ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.05.2024
Просмотров: 398
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
3. Место дисциплины в структуре ооп бакалавриата
4. Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения практики:
5. Структура и содержание дисциплины
Примерная тематика психолого-педагогических исследований
6. Критерии оценки результатов практики студентов
Примерная схема психолого-педагогической характеристики личности ученика
Примерная схема психолого-педагогического анализа урока
Практические рекомендации библиотекарю по повышению эффективности профессионального самоопределения
Методика «Дифференциально-диагностический опросник» (ддо) е.А.Климова
Методика «ддо е.А.Климова» Лист ответов
Карта интересов а.Е. Голомштока в модификации г.В. Резапкиной
Обработка результатов и интерпретация
Интерпретация результатов теста
1. Профессиональная компетентность
5. Стабильность места жительства
I. Знакомство с детьми, участвующими в занятиях
Структура профессиональной ориентации
Профориентационная игра «Ассоциация»
Учебно-методическое и информационное обеспечение практики
Частное образовательное учреждение
Требования к заполнению дневника и отчетных документов по практике
Характеристика руководителя практики (по месту прохождения практики) о работе студента-практиканта
Частное образовательное учреждение
Результаты констатирующего этапа эксперимента
Содержание формирующего этапа эксперимента, методы, формы и средства его реализации
Практические рекомендации по теме исследования
На проведение профориентационной работы
Лист согласования методических рекомендаций по организации производственной практики
Дополнения и изменения методических рекомендаций по организации производственной практики
Дополнения и изменения методических рекомендаций по производственной практике
Дополнения и изменения методических рекомендаций по производственной практике
2. Выполнение требований взрослых (выполняет охотно или по принуждению, часто ли отказывается выполнять требования и какие). Отметить наиболее типичные нарушения дисциплины. Взаимоотношения с коллективом и отношение к школе 1. Положение в коллективе (пользуется ли любовью, авторитетом, чем определяется это отношение).
2. Отношение к товарищам по классу (любит ли товарищей по классу, равнодушен к ним, не любит, дорожит мнением коллектива, с кем дружит и на чём основана дружба, бывают ли конфликты с ребятами, в чём их причина).
3. Дорожит ли пребыванием в школе (что особенно ценит в ней?). 4. Отношение к воспитателям и учителям (есть ли контакт, любит ли, уважает ли их). Особенности характера и темперамента 1. Ярко выраженные положительные и отрицательные черты характера: а) черты направленности личности (по отношению к людям, труду, самому себе; чуткость, доброта, коллективизм, эгоизм, черствость, добросовестность, зазнайство, скромность и т.д.); б) волевые черты характера (настойчивость, самостоятельность, упрямство, лёгкая внушаемость, уступчивость и т.д.). Преобладающее настроение (весёлое, грустное, подавленное), чем вызываются смены настроения. Общие психолого-педагогические выводы 1. Основные достоинства и недостатки формирующейся личности учащегося. Причины (внутренние и внешние) имеющихся недостатков (условия семейного воспитания, болезни, отсутствие определённых способностей, отсутствие навыков работы и т.д.). 2. Определение важнейших психолого-педагогических задач, стоящих перед учителем, пути дальнейшей работы с учащимися.
КРАТКИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ ШКОЛЬНИКА Предлагаемый план изучения школьника надо рассматривать в качестве ориентировочного. План может по отдельным своим частям изменяться в зависимости от конкретных обстоятельств. Так, если характеристика составляется на слабо успевающего ученика, то, естественно, всё, связанное с данным фактом, должно быть предметом особого внимания студента. На первый взгляд, кажется, что составить развёрнутую психолого-педагогическую характеристику на любого школьника класса, в котором студент ведет педагогическую практику, можно легко и быстро. Практика, однако, говорит о другом. Для составления обоснованной характеристики учителю надо располагать такими сведениями, которые можно получить лишь в результате целенаправленного изучения детей. Вот почему рекомендуется в течение всей практики постепенно накапливать материал об особенностях личности изучаемого школьника. Для этой цели лучше всего завести дневник, в котором отмечать все, связанное с занятиями и поведением ученика. На страницах дневника в первой графе ставится дата, во второй описывается тот или иной факт поведения ученика, в третьей даётся объяснение (истолкование) факта с указанием непосредственной причины, его вызвавшей. Основным методом изучения школьников является систематическое наблюдение за их действиями и поступками на уроках, при выполнении трудных заданий, общественных поручений и т.д. Но метод наблюдения сам по себе, взятый изолировано от других методов и приёмов изучения, не всегда позволяет установить причину того или иного поступка. Поэтому наблюдение необходимо сочетать с опросом и беседой. Беседу можно вести не только с изучаемым школьником, но и с его товарищами, особенно друзьями, с которыми он проводит значительную часть времени в школе и на улице. Много ценных сведений можно почерпнуть из бесед с родителями и старшими членами семьи. Также можно использовать метод – изучения продуктов деятельности, эксперимент. Характеристика ученика не должна быть односторонней. При многих недостатках в личных качествах ученика у него найдутся и положительные черты. И, наоборот, при многих личных достоинствах есть и какие-то недостатки, которые надо заметить и оценить. Задача состоит в том, чтобы, опираясь на положительные особенности личности школьника, развивая и укрепляя их, преодолевать недостатки. Характеристика школьника не будет полноценной, если студент не познакомится с условиями жизни и воспитания детей в семье. Неоднократно беседуя с родителями школьника и лично наблюдая домашний уклад жизни семьи, можно составить довольно правильное представление о положительных и отрицательных сторонах семейного воспитания ребёнка. Характеристика должна быть насыщена конкретными сведениями о действиях и поступках ученика.
Примерный образец психолого-педагогической характеристики учащегося (по запросу школы, психолога, родителей)
Ф.И.О. Иванов Петр
Возраст: 7 лет Пол: муж. Класс: 1«А» Дата: 10.02.2006
-
Запрос: определить уровень адаптации ребенка к школе
Данные, приведенные педагогами: С классным руководителем беседы не состоялось, но, по словам психолога, ребенок испытывает трудности в учебной деятельности, по основным предметам: математике, чтению, письму. Родители ребенка заняли авторитарную позицию, вследствие чего ребенок тревожен, имеет низкую самооценку и высокий уровень притязаний.
Данные, сообщенные родителями: Разговора не состоялось.
Наблюдение и беседа с ребенком: Ребенок сразу вступил в контакт, хотя некоторое время избегал зрительного контакта. Испытуемый внимательно выслушивал задания и правильно выполнял. Очень переживал об оценке и правильности выполнения, постоянно спрашивая, «что поставите», или говоря «я знаю, что сделал неправильно». Ребенок живет в полной семье, имеет старших брата и сестру. Говорит, что у него много друзей, но называет всего двух. Увлекается карате, любит рисовать. Учиться нравится, есть любимый предмет — математика. Самостоятельно изучает таблицу умножения.
Отношение ребенка к обследованию: Отношение хорошее, согласился принять участие в тестировании, с интересом отвечал на вопросы и выполнял задания.
Диагноз непсихологов: Выдумщик, фантазер.
Резюме по феноменологии: Средне контактен, тревожен, в учебе неуспешен, испытывает трудности по основным предметам. По словам школьного психолога, у ребенка мышечный гипертонус. В межличностных отношениях испытывает трудности при вхождении в контакт со сверстниками. Учиться нравится, любит заниматься математикой. Имеет хороший контакт с учителем. Самостоятелен. Выдумщик.
-
Содержание гипотезы: Предполагаю, что у испытуемого есть элементы дезадаптации, связанные с неадекватной самооценкой и высоким уровнем личностной тревожности.
Обоснование каждой гипотезы: Внешними причинами дезадаптации являются дефекты семейного воспитания, а именно: завышенные требования, предъявляемые ребенку. Внутренними причинами могут быть индивидуальные психофизиологические и личностные состояния здоровья ребенка: генотип, психоэмоциональное состояние, внутренняя позиция, уровень активности во взаимодействии с окружающими, уровень развития его социально-коммуникативных качеств.
-
Данные психологического обследования по каждой гипотезе:
Используемые для проверки методики: «Домик», «Да и нет», «Графический диктант», «Аналогии», «Последовательность событий», «Проставь значки», «Запомни и расставь точки», «Лестница», «Я отвечаю на уроке», «Я на улице с друзьями», «Самооценка тревожности».
Полученные данные: Выявлено, что у испытуемого хорошо развито умение ориентироваться на образец, и он способен выполнять задания взрослого, но он испытывает трудности, связанные с тонкой моторикой (причина — мышечный гипертонус). Речь правильная, насыщенная, звуки произносит отчетливо. Хороший уровень вербального мышления. Испытуемый обладает средним объемом внимания, переключаемость и распределение внимания соответствуют возрасту. Ребенок импульсивен, эмоционально нестабилен, испытывает сильные переживания, связанные с личностной тревожностью, ему присуща вытесненная агрессия. В социальных контактах испытывает трудности при стремлении раскрыться перед другими. Испытуемому характерна неадекватная самооценка и высокий уровень притязаний. Характеризуется постоянным чувством вины, возникшего в силу школьной неуспешности и неадекватной самооценки. Из методик выявлено, что испытуемому присуще неудовлетворение основных потребностей: потребность в безопасности, чувство нехватки психологической теплоты дома.
Сопоставление с нормой: Интеллектуальные способности соответствуют возрасту; неадекватная самооценка
Резюме по данным обследования: Результаты диагностического обследования подтвердили гипотезу.
Психологическое заключение: Интеллектуальное развитие соответствует возрасту. Неадекватная самооценка и высокий уровень тревожности связаны с особенностями детско-родительского отношения.
-
Рекомендации:
Педагогам: Помочь изменить негативное отношение к себе, выделить свои достоинства. Изменить отношение в ребенку — истинная заинтересованность к его школьным делам, поощрять успехи, а ошибки и неудачи лучше обсуждать наедине.
Родителям: Пересмотреть свое отношение к достижениям ребенка, реалистично оценивать их. Принимать таким, каков он есть. Проявить заинтересованность к его школьным делам. Для снятия мышечного тонуса рекомендован массаж и занятия в бассейне.
Ребенку: Провести коррекционную работу по повышению уверенности в себе.
Катамнез: собрать не удалось в связи с недостатком времени, отведенного на практику.
Выдвижение новых гипотез (только в случае расхождения данных катамнеза с диагностическим заключением): нет.
Психологическая таблица или схема психологической детерминации.
-
Отчет диагностики:
Общее впечатление о взаимодействии с клиентом: Испытуемый старательно выполнял все задания, отвечал на вопросы и рассказывал о себе, стараясь заинтересовать. Интересный собеседник и выдумщик, работать с ним было интересно.
Трудность случая: трудный.
Прочее: нет.
СХЕМА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА
1. Общие сведения о коллективе и история его формирования (количество учащихся, из них мальчиков и девочек, возрастной состав, когда сформировался коллектив, были ли слияния с другими коллективами, смена классных руководителей). 2. Руководство и организация классного коллектива: а) организующее ядро класса, его актив. Самостоятельность коллектива и настойчивость, требовательность к себе и другим, организаторские способности, забота об отдельных товарищах, отношение к общественному мнению; б) наличие в коллективе неофициальных «вожаков», характер их влияния на класс, причины их влияния, отношение к «вожакам» актива класса; наличие «отверженных», причины отвержения и возможные пути изменения отношения к ним товарищей; взаимоотношения внутри коллектива (степень сплочённости коллектива, наличие или отсутствие группировок, их внутренняя основа и степень заинтересованности в общих делах класса, проявление взаимной требовательности, чуткости, дружеской заботы, взаимопомощи и уважения); критика и самокритика в коллективе, особенности взаимоотношений между мальчиками и девочками; проявление товарищества и дружбы между отдельными членами коллектива, эмоциональное «благополучие» и «неблагополучие» отдельных членов коллектива; в) личность классного руководителя и его влияние на коллектив (образованность, общая культура, организаторские способности, знание психологии учащихся, их интересов и т.д.); отношение коллектива к классному руководителю, его авторитет среди учащихся. 3. Содержание и характер коллективной деятельности: а) учебная деятельность (общая характеристика успеваемости и дисциплины, борьба класса за высокую успеваемость, наличие контроля за успеваемостью отдельных учеников, требования к ним классного руководителя, актива класса и всего коллектива, взаимопомощь, её форма и организация); дисциплина класса в учебной деятельности (на уроках и в выполнении домашних заданий); отрицательные моменты в учебной работе (шпаргалка, подсказка, списывание); б) жизнь коллектива вне учебных занятий; интерес к современным политическим событиям, музыке, литературе и спорту, коллекционированию т.д.; формы проявления этого интереса (читательские конференции, посещение театров, кино, их обсуждение, диспуты и т.д.); участие классного коллектива в общественной жизни; в) общественно полезный труд и его место во внеклассной жизни коллектива; виды труда и характер его выполнения; проявление сознательной дисциплины в общественно полезном труде. 4. Общие выводы. Уровень (стадия) развития коллектива. Характер общего «эмоционального климата» в коллективе (бодрый, жизнерадостный, инертный, напряжённо-нервозный и т.д.). Характер дисциплинированности. Определение основных недостатков организации жизни коллектива и взаимоотношение его членов, пути их ликвидации. КРАТКИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА Коллектив класса при его рассмотрении должен рассматриваться, прежде всего, с точки зрения воспитательных возможностей. А это во многом зависит от характера и содержания коллективной жизни и деятельности. Важно выявить отношение классного коллектива к учению: как добросовестно относится он к своим учебным обязанностям, заинтересован ли учебными дисциплинами и какими. Глубокий интерес к учению выявляется не только в успеваемости класса, но и в кружковой работе, олимпиадах. Важно обратить внимание, насколько учебная деятельность объединяет ребят, есть ли в классе взаимопомощь, переживают ли ребята успехи и неудачи своих товарищей, борются ли за высокую успеваемость. Характер жизни коллектива проявляется и вне занятий. Практикант выявляет, охотно ли школьник участвует в общественном труде, в интересных и полезных делах школы, возникает ли трудовое сотрудничество, взаимопомощь, формирующие чувство коллективизма. Анализируя содержание и формы коллективной деятельности класса, необходимо особенно отметить, как она связана с жизнью всего школьного коллектива, со всем обществом. И, наконец, следует обратить внимание на сложившиеся межличностные отношения, так как их система во многом определяет воздействие коллектива на личность, её самочувствие, создаёт общий эмоциональный климат в классе. Отношение между учащимися в коллективе складываются в двух направлениях: деловые отношения и личные. Деловые отношения определяет общественная функция каждого члена коллектива, в связи, с чем один может требовать, другой должен подчиняться, исполнять. Но при этом дети не безразлично относятся друг к другу как личности. Одним симпатизируют, другие безразличны; к кому-то тянутся, хотят дружить, других внутренне отвергают. Эти неформальные внутренние отношения оказывают сильное воздействие на жизнь каждого школьника и на деятельность коллектива в целом. Известно, что для каждого ученика в классном коллективе, как правило, есть своя микросфера, свой круг ближайшего общения, свой микро коллектив, в котором он принят и занимает своё место, играет свою роль. Эта группа называется референтной. Именно здесь складываются особые отношения. Своя этика, свои не писаные законы. И если групповая этика и содержание малых групп противоречат требованиям классного (школьного) коллектива, то это часто сводит к нулю его воспитательные возможности. Не всегда официальная структура классного коллектива соответствует реальным межличностным отношениям. Не всегда активисты являются наиболее авторитетными. Часто лидерами класса являются школьники, не занимающие никаких «должностей», в том числе и отрицательно влияющие на других детей. Нетрудно представить, насколько важно знать учителю межличностные отношения детей, лидеров класса и «отверженных», чтобы эффективно управлять коллективом и активно влиять на формирование каждой личности. Из курса общей психологии студенты знают социометрические методы исследования межличностных отношений в коллективе. В период педагогической практики они становятся темой самостоятельных исследований, без чего немыслим учительский труд.