Файл: Метод. рекомендации по практике в школе.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.05.2024

Просмотров: 401

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

2. Цели практики в школе

3. Место дисциплины в структуре ооп бакалавриата

4. Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения практики:

5. Структура и содержание дисциплины

4.1 Структура дисциплины

Примерная тематика психолого-педагогических исследований

6. Критерии оценки результатов практики студентов

Примерная схема психолого-педагогической характеристики личности ученика

Примерный образец психолого-педагогической характеристики учащегося (по запросу школы, психолога, родителей)

Примерная схема психолого-педагогического анализа урока

Практические рекомендации родителям по повышению эффективности профессионального самоопределения подростков

Практические рекомендации классным руководителям по повышению эффективности профессионального самоопределения подростков

Практические рекомендации библиотекарю по повышению эффективности профессионального самоопределения

Практические рекомендации школьному психологу/педагогу-психологу по повышению эффективности профессионального самоопределения подростков

Практические рекомендации медицинскому работнику по повышению эффективности профессионального самоопределения подростков

Диагностический инструментарий по дисциплине «самоопределение и профессиональная ориентация учащихся» Анкета

Методика «Дифференциально-диагностический опросник» (ддо) е.А.Климова

Методика «ддо е.А.Климова» Лист ответов

Текст опросника

Карта интересов а.Е. Голомштока в модификации г.В. Резапкиной

Методика л.А. Йовайши

Опросник

Обработка результатов и интерпретация

Методика диагностики ценностных ориентаций в карьере (э.Шейн, перевод и адаптация в.А.Чикер, в.Э.Винокурова) «Якоря карьеры»

Тестовый материал

Ключ к тесту

Интерпретация результатов теста

1. Профессиональная компетентность

2. Менеджмент

3. Автономия (независимость)

4. Стабильность работы

5. Стабильность места жительства

6. Служение

7. Вызов

8. Интеграция стилей жизни

9. Предпринимательство

Образцы программ по профессиональному самоопределению старшеклассников Программа по организации профессионального самоопределения старших школьников «Взгляд в будущее»

Структура программы

Конспекты занятий:

Занятие №3

«В поисках своего призвания”

I. Знакомство с детьми, участвующими в занятиях

Структура профессиональной ориентации

II. Изучение базовых понятий.

Разработки внеклассных мероприятий по проблеме профессионального самоопределения учащихся Разработка внеклассного мероприятия для школьников 10, 11 классов: «Дороги, которые мы выбираем»

Ход мероприятия:

Опросник

Бланк ответов

Разработка внеклассного мероприятия "Пять шагов к профессиональной карьере". Телемост: "Человек и профессия"

Профориентационная игра «Ассоциация»

Учебно-методическое и информационное обеспечение практики

Ибрагимов г.И., Ибрагимова е.М., Андрианова т.М. Теория обучения: учебное пособие. – м.: изд-во «Гуманитарный издательский центр владос», 2011.- 384 с. (эбс)

Частное образовательное учреждение

Производственной п р а к т и к и студента направление подготовки: 050400.62 психолого-педагогическое образование

Содержание дневника:

Требования к заполнению дневника и отчетных документов по практике

Характеристика руководителя практики (по месту прохождения практики) о работе студента-практиканта

Календарный план практики

Частное образовательное учреждение

Результаты констатирующего этапа эксперимента

Содержание формирующего этапа эксперимента, методы, формы и средства его реализации

Практические рекомендации по теме исследования

Графический материал

На проведение профориентационной работы

Лист согласования методических рекомендаций по организации производственной практики

Дополнения и изменения методических рекомендаций по организации производственной практики

Дополнения и изменения методических рекомендаций по производственной практике

Дополнения и изменения методических рекомендаций по производственной практике

5. Структура и содержание дисциплины

4.1 Структура дисциплины

Общая трудоемкость психолого-педагогической практики в школе составляет 324 ч. (9 з.е.), диф.зачет

Количество недель: 6

Для дневной формы обучения: 324 ч. (9 з.е.), диф.зачет (4 семестр)

Дата прохождения практики: 22.12-4.12 и 29.06-26.07

Для заочной формы обучения: 324 ч. (9 з.е.), диф.зачет (8 семестр)

Дата прохождения практики: 2.02 – 15.03

Содержание психолого-педагогической практики в школе

В ходе прохождения психолого-педагогической практики в школе студент-практикант совмещает следующие виды деятельности: участие в работе психолога школы и выполнение специальных заданий по запросу школы; психолого-педагогическая работа студента-практиканта с детьми (реализация диагностической, консультационной, коррекционно-развивающей, профилактической, просветительной, профориентационной деятельности) и научно-исследовательской деятельности (проведение психолого-педагогического исследования по конкретной теме).

Психолого-педагогическая практика в школе состоит из следующих этапов, каждый из которых имеет конкретное содержание.

На подготовительном этапе студент знакомится с общеобразовательным учреждением и изучает особенности профессиональной деятельности психолога школы, для этого ему необходимо:

1) познакомится с особенностями общеобразовательного учреждения: типом, учебно-материальной базой; составом учащихся и педагогов, организацией их труда; нормативными документами, регулирующими деятельность педагогических работников школы, правилами внутреннего трудового распорядка и т.п.;

2) познакомиться с документацией психолога школы (должностные обязанности, договор о сотрудничестве, годовой и календарный планы работы, недельный график работы психолога школы, психодиагностическая документация, журнал консультаций, журнал учета групповых форм работы, отчеты о проделанной работе и т.п.);

3) познакомиться с оснащением кабинета психолога школы (оснащенность необходимым инвентарем, методической литературой и материалами для проведения диагностической, консультативной и коррекционно-развивающей работы, оформление кабинета, соответствие его требованиям).

Основной этап направлен на формирование у студентов общекультурных и профессиональных компетенций психолога школы, в ходе которого необходимо провести психолого-педагогическое исследование и разработать практические рекомендации по конкретной теме.


На заключительном этапе студенту необходимо:

1) оформить дневник практики, календарный план практики, проанализировать содержание собственной деятельности в роли психолога;

2) подготовить и оформить отчет о результатах практики.

3) подготовить выступление и презентацию о результатах психолого-педагогической практики в школе на психолого-педагогической конференции по практике.

Примерная тематика психолого-педагогических исследований

  1. Формирование учебно-познавательных мотивов младших школьников.

  2. Учебная мотивация современного школьника и процесс ее изучение и развития.

  3. Становление индивидуального стиля учебно-познавательной деятельности младших школьников.

  4. Диагностика и развитие внимания младших школьников в процессе обучения.

  5. Диагностика и развитие логической памяти у детей младшего школьного возраста.

  6. Диагностика и развитие логического мышления у детей младшего школьного возраста.

  7. Диагностика и развитие воображения младших школьников в учебной деятельности.

  8. Исследование взаимосвязи стиля педагогической деятельности учителя и проявлений школьной дезадаптации первоклассников.

  9. Исследование взаимосвязи стиля педагогической деятельности учителя и проявлений школьной тревожности первоклассников.

  10. Диагностика и развитие учебной мотивации детей младшего школьного возраста.

  11. Адаптация младших школьников к процессу обучения.

  12. Исследование влияния успешности обучения на самооценку младшего школьника.

  13. Психологические предпосылки формирования учебной активности младших школьников.

  14. Формирование познавательных интересов младших школьников.

  15. Диагностика и развитие интеллектуальных способностей учащихся начальных классов.

  16. Диагностика и оптимизация межличностных взаимоотношений младших школьников в классном коллективе.

  17. Психологические проблемы леворуких детей в школе.

  18. Психологические аспекты индивидуализации и дифференциации процесса обучения в начальной школе.

  19. Исследование влияния особенностей темперамента на учебную деятельность учащихся старших классов.

  20. Исследование профессиональной направленности старшеклассников.

  21. Особенности профессионального самоопределения старшеклассников на современном этапе.

  22. Психологические механизмы выработки у школьников нравственных ценностей и привычек.

  23. Взаимосвязи предметно-практических и диалоговых форм взаимодействия в процессе обучения.

  24. Проектирование ситуаций совместной и продуктивной деятельности участников образовательного процесса в школе.

  25. Исследование влияния интернет-технологий на познавательное развитие школьника.



6. Критерии оценки результатов практики студентов

Оценка «отлично» выставляется за:

- выполнение на высоком уровне всех требований программы психолого-педагогической практики;

- активное участие в психолого-педагогической деятельности с детьми;

- знание и соблюдение этических принципов профессиональной деятельности психолога;

- умение правильно планировать и эффективно осуществлять установленные программой практики виды и формы психолого-педагогической деятельности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;  - владение психолого-педагогическими приемами работы;

- самостоятельность, творческий подход к психолого-педагогической деятельности;    - выраженное стремление к формированию и развитию общекультурных и профессиональных компетенций;      

- современное представление итоговой документации, успешное собеседование с руководителем практики, содержательное представление результатов практики на психолого-педагогической конференции по практике.    Оценка «хорошо» выставляется в случае, когда студент выполнил все требования программы практики, но при этом не проявил стремления к совершенствованию психолого-педагогических знаний, умений и навыков; не отличался инициативностью, высокой активностью, творческим подходом и самостоятельностью в выполнении заданий.    Оценка «удовлетворительно» выставляется за:    - наличие поверхностных знаний, неустойчивых умений в области психолого-педагогической деятельности;    - ошибки в планировании, организации и осуществлении установленных программой форм и видов психолого-педагогической деятельности;    - слабое владение приемами психолого-педагогической работы с воспитанниками;    - отсутствие активности, инициативности, самостоятельности и творчества.     Оценка «неудовлетворительно» ставится в случае невыполнения требований практики.

Примерная схема психолого-педагогической характеристики личности ученика

 Общие сведения  Фамилия, имя. Дата рождения. Класс, общее физическое развитие. Состояние здоровья. Условия жизни в семье. Правильность основной линии семейного воспитания.     Учебная деятельность  1. Успеваемость (преобладающие оценки, одинаково или неодинаково успевают по разным предметам).

2. Общее умственное развитие (кругозор, начитанность).


3. Особенности внимания (степень развития произвольного внимания, его сосредоточенность, устойчивость, способность к распределению).

4. Осмысленность восприятия учебного материала, быстрота осмысления.

5. Развитие мышления (отличает ли существенные и второстепенные признаки предметов и явлений, уровень усвоения общих и абстрактных понятий, умеет ли сравнивать, обобщать, делать самостоятельные выводы, быстро ли находит пути решения).

6. Интерес к занятиям и отношение к учению (с интересом или без интереса учится, к каким учебным предметам проявляет интерес, отношение к отметке, отношение к похвале или порицанию учителя и родителей, основной мотив учебной деятельности).

7. Умение учиться (соблюдение режима дня, организованность, умение самостоятельно работать над книгой, заучивать материал, контролировать себя, составлять планы, конспекты и прочее).     Труд. (Уроки труда, общественно полезный труд в школе и дома)

1. Отношение к труду, любит ли трудиться и что именно привлекает – процесс работы, сделанная вещь или овладение навыком работы.

2. Организованность и дисциплинированность в труде.

3. Есть ли привычка к длительным трудовым усилиям?

4. Какие виды труда предпочитает?     Общественная деятельность и активность    1. Отношение к общественной жизни коллектива (дорожит ею, равнодушен, относится отрицательно).

2. Интерес к общественной жизни страны (читает ли газеты, слушает ли радио, обсуждает ли общественные события с учителями и товарищами).

3. Какие общественные обязанности имеет (постоянные, эпизодические, никаких не имеет) и как их выполняет?     Направленность личности учащегося и специальные способности Интересы (перечислить, чем интересуется учащийся: техника, рисование, музыка, спорт, коллекционирование и т.д., отметить характер интересов с точки зрения их глубины и активности; интерес к чтению – любит ли читать и что читает: художественную, научно-популярную или преимущественно развлекательную литературу). 2. Отметить, есть ли особенные способности к какой-либо деятельности (музыке, рисованию, артистические способности и т.д.), в чём они проявляются. 3. О чём мечтает и что намеревается делать в будущем (отметить в характеристике учащихся, начиная с 6 класса).     Дисциплинированность    1. Общая характеристика поведения (ведёт себя спокойно, сдержанно или проявляет излишнюю подвижность, непоседливость).