Файл: Метод. рекомендации по практике в школе.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.05.2024

Просмотров: 430

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

2. Цели практики в школе

3. Место дисциплины в структуре ооп бакалавриата

4. Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения практики:

5. Структура и содержание дисциплины

4.1 Структура дисциплины

Примерная тематика психолого-педагогических исследований

6. Критерии оценки результатов практики студентов

Примерная схема психолого-педагогической характеристики личности ученика

Примерный образец психолого-педагогической характеристики учащегося (по запросу школы, психолога, родителей)

Примерная схема психолого-педагогического анализа урока

Практические рекомендации родителям по повышению эффективности профессионального самоопределения подростков

Практические рекомендации классным руководителям по повышению эффективности профессионального самоопределения подростков

Практические рекомендации библиотекарю по повышению эффективности профессионального самоопределения

Практические рекомендации школьному психологу/педагогу-психологу по повышению эффективности профессионального самоопределения подростков

Практические рекомендации медицинскому работнику по повышению эффективности профессионального самоопределения подростков

Диагностический инструментарий по дисциплине «самоопределение и профессиональная ориентация учащихся» Анкета

Методика «Дифференциально-диагностический опросник» (ддо) е.А.Климова

Методика «ддо е.А.Климова» Лист ответов

Текст опросника

Карта интересов а.Е. Голомштока в модификации г.В. Резапкиной

Методика л.А. Йовайши

Опросник

Обработка результатов и интерпретация

Методика диагностики ценностных ориентаций в карьере (э.Шейн, перевод и адаптация в.А.Чикер, в.Э.Винокурова) «Якоря карьеры»

Тестовый материал

Ключ к тесту

Интерпретация результатов теста

1. Профессиональная компетентность

2. Менеджмент

3. Автономия (независимость)

4. Стабильность работы

5. Стабильность места жительства

6. Служение

7. Вызов

8. Интеграция стилей жизни

9. Предпринимательство

Образцы программ по профессиональному самоопределению старшеклассников Программа по организации профессионального самоопределения старших школьников «Взгляд в будущее»

Структура программы

Конспекты занятий:

Занятие №3

«В поисках своего призвания”

I. Знакомство с детьми, участвующими в занятиях

Структура профессиональной ориентации

II. Изучение базовых понятий.

Разработки внеклассных мероприятий по проблеме профессионального самоопределения учащихся Разработка внеклассного мероприятия для школьников 10, 11 классов: «Дороги, которые мы выбираем»

Ход мероприятия:

Опросник

Бланк ответов

Разработка внеклассного мероприятия "Пять шагов к профессиональной карьере". Телемост: "Человек и профессия"

Профориентационная игра «Ассоциация»

Учебно-методическое и информационное обеспечение практики

Ибрагимов г.И., Ибрагимова е.М., Андрианова т.М. Теория обучения: учебное пособие. – м.: изд-во «Гуманитарный издательский центр владос», 2011.- 384 с. (эбс)

Частное образовательное учреждение

Производственной п р а к т и к и студента направление подготовки: 050400.62 психолого-педагогическое образование

Содержание дневника:

Требования к заполнению дневника и отчетных документов по практике

Характеристика руководителя практики (по месту прохождения практики) о работе студента-практиканта

Календарный план практики

Частное образовательное учреждение

Результаты констатирующего этапа эксперимента

Содержание формирующего этапа эксперимента, методы, формы и средства его реализации

Практические рекомендации по теме исследования

Графический материал

На проведение профориентационной работы

Лист согласования методических рекомендаций по организации производственной практики

Дополнения и изменения методических рекомендаций по организации производственной практики

Дополнения и изменения методических рекомендаций по производственной практике

Дополнения и изменения методических рекомендаций по производственной практике

ПРАКТИКООРИЕНТИРОВАННЫЙ МАТЕРИАЛ ПО САМООПРЕДЕЛЕНИЮ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ УЧАЩИХСЯ

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

Практические рекомендации подросткам по профессиональному самоопределению

1. Составить список подходящих профессий. Напишите все профессий, которые Вам нравятся, интересны, по которым бы Вам хотелось работать, которые Вам подходят.

2. Составить список требований к выбираемой профессии: выбираемая профессия и будущий род занятий; выбираемая профессия и жизненные ценности; выбираемая профессия и жизненные цели; выбираемая профессия и мои горячие сегодняшние проблемы; выбираемая профессия и реальное трудоустройство по специальности; желательный уровень профессиональной подготовки; выбираемая профессия и мои склонности и способности; желательные содержание, характер и условия работы.

3. Определить значимость каждого требования. Выясните, насколько все перечисленные требования значимы. Может быть, есть менее важные требования, которые можно и не учитывать.

4. Оценить свое соответствие требованиям каждой из подходящих профессий. Кроме тех требований, которые есть у Вас к профессии, существуют и требования самой профессии. Проанализируйте, развиты ли у Вас профессиональные качества, отвечают ли ваши интеллектуальные способности, психологические особенности, состояние здоровья требованиям профессии.

5. Подсчитать и проанализировать результаты. Подумайте, какая профессия из всего списка больше других подходит Вам по всем пунктам.

6. Проверить результаты. Чтобы убедиться в правильности Ваших размышлений, обсудите свое решение с друзьями, родителями, учителями, психологом, профконсультантом.

7. Определить основные практические шаги к успеху. Итак, Вы приняли решения. Теперь важно определить, в каком учебном заведении Вы сможете получить профессиональное образование, как развивать в себе профессионально важные качества, как можно получить практический опыт работы по данной специальности, как повысить свою конкурентоспособность на рынке труда.


Практические рекомендации родителям по повышению эффективности профессионального самоопределения подростков

1. Учитывать интересы и склонности ребёнка.

2. Выбирая определенную профессию, важно осознать, есть ли у подростка способности, соответствующие профессионально важным качествам.

3. В ситуации сомнения необходимо выбрать ту профессию, где способности подростка будут максимально реализованы.

4. Тип реализуемой профессиональной деятельности должен совпадать с его личностным, характерологическим типом.

Практические рекомендации классным руководителям по повышению эффективности профессионального самоопределения подростков

  • разработать для конкретного класса (группы) план педагогической поддержки профессионального самоопределения учащихся, включающий разнообразные формы, методы, средства, активизирующие познавательную, творческую активность школьников;

  • организовать индивидуальные и групповые профориентационные беседы, диспуты, конференции;

  • вести психолого-педагогические наблюдения склонностей учащихся (данные наблюдений, анкет, тестов фиксируются в индивидуальной карте ученика);

  • помогать обучающемуся проектировать индивидуальную образовательную траекторию, моделировать варианты профильного обучения и профессионального самоопределения, осуществлять анализ собственных достижений, составлять собственный портфолио;

  • организовывать посещение учащимися дней открытых дверей в вузах и средних профессиональных учебных заведениях;

  • организовывать тематические и комплексные экскурсии учащихся на предприятия;

  • оказывать помощь школьному психологу в проведении анкетирования, учащихся и их родителей по проблеме профессионального самоопределения подростков;

  • проводить родительские собрания по проблеме формирования готовности учащихся к профильному и профессиональному самоопределению;

  • организовывать встречи учащихся с выпускниками школы — студентами вузов, средних профессиональных учебных заведений.

Практические рекомендации библиотекарю по повышению эффективности профессионального самоопределения

  • регулярно подбирать литературу для учителей и учащихся в помощь выбору профессии (по годам обучения) и профориентационной работе;

  • изучать читательские интересы учащихся и рекомендует им литературу, помогающую в выборе профессии; организовывать выставки книг о профессиях и читательские диспуты-конференции на темы выбора профессии;

  • обобщать и систематизировать методические материалы, справочные данные о потребностях региона в кадрах и другие вспомогательные материалы (фотографии, вырезки, схемы, проспекты, программы, описания профессий);

  • регулярно устраивает выставки литературы о профессиях по сферам и отраслям (машиностроение, транспорт, строительство, в мире искусства и т.д.)


Практические рекомендации школьному психологу/педагогу-психологу по повышению эффективности профессионального самоопределения подростков

  • изучать профессиональные интересы и склонности учащихся

  • осуществлять мониторинг готовности учащегося к профильному и профессиональному самоопределению через анкетирование учащихся и их родителей;

  • проводить тренинговые занятия по профориентации учащихся;

  • проводить беседы, психологическое просвещение для родителей и педагогов на тему выбора;

  • осуществлять психологические консультации с учётом возрастных особенностей учащихся;

  • способствовать формированию у школьников адекватной самооценки;

  • приглашать родителей учащихся для выступлений перед учениками о своей профессии, привлекает их для работы руководителями кружков;

  • оказывать помощь классному руководителю в анализе и оценке интересов и склонностей учащихся;

  • создавать базу данных по профдиагностике.


Практические рекомендации медицинскому работнику по повышению эффективности профессионального самоопределения подростков

  • использовать разнообразные формы, методы, средства, способствовать формированию у школьников установки на здоровый образ жизни;

  • проводить с учащимися беседы о взаимосвязи успешности профессиональной карьеры и здоровья человека;

  • оказывать консультации по проблеме влияния состояния здоровья на профессиональную карьеру;

  • оказывать помощь классному руководителю, школьному психологу и социальному педагогу в анализе деятельности учащихся.

Диагностический инструментарий по дисциплине «самоопределение и профессиональная ориентация учащихся» Анкета

Цели: выявить: склонность подростка к определённым учебным предметам, областям наук, видам внеклассной деятельности; степень их занятости во внеурочное время; интерес к определённой профессии и критерии по которым учащиеся выбирают будущую профессию.

Фамилия, имя, отчество _______________________________________________________________

Школа____________________________________________________________

Класс_____________________________________________________________

Дата______________________________________________________________

1. Назовите ваши любимые учебные предметы__________________________________________________________

__________________________________________________________________

2. Назовите ваши нелюбимые учебные предметы_________________________________________________________

__________________________________________________________________

3. Назовите профессии, которые вам нравятся___________________________________________________________

__________________________________________________________________

4. Назовите профессии, которые вам не нравятся__________________________________________________________

_________________________________________________________________

5. Чем вы любите заниматься в свободное время?____________________________________________________________

__________________________________________________________________

6. Какие кружки, секции, факультативы посещаете или посещали?_________________________________________________________

__________________________________________________________________

7. В какой работе класса или школы принимаете участие?__________________________________________________________

_________________________________________________________________


8. Какая область деятельности или знаний из приведённого ниже вас больше всего интересует:

а) естественно-научная (химия, биология, медицина, геология, сельское хозяйство);

б) точные науки (математика, физика);

в) общественно-научная (история, философия, экономика, право);

г) гуманитарная (литература, журналистика, лингвистика, педагогика, психология);

д) искусство (музыкальное, театральное, изобразительное)

или же определённые интересы отсутствуют?

9. Какую профессию вы решили избрать?___________________________________________________________

__________________________________________________________________

10. Есть ли у вас друзья, которые намерены избрать ту же профессию, что и вы?____________________________________________________________

11.Что привлекает вас в избранной профессии (подчеркните несколько вариантов):

  • условия труда;

  • сам процесс трудовой деятельности;

  • высокая материальная обеспеченность;

  • подвижная работа и возможность получения новых впечатлений;

  • спокойная работа;

  • высокая степень ответственности;

  • самостоятельное принятие решений;

  • возникновение сложных или даже опасных ситуаций;

  • контакты с людьми;

  • возможность творческой деятельности

  • частые командировки

  • возможность создавать что-либо своими руками

  • работа на свежем воздухе

  • романтичность

  • полезность результатов

  • независимость

  • перспективность (профессиональный рост, продвижение по служебной лестнице)

  • близость к месту жительства

  • свой вариант____________________________________________

Анкета

Цель: выявить интерес к профессии и первичные знания о ней.

  1. Ф.И.О.

  • Дата рождения________________________

  • Класс________________________________

  1. Ты уже определился с выбором профессии?

  • Да (укажи профессию)___________________________

  • Нет (какая профессия больше всего тебе интересна)

  1. Ты уже определился, куду пойдешь учиться после школы?