Файл: Метод. рекомендации по практике в школе.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.05.2024

Просмотров: 394

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

2. Цели практики в школе

3. Место дисциплины в структуре ооп бакалавриата

4. Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения практики:

5. Структура и содержание дисциплины

4.1 Структура дисциплины

Примерная тематика психолого-педагогических исследований

6. Критерии оценки результатов практики студентов

Примерная схема психолого-педагогической характеристики личности ученика

Примерный образец психолого-педагогической характеристики учащегося (по запросу школы, психолога, родителей)

Примерная схема психолого-педагогического анализа урока

Практические рекомендации родителям по повышению эффективности профессионального самоопределения подростков

Практические рекомендации классным руководителям по повышению эффективности профессионального самоопределения подростков

Практические рекомендации библиотекарю по повышению эффективности профессионального самоопределения

Практические рекомендации школьному психологу/педагогу-психологу по повышению эффективности профессионального самоопределения подростков

Практические рекомендации медицинскому работнику по повышению эффективности профессионального самоопределения подростков

Диагностический инструментарий по дисциплине «самоопределение и профессиональная ориентация учащихся» Анкета

Методика «Дифференциально-диагностический опросник» (ддо) е.А.Климова

Методика «ддо е.А.Климова» Лист ответов

Текст опросника

Карта интересов а.Е. Голомштока в модификации г.В. Резапкиной

Методика л.А. Йовайши

Опросник

Обработка результатов и интерпретация

Методика диагностики ценностных ориентаций в карьере (э.Шейн, перевод и адаптация в.А.Чикер, в.Э.Винокурова) «Якоря карьеры»

Тестовый материал

Ключ к тесту

Интерпретация результатов теста

1. Профессиональная компетентность

2. Менеджмент

3. Автономия (независимость)

4. Стабильность работы

5. Стабильность места жительства

6. Служение

7. Вызов

8. Интеграция стилей жизни

9. Предпринимательство

Образцы программ по профессиональному самоопределению старшеклассников Программа по организации профессионального самоопределения старших школьников «Взгляд в будущее»

Структура программы

Конспекты занятий:

Занятие №3

«В поисках своего призвания”

I. Знакомство с детьми, участвующими в занятиях

Структура профессиональной ориентации

II. Изучение базовых понятий.

Разработки внеклассных мероприятий по проблеме профессионального самоопределения учащихся Разработка внеклассного мероприятия для школьников 10, 11 классов: «Дороги, которые мы выбираем»

Ход мероприятия:

Опросник

Бланк ответов

Разработка внеклассного мероприятия "Пять шагов к профессиональной карьере". Телемост: "Человек и профессия"

Профориентационная игра «Ассоциация»

Учебно-методическое и информационное обеспечение практики

Ибрагимов г.И., Ибрагимова е.М., Андрианова т.М. Теория обучения: учебное пособие. – м.: изд-во «Гуманитарный издательский центр владос», 2011.- 384 с. (эбс)

Частное образовательное учреждение

Производственной п р а к т и к и студента направление подготовки: 050400.62 психолого-педагогическое образование

Содержание дневника:

Требования к заполнению дневника и отчетных документов по практике

Характеристика руководителя практики (по месту прохождения практики) о работе студента-практиканта

Календарный план практики

Частное образовательное учреждение

Результаты констатирующего этапа эксперимента

Содержание формирующего этапа эксперимента, методы, формы и средства его реализации

Практические рекомендации по теме исследования

Графический материал

На проведение профориентационной работы

Лист согласования методических рекомендаций по организации производственной практики

Дополнения и изменения методических рекомендаций по организации производственной практики

Дополнения и изменения методических рекомендаций по производственной практике

Дополнения и изменения методических рекомендаций по производственной практике

ЧАСТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Утверждаю

Проректор по учебной работе

_____________ Леухина Т.С.

«_____» _____________ 2011г.

Методические рекомендации по организации психолого-педагогической практики в школе студентов направления подготовки «Психолого-педагогическое образование»

(профиль «Психология образования)

Одобрены

на заседании Совета факультета педагогики и психологии

Протокол №__ от «___» __________ 2011г.

Декан ___________________ Кедрова И.А.

Одобрены

на заседании кафедры

Протокол №___ от «___» __________2011г.

Зав. кафедрой _____________ Сахиева Р.Г.

Казань – 2011

1. Основные требования к организации практики     В современных условиях гуманизации образовательного процесса основные требования к организации психолого-педагогической практики в школе основаны на следующих принципах:    - единство обучения, воспитания и развития личности в образовательных процессах и социуме;    - личностно-ориентированный подход в воспитании (признание уникальности и своеобразия личности каждого ребенка, ее высшей социальной ценности);    - природосообразность воспитания (изучение и формирование индивидуально-личностных качеств ребенка, учет возрастных особенностей; соответствие воспитания природе ребенка и закономерностям развития окружающей природы);    - культуросообразность и этническое своеобразие воспитания в единстве с общечеловеческими ценностями (опора на национальные ценности, принципы, обычаи, традиции, культуру);    - гуманизации межличностных отношений (уважительное отношение между педагогами и учениками, терпимость к мнению других, доброта и внимание);    - принципы сотрудничества (создание психологического комфорта, ситуаций успеха, доверия, соревновательности, диалогичность общения);    - гуманизация образования и воспитания (приобщение личности к мировой культуре, формирование личности, ее свободы; умения выражать и обосновывать свою позицию);    - дифференциация и индивидуализация образовательного процесса (отбор содержания, форм и методов воспитания с учетом особенностей учеников, их склонностей, интересов, способностей, личностных и профессиональных качеств педагогов, условий семьи, социума; создание оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей каждого ученика в процессе социализации);


   - эстетизация среды (комфорт, красота, уют, чистота помещений; эстетизация внешнего вида, культура взаимоотношений и общения);    - рациональность и оптимальность организации педагогического воздействия, основанные на преемственности содержания, форм, методов воспитания и требований к ученику и способствующие сохранению и укреплению его здоровья, физическому, духовному и умственному развитию, обеспечивающее его психологическую комфортность и защищенность, развитие его индивидуальности и неповторимости, расширение степени свободы).    

2. Цели практики в школе

Цель практики: создание условий, обеспечивающих освоение студентами практикоориентированных основ основных направлений профессиональной деятельности психолога на базе учреждений среднего общего образования.

Задачи практики:

1) освоение студентами практикоориентированных основ основных направлений профессиональной деятельности психолога в общеобразовательных учреждениях: диагностической, консультационной, коррекционно-развивающей, профилактической и просветительной;

2) формирование умений выполнять психолого-педагогический анализ педагогического процесса;

3) формирование умений анализировать свою психолого-педагогическую деятельность и деятельность сокурсников.

3. Место дисциплины в структуре ооп бакалавриата

Производственная практика входит в раздел «Б.5. Учебная и производственная практики» ФГОС по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование».

Производственная практика является обязательным этапом обучения бакалавра психолого-педагогического образования и предусматривается ФГОС ВПО и учебным планом.

Практика тесно взаимосвязана со следующими дисциплинами: «Введение в психолого-педагогическую деятельность», «Общая и экспериментальная психология», «Практикум по общей и экспериментальной психологии», «Педагогика», «Социальная психология», «Социальная педагогика», «Психология развития», «Психология детей младшего школьного возраста», «Образовательные программы начальной школы», «Психология подросткового возраста», «Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся», «Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса», «Профессиональная этика в психолого-педагогической деятельности».

Требования к «входным» знаниям, умениям и готовности студентов, приобретенным в результате освоения предшествующих частей ООП, и необходимые при освоении производственной практики: знание теоретических основ психологической и педагогической наук и следующих психологических и педагогических дисциплин: «Введение в психолого-педагогическую деятельность», «Общая и экспериментальная психология с практикумом», «Педагогика», «Социальная психология», «Социальная педагогика», «Психология развития», «Психология детей младшего школьного возраста», «Образовательные программы начальной школы», «Психология подросткового возраста», «Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся», «Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса», «Профессиональная этика в психолого-педагогической деятельности» и др. в т.ч. педагогических систем и технологий, методов, приемов и средств обучения и воспитания, основ психолого-педагогического сопровождения детей школьного возраста, технологий, форм, методов и приемов работы с ними;


- умение применять знания по теоретическим дисциплинам для проведения психологического (диагностического) обследования детей с использованием стандартизированного инструментария, включая первичную обработку результатов;

- владение навыками использования учебных электронных изданий и ресурсов сети Интернет, работы в программных средах Microsoft Office, в т.ч. создания электронных учебных материалов;

- владение технологиями психолого-педагогического сопровождения детей и подростков;

- умение проводить коррекционно-развивающих занятий по рекомендованным методикам;

  • осознание личностной и социальной значимости профессии, наличие мотивации к успешной профессиональной деятельности психолога в сфере образования и готовность к профессиональной рефлексии.

Практика позволяет интегрировать знания, полученные в ходе изучения указанных выше дисциплин, осмыслить их в аспекте подготовки к осуществлению деятельности психолога по психолого-педагогическому сопровождению педагогического процесса в учреждениях среднего общего образования.

Для успешного прохождения психолого-педагогической практики в учреждениях среднего общего образования необходимо, чтобы студент имел следующую подготовку: 1) понятие о предмете психологии и педагогики (психолого-педагогической действительности); 2) знания о психологических и педагогических теориях, составляющих основу практики обучения и воспитания детей и подростков; 3) понятие о психолого-педагогическом взаимодействии как сущностном признаке процессов обучения и воспитания; 4) знания о возрастных особенностях детей и подростков; 5) представление об образовательных программах в учреждениях среднего общего образования; 6) знания о специфике деятельности психолога в школе.


4. Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения практики:

В результате прохождения производственной практики студент должен: - знать:

- основные направления работы практического психолога в образовании;

- основные особенности структуры психологического наблюдения;

- формы и методы организации диагностико-коррекционной работы;

- основные методы психологического исследования;

- документацию образовательного учреждения и порядок ее ведения;

- уметь:

- использовать знания по психолого-педагогическим дисциплинам на практике;

- наблюдать и анализировать образовательный процесс;

- планировать, проводить диагностику и коррекцию по разным психолого-педагогическим проблемам;

- пользоваться технологиями диагностико-коррекционного взаимодействия;

- фиксировать результаты диагностики и коррекции;

- анализировать проделанную работу и на основе этого делать выводы.

- владеть:

- навыками работы с документацией психолога школы;

- навыками использования разнообразного методического материала для проведения диагностической и коррекционно-развивающей работы;

- навыками консультативного общения с детьми, родителями, учителями, классными руководителями;

- умением анализировать собственную деятельность, профессиональной рефлексией.

Результатом освоения учебной дисциплины является овладение обучающимися следующими общекультурными (ОК) и профессиональными компетенциями (ПК):

Код

Наименование результата обучения

ОК-3

владеет моральными нормами и основами нравственного поведения

ОПК- 4

готов использовать знание различных теорий обучения, воспитания и развития, основных образовательных программ для учащихся дошкольного, младшего школьного и подросткового возрастов

ОПК-5

готов организовывать различные виды деятельности: игровую, учебную, предметную, продуктивную, культурно-досуговую и др.

ОПК-6

способен организовать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды

ОПК-8

способен понимать высокую социальную значимость профессии, ответственно и качественно выполнять профессиональные задачи, соблюдая принципы профессиональной этики

ОПК-12

способен использовать здоровьесберегающие технологии в профессиональной деятельности, учитывать риски и опасности социальной среды и образовательного пространства

ПКНО-1

способен организовать на уроках совместную и самостоятельную учебную деятельность, деятельность младших школьников, направленную на достижение целей и задач реализуемой образовательной программы

ПКНО-2

способен проводить диагностику уровня освоения детьми содержания учебных программ с помощью стандартных предметных заданий, внося (совместно с методистами) необходимые изменения в построение учебной деятельности

ПКНО-3

способен участвовать в построении и изменении индивидуальной образовательной траектории обучающегося

ПКНО-4

готов создавать условия, облегчающие адаптацию детей к учебному процессу на начальном этапе обучения в школе

ПКНО-5

готов организовать индивидуальную и совместную учебную деятельность обучающихся, основанную на применении развивающих образовательных программ

ПКНО-7

готов осуществлять сбор данных об индивидуальных особенностях детей, проявляющихся в учебной работе и в общении со сверстниками

ПКПП-1

способен организовать совместную и индивидуальную деятельность детей в соответствии с возрастными нормами их развития

ПКПП-2

готов применять утвержденные стандартные методы и технологии, позволяющие решать диагностические и коррекционно-развивающие задачи

ПКПП-3

способен осуществлять сбор и первичную обработку информации, результатов психологических наблюдений и диагностики

ПКПП-4

способен к рефлексии способов и результатов своих профессиональных действий

ПКПП-6

способен эффективно взаимодействовать с педагогами образовательного учреждения и другими специалистами по вопросам развития детей в игровой и учебной деятельности

ПКПП-7

способен выстраивать развивающие учебные ситуации, благоприятные для развития личности и способностей ребенка

ПКСПП-2

готов применять рекомендованные методы и технологии, позволяющие решать диагностические и коррекционно-развивающие задачи