ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.05.2024
Просмотров: 414
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
3. Место дисциплины в структуре ооп бакалавриата
4. Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения практики:
5. Структура и содержание дисциплины
Примерная тематика психолого-педагогических исследований
6. Критерии оценки результатов практики студентов
Примерная схема психолого-педагогической характеристики личности ученика
Примерная схема психолого-педагогического анализа урока
Практические рекомендации библиотекарю по повышению эффективности профессионального самоопределения
Методика «Дифференциально-диагностический опросник» (ддо) е.А.Климова
Методика «ддо е.А.Климова» Лист ответов
Карта интересов а.Е. Голомштока в модификации г.В. Резапкиной
Обработка результатов и интерпретация
Интерпретация результатов теста
1. Профессиональная компетентность
5. Стабильность места жительства
I. Знакомство с детьми, участвующими в занятиях
Структура профессиональной ориентации
Профориентационная игра «Ассоциация»
Учебно-методическое и информационное обеспечение практики
Частное образовательное учреждение
Требования к заполнению дневника и отчетных документов по практике
Характеристика руководителя практики (по месту прохождения практики) о работе студента-практиканта
Частное образовательное учреждение
Результаты констатирующего этапа эксперимента
Содержание формирующего этапа эксперимента, методы, формы и средства его реализации
Практические рекомендации по теме исследования
На проведение профориентационной работы
Лист согласования методических рекомендаций по организации производственной практики
Дополнения и изменения методических рекомендаций по организации производственной практики
Дополнения и изменения методических рекомендаций по производственной практике
Дополнения и изменения методических рекомендаций по производственной практике
ЧАСТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
Утверждаю
Проректор по учебной работе
_____________ Леухина Т.С.
«_____» _____________ 2011г.
Методические рекомендации по организации психолого-педагогической практики в школе студентов направления подготовки «Психолого-педагогическое образование»
(профиль «Психология образования)
Одобрены
на заседании Совета факультета педагогики и психологии
Протокол №__ от «___» __________ 2011г.
Декан ___________________ Кедрова И.А.
Одобрены
на заседании кафедры
Протокол №___ от «___» __________2011г.
Зав. кафедрой _____________ Сахиева Р.Г.
Казань – 2011
1. Основные требования к организации практики В современных условиях гуманизации образовательного процесса основные требования к организации психолого-педагогической практики в школе основаны на следующих принципах: - единство обучения, воспитания и развития личности в образовательных процессах и социуме; - личностно-ориентированный подход в воспитании (признание уникальности и своеобразия личности каждого ребенка, ее высшей социальной ценности); - природосообразность воспитания (изучение и формирование индивидуально-личностных качеств ребенка, учет возрастных особенностей; соответствие воспитания природе ребенка и закономерностям развития окружающей природы); - культуросообразность и этническое своеобразие воспитания в единстве с общечеловеческими ценностями (опора на национальные ценности, принципы, обычаи, традиции, культуру); - гуманизации межличностных отношений (уважительное отношение между педагогами и учениками, терпимость к мнению других, доброта и внимание); - принципы сотрудничества (создание психологического комфорта, ситуаций успеха, доверия, соревновательности, диалогичность общения); - гуманизация образования и воспитания (приобщение личности к мировой культуре, формирование личности, ее свободы; умения выражать и обосновывать свою позицию); - дифференциация и индивидуализация образовательного процесса (отбор содержания, форм и методов воспитания с учетом особенностей учеников, их склонностей, интересов, способностей, личностных и профессиональных качеств педагогов, условий семьи, социума; создание оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей каждого ученика в процессе социализации);
- эстетизация среды (комфорт, красота, уют, чистота помещений; эстетизация внешнего вида, культура взаимоотношений и общения); - рациональность и оптимальность организации педагогического воздействия, основанные на преемственности содержания, форм, методов воспитания и требований к ученику и способствующие сохранению и укреплению его здоровья, физическому, духовному и умственному развитию, обеспечивающее его психологическую комфортность и защищенность, развитие его индивидуальности и неповторимости, расширение степени свободы).
2. Цели практики в школе
Цель практики: создание условий, обеспечивающих освоение студентами практикоориентированных основ основных направлений профессиональной деятельности психолога на базе учреждений среднего общего образования.
Задачи практики:
1) освоение студентами практикоориентированных основ основных направлений профессиональной деятельности психолога в общеобразовательных учреждениях: диагностической, консультационной, коррекционно-развивающей, профилактической и просветительной;
2) формирование умений выполнять психолого-педагогический анализ педагогического процесса;
3) формирование умений анализировать свою психолого-педагогическую деятельность и деятельность сокурсников.
3. Место дисциплины в структуре ооп бакалавриата
Производственная практика входит в раздел «Б.5. Учебная и производственная практики» ФГОС по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование».
Производственная практика является обязательным этапом обучения бакалавра психолого-педагогического образования и предусматривается ФГОС ВПО и учебным планом.
Практика тесно взаимосвязана со следующими дисциплинами: «Введение в психолого-педагогическую деятельность», «Общая и экспериментальная психология», «Практикум по общей и экспериментальной психологии», «Педагогика», «Социальная психология», «Социальная педагогика», «Психология развития», «Психология детей младшего школьного возраста», «Образовательные программы начальной школы», «Психология подросткового возраста», «Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся», «Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса», «Профессиональная этика в психолого-педагогической деятельности».
Требования к «входным» знаниям, умениям и готовности студентов, приобретенным в результате освоения предшествующих частей ООП, и необходимые при освоении производственной практики: знание теоретических основ психологической и педагогической наук и следующих психологических и педагогических дисциплин: «Введение в психолого-педагогическую деятельность», «Общая и экспериментальная психология с практикумом», «Педагогика», «Социальная психология», «Социальная педагогика», «Психология развития», «Психология детей младшего школьного возраста», «Образовательные программы начальной школы», «Психология подросткового возраста», «Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся», «Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса», «Профессиональная этика в психолого-педагогической деятельности» и др. в т.ч. педагогических систем и технологий, методов, приемов и средств обучения и воспитания, основ психолого-педагогического сопровождения детей школьного возраста, технологий, форм, методов и приемов работы с ними;
- умение применять знания по теоретическим дисциплинам для проведения психологического (диагностического) обследования детей с использованием стандартизированного инструментария, включая первичную обработку результатов;
- владение навыками использования учебных электронных изданий и ресурсов сети Интернет, работы в программных средах Microsoft Office, в т.ч. создания электронных учебных материалов;
- владение технологиями психолого-педагогического сопровождения детей и подростков;
- умение проводить коррекционно-развивающих занятий по рекомендованным методикам;
осознание личностной и социальной значимости профессии, наличие мотивации к успешной профессиональной деятельности психолога в сфере образования и готовность к профессиональной рефлексии.
Практика позволяет интегрировать знания, полученные в ходе изучения указанных выше дисциплин, осмыслить их в аспекте подготовки к осуществлению деятельности психолога по психолого-педагогическому сопровождению педагогического процесса в учреждениях среднего общего образования.
Для успешного прохождения психолого-педагогической практики в учреждениях среднего общего образования необходимо, чтобы студент имел следующую подготовку: 1) понятие о предмете психологии и педагогики (психолого-педагогической действительности); 2) знания о психологических и педагогических теориях, составляющих основу практики обучения и воспитания детей и подростков; 3) понятие о психолого-педагогическом взаимодействии как сущностном признаке процессов обучения и воспитания; 4) знания о возрастных особенностях детей и подростков; 5) представление об образовательных программах в учреждениях среднего общего образования; 6) знания о специфике деятельности психолога в школе.
4. Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения практики:
В результате прохождения производственной практики студент должен: - знать:
- основные направления работы практического психолога в образовании;
- основные особенности структуры психологического наблюдения;
- формы и методы организации диагностико-коррекционной работы;
- основные методы психологического исследования;
- документацию образовательного учреждения и порядок ее ведения;
- уметь:
- использовать знания по психолого-педагогическим дисциплинам на практике;
- наблюдать и анализировать образовательный процесс;
- планировать, проводить диагностику и коррекцию по разным психолого-педагогическим проблемам;
- пользоваться технологиями диагностико-коррекционного взаимодействия;
- фиксировать результаты диагностики и коррекции;
- анализировать проделанную работу и на основе этого делать выводы.
- владеть:
- навыками работы с документацией психолога школы;
- навыками использования разнообразного методического материала для проведения диагностической и коррекционно-развивающей работы;
- навыками консультативного общения с детьми, родителями, учителями, классными руководителями;
- умением анализировать собственную деятельность, профессиональной рефлексией.
Результатом освоения учебной дисциплины является овладение обучающимися следующими общекультурными (ОК) и профессиональными компетенциями (ПК):
Код |
Наименование результата обучения |
ОК-3
|
владеет моральными нормами и основами нравственного поведения |
ОПК- 4
|
готов использовать знание различных теорий обучения, воспитания и развития, основных образовательных программ для учащихся дошкольного, младшего школьного и подросткового возрастов |
ОПК-5
|
готов организовывать различные виды деятельности: игровую, учебную, предметную, продуктивную, культурно-досуговую и др. |
ОПК-6
|
способен организовать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды |
ОПК-8
|
способен понимать высокую социальную значимость профессии, ответственно и качественно выполнять профессиональные задачи, соблюдая принципы профессиональной этики |
ОПК-12
|
способен использовать здоровьесберегающие технологии в профессиональной деятельности, учитывать риски и опасности социальной среды и образовательного пространства |
ПКНО-1 |
способен организовать на уроках совместную и самостоятельную учебную деятельность, деятельность младших школьников, направленную на достижение целей и задач реализуемой образовательной программы |
ПКНО-2
|
способен проводить диагностику уровня освоения детьми содержания учебных программ с помощью стандартных предметных заданий, внося (совместно с методистами) необходимые изменения в построение учебной деятельности |
ПКНО-3 |
способен участвовать в построении и изменении индивидуальной образовательной траектории обучающегося |
ПКНО-4
|
готов создавать условия, облегчающие адаптацию детей к учебному процессу на начальном этапе обучения в школе |
ПКНО-5 |
готов организовать индивидуальную и совместную учебную деятельность обучающихся, основанную на применении развивающих образовательных программ |
ПКНО-7
|
готов осуществлять сбор данных об индивидуальных особенностях детей, проявляющихся в учебной работе и в общении со сверстниками |
ПКПП-1
|
способен организовать совместную и индивидуальную деятельность детей в соответствии с возрастными нормами их развития |
ПКПП-2
|
готов применять утвержденные стандартные методы и технологии, позволяющие решать диагностические и коррекционно-развивающие задачи |
ПКПП-3
|
способен осуществлять сбор и первичную обработку информации, результатов психологических наблюдений и диагностики |
ПКПП-4
|
способен к рефлексии способов и результатов своих профессиональных действий |
ПКПП-6
|
способен эффективно взаимодействовать с педагогами образовательного учреждения и другими специалистами по вопросам развития детей в игровой и учебной деятельности |
ПКПП-7
|
способен выстраивать развивающие учебные ситуации, благоприятные для развития личности и способностей ребенка |
ПКСПП-2
|
готов применять рекомендованные методы и технологии, позволяющие решать диагностические и коррекционно-развивающие задачи |