ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.05.2024
Просмотров: 412
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
3. Место дисциплины в структуре ооп бакалавриата
4. Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения практики:
5. Структура и содержание дисциплины
Примерная тематика психолого-педагогических исследований
6. Критерии оценки результатов практики студентов
Примерная схема психолого-педагогической характеристики личности ученика
Примерная схема психолого-педагогического анализа урока
Практические рекомендации библиотекарю по повышению эффективности профессионального самоопределения
Методика «Дифференциально-диагностический опросник» (ддо) е.А.Климова
Методика «ддо е.А.Климова» Лист ответов
Карта интересов а.Е. Голомштока в модификации г.В. Резапкиной
Обработка результатов и интерпретация
Интерпретация результатов теста
1. Профессиональная компетентность
5. Стабильность места жительства
I. Знакомство с детьми, участвующими в занятиях
Структура профессиональной ориентации
Профориентационная игра «Ассоциация»
Учебно-методическое и информационное обеспечение практики
Частное образовательное учреждение
Требования к заполнению дневника и отчетных документов по практике
Характеристика руководителя практики (по месту прохождения практики) о работе студента-практиканта
Частное образовательное учреждение
Результаты констатирующего этапа эксперимента
Содержание формирующего этапа эксперимента, методы, формы и средства его реализации
Практические рекомендации по теме исследования
На проведение профориентационной работы
Лист согласования методических рекомендаций по организации производственной практики
Дополнения и изменения методических рекомендаций по организации производственной практики
Дополнения и изменения методических рекомендаций по производственной практике
Дополнения и изменения методических рекомендаций по производственной практике
Примерная схема психолого-педагогического анализа урока
Общие сведения об уроке: дата, школа, класс, предмет, тема урока, цель и тип урока, количество учащихся в классе, из них присутствовало на уроке. Организационный момент урока и его влияние на психику школьников: характер требований учителя, ответная реакция учащихся, групповые и индивидуальные отклонения в поведении, общая настроенность учащихся на урок; дисциплина и организованность в начале урока; какие факты свидетельствуют о наличии или недостаточности взаимопонимания учителя и учащихся. Психологический анализ опроса учащихся на уроке: В чём проявился мобилизующий и направляющий характер вопросов учителя? Насколько соответствовали характеру вопросов ответы учащихся? На каком уровне – (знакомство, понимание, умение и навыки) – демонстрировали учащиеся свои знания? В каких случаях и почему возникали затруднения в ответах? С помощью каких педагогических приёмов эти затруднения снимались? Какие моменты в ответах учащихся свидетельствовали о глубине знаний, об их связи с жизнью, о творческом понимании изученного материала? По каким фактам можно оценить прочность знаний или их отсутствие , механически или осмысленно учащиеся усвоили заданный материал. Правильно ли истолковывались учащимися научные понятия, суждения, доказательство, опровержения, выводы? Какие приёмы способствовали активизации памяти, мышления в ходе опроса? Как учитель привлекал внимание учащихся к ответам опрашиваемых? Какими приёмами мыслительной деятельности владели отвечавшие? Умение учителя слушать ученика (исправлять, ставить дополнительные вопросы)? Насколько правильно учитель оценил знания учащихся? Был ли проведён итог проверки знаний учащихся? Психологический анализ процесса изучения нового материала на уроке: Как была проведена психологическая подготовка учащихся к восприятию и усвоению нового материала? Какие приемы учитель использовал для организации внимания и восприятия? Какими приёмами была доведена цель урока до сознания учащихся? Насколько учащиеся были заинтересованы предстоящей темой урока? Какие приёмы объяснения помогали учащимся соорентироваться в новом материале? Как осуществлялось воздействие на память, на мышление и воображение учащихся с целью более глубокого усвоения материала? Какие моменты объяснения и почему вызвали положительные или отрицательные реакции у учащихся (в содержании, форме, объяснении, примерах и т.п.)? Какие приёмы использовал учитель для развития логического мышления и речи? Проводились ли сопоставления? Выяснялись ли причинные связи? Давалось ли образное представление об изучаемом? Как подводились учащиеся к выводам и обобщениям? Какие мыслительные операции отчётливо проявлялись на уроке: какие новые представления и понятия были сформированы на основе первичного восприятия материала учащимися? Каким методом это достигалось? Какие упражнения проводились с целью выработки навыков учащихся? Какие приёмы помогали активизировать внимание и восприятие, снять утомление, предотвратить отвлекаемость внимания? Насколько осуществлялась связь нового материала с уже известным? Характеристика изложения материала со стороны восприятия у учащихся моральных, интеллектуальных и эстетических чувств. Характеристика речи учащихся и отношения учителя к недостаткам в речи школьников. Психологический анализ закрепления. Как проявились в процессе закрепления и осмысливания, понимание новых понятий, суждений и выводов, умение пользоваться знаниями для решения учебных и других задач? По каким признакам можно изучить проявление памяти, мышления, воображения и чувств учащихся? В чём проявилась диалектичность мышления? Чем определялась и в чём проявилась активность учащихся при закреплении? Элементы соревновательности в процессе закрепления. Была ли связь воспроизведения нового материала с творчеством учащихся, в чём она проявилась? Какими приёмами и насколько успешно проводилось закрепление знаний и умений. Психологический анализ задания на дом: Как учитель формировал установку на выполнение домашнего задания? Чем мотивированы объём задания? Как соотносятся в домашнем задании теоретическая и практическая часть, новые знания и опора на прежний опыт? Как и в чём учитель проявил дифференцированный подход к учащимся в момент задания? Доступность задания и чёткость его комментирования учителем. Какие вопросы по домашнему заданию ставили учащиеся и о чём они свидетельствуют? В чём выразился интерес учащихся к домашней работе, какие эмоциональные реакции удалось заметить? Были ли приняты во внимание индивидуальные и возрастные особенности учащихся? В какой степени задание на дом было направлено на упрочнение знаний, на развитие у школьников навыков самостоятельной работы. Как был закончен урок? Были ли сделаны необходимые выводы в конце урока? Общий вывод об уроке. Насколько полно раскрыта тема и в какой мере осуществлена цель урока? Оценка урока со стороны его влияния на развитие психики учащихся. Общая оценка его образовательной и воспитательной ценности. Добился ли учитель сознательного и активного отношения к усвоению знаний, формированию умений и навыков? В какой мере учитывал учитель психологические закономерности познавательной деятельности, индивидуальные и возрастные особенности школьников? Насколько эффективно использовались учителем технические средства и наглядные пособия на уроке? Какие положительные массовидные явления были вызваны у учащихся (подражание, соревнование, внушение и т.п.)? Какие выявлены недостатки в проведении урока? Имело ли место нарушение дисциплины? Какими путями поддерживалась дисциплина? Психологический анализ особенностей поведения учителя на уроке. Дать характеристику действий и состояний учителя с психологической точки зрения. Умение руководить индивидуальной и коллективной деятельностью учащихся (ставить цель, задачи, доступно объяснять сложные вопросы, организовывать работу с книгой, пособиями, использовать меры поощрения и наказания). Степень владения информационными, ориентационными и другими педагогическими умениями. Проявление такта и доброты, лояльности учителя, требовательности к себе и учащимся, умение повышать эмоциональный тонус и работоспособность учащихся. Правильность, логичность, темп, тон, эмоциональная насыщенность, образность речи учителя. Умение воздействовать словом и образом на сознание и поведение учащихся. Внешний вид, осанка, уравновешенность, организованность поведения учителя, манера держаться в классе, демократичность отношений с учащимися, самоконтроль, самодисциплина. Требовательность учителя. Социально-психологическая оценка авторитета и влияния учителя на учащихся. В какой мере урок содействовал сплочению детского коллектива. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ АНАЛИЗУ УРОКА Предложенная выше схема психолого-педагогического анализа урока используется студентом, как образец, при характеристике основных аспектов урока. Рекомендуется внимательно изучить схему анализа, в соответствии с нею собрать материалы и обобщать их в общей характеристике урока. В процессе уроков студент должен приобрести следующие практические умения: - наблюдать за ходом отдельных уроков; - выделить в процессе наблюдения составные части урока и давать каждому из них психолого-педагогическую характеристику; - выяснять в беседах с учителями и учащимися вопросы, которые возникли в ходе наблюдений; - дополнять при необходимости наблюдения беседами, интервьюированием, анкетированием, изучением продуктов деятельности школьников и другими методами сбора психологических данных; - вести записи данных, полученных в процессе наблюдений и при использовании других исследовательских методов; - систематизировать собранные данные в соответствии с предложенной выше схемой психологического анализа урока.
ПРИМЕРНАЯ СТРУКТУРА ПЛАНА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ Титульный лист: План воспитательной работы классного руководителя 8 «а» класса средней общеобразовательной школы № 15 г. Советского района г. Казани Классный руководитель: звание, Ф.И.О. /подпись/ На второй странице отражаются: 1. Краткая характеристика класса. 2. Основные воспитательные задачи (вытекающие из краткой характеристики класса) 3. Основные виды и формы деятельности классного коллектива №№ п/п Содержание работы Сроки проведения Исполнители Формы проведения 4. Организация и воспитание классного коллектива. 5. Воспитание политической культура. 6. Воспитание духовной, интеллектуальной культуры. 7. Воспитание экономической культуры. 8. Воспитание культуры труда и профориентации. 9. Культура нравственных отношений. 10. Воспитание культуры поведения и общения. 11. Воспитание культуры семейной жизни и половых отношений. 12. Воспитание военно-патриотической культуры. 13. Воспитание культуры межнациональных отношений. 14. Воспитание гражданской культуры. 15. Антинаркотическое и антиалкогольное воспитание. 16. Воспитание правовой культуры. 17. Воспитание экологической культуры. 18. Воспитание эстетической культуры. 19. Воспитание физической культуры. 20. Работа с родителями. Примерная тематика и формы организации внеклассных воспитательных мероприятий. 1. Умственное воспитание. - Конкурс «Знаешь ли ты пословицы?» - Математическая игротека - Лингвистическая игротека - Час веселой математики - Игротека юных натуралистов - Викторина почемучек - Турниры – викторины: «Времена года»; «Лес»; «Растения»; «Животные»; «Народы мира»; «Космос»; «Страны и континенты»; «Профессии»; «Транспорт»; «Спорт»; «Писатели и книга» и т.д. - Рассказ – эстафета - Игры – путешествия: «Наш город»; «Вокруг света»; «Удивительное рядом»; «Путешествие на машине времени» и т.д. - Ролевые игры на местности «Тайна» или «Следопыты» 2. Эстетическое воспитание. - Концерт – беседа о музыке - Заочная экскурсия: «Васнецов – художник – сказочник»; «Левитан – певец русской природы»; «Дети в картинах А.Пластова» - Утренники: «Герои сказок у нас в гостях»; «Книги – наши друзья»; «Мы любим сказки» - Беседы: «Красивые и некрасивые поступки»; «Чем красивы люди вокруг нас» - Музыкально–литературная композиция «Времена года» - Литературная гостиная - Беседа о культуре речи - Операция «Говорящий портфель» - Операция «Праздничный сюрприз» - Концерт – молния на тему: «Встреча Нового Года»; «Проводы зимы»; «Лесной карнавал»; «На всемирном фестивале» - Литературно-художественные конкурсы: «Лучший коллективный рисунок»; «Лучший комикс»; «Лучшее фото» и т.д. 3. Трудовое воспитание. - Беседы: «Всякая вещь трудом создана»; «Учись приносить людям пользу»; «Всегда найдется дело для умелых рук»; «Про колосок и хлеба кусок» - Коллективное творческое дело «Город веселых мастеров» - Трудовая атака - Операция «Подарок далеким друзьям» - Коллективное творческое дело «Школьная фабрика» (по изготовлению наглядных дидактических пособий, оформлению школьных помещений) - Операция «Уставший металл»; «Бумажный клад» - Праздник «Все работы хороши – выбирай на вкус» 4. Патриотическое воспитание. - «Это русская страна – это Родина моя» – литературно-музыкальная композиция - Устный журнал «Край мой любимый» - Праздник, посвященный Дню Защитника Отечества - Коллективное творческое дело «Салют ветеранам» - Праздник «Нет в мире краше Родины нашей» 5. Этическое воспитание. - Беседы: «Азбука вежливости»; «Умей трудиться в коллективе»; «Об отзывчивости человека»; «Правила, обязательные для всех»; «Не будь равнодушным»; «О бескорыстии в дружбе»; «Верность слову и обещаниям»; «Уважай свое время и время других»; «Правила поведения в общественных местах» 6. Физическое воспитание. - Спортивный праздник «Делай с нами, делай как мы, делай лучше нас!» - Соревнования «Папа, мама, я – спортивная семья» - Соревнования «Царь горы» - Беседа «О гигиене» - Викторина «Герои олимпиад» - Веселая спартакиада - «Снежная Олимпиада» - Беседа «Олимпийцы среди нас» - Беседа «Формирование здорового образа жизни» 7. Формирование мировоззрения. - Обзор детской научно-популярной литературы для учащихся 5-9 классов - Викторина «Счастливый случай» - Игра – путешествие «Вокруг света» 8. Экологическое воспитание. - Беседа «Остановись. Оглянись». - Игра «Зеленые тайны» - КВН «В мире животных» - Праздник «День птиц» - Экологический эрудицион – «Свалка по имени Земля» 9. Правовое воспитание. - Игра – путешествие «Ходи по улицам с умом» - Беседа «Алкоголь и подростки»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПОДГОТОВКЕ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ - Подобрать интересную для учащихся тему (можно использовать анкетирование). - Определить цели проведения мероприятия (образовательную, воспитательную, развивающую). - Определить содержание мероприятия, его форму, структуру. Подобрать необходимую литературу и оборудование. - Сформировать творческие группы (по видам деятельности) для написания сценария и подготовки мероприятия. При разработке сценария обязательно определить роль учеников, зрителей, их обязанности. - Продумать оформление места проведения мероприятия в форме соревнования). - Обязательно прорепетировать центральные моменты мероприятия, проверить готовность технических средств. - Заблаговременно вывесить красочное объявление о дате и месте проведения мероприятия, его теме. - При проведении мероприятия студент выполняет роль, отведенную ему сценарием. - Разработать развернутый план – конспект воспитательного мероприятия, согласовать с классным руководителем и методистом.
СТРУКТУРА ПЛАНА-КОНСПЕКТА ВОСПИТАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ __________________________________________________________________ Титульный лист: Полное наименование школы ……………………….. района г……….
ПЛАН – КОНСПЕКТ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ «……………………………….», проведенного в 7 «А» классе Мероприятие провел:
Ф.И.О. Казань 20___
__________________________________________________________________ Вторая страница:
Тема внеклассного мероприятия:
Цель:
- образовательная,
- воспитательная,
- развивающая. Задачи:
Форма проведения:
Оборудование:
Участники:
Дата проведения:
Время проведения:
Место проведения: Продолжительность мероприятия: Следующие страницы:
План подготовки мероприятия (в котором отражаются дела учащихся на подготовительном этапе)
План хода мероприятия Основной текст содержательной части мероприятия
Используемая литература Анализ мероприятия
Подведение итогов ПРИМЕРНАЯ СХЕМА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ВОСПИТАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ И ЕГО ОЦЕНКА 1. Общие сведения о воспитательном мероприятии: - дата и время проведения мероприятия, его тема, участники (класс, кружок, секция, коллектив), кто проводит; - чем обусловлен выбор темы: школьными (классными) традициями, системой воспитательной работы школы (класса), возрастными особенностями учащихся, актуальностью проблемы и т.д.; - воспитательные цели и конкретные задачи, которые должны быть решены в результате этого мероприятия; - целесообразность выбора формы (беседа, диспут, дискуссия, КВН, викторина, устный журнал др.). 2. Анализ подготовительного этапа мероприятия: - кто был инициатором проведения мероприятия (учитель, родители, учащиеся) и кто его готовил; - как учитывались интересы учащихся при выборе мероприятия, их отношение к выполнению заданий, самостоятельность; - степень участия учащихся в подготовке мероприятия, их инициатива, активность; - с чем неожиданным Вы столкнулись в процессе подготовки к мероприятию; - подбор текстов, технических средств, костюмов, изготовление наглядности и т.д. 3. Анализ хода воспитательного мероприятия: - соответствие содержания поставленной цели и задачам, ее конкретность, убедительность; - соответствие времени; - мера организованности и дисциплинированности учащихся во время проведения мероприятия; - оснащенность оборудованием, ТСО, наглядностью; - насколько четко, логично, эмоционально раскрыты цели и задачи мероприятия; - каким был стиль взаимоотношений между учителем и учащимися; - какими приемами активизации пользовался учитель; - какова степень увлеченности учащихся ходом мероприятия; - влияние личности учителя на подготовку и проведение мероприятия, его педагогический такт; - коллективные психолого-педагогические проявления учащихся во время мероприятия (смех, юмор, дух соревнования, соперничества, коллективное сопереживание, подражание, микроклимат и т.д.); - какой научно-методический материал был использован при проведении мероприятия, его содержательность, связь с жизнью; 4. Подведение итогов, выводы, общая оценка воспитательного мероприятия - степень достижения поставленной цели и задач в ходе мероприятия; - какие элементы знаний, умений, навыков, понятий приобрели учащиеся при подготовке и проведения мероприятия, уровень их развития; - воспитанию каких качеств, способностей личности способствовало данное мероприятие; - какое значение имеет данное мероприятия для совершенствования межличностных отношений в классе, сплочения коллектива, изменения морально-психологического климата, пробуждения интереса к тем вопросам, которым было посвящено мероприятие; - анализ причин успеха, неудач, ошибок, просчетов и недостатков, снизивших эффективность мероприятия, способы их устранения; - способствовало ли проведенное мероприятие Вашему развитию как педагога; - какие коррективы Вы внесли бы в организацию своей деятельности.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ С УЧАЩИМИСЯ, ИМЕЮЩИМИ ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ 1. Основные признаки «трудных» учеников (5-8 классов): - грубость, озлобленность, нежелание учиться и трудиться, стремление сделать что-то плохое, повышенный интерес к воровству, мошенничеству и др. Основные признаки «трудных» учеников (9-11 классов): - пренебрежительное отношение к родителям, взрослым, товарищам, к своим учебным и общественным обязанностям, критиканство, нежелание доводить начатое дело до конца, невыдержанность, замкнутость, повышенный интерес к сексуальным вопросам, курению и т.д. 2. Вопросы для беседы с трудным учеником: - Чем занимаешься после уроков? - С кем дружишь? - Какой учебный предмет нравится больше всего и почему? - Кого из учителей особенно уважаешь и за что? - Как помогаешь семье, как к тебе относятся члены семьи? - Хочешь ли ты, чтобы твои родители изменились? - Кем бы ты хотел стать в будущем? - Каким видом спорта предпочитаешь заниматься? - В чем бы ты мог себя реализовать? - Есть ли у тебя желание избавиться от дурных привычек и плохих черт характера? - Чем ты объясняешь свое негативное поведение и др. 3. Анкета родителям «трудного» ученика может иметь следующие вопросы: - Насколько аккуратно и систематически ваш ребенок выполняет режим дня? Занимается ли спортом? - Какие положительные черты характера своего ребенка вы могли бы назвать? - Какие отрицательные черты в поведении ребенка вами замечены? - Назовите внесемейные контакты вашего ребенка и каковы результаты такой дружбы? - Что любит ваш ребенок в большей мере: искусство, кино, животных, спорт и др.?
ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ СТУДЕНТА-ПРАКТИКАТА: - неумение беседовать с учащимися, замкнутость, немногословность; - выражение неуверенности во взгляде, скудность речи; - излишняя строгость или гнев без особой причины; - попустительство или чрезмерная мягкость; - излишняя жестикуляция или беготня с места на место; - неумение найти свое место, определить положение рук; - неумение войти в контакт со всем классом; - отсутствие культуры и эстетики движения: сутулость, опущенная голова, беспомощное движение рук; - монотонность и безжизненность в голосе, неумение найти оптимальный вариант громкости в подаче команд; - неуверенность, страх, скованность и др. В связи с чем рекомендуется психофизическая настройка, в частности: - систематический контроль за своим поведением, жестами, мимикой; - установка на доброжелательный, оптимистический тон разговора; - наличие разрядки в деятельности: чувство юмора, музыкотерапия, имитационная игра и др.; - настройка на душевное равновесие (не допускать угрюмости, преувеличения чужих пороков и ошибок); - проведение сеанса релаксации, аутогенной тренировки, психофизической гимнастики в целях эффективного расслабления, в частности самовнушение, самоустановка. Например, полезно мысленно произнести следующие фразы: «Я спокоен, я уверен в своих действиях. Я хорошо владею собой» и т.п.
ОБСУЖДЕНИЕ ИТОГОВ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ В ШКОЛЕ 1. Ваши общие впечатления о психолого-педагогической практике в школе (одобрение, критика, пожелание, советы тем, кто придет после вас, ваше самочувствие, надежды, сомнения и т.п.). 2. Что вызвало наибольшие трудности: 1) составление психолого-педагогической характеристики ученика?
2) составление психолого-педагогической характеристики класса?
3) диагностику межличностных отношений учащихся в классном коллективе?
4) осуществление психолого-педагогического анализа посещенного урока?
5) проведение профориентационной работы с учащимися 9-11 классов?
6) разработка, самостоятельное проведение, анализ внеклассных занятий?
7) анализ внеклассных мероприятия однокурсников?
8) проведение психолого-педагогического исследования;
9) Разработка практических рекомендаций/программы по конкретной психолого-педагогической теме.
3. Как вы лично оцениваете уровень проведения вами практических занятий, мероприятий? 4. Нужна ли специальная подготовка к практике? 5. Если «да», то какие формы предпочтительнее: - специальные занятия (например, педагогический практикум); - самостоятельная работа с методическими материалами (методическими разработками, памятками, инструкциями, образцами планов-конспектов, сценариев воспитательных мероприятий и т.п.); - посещение школ в течение учебного года. 6. Если «нет», то какие будут предложения? 7. По каким позициям требуется особенно интенсивная подготовка: - оформление конспектов; - методика организации и проведения занятий; - работа по разработке сценариев внеклассных мероприятий; - методика диагностики учащихся; - методика работы по составлению психолого-педагогических характеристик; - порядок оформления документов по практике. 8. Достаточна ли помощь, полученная от руководителя практики? 9. Ваши предложения по ее улучшению. 10. Как повлияла практика на вашу профессиональную ориентацию: - укрепила в правильности выбранной профессии; - ничего не изменила; - склонность к мысли, что психологом стать не смогу; - вызвала иные соображения. 11. Что вы думаете о критериях оценки работы студента? По каким показателям судить о качестве его психолого-педагогической деятельности? 12. Какие способы такой оценки наиболее целесообразны: - тестирование, опросы (замеры сформированности умений с учетом исходного уровня); - самоанализ (например, в форме эссе); - характеристика и оценка руководители практики; - мнения учащихся.