Файл: Бакланова Т.И. и др. Учебное пособие Народная художественная культура в дошкольных учреждениях .doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2024
Просмотров: 556
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
3. Выбор пути. Проверка на «доброе сердце». Встреча с помощниками
Календарно-тематическое планирование занятий по русским народным сказкам
«Сказка в гости к нам пришла, игры детям принесла...»
I этап (1 неделя) «в гости к сказке»
II этап (2 неделя) «Играем со сказкой»
III этап (3 неделя) «Рисуем сказку»
IV этап (4-5 неделя) «Играем в сказку»
Тематический план и содержание занятий
Тема 2. В гостях у красавицы Осени - 9часов
Тема 3. В гостях у красавицы Зимы - 9 часов
Тема 4. В гостях у красавицы Весны - 10 часов
Тема 5. Дорога к Лету Красному - 2 часа
Тематический план и содержание занятий
Тема 1. Природа и мы - 5 часов
Тема 2. В гостях у красавицы Осени - 7 часов
Тема 3. В гостях у красавицы Зимы - 11 часов
Тема 4. В гостях у красавицы Весны - 10 часов
Тема 5. Дорога к Лету Красному - 3 часа
1 Комплекс упражнений «Сказка о весёлом язычке»
1. Артикуляционная гимнастика:
Выгляни в окошечко. Где малолетки?
«В здоровом теле – здоровый дух».
Русская народная сказка «Репка» - 2 часа.
Русская народная сказка «Колобок» - 3 часа.
Русская народная сказка «Курочка Ряба» - 3 часа.
Русская народна сказка «Теремок» - 4 часа.
Русская народная сказка «Снегурочка» - 2 часа.
Русская народная сказка «Три медведя» - 4 часа.
Русская народная сказка «Хаврошечка» - 4 часа.
Русская народная сказка «Репка»
4). «Что случилось бы, если ... ?»
Русская народная сказка «Колобок»
1). «Эх, дороженька, кривая без конца и края».
2). «Кругосветное путешествие».
3). «Сказка та же, герои другие...»
4). «Передай через рисунок своё отношение...»
1). Из геометрических фигур сложить персонажей сказки.
Русская народна сказка «Теремок» - 4 часа
1). См. Варианты упражнений 1, 2, 3 в сказке «Репка».
7). «Ориентирование на листе (доске, фланелеграфе)».
8). «Ориентирование в пространстве».
10). «Игровое упражнение с пальчиками».
Русская народная сказка «Снегурочка» - 2 часа.
Русская народная сказка «Три медведя» - 4 часа.
1). Игры: «Что изменилось ?», «Кого не стало?», «Кто лишний?»
2). Игра «Складываем медвежат».
4). Игра «Геометрическая мозаика».
7). Игра на сравнение: «Кто, где и какой?»
Русская народная сказка «Хаврошечка»
4). Игра «Что раньше, что потом»
Программа музыкального воспитания
Для детей дошкольного возраста
Общая характеристика содержания программы
Требования к уровню подготовленности детей: к 3-4 годам ребенок должен:
Программное содержание и тематический план
Тема 5. Поздравляем с Рождеством
Тема 7. Заискрился в поле снег
Тема 8. А мы Масленицу дожидаемся
Программное содержание и тематический план
Тема 5. Поздравляем с Рождеством
Тема 7. Заискрился в поле снег
Тема 8. А мы Масленицу дожидаемся
Программное содержание и тематический план
II раздел «в гостях у красавицы зимы»
Тема 1. Кружится снежинка белая пушинка
Тема 2. Голубеет речка первым тонким льдом
Тема 3. Свищут по лесам метели
Тема 5. Поздравляем с Рождеством
Тема 7. Заискрился в поле снег
Тема 8. А мы Масленицу дожидаемся
Тема 9. Подарим мамам песенки.
Принципы интеграции музыкальных занятий с различными видами детской деятельности.
Формы и методы работы со сказкой на занятиях в детском саду. Сказка «Колобок»
«Кто покрасил осень в рыжий цвет»
Игра-викторина по теме “Птицы”.
«Светлое Христово воскресенье» Пасха – Велик День – Светлое Христово воскресенье
«Путешествие на Лосиный остров»
Картинка 2 «Бременские музыканты»
Картинка 4 «Мультяшная викторина»
«Как Иванушка за Великим Знанием ходил»
Воспитатель объясняет, что обозначают слова “национальный”, “природный парк”, название “Лосиный остров”, рассказывает об уникальности этого места: 250-летний сосновый бор, дубрава с вековыми дубами, 200 видов редких растений и животных и т.д.
Воспитатель: Как вы думаете, ребята, кто же следит за порядком и сохранностью природы на Лосином острове? Люди какой профессии берегут его? (Лесники).
Лесники. Люди не только знающие, любящие природу, но и очень мужественные, смелые, сильные. Давайте представим, что в лесное хозяйство Лосиного острова требуются новые лесники. По этому поводу объявляется конкурс для определения достойных этой профессии людей. Хотите в нём поучаствовать?
Конкурс “Лесники”.
I этап.
Основные требования: поднимать руку, не начинать ответ со слов “потому что”.
Вопросы:
1. Что в лесу самое главное? (Растения)
2. Что мы называем растениями? (Деревья, кустарники, травы, растения)
3. Как вы узнаете дерево? (У дерева есть ствол, сильный, крепкий)
4. Как вы узнаете кустарник? (У кустарника много стволов, растущих рядом)
5. Чем отличается травянистое растение от дерева и кустарника? (Нет ствола, есть стебель)
6. Назовите части дерева. (Корни, ствол, крона)
А теперь будем заселять наш лес. Вот корзинка с грибами.
Задание: назовите грибы и поставьте их к дереву, под которым они растут. (Подосиновик - осина, сыроежка - ель и т.д.)
Назовите деревья, под которыми не оказалось грибов. (Клён, ясень, липа, ольха, лиственница).
Замечательный лес. Давайте покажем, какой он.
Физминутка “Вырастают леса”
Вырастают леса,
Всему городу краса!
Деревья в них качаются,
Макушками встречаются.
Под деревьями - кусты,
Под кустами - травка,
В травке прячутся цветы,
Можешь спрятаться и ты!
Что-то тихо в нашем лесу. Надо его оживить.
Звучит запись “Голоса птиц”
Голоса каких птиц вы услышали? (Соловья, дятла, журавля, кукушки).Какие ещё птицы живут в нашем лесу, поможет узнать игра “Птица - ты, птица - я”. Вставайте в круг. Первый раз вы просто называете птицу на вашей карточке, а во второй раз называете и определяете перелётных и зимующих птиц.
Не только птицы, но и другие животные есть на Лосином острове. О них нам расскажут загадки, которые вы должны отгадать. Отвечать можно хором.
Воспитатель читает загадки о лосе, кабане, волке, медведе, лисе, белке, зайце, лягушке, кроте, выставляет при правильном ответе иллюстрацию на фланелеграф).
Почему именно эти животные, а не жирафы, слоны, обезьяны, живут в нашем лесу. Почему не растут пальмы, бананы? (Дети называют, раскрывают первый закон природы: все растения, все животные могут жить только в тех местах, к которым они приспособлены, где они чувствуют себя как дома).
Где дом у лягушки? (Пруд)
Где дом у крота? (Подземелье)
Где дом у саксаула? (Пустыня)
А кто из вас вспомнит ещё один важный закон природы?
В природе ни растения, ни животные не могут жить сами по себе. Они живут в сообществе с другими животными и растениями.
Покажите, как же связаны между собой наши растения и животные.
Дети выкладывают на фланелеграфе пищевые цепочки,
объясняют взаимосвязь.
Что главное (какое звено самое главное) в пищевых цепочках? Растения.
IIэтап.
Начинаем второй этап. Садитесь ко мне поближе и послушайте, что я расскажу. 28 лет назад около американского города Санта-Барбара произошла авария - разлилась нефть. Огромное количество нефти расползлось по поверхности и берегу океана. Пострадали многие морские животные, особенно птицы. Это трагическое событие произвело на американцев большое впечатление, и 22 апреля 1970 года тысячи людей вышли на улицы городов с требованиями принять законы о защите природы. Они сажали деревья, убирали мусор, очищали берега рек, пели песни, воспевающие красоту природы. Многие поняли: каждый человек способен внести свой вклад в защиту природы. Так “родился” День Земли. Со временем этот праздник объединил жителей многих стран. Стали отмечать День Земли и в России.
Как мы с вами проведём этот день, что доброго и полезного сможем сделать для нашей планеты?
Ответы детей: убирать мусор на участке, беречь игрушки, сажать деревья и т.д.
А я предлагаю сделать плакаты с обращением к людям беречь природу. Как будем работать:
1. Обведём трафареты с изображением различных предметов и объектов природы.
2. Раскрасим эти изображения.
3. Вырежем.
4. Наклеим на лист ватмана.
Во время работы подумайте, что бы вы хотели сказать людям нашим плакатом.
Дети выполняют задание.
Подошёл к концу наш конкурс. Мне очень понравилось, как вы работали (можно назвать поименно самых активных детей),и я думаю, что лесники, работающие на Лосином острове, были бы очень довольны вашими знаниями и отношением к природе. Плакат повесьте в группе, пусть с ним познакомятся другие дети и взрослые.
Е.Ангелина, И.Лавренкова
“Сказка ложь - да в ней намек...”
Досуговое занятие для детей 5-7 лет
по мотивам русской народной сказки «Гуси-лебеди»
Дети входят в музыкальный зал.
Музыкальное оформление, песня “У моей России” Г. Струве
(или «В мире много сказок» В.Шаинского)
Здравствуйте! Я приглашаю вас отправиться в путешествие. Мыпобываем с нимив городе мастеров, в царстве русской музыки, в деревне “Скоморошино”, в белокаменных соборах и церквях. А начнем мы наше путешествие в “Стране чудес и русских народных сказок”. А вы хотите отправиться в такое путешествие? Закройте глаза.
Медитативная музыка. Лес.
Посмотрите, в какую это сказку мы сегодня попали? Вон стоит простая русская изба, в поле печка пышет жаром, раскинула ветки яблоня, вся румяными яблочками увешена, журчит молочная река - кисельные берега. (Ответы детей: сказка “Гуси-Лебеди”.)
Вспомните, с чего начинается сказка? (Жили-были муж да жена. Были у них дочка Машенька да сын Ванюша.).Давайте заглянем к ним на огонек.(Дети подходят к макету избы).Что за музыка звучит из окошка? Как вы думаете, как живут в этом доме? (Весело, дружно).А вы узнали, какой музыкальный инструмент играет?(Балалайка).Ноги сами просятся в пляс, хочется помочь балалаечнику. Поможем? Берите эти звонкие вещицы.(Дети разбирают музыкальные инструменты)Знаете, как они называются? Ложки, колотушка, жалейка, рубель, бубен и др. Все, что есть под рукой запоет и зазвучит в нашем народном ансамбле.
Русская народная песня “Ой, вы, сени...”.
Здорово у нас получилось, вам понравилось? Весело жилось ребятишкам с матушкой и батюшкой. Большая, крепкая, дружная семья. “Где любовь да совет, там и горя нет” - гласит народная мудрость. Много было детишек в семье, старшие заботились о младших, вечерами сестренки баюкали малыша все по очереди, пока не уснет.
Садитесь в кружок. А вы знаете какие-нибудь колыбельные? (Педагог запевает и передает куклу-скрутку от ребенка к ребенку, дети поют колыбельную.)Тише, тише, не разбудите Ванюшу...
Что же дальше-то в сказке было? (прилетели Гуси-Лебеди) Как Гуси-Лебеди шипят?(выполняем дыхательное упражнение) Ну-ка громче. Ой, как страшно! А где же Ванечка? (Гуси-Лебеди унесли) Придется нам отправляться на поиски. Нельзя братика в беде оставить.
Вспомните сказку, кто первым повстречался на пути Машеньке?(Печка).
Дети подходят к макету печи.
Печка, матушка, скажи, куда Гуси-Лебеди полетели? Не слышит. Помогите мне. (Говорятхором).Молчит. Скажите, что сделать, чтобы печка ожила?(Дров нарубить, огонь растопить).Вот и ожила наша печка. Загорелся в ней живой огонь. У огня долгой и холодной зимой согреешься. Огонь в печи - хозяюшке верный помощник. Да не только хозяйке. И народному мастеру тоже помог: металл плавить, железо ковать и глину превратить в прочную удобную посуду. Посмотрите, что у нашей печки мастеру огонь помог сделать?(Кочерга, ухват, подкова, чашка, горшок, кашу в горшке и др.). Она работящих людей любит. Трудолюбие в нашем народе почиталось особо. Сколько есть пословиц о труде и трудолюбии. Я начну, а вы продолжайте.
- Землю красит солнце, а человека... труд.
- Хочешь есть калачи... не сиди на печи.
- Мала пчелка, да и та... работает.
- Птицу видно в полете, а человека... в работе.
- Труд кормит, а лень... портит.
- Скучен день до вечера, если... делать нечего.
Ой, а что это за запах такой? Закройте глазки. (Дети узнают запах хлеба). Печка-хозяюшка нам в благодарность пирогов напекла.(Достает из макета печки маленькие пирожки).Угощайтесь.
Поклонимся печке. Спасибо, матушка.
Куда же дальше пойдем? (Дети подходят к макету яблони).Здравствуй, яблонька. Не скажешь ли нам, куда Гуси-Лебеди полетели? Поклонитесь, детки, яблоньке, наши предки деревья особо почитали. Представляли себе, будто весь белый свет мировое древо соединяет. Корни его глубоко в землю ушли, где предки лежат. Вокруг ствола люди хороводы водят, а ветви его высоко в небо тянутся - солнышко в них запуталось.
Ничего удивительного, что деревья в сказках меж собой и с людьми разговаривают. Все в природе наши предки живым считали. Деревья - живые, трава - живая, и цветы и ягоды. Даже люди в сказках часто превращаются в деревья, а деревья в людей. Попробуем превратиться.
Медитативная музыка. Лес. Пластическая импровизация “Яблоньки”.
Какие разные яблоньки: одна - совсем еще молодой саженец, а вот цветущая яблоня, вот зрелая, склонившаяся под тяжестью наливных яблочек и т.д.
А ты какая яблонька? (Ответы детей).
Скажите мне, яблоньки, куда нам идти, где Ванюшу искать? (У молочной речки с кисельными берегами).
Дети подходят к расстеленному в виде реки рушнику.
Медитативная музыка. Река.
Здравствуй, речка-матушка! Молочная река, потому и белая. Покажите как реченька бежит, по камушкам перекатывается. (Дети встают с двух сторон от рушника, имитируют течение реки).Бежит река и с нами разговаривает. А какой у нее голос? Узнаете ли...
(Стук ложек)Это голос реки? На что похоже?(Камни стучат).
(Звук жалейки)А это что за звуки?(Ветер свистит).
(Гусли)Похоже... Мы узнали твой голос, реченька! Скажи нам, где же Ванечка?
Закройте глаза, слушайте!
Звучит русская народная музыка.
Педагог надевает детям платочки, картузы, детали народного костюма.