Файл: Метод. рекомендации по практике в школе.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.05.2024

Просмотров: 392

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

2. Цели практики в школе

3. Место дисциплины в структуре ооп бакалавриата

4. Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения практики:

5. Структура и содержание дисциплины

4.1 Структура дисциплины

Примерная тематика психолого-педагогических исследований

6. Критерии оценки результатов практики студентов

Примерная схема психолого-педагогической характеристики личности ученика

Примерный образец психолого-педагогической характеристики учащегося (по запросу школы, психолога, родителей)

Примерная схема психолого-педагогического анализа урока

Практические рекомендации родителям по повышению эффективности профессионального самоопределения подростков

Практические рекомендации классным руководителям по повышению эффективности профессионального самоопределения подростков

Практические рекомендации библиотекарю по повышению эффективности профессионального самоопределения

Практические рекомендации школьному психологу/педагогу-психологу по повышению эффективности профессионального самоопределения подростков

Практические рекомендации медицинскому работнику по повышению эффективности профессионального самоопределения подростков

Диагностический инструментарий по дисциплине «самоопределение и профессиональная ориентация учащихся» Анкета

Методика «Дифференциально-диагностический опросник» (ддо) е.А.Климова

Методика «ддо е.А.Климова» Лист ответов

Текст опросника

Карта интересов а.Е. Голомштока в модификации г.В. Резапкиной

Методика л.А. Йовайши

Опросник

Обработка результатов и интерпретация

Методика диагностики ценностных ориентаций в карьере (э.Шейн, перевод и адаптация в.А.Чикер, в.Э.Винокурова) «Якоря карьеры»

Тестовый материал

Ключ к тесту

Интерпретация результатов теста

1. Профессиональная компетентность

2. Менеджмент

3. Автономия (независимость)

4. Стабильность работы

5. Стабильность места жительства

6. Служение

7. Вызов

8. Интеграция стилей жизни

9. Предпринимательство

Образцы программ по профессиональному самоопределению старшеклассников Программа по организации профессионального самоопределения старших школьников «Взгляд в будущее»

Структура программы

Конспекты занятий:

Занятие №3

«В поисках своего призвания”

I. Знакомство с детьми, участвующими в занятиях

Структура профессиональной ориентации

II. Изучение базовых понятий.

Разработки внеклассных мероприятий по проблеме профессионального самоопределения учащихся Разработка внеклассного мероприятия для школьников 10, 11 классов: «Дороги, которые мы выбираем»

Ход мероприятия:

Опросник

Бланк ответов

Разработка внеклассного мероприятия "Пять шагов к профессиональной карьере". Телемост: "Человек и профессия"

Профориентационная игра «Ассоциация»

Учебно-методическое и информационное обеспечение практики

Ибрагимов г.И., Ибрагимова е.М., Андрианова т.М. Теория обучения: учебное пособие. – м.: изд-во «Гуманитарный издательский центр владос», 2011.- 384 с. (эбс)

Частное образовательное учреждение

Производственной п р а к т и к и студента направление подготовки: 050400.62 психолого-педагогическое образование

Содержание дневника:

Требования к заполнению дневника и отчетных документов по практике

Характеристика руководителя практики (по месту прохождения практики) о работе студента-практиканта

Календарный план практики

Частное образовательное учреждение

Результаты констатирующего этапа эксперимента

Содержание формирующего этапа эксперимента, методы, формы и средства его реализации

Практические рекомендации по теме исследования

Графический материал

На проведение профориентационной работы

Лист согласования методических рекомендаций по организации производственной практики

Дополнения и изменения методических рекомендаций по организации производственной практики

Дополнения и изменения методических рекомендаций по производственной практике

Дополнения и изменения методических рекомендаций по производственной практике

Структура профессиональной ориентации

– Значение способностей при выборе профессии велико, так как от них зависит успех деятельности, они являются ее необходимым условием. Наличие способностей к определенной работе дает возможность человеку наиболее успешно справиться, отсутствие же их вызывает различные трудности.

Сегодня вы познакомитесь с необычным словом латинского происхождения – оптант. Каждый из вас может назвать себя человеком, юношей или девушкой, учеником или ученицей. На наших занятиях вы выступаете еще в одной, новой для вас роли – в роли оптантов.

Оптант - человек выбирающий профессию.

Вам предстоит ответить на вопросы:

  • выбрали ли вы будущую профессию?

  • продуманы ли вами пути ее получения? (учебное заведение, конкретное предприятие и т.д.)

  • имеются ли резервные, запасные варианты, если не осуществятся основные?

  • что вас привлекает в выбранной профессии?

II. Изучение базовых понятий.

Желательно построить работу в форме дискуссии по поводу каждого определения.

1.Что такое профориентация?

2.Какова цель профориентации?

3.Какова роль психолога-профконсультанта?

4.Профессия – род трудовой деятельности, являющийся обычно источником существования требующий определенной квалификации.

5.Различие трудовой деятельности (дворник, уборщица) от профессий;

6.Различие понятий: профессия, специальность, должность (например, врач - врач терапевт, врач хирург, врач окулист, врач стоматолог; учитель – учитель физики, учитель биологии, учитель пения);

7.Дайте три определения слову “квалификация”.

8.Что такое вакансия? Что оно означает?

9.Знакомо ли вам слово “карьера”?

10.Что такое призвание?

Занятие № 2

Берись за то, к чему ты сгоден,

Коль хочешь, чтоб в делах

Успешный был конец.

И.А. Крылов


1.Возможные варианты начало урока.

а) Анализ афоризма к уроку.

- Как вы понимаете смысл данного высказывания?

- Как вы предполагаете, о чем пойдет речь на уроке?

- Можете ли привести примеры народной мудрости на эту тему? ( “Не в свои сани не садись”, “Каждый сверчок знай свой шесток” и другие).

б) Беседа о профессиональной направленности

Рассказать о необходимости для каждого человека найти в жизни свое назначение, призвание.

“Человек рождается дважды”, – говорят в народе, считая вторым его рождением выбор профессии. Рождение человека как профессионала – процесс сложный и индивидуальный. Формирование готовности человека к вхождению в новое качество – работника, специалиста, профессионала – уходит корнями в его детство, юность. Например, существует легенда, что в голландских семьях, когда рождается ребенок и только начинает что-то понимать, мать берет его ладошки и показывает ребенку на них 2 извилины. Буква М по-Голландски означает “мнение” – “человек”, а если перевернуть – латинская W, что означает “верх” – 2 работа”. Человек и работа. Человеку надо работать, человек рождается, чтобы работать, и это большое счастье – найти в жизни свое назначение, свое призвание (А. Л. Сайко “Все мы родом из детства”).

Вы – перед выбором будущей профессии. Но только практически, в ходе самой деятельности выяснится, подходит ли она вам или нет. Не нарисовав ни одной картины, ни разу не взяв в руки кисть, вряд ли можно понять, есть ли у вас талант художника. Правда, все виды труда испробовать невозможно. Поэтому выбор карьеры – это не только поиск, но одновременно и самоограничение, предполагающее отказ от многих профессий.

Занятие № 3. “Взгляд в будущее”

Вывешивается плакат “Дела старшеклассника”.

1. Представьте, что вы уже учитесь в институте. Составьте для себя расписание на неделю. Затем обсуждение.

2. Вы закончили школу. Соберите себе багаж. Что бы вы забрали домой из школы?

3. Список “Ценностные ориентиры”.

  • Активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность).

  • Жизненная мудрость (зрелость суждений и здоровый смысл, достигаемый жизненным опытом).

  • Здоровье (физическое и психическое).

  • Интересная работа.

  • Красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и искусстве).

  • Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком).

  • Материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений).

  • Наличие хороших и верных друзей.

  • Общественное признание, уважение окружающих, коллектива.

  • Познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры).

  • Продуктивная жизнь (максимально полное использование своих сил, возможностей).

  • Развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное развитие).

  • Развлечение (приятное, необременительное времяпровождение, отсутствие обязанностей).

  • Свобода (самостоятельность, независимость в суждениях).

  • Счастливая семейная жизнь.

  • Счастье других, благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа.

  • Творчество.

  • Уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий).


Дети должны выбрать одну главную для себя ценность, которой хотят добиться в жизни. Затем сравнивают цель жизни с тем, что они делали в школе. Если они совпадают, то это говорит о том, что ребенок уже определился в своем будущем.

4.Подведение итогов работы, прощание.

Групповая работа. Технологии “Предмет рассказывает о хозяине”

Каждый из участников берет в руки любой принадлежащий ему предмет и от лица этого предмета рассказывает о своем обладателе.

Самоанализ”

Каждый участник получает лист и делит его на 4 части.

Инструкция: Дай 10 ответов на вопрос “Кто я такой?”. Сделай это быстро. Запиши ответы в 1-й столбик. Во 2-й столбик – ответы на тот же вопрос, но так, как, по твоему мнению, отозвались бы о тебе твои родители. В 3-й столбик – как бы отозвался о тебе участник группы, сидящий слева от тебя. Теперь сложи листок так, чтобы не были видны твои записи, и передай соседу слева. Получив лист от соседа в пустой столбик, запиши 10 ответов на вопрос: “Кто такой тот человек, который дал тебе этот лист?”. Потом ведущие перемешивает листы и зачитывает характеристики из последнего столбика. Группа должна определить, о ком идет речь. Обсуждается, насколько группа согласна с данным портретом. Затем листы возвращаются участникам, и они сами сравнивают все 4 набора ответов.

Кто ты?”

Участникам на спинах крепятся листы бумаги. Каждый должен написать каждому, хотя бы один ответ на указанный вопрос. Потом характеристики обсуждаются и анализируются.

Маятник”

1. Двое участников встают лицом друг к другу, третий стоит между ними, закрыв глаза и расслабившись. Первые двое, положив руки ему на плечи, начинают раскачивать его, постепенно увеличивая амплитуду колебания. Этим приемом диагностируется степень доверия. 2. Все ребята по очереди встают на стул и спиной падают в руки остальных участников.

Письма в чемодан”

Каждый участник получает пустые карточки по количеству участников, в которых он может написать пожелания всем остальным членам группы персонально.


Разработки внеклассных мероприятий по проблеме профессионального самоопределения учащихся Разработка внеклассного мероприятия для школьников 10, 11 классов: «Дороги, которые мы выбираем»

Цель внеклассного мероприятия: профессиональная ориентация.

Задачи: 

  • собрать сведения для дальнейшей коррекционной работы с учащимися по вопросу профориентации;

  • заострить внимание на рекомендациях психолога;

  • развивать креативное мышление;

  • оказать помощь в самопознании и профессиональном самоопределении;

  • прорекламировать материал кабинета профориентации;

  • развивать творческие способности.

Подготовительная работа: 

  • подобрать литературу по теме;

  • проконсультироваться с психологом;

  • подобрать и распечатать тесты, задания;

  • дать творческие задания учащимся.

Участники: учащиеся, классный руководитель, психолог.

Форма проведения: беседа-практикум.

Эпиграф:

Впереди, впереди много новых путей...

Инженером - хорошо, а доктором - лучше...

Ход мероприятия:

Ведущая. Выбор профессии, профессиональное самоопределение - эти сочетания все чаще звучат в вашей жизни. И неудивительно. Впереди остался всего один учебный год. А многие из вас все еще не знают ответа на вопросы: кем быть? Как состояться в этой жизни? Как принять, наконец, окончательное решение по одному из самых важных вопросов жизни? Почему же вас так волнует эта проблема выбора? (Берет интервью у участников встречи.)

Ученики:

- Выбор профессии - одно из самых главных решений жизни, потому что он является основой самоутверждения человека в обществе.

- Выбор профессии - это не просто «кем быть», это и выбор принадлежности к определенной социальной группе, это и определение будущего круга общения, стиля жизни и, возможно, всей своей судьбы.

Ведущая. Что же помогает человеку в этом непростом мире профессионального самоопределения? Разумеется, профессиональная ориентация. Этот термин принадлежит профессору Гарвардского университета Ф. Парсону. В 1908 году он организовал профбюро по выбору профессии в городе Бостоне. Если говорить о современной системе профориентации, то ей уже 100 лет. В 20-е годы XX века появились первые психотехнические лаборатории в СССР. Однако в 1936 году профориентационная работа в СССР была прекращена после принятия постановления от 4 июля 1936 года «О педологических извращениях в системе наркомпросов». Возобновилась она лишь в середине XX столетия.


Возникнув еще в глубокой древности, профессиональная ориентация развивалась как ориентирование на определенный вид деятельности, профессию, помощь и руководство в ее выборе. В чем же заключается выбор профессии?

Ученик. Человек анализирует свои, как говорят, внутренние ресурсы, то есть свои возможности, и затем соотносит их с требованиями профессии, как бы примеряя ее на себя.

Ведущая. А с чего же непосредственно начинается сам выбор?

Ученик. Мы формируем у себя определенные профессиональные намерения. Я сделал свой выбор уже к 14 годам. В связи с этим у меня произошла переоценка и всей моей учебной деятельности. Я ориентируюсь на профильное и более усердное изучение тех предметов, которые мне необходимы для приобретения будущей профессии.

Ведущая. Молодые люди, завершающие школьное образование, выбирают обычно вариант продолжения учебы для получения избранной ими профессии. Но при этом, получая профессиональное образование, многие переживают разочарование в своем выборе. Некоторые меняют что-то кардинально, но большинство решают доучиться, а там будет видно. И вот наступает стадия профессиональной адаптации. Появляется новый тип деятельности - профессиональный, который требует реального выполнения своих профессиональных функций. Но далеко не всегда реальная профессиональная жизнь совпадает с мечтами, представлениями и ожиданиями. Наступает кризис, нарушается психическое благополучие, пропадает чувство удовлетворенности жизнью. Сделать правильный выбор - это значит, с одной стороны, суметь в будущем адаптироваться, а с другой - высвободить свои внутренние ресурсы для дальнейшего развития личности. Какие же обстоятельства влияют на выбор будущей профессии современной молодежью?

Ученики:

- На мой выбор оказывают большое влияние члены семьи и родственники. Хотя я сам и не уверен, что смогу, как вы говорили, достойно адаптироваться и подчиниться той среде, в которую так желают определить меня родные.

- Я знаю, что многие поступают в высшие учебные заведения, что называется, «за компанию». Так поступил и мой брат. К счастью, его выбор оказался удачным.

- Мне мою будущую профессию советуют выбрать учителя. И еще психолог. Надеюсь, она знает, что советует. Ведь она профессионал. А я, в свою очередь, должна заметить, что не очень стремлюсь получить ту специальность, которая, как говорят, мне очень подходит. Конечно, в большинстве своем мы все, особенно девочки, хотим чего-то более яркого, выдающегося. Но думаю, что мне все-таки следует прислушаться к советам. По крайней мере, здесь у меня больше шансов. А это лучше, чем получить стресс из-за провала. Да мало ли чего мы хотим! Чтобы не разочароваться, следует соизмерять свои желания и возможности, разумно подходить к этому вопросу.