуэтом или малыми ансамблями. А иногда в подобных коллективах прибегают к репертуару, создаваемому участниками данного ансамбля. Так, например, собственных авторов и композиторов, пишущих частушки, имеет Московский государственный хор народной русской песни имени Е. А. Пятницкого и Воронежский государственный хор под руководством А, В. Массалитинова. Но в ансамблях исполняют и частушки, написанные специально для этой цели городскими литераторами (например, поэтом В. Боковым). С нашей точки зрения—■ и тот и другой пути закономерны.
Нехорошо, когда на эстраде возникает вдруг душок пренебрежительного отношения к так называемой сельской «простоте» и «серости». Душок этот цвел до революции в шантанах и балаганах. Там был специальный даже жанр: лапотные дуэты, трио, квартеты. Эпитет «лапотный» определял не только стиль одежды, но и характер репертуара и поведение артистов. Зрителям предлагалось смеяться над темнотой, безвкусием, грубостью «мужичья». Разумеется, сегодня никому не придет в голову пытаться восстановить этот «лапотный» стиль. Но некоторые его пережитки, к сожалению, еще бытуют в номерах эстрады и цирка. При этом часто режиссер, автор и исполнители даже не понимают истинную тенденцию таких пережитков.
После всего сказанного, думается, нет надобности особенно подробно останавливаться на задачах режиссуры в жанре частушек. Ну конечно, режиссеру надлежит внимательно разобрать текст, найти решение каждого из четверостиший (двустиший) и распределить их между исполнителями к наибольшей выгоде зрителей. Нельзя забывать и о том, что подчинение частушечного номера стилю фольклора (прямое или пародическое) не снимает с постановщика обязанности творчески решить сценический образ каждого исполнителя. Среди парней и девушек (а иногда и деревенских стариков), поющих частушки, всегда будут различные характеры: застенчивый молодец и лукавая девица, болтливая старуха и степенный старик; взаимоотношения персонажей в ходе номера — все это доставляет интересные дополнительные краски.
Конферансье— ведущий—массовик
Как известно, конферансье — это артист, ведущий концерт и исполняющий в его ходе самостоятельные номера. Оговоримся сразу, что если артист только объявляет номера в концерте, не исполняя своих собственных, он называется ведущим.
Успех конферанса, как и любого другого разговорного жанра, в первую очередь зависит от того, какие проблемы легли в его основу, насколько он по своему содержанию и форме созвучен с требованиями времени. Роль конферансье усложнена тем, что он, в отличие от исполнителей монологов, фельетонов, частушек, которые свои выступления, как правило, посвящают одной теме, должен в течение концерта затронуть множество самых различных вопросов. Здесь важно находить верное соотношение между главными и второстепенными темами, уделяя тому и другому соответствующее внимание в концерте. Кроме того, одно из обязательных качеств конферансье — умеиие импровизировать. то есть остроумно и точно реагировать на непредусмотренные реплики, на неожиданно возникшие ситуации.
К сожалению, о конферансе написано очень мало. Попробуем здесь, не претендуя на безукоризненность суждений, систематизировать сведения об этом жанре.
Каковы же задачи конферанса и конферансье в концерте?
Прежде всего конферанс должен объединять разрозненные, разнохарактерные номера программы в одно целое. Разнообразие концертной программы всегда доставляет зрителю удовольствие. Однако лишь тот концерт можно считать удачным, в котором ощутима логическая взаимосвязь между номерами. Для этого совсем не обязательно изощряться в выдумке. Иногда достаточно сказать самые простые слова, вроде следующих: «Сейчас, после художественного чтения, чтобы не утомлять вас однообразием, мы предлагаем вашему вниманию музыкальный номер»,— чтобы сидящие в зрительном зале доброжелательно встретили следующего исполнителя.
Кроме того, на долю конферансье падает забота о соблюдении ритма концерта. Ведь в драме спектакль имеет раз и навсегда установленный путем многих репетиций единый ритмический рисунок. На эстраде же каждый номер исполняется в своем ритме, и именно конферансье обязан следить, чтобы ритмы отдельных номеров чередовались бы с пользой для концерта в целом.
Всякого рода паузы (неизбежные, например, в тех случаях, когда сцена подготавливается к очередному номеру, или непредвиденные) также наносят большой вред общему ритму концерта, понижают интерес зрителя к последующим номерам программы. Даже простое объяснение залу причин задержки концерта, остроумная шутка на эту тему могут оказать большую помощь концерту в целом. Приемлемый для зрителей, одобренный уже ими ритм концерта должен быть восстановлен, и это — прямая обязанность конферансье.
Наконец, самый факт появления ведущего как бы говорит аудитории о том, что есть кто-то, кто учитывает ее запросы и заботится о ходе всего концерта.
Объявляя номера и квалифицированно, конкретно и четко их поясняя, ведущий помогает не только зрителям, но и артистам. Конферансье — представитель артистов перед зрительным залом.
Ведь всякий концерт в своем роде неповторим. Состав аудитории, настроение каждого зрителя в отдельности и всего зала в целом всякий раз иные, так же, как и творческое самочувствие любого участника концерта, и если конферансье учитывает все это, он в значительной мере способствует успеху номера.
Ну, и наконец, поскольку продолжительный концерт требует напряженного внимания аудитории, время от времени необходима какая-то_р_азр_ядка. И нет лучшего отдыха для утомленного внимания, чем взрыв смеха.. Ведущий в полную меру должен пользоваться этим средством, находя для своих шуток удобные предлоги и уместные формы. Очень важно правильно распределить интермедии и шутки на протяжении всего концерта.
Хорошо, если конферансье сможет разнообразить свое выступление пением, танцами, даже фокусами или жонглированием. Но главное для конферансье — быть интересным собе* седником для зрителей и хорошим партнером для своих товарищей по концерту.
Как и во всех разговорных жанрах, самым существенным в подготовке конферанса является правильное решение основного сценического образа. В соответствии с этим необходимо рассматривать и тексты конферанса: что-то выделить, а что-то стушевать в нем; сократить то, что не соответствует данным исполнителя, или, наоборот, дополнить текст, чтобы полнее раскрыть задуманный облик ведущего.
В создании основного образа следует идти только от индивидуальности исполнителя. Так, один конферансье может вести себя на эстраде как восторженный простак, которому искренне нравятся номера программы, и он приглашает зрителей разделить его восторг. Другой может быть этаким скептиком: он с недовернем относится и к зрителям, и к участникам концерта, но всякий раз неожиданно для себя убеждается в собственной неправоте. А третий добьется наибольшего успеха, если будет выглядеть флегматиком, которому лень возиться с концертом, но приходится, ибо такова его нагрузка...
Занимательным для зрителей будет и комический образ конферансье, оснащенный театральными атрибутами (гримом, костюмом и др.). Чаще, конечно, появляются в качестве ведущего бытовые типы. Но встречаются и литературные персонажи: Хлестаков, дед Щукарь, Василий Теркин и т. д. Для детских концертов — доктор Айболит, дядя Степа, Буратино.