Файл: Метод. рекомендации по практике в школе.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.05.2024

Просмотров: 424

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

2. Цели практики в школе

3. Место дисциплины в структуре ооп бакалавриата

4. Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения практики:

5. Структура и содержание дисциплины

4.1 Структура дисциплины

Примерная тематика психолого-педагогических исследований

6. Критерии оценки результатов практики студентов

Примерная схема психолого-педагогической характеристики личности ученика

Примерный образец психолого-педагогической характеристики учащегося (по запросу школы, психолога, родителей)

Примерная схема психолого-педагогического анализа урока

Практические рекомендации родителям по повышению эффективности профессионального самоопределения подростков

Практические рекомендации классным руководителям по повышению эффективности профессионального самоопределения подростков

Практические рекомендации библиотекарю по повышению эффективности профессионального самоопределения

Практические рекомендации школьному психологу/педагогу-психологу по повышению эффективности профессионального самоопределения подростков

Практические рекомендации медицинскому работнику по повышению эффективности профессионального самоопределения подростков

Диагностический инструментарий по дисциплине «самоопределение и профессиональная ориентация учащихся» Анкета

Методика «Дифференциально-диагностический опросник» (ддо) е.А.Климова

Методика «ддо е.А.Климова» Лист ответов

Текст опросника

Карта интересов а.Е. Голомштока в модификации г.В. Резапкиной

Методика л.А. Йовайши

Опросник

Обработка результатов и интерпретация

Методика диагностики ценностных ориентаций в карьере (э.Шейн, перевод и адаптация в.А.Чикер, в.Э.Винокурова) «Якоря карьеры»

Тестовый материал

Ключ к тесту

Интерпретация результатов теста

1. Профессиональная компетентность

2. Менеджмент

3. Автономия (независимость)

4. Стабильность работы

5. Стабильность места жительства

6. Служение

7. Вызов

8. Интеграция стилей жизни

9. Предпринимательство

Образцы программ по профессиональному самоопределению старшеклассников Программа по организации профессионального самоопределения старших школьников «Взгляд в будущее»

Структура программы

Конспекты занятий:

Занятие №3

«В поисках своего призвания”

I. Знакомство с детьми, участвующими в занятиях

Структура профессиональной ориентации

II. Изучение базовых понятий.

Разработки внеклассных мероприятий по проблеме профессионального самоопределения учащихся Разработка внеклассного мероприятия для школьников 10, 11 классов: «Дороги, которые мы выбираем»

Ход мероприятия:

Опросник

Бланк ответов

Разработка внеклассного мероприятия "Пять шагов к профессиональной карьере". Телемост: "Человек и профессия"

Профориентационная игра «Ассоциация»

Учебно-методическое и информационное обеспечение практики

Ибрагимов г.И., Ибрагимова е.М., Андрианова т.М. Теория обучения: учебное пособие. – м.: изд-во «Гуманитарный издательский центр владос», 2011.- 384 с. (эбс)

Частное образовательное учреждение

Производственной п р а к т и к и студента направление подготовки: 050400.62 психолого-педагогическое образование

Содержание дневника:

Требования к заполнению дневника и отчетных документов по практике

Характеристика руководителя практики (по месту прохождения практики) о работе студента-практиканта

Календарный план практики

Частное образовательное учреждение

Результаты констатирующего этапа эксперимента

Содержание формирующего этапа эксперимента, методы, формы и средства его реализации

Практические рекомендации по теме исследования

Графический материал

На проведение профориентационной работы

Лист согласования методических рекомендаций по организации производственной практики

Дополнения и изменения методических рекомендаций по организации производственной практики

Дополнения и изменения методических рекомендаций по производственной практике

Дополнения и изменения методических рекомендаций по производственной практике

- У меня к данному моменту сложились свои личные профессиональные планы. Я много раз думал о том, чего я хочу достичь, какой вклад смогу внести в общенародное дело. Меня волнует моя жизненная перспектива. Я думаю о возможности дальнейшего повышения своего профессионального мастерства и карьерном росте. Я изучаю справочную литературу и беседую с людьми о моей будущей профессии. Цель моих бесед - изучение возможных трудностей и препятствий на пути к получению профессии и на пути дальнейшего продвижения. Я до конца хочу изучить свои возможности и способности, чтобы быть уверенным в том, что смогу достичь намеченного. Я пока не стремлюсь раскрывать свои планы, потому что не уверен, что взрослые и даже мои родители и друзья смогут понять меня и поддержать в моем стремлении.

- Наши умения и способности, тот уровень развития, образования, которых мы достигли, действительно должны являться основой для нашего профессионального определения. К сожалению, мы очень часто недооцениваем или переоцениваем свои возможности. Даже приобретая желаемую профессию, но имея при этом слишком завышенные притязания, мы не сможем достичь удовлетворения и успеха на своем профессиональном пути.

- На выбор профессии большое влияние оказывает склонность к определенному виду деятельности. У человека, что называется, есть что-то такое внутри, что тянет и манит его именно к такому виду деятельности. А еще очень важна информация. Иногда, выбирая ту или иную профессию, мы просто не подозреваем, что те трудности, с которыми нам придется столкнуться, нам будут просто не по силам. Возможно, из-за склада характера, возможно, из-за состояния здоровья.

Ведущая. Разумеется, если бы вы придавали должное внимание всем перечисленным обстоятельствам при выборе профессии, то мог бы получиться идеальный вариант. Но в жизни такого не случается. Мы уже говорили, что на выбор часто оказывают влияние совершенно другие факторы. Это не секрет, что если, например, родители могут обеспечить кому-то из своих детей гарантию достатка в будущем и социальное продвижение, то склонности, уровень знаний и способности отходят при выборе профессии на второй план.

Есть среди вас, конечно, и те, у кого личные потребности и интересы ставятся превыше всего. Но здесь опасность таится в том, что такой человек не всегда задумывается о том, всегда ли он сможет обеспечить условия для получения своего образования, как семья относится к избранному им пути, сможет ли она поддержать его материально.


Ребята-прагматики не задумываются особо над выбором профессии. Здесь выбор чаще всего зависит от обстоятельств. А желание быть материально обеспеченным преобладает над склонностями и желаниями.

Есть, разумеется, и такие ребята, которые находятся до последних минут, что называется, в аморфном состоянии. Они все еще не определились (или им все равно) и имеют довольно общее представление о будущей профессии.

Еще в 1908 году профессор Ф. Парсон выделил факторы успешного выбора профессии:

• правильная самооценка склонностей, способностей, интересов, устремлений, возможностей и ограничений;

• знание того, что нужно для успешной деятельности по избранной профессии;

• умение соотнести результаты самооценки со знанием требований профессий.

Соблюдение всех этих условий и стало бы идеальным вариантом. Но так ли хороши наши знания по всем этим вопросам? Умеем ли мы правильно оценить себя? Как часто совершаете ошибки из-за того, что вы выбираете не столько профессию, сколько престиж в обществе и связанную с этим элитарность, не задумываясь о возможных разочарованиях в будущем.

Чтобы этого не происходило, чтобы оказать помощь в правильном выборе вашего будущего, наш кабинет профориентационной работы предлагает вам обновленный материал:

• новые справочники и планы набора в учебные заведения;

• справочники для поступающих в высшие, средние специальные заведения и училища;

• информация о потребностях в трудовых ресурсах в регионе;

• анализ динамики рынка труда в регионе, предоставленный службой занятости населения;

• классификационные списки специальностей и условия приема на производства в регионе;

• краткие описания профессий для индивидуального ознакомления;

• набор профессиограмм (подробное и систематическое описание профессий).

Психолог. Профессиональное самоопределение - это процесс самостоятельного выбора профессии, осуществляемый личностью на основе анализа своих данных и соответствия их требованиям профессии.

Обычно профессиональное самоопределение имеет несколько этапов. Некоторые из них вами уже пройдены. Первым этапом были ваши детские игры, когда вы принимали на себя разные профессиональные роли и проигрывали отдельные элементы поведения, связанные с этими ролями. Дальше шли ваши подростковые мечты, когда вы видели себя и великим путешественником, и отважным летчиком, и знаменитым актером и т. д. Затем последовали разные виды деятельности, благодаря которым вы оценивали свои способности, старались реализовать интересы. И все это осуществлялось уже с точки зрения системы жизненных ценностей. И вот наступает самый ответственный период - принятие конкретного решения по выбору профессии.


Всевозможные виды анкетирования, работа с опросниками оказывают содействие, большую помощь в вопросе выбора профессии.

Возможно, что вы уже сделали свой выбор. Или после соответствующего обучения вы сможете выполнять любую работу. И все- таки, если бы вам пришлось выбирать из двух возможностей, что бы вы предпочли?

Методика «Дифференциально-диагностический опросник» предназначена для отбора на различные типы профессий (в соответствии с классификацией типов профессий Е.А. Климова). Вы должны в каждой из 20 пар предлагаемых видов деятельности выбрать только один вид и в соответствующей клетке бланка ответов поставить знак «+». Над вопросами не следует долго задумываться. Примите во внимание, что между каждой парой предложений есть слово «или».


Опросник

1 а. Ухаживать за животными

1 б. Обслуживать машины или приборы (следить, регулировать)

2 а. Помогать больным

2 б. Составлять таблицы, схемы, программы для вычислительных машин

З а. Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, художественных открыток, грампластинок и т. д.

3 б. Следить за состоянием, развитием растений

4 а. Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл, пластмасса и т. п.)

4 б. Доводить товары до потребителя, рекламировать, продавать

5 а. Обсуждать научно-популярные книги, статьи

5 б. Обсуждать художественные книги, пьесы, концерты

6 а. Выращивать молодняк (животных какой-либо породы)

6 б. Тренировать товарищей (или младших) в выполнении каких-либо действий (трудовых, учебных, спортивных)

7 а. Копировать рисунки, изображения (или настраивать музыкальные инструменты)

7 б. Управлять каким-либо грузовым (подъемным или транспортным) средством - подъемным краном, трактором, тепловозом и др.

8 а. Сообщать, разъяснять людям нужные им сведения (в справочном бюро, на экскурсии и т. д.)

8 б. Оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес, концертов)

9 а. Ремонтировать вещи, изделия (одежда, техника), жилище

9 б. Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках

10 а. Лечить животных

10 б. Выполнять вычисления, расчеты

11 а. Выводить новые сорта растений

11 б. Конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий (машины, одежда, дома, продукты питания и т. п.)

12 а. Разбирать споры, ссоры между людьми, убеждать, разъяснять, наказывать, поощрять

12 б. Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок)

13 а. Наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности

13 б. Наблюдать, изучать жизнь микробов

14 а. Обслуживать, налаживать медицинские приборы, аппараты

14 б. Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах, ожогах и т. п.

15 а. Художественно описывать, изображать события (наблюдаемые и представляемые)

15 б. Составлять точные описания-отчеты о наблюдаемых явлениях, событиях, измеряемых объектах и др.

16 а. Делать лабораторные анализы в больнице

16 б. Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение

17 а. Красить или расписывать стены помещений, поверхность зданий

17 б. Осуществлять монтаж или сборку машин, приборов

18 а. Организовывать культпоходы сверстников или младших в театры, музеи, экскурсии, туристические походы и т п

18 б. Играть на сцене, принимать участие в концертах

19 а. Изготовлять по чертежам детали, изделия (машины, одежда), строить здания

19 б. Заниматься черчением, копировать чертежи, карты

20 а. Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада

20 б. Работать на клавишных машинах (пишущей машинке, телетайпе, наборной машине и др.)