ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.08.2024
Просмотров: 2076
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
9 Гендерная проблематика в психологии
1. Возникновение и развитие женских исследований
2. Возникновение и развитие гендерных исследований
Феминистская теория 90-х годов:
2. Проблемы и парадоксы репрезентации женской субъективности
3) Перформативная гендерная субъективность в философской концепции Джудит Батлер
3. Женская сексуальность в феминистской теории
1) Женская сексуальность в системе «генеалогии женщин» в философии Люси Иригарэ
4. Противоречия и проблемы в теории современного феминизма
2. Женщины в традиционной политической теории
3. Феминистская методология в политической теории
4. Радикальный феминизм: переосмысление категорий классической политической теории
5. Основные понятия и концепции политической теории феминизма
6. Политические требования феминизма
7. Расширение исследовательской базы в 1990-е годы
1. Пол и политика: постановка проблемы
3. Кому на благо? Концепция политики и политического в феминистской теории «признания» Нэнси Фрейжер
4. Феминистская теория власти, политики и политического Джудит Батлер
6. Заключение: итоги и перспективы развития политической теории феминизма на современном этапе
1. Социальное конструирование гендера как феминистская критика
2) Задачи конструктивистского анализа
1. Феминистская критика социологической эпистемологии
1) Понятие феминистской эпистемологии
2) Основные положения эпистемологической критики социологического знания
3) Субъект познания: феминистские интерпретации
4) Объект познания: феминистские интерпретации
5) Отношения между субъектом и объектом: феминистские интерпретации
2. Альтернативные эпистемологии
1) Женский опыт как основание феминистской эпистемологии
3) Феминистский позиционный подход
5) Постмодернистская феминистская эпистемология
3. Методы феминистского исследования
4. Заключение: значение феминистской эпистемологии для социологии гендерных отношений
3. Феминистский подход к интерпретации
1. Введение: методологические постулаты феминистского исследования
3) Исследование и акция: отношения женского движения и «башни из слоновой кости»
4) Процесс исследования как прогресс осознания: овладение собственной историей
3. Дискуссия о методах в женских исследованиях: количественные и качественные методы
4. Интерпретативные методы в качественных исследованиях
1) Биографическое исследование
4) Анализ и интерпретация изображений
6) Психоаналитическая интерпретация текста
5. Заключение: значение качественных методов для феминистской социологии
1. Постановка гендерных проблем в основных направлениях экономической мысли
2. Частная сфера как объект изучения гендерной экономики
3. Публичная сфера как объект изучения гендерной экономики
4. Взаимосвязь частной и публичной сферы с позиций гендерной экономики
5. Заключение. Возможности гендерной экономики как самостоятельной экономической дисциплины
1. Введение: гендерная методология в истории
2. «Ее история»: рождение исторической феминологии
3. Что такое историческая феминология?
4. Чего достигла историческая феминология?
5. От теорий социального конструирования к гендерной концепции в истории
6. От «истории женщин» к «гендерной истории»
7. Постструктурализм и «другие истории». От пола к «поли-»
8. Лингвистический поворот и проблема «женского письма»
9. Гендерная методология в науках о прошлом: перспективы 90-х годов
1. Введение: понятие гендерных исследований в психологии
2. Пол (гендер) и мозг человека
3. Гендерные различия в когнитивной сфере
7. Гендерные стереотипы, предрассудки, установки
9. Заключение: значение гендерных исследований в психологии
71 Кон и.С. Мужское тело как эротический объект // Гендерные исследова ния. 1999, №3. С. 297-317.
1. Феминизм и психоанализ: проблема взаимоотношения
3. Феминистская критика Фрейда
4. «Жак Лакан: феминистское введение»
1) Теория субъективности: символическое в формировании гендерной идентичности
5. Постлакановский феминистский психоанализ: основные концепции и направления
1) Значение теории Лакана для феминистского психоанализа
1. Введение: антропология как наука о сущности культуры. Проблематика пола в антропологии
2. Значение и ограничения женской темы и женщин-ученых в антропологии. Маргарет Мид
3. Тезис «знание-власть» в антропологии
4. Основные положения феминистского проекта в антропологии
5. Приватное и публичное в антропологии: модель гендерной стратификации Джоан Хубер
6. Феминистская критика антропологии
1. Введение. История философии как интеллектуальная история мизогинии
3. Мизогиния и обоснование патриархатных отношений в философии средневековья
4. «Эпоха разума». Гендерная проблематика в философии Просвещения: парадоксы либерализации
2) Кант о различии мужского и женского разума
6. Женское/телесное в философии Ницше
7. Гендерная проблематика в современной философии: парадоксы концептуализации женского
8. Заключение. Особенности и значение философии феминизма для современного философского дискурса
2. Гендер и культура: антиэссенциализм как культурализм
3. Культурология и/или «культурные исследования»
4. Гендерная проблематика в «культурных исследованиях»
5. Проговаривание «себя» и представление «другого» в гендерных и культурных исследованиях
6. Феминистские исследования массовой культуры и визуальных репрезентаций
2) Тендер и жанр: значение «женских жанров» в культуре
7. Заключение. Значение гендерных исследований для постсоветской культурологии
2. Женщины и искусство: политики репрезентации
1. Введение. Понятие феминистской критики в истории и теории искусства
2. Основные положения феминистской
3. Flashback: взгляд в недавнее прошлое феминистской критики
4. Основные темы феминистской критики искусства
6. Иконография женских образов в искусстве: альтернативные интерпретации
7. Заключение. Значение феминистской критики для теории и истории искусства
1. Введение: экология и экофеминизм. Понятие экофеминизма
2. Возникновение и теоретические источники современного экофеминизма
3. Основные концепции и направления
4. Перспективы экофеминизма: значение для экологии и гендерных исследований
1. Возникновение и основные направления лингвистической гендерологии
2. Возникновение феминистской лингвистики
3. Теоретические основы феминистской лингвистики
4. Основные течения в феминистской лингвистике
5. Грамматическая категория рода и проблема референции
6. «Дискурсивное направление» феминистской лингвистики
8. Теория двух культур д. Таннен
9. Феминистское планирование и
10. Значение феминистской лингвистики для языкознания
1. Введение: понятие феминистской литературной критики
2) Женско-центрированная литература: «время невинности»
1) Основные положения теории «женского чтения»
2) Критика теорий «женского чтения»
1) Основные положения теории «женского письма»
5. Женская автобиография как особый тип «женского опыта»
6. Заключение: значение феминистской литературной критики для теории литературы
1. «Кризис маскулинности» и мужские движения
2. Мужские исследования и парадигмы маскулинности
1) Биолого-эволюционный подход
4) От мужских ролей к гендерным идентичностям
1. Права женщин в контексте прав человека
2. Право женщин на жизнь, здоровье,
3. Право женщин на образование и свободу выбора жизненного пути
4. Права женщин в экономической и социальной сферах
Гендерные политики в социальных движениях: теория и практика современного феминизма
1. Введение. Новое женское движение в сша и его разновидности
3. Либеральная концепция феминизма в женском движении сша
4. Основные политические достижения и ограничения либерального феминизма в сша
5. Концепция радикального феминизма в женском движении сша
1) Кейт Миллетт, Сексуальная политика
2) Суламифь Файерстоун, Диалектика пола: доводы для феминистской революции
3) Значение темы репродуктивных прав для женского движения
7. Значение темы насилия для теории и
1) Борьба против порнографии как разновидность политики женского движения в сша
8. От «эгалитарного феминизма» к «социальному феминизму»
9. Понятие множественности феминизмов, или феминизмов различий в женском движении сша
10. Заключение: значение женского
3. Идеология как ресурс движения. Основные направления идеологии
4. Влияние движения на политику
Конвенция 1979 г. «О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин» уделяет значительное внимание проблеме равноправия полов в области занятости. Государства-участники призваны обеспечивать на основе равенства мужчинам и женщинам: 1) право на труд как неотъемлемое право всех людей; 2) право на одинаковые возможности при найме на работу, в том числе применение одинаковых критериев отбора при найме; 3) право на свободный выбор профессии или рода работы, на продвижение в должности и гарантию занятости; 4) право на равное вознаграждение; 5) право на социальное обеспечение и на оплачиваемый отпуск; 6) право на охрану здоровья и безопасные условия труда. Несоблюдение этих требований трактуется Конвенцией как дискриминация по признаку пола. В свою очередь дискриминация, как показывает практика, может проявляться в прямой или косвенной (скрытой) форме. Этот факт особо подчеркивался на Всемирной конференции по правам человека (Вена, 1993 г.), призвавшей государства мира ликвидировать все формы скрытой и открытой дискриминации женщин.
В сфере экономики, как и в других областях жизнедеятельности людей, приходится сталкиваться с обоими формами дискриминации по признаку пола, которые могут проявиться как в законах и иных нормативных предписаниях, так и в механизме их претворения в жизнь. При этом спектр таких дискриминационных норм и действий может охватывать всю сферу трудовых отношений — найм на работу, содержание тестов при приеме на работу, надбавки к зарплате, продвижение по службе, условия работы неполный рабочий день и, конечно, увольнение.16
Право лиц обоего пола на равное вознаграждение за труд равной ценности
Право на равные условия в отношении труда равной ценности, а также на равный подход к оценке качества труда —
16 Frauen in Europa (Bonn, 1994), S. 8-11.
625
непременное требование Конвенции ООН 1979 г. о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. Этому же вопросу посвящена Конвенция Международной Организации Труда 100 «О равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности», ратифицированная СССР 4 апреля 1956 г. Конвенция разъяснила, помимо прочего, что термин «вознаграждение» включает в себя обычную, основную или минимальную заработную плату либо обычное, основное или минимальное жалование и всякое другое вознаграждение, предоставляемое прямо или косвенно, в деньгах или в натуре предпринимателем трудящемуся в силу выполнения последним какой-либо работы» (ст. 1). Указывается также, что принцип равного вознаграждения лиц разного пола за труд равной ценности может применяться путем: национального законодательства; системы определения вознаграждения, установленной или признанной законодательством; коллективных договоров между предпринимателями и трудящимися либо путем сочетания этих различных способов.
Тем не менее на сегодняшний день во всем мире, в том числе в странах Европейского Союза, существует заметный гендерный разрыв в окладах и получаемом за труд вознаграждении.17При этом в развитых демократических государствах факты дискриминации женщин в вопросах оплаты чаще всего носят не прямой, а косвенный характер.18Проведенные в разных странах Европы исследования показали, что внутри одной и той же отрасли экономики женщины занимают менее оплачиваемые должности, оценка квалификации мужчин и женщин осуществляется по разным критериям, мужчины чаще занимают должности, в которых предъявляются более высокие требования к профессиональному образованию и профессиональным навыкам работника. Для повышения квалификации необходимо время, которым женщины в силу своей двойной занятости не располагают. На разрыв в оплате труда влияет также разница в продолжительности непрерывного стажа работы мужчин и женщин. Время, в течение которого женщина вынашивает, рожает и ухаживает за детьми, особенно маленькими, в непрерывный стаж работы обыч-
17 Frauen in Europa (Bonn, 1994), S. 21-22; H.M. Pfarr, K. Bertelsmann, Gleichbehandlungsgesetz (Wiesbaden, 1985), S. 60.
18 H.M. Pfarr, K. Bertelsmann, op. cit., S. 60.
626
но не засчитывается. К тому же за время этого перерыва женщина теряет свою квалификацию и вынуждена переучиваться.
Как показывает практика развитых демократических государств, наиболее эффективным методом стимулирования работодателей предприятий всех форм собственности к антидискриминационным действиям являются меры экономического характера. В их числе — поощрение за счет дифференциации страховых тарифов и налогов, процентов по кредитам, предоставления государственных заказов при условии сохранения на предприятии определенного соотношения работников обоего пола, льготный порядок аренды, лизинга и т. д. При помощи экономических мер, закрепленных в соответствующем законодательстве, можно и нужно поощрять предпринимателей, содержащих за счет собственных доходов сферу социального обслуживания работников и членов их семей, оказывающих помощь семьям работников в уходе за детьми и т. д. Именно на этот путь должны быть нацелены усилия нашего общества и государства, ратифицировавшего в конце 1997 г. Конвенцию МОТ 156 «О равном обращении и равных возможностях работающих мужчин и женщин: трудящиеся с семейными обязанностями».
Правовая охрана материнства
Охрана материнства — проблема многоаспектная. О ней можно говорить под углом зрения медицины, права, нравственности, охраны окружающей среды и др. Особое место здесь занимает вопрос о праве женщин на отпуск по беременности и родам, который сохраняет свою остроту для всех стран. В связи с этим Конвенция ООН «О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин» требует от государств-участников в целях ликвидации дискриминации женщин в области занятости ввести оплачиваемые отпуска или отпуска с сопоставимыми пособиями по беременности и родам без утраты прежнего места работы, старшинства или социальных пособий (ст. 11).
В Европейском Союзе в 1992 г. была одобрена рекомендация Совета Министров, устанавливающая 14-недельную ориентировочную продолжительность оплачиваемого отпуска по беременности и родам. Размер оплаты колеблется в разных странах от 100% до 70% полной суммы получаемого женщиной заработка. В ряде стран ЕС, в первую очередь скандинавских, устанавливается также отпуск по уходу за ребенком, который
627
может быть использован одним из родителей. Однако отцы пользуются этим отпуском значительно реже чем матери19.
В Соединенных Штатах Америки, где борьба женщин за свои права приобрела на протяжении двух последних веков подчас весьма драматические формы, до самого недавнего времени не было закона, закрепляющего право женщин на отпуск по беременности и родам. Этот вопрос решался (если решался) в коллективных договорах. У американских авторов, пишущих о правах женщин, можно даже встретить упоминание о забастовках, которые проводились в прошлом учителями-мужчинами ряда школ в знак протеста против попытки отдельных штатов установить отпуска по беременности и родам для женщин-учителей. Их коллеги мужчины усматривали в этом дискриминирующие мужчин действия властей. На федеральном уровне вопрос об отпуске по беременности и родам был решен в США лишь в период президентства Билла Клинтона, пришедшего к власти, как известно, при большой поддержке его женскими организациями Америки. Первым законом, вынесенным правительством Клинтона на рассмотрение Конгресса и одобренным им, был именно закон о таких отпусках, до этого дважды отклонявшийся Президентом Бушем.20
5. Политические права женщин
Обеспечение равных прав и равных возможностей всех слоев и групп населения на участие в политической жизни страны — необходимая предпосылка и условие построения правового государства. И в этом плане имеющая длительную историю борьба женщин за свои политические права, в первую очередь за активное и пассивное избирательное право, занимает одну из центральных страниц в истории человечества на пути к подлинной цивилизованности. Другое дело, что от предоставления равных политических прав, то есть с провозглашения формального равенства лиц обоего пола в вопросах принятия политических ре-
19 Frauen in Europa, S. 11-15.
20 В. Meyer, «Amerika, hast Du es besser», Politik und Zeitgeschichte. B. 21-22/ 9, S. 39.
628
шений, до фактического равенства их возможностей в этой сфере — дистанция огромного размера, которую человечество только начинает проходить.
Конвенция 1979 г. «О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин» связывает равноправие лиц обоего пола в политической сфере с тремя основными условиями. На государства-участников возлагается обязанность обеспечивать женщинам на равных основаниях с мужчинами право: 1) голосовать на всех выборах и избираться во все публично избираемые органы; 2) участвовать в формировании и осуществлении политики правительства и занимать государственные посты, а также осуществлять все государственные функции на всех уровнях государственного управления; 3) принимать участие в деятельности неправительственных организаций и ассоциаций, заниматься проблемами общественной и политической жизни страны (ст. 7).
Несмотря на то, что Конвенцию 1979 г. ратифицировали почти все государства мира, на сегодняшний день ни в одном из них не реализована паритетная демократия, т. е. пропорциональное половому составу населения представительство мужчин и женщин на всех уровнях принятия решений: в органах законодательной, исполнительной, судебной власти, в органах местного самоуправления, в экономической, финансовой и иных сферах жизнедеятельности государства и общества. По данным Международной Организации Труда в общей сложности во всем мире женщины занимают лишь 14% административных и руководящих должностей и менее 6% высших руководящих должностей.21Явно недопредставлены женщины и в парламентах большинства стран мира.
В то же время в целом ряде стран, особенно с развитым феминистским движением, наблюдается процесс так называемой «селективной инкорпорации женщин в органы государственной власти под воздействием требований женской общественности», при которой доступ к принятию решений в политической, экономической, социальной и иных важных сферах жизни общества получает лишь узкий круг женщин, обладающих высоким уровнем общей и профессиональной подготовки.22
21 Линь Леан Лим. Рабочие места для женщин: больше и лучше. Женева: изд. МВТ, 1996. С. 11.
22 Sexual Politics and the European Union, pp. 21-22.
629
Женщины в парламентах и иных представительных органах государственной власти
Участие женщин-депутатов в работе парламентов и иных представительных органов государственной власти крайне важно не только для самих женщин, но и для общества в целом. Прежде всего речь идет о различиях в интересах, представляющих для мужчин и женщин соответственно приоритетное значение. Так, для женщин на первый план выходят вопросы экологии, охраны детей, здравоохранения, социальной защиты населения и др., находящиеся на периферии интересов мужчин.
В идеале представительство женщин и мужчин в органах государственной власти должно быть пропорционально численности лиц каждого пола среди населения страны. К сожалению, во всем мире в целом женщины составляют лишь немногим более 10% депутатов парламентов. По странам эти цифры разнятся. Лидируют в этом вопросе скандинавские страны, где женщины-парламентарии составляют от 33 до 40% депутатов. Примерно на этом же уровне находится в этих странах представительство женщин в органах муниципальной власти и парламентов провинций. В ходе выборов в Европейский парламент в 1998 г. от 12 стран ЕС было избрано 30 % женщин-депутатов.23
В странах бывшего СССР и Восточной Европы, переживающих период транзиции, представительство женщин в парламентах существенно снизилось. Так, в Государственной Думе РФ женщины составляют ныне 7,6% депутатов, а в Совете Федерации вообще нет женщин. 7,8% женщин среди парламентариев Украины, 4,5% — в Белоруссии и Киргизии. Аналогичная картина и в других странах СНГ. Сложилась ситуация, когда женщины, являясь объектами, а не субъектами государственной политики, за годы «реформ» потеряли даже многое из того, что имели раньше. В то же время они многое и приобрели, и прежде всего печальный урок того, что передоверять отстаивание своих интересов другим — нельзя.24