Файл: Бакланова Т.И. и др. Учебное пособие Народная художественная культура в дошкольных учреждениях .doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2024
Просмотров: 351
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
3. Выбор пути. Проверка на «доброе сердце». Встреча с помощниками
Календарно-тематическое планирование занятий по русским народным сказкам
«Сказка в гости к нам пришла, игры детям принесла...»
I этап (1 неделя) «в гости к сказке»
II этап (2 неделя) «Играем со сказкой»
III этап (3 неделя) «Рисуем сказку»
IV этап (4-5 неделя) «Играем в сказку»
Тематический план и содержание занятий
Тема 2. В гостях у красавицы Осени - 9часов
Тема 3. В гостях у красавицы Зимы - 9 часов
Тема 4. В гостях у красавицы Весны - 10 часов
Тема 5. Дорога к Лету Красному - 2 часа
Тематический план и содержание занятий
Тема 1. Природа и мы - 5 часов
Тема 2. В гостях у красавицы Осени - 7 часов
Тема 3. В гостях у красавицы Зимы - 11 часов
Тема 4. В гостях у красавицы Весны - 10 часов
Тема 5. Дорога к Лету Красному - 3 часа
1 Комплекс упражнений «Сказка о весёлом язычке»
1. Артикуляционная гимнастика:
Выгляни в окошечко. Где малолетки?
«В здоровом теле – здоровый дух».
Русская народная сказка «Репка» - 2 часа.
Русская народная сказка «Колобок» - 3 часа.
Русская народная сказка «Курочка Ряба» - 3 часа.
Русская народна сказка «Теремок» - 4 часа.
Русская народная сказка «Снегурочка» - 2 часа.
Русская народная сказка «Три медведя» - 4 часа.
Русская народная сказка «Хаврошечка» - 4 часа.
Русская народная сказка «Репка»
4). «Что случилось бы, если ... ?»
Русская народная сказка «Колобок»
1). «Эх, дороженька, кривая без конца и края».
2). «Кругосветное путешествие».
3). «Сказка та же, герои другие...»
4). «Передай через рисунок своё отношение...»
1). Из геометрических фигур сложить персонажей сказки.
Русская народна сказка «Теремок» - 4 часа
1). См. Варианты упражнений 1, 2, 3 в сказке «Репка».
7). «Ориентирование на листе (доске, фланелеграфе)».
8). «Ориентирование в пространстве».
10). «Игровое упражнение с пальчиками».
Русская народная сказка «Снегурочка» - 2 часа.
Русская народная сказка «Три медведя» - 4 часа.
1). Игры: «Что изменилось ?», «Кого не стало?», «Кто лишний?»
2). Игра «Складываем медвежат».
4). Игра «Геометрическая мозаика».
7). Игра на сравнение: «Кто, где и какой?»
Русская народная сказка «Хаврошечка»
4). Игра «Что раньше, что потом»
Программа музыкального воспитания
Для детей дошкольного возраста
Общая характеристика содержания программы
Требования к уровню подготовленности детей: к 3-4 годам ребенок должен:
Программное содержание и тематический план
Тема 5. Поздравляем с Рождеством
Тема 7. Заискрился в поле снег
Тема 8. А мы Масленицу дожидаемся
Программное содержание и тематический план
Тема 5. Поздравляем с Рождеством
Тема 7. Заискрился в поле снег
Тема 8. А мы Масленицу дожидаемся
Программное содержание и тематический план
II раздел «в гостях у красавицы зимы»
Тема 1. Кружится снежинка белая пушинка
Тема 2. Голубеет речка первым тонким льдом
Тема 3. Свищут по лесам метели
Тема 5. Поздравляем с Рождеством
Тема 7. Заискрился в поле снег
Тема 8. А мы Масленицу дожидаемся
Тема 9. Подарим мамам песенки.
Принципы интеграции музыкальных занятий с различными видами детской деятельности.
Формы и методы работы со сказкой на занятиях в детском саду. Сказка «Колобок»
«Кто покрасил осень в рыжий цвет»
Игра-викторина по теме “Птицы”.
«Светлое Христово воскресенье» Пасха – Велик День – Светлое Христово воскресенье
«Путешествие на Лосиный остров»
Картинка 2 «Бременские музыканты»
Картинка 4 «Мультяшная викторина»
«Как Иванушка за Великим Знанием ходил»
1). Из геометрических фигур сложить персонажей сказки.
По предложенным схемам сложить фигурки. См. рисунок 1.
2). «Вместе прочитаем сказку».
В моей книжке исчезла половина букв, так что мне придётся произносить лишь часть слов, которая осталась. "- Жи… - бы. . . де... и ба. . . "
3). Игра «Колумбово яйцо» (головоломка).
Разбилось яичко на мелкие кусочки (показ "Колумбова яйца" в разрезанном виде). Вспомнить, какое было яичко раньше, и предложить сложить кусочки вместе (у каждого ребёнка есть "осколки" от "волшебного яйца"). Яйцо можно сложить по схеме или самостоятельно по памяти. Затем, из тех же частей сложить Курочку Рябу, которая снесла это яичко, деда, бабу, петушка (по схеме, по контуру, по памяти). (См. специальное пособие для игры «Колумбово яйцо»)
4). Игра «Чего не стало?»
Пересчитать детали "Колумбова яйца", рассмотреть и запомнить форму каждой части. Для играющих или водящего (группы водящих) убрать незаметно одну (две) части. Играющие или водящий должен угадать, каких частей не стало, описав их или нарисовав.
5). «Поход на птичий двор».
Игра с группой детей, с иллюстративным и демонстрационным материалом. Представить себе домашних птиц, которые могут гулять на дворе (утки, куры, гуси, индюки и т.д.). Как они разговаривают? Какие у них дети? Водящий в пантомиме будет изображать какую-нибудь птицу, а остальные отгадывают. Потом кто-нибудь в центре может изображать ту или иную птицу, а все повторяют это.
6). «Загадки».
Может и разбиться,
Может и свариться,
Если хочешь, в птицу
Может превратиться. (Яйцо)
Явился в жёлтой шубке:
- Прощайте, две скорлупки.
- Кто это? (Цыплёнок)
У матери двадцать деток.
Все детки - однолетки.
(Курица с цыплятами)
7). «Весёлые задачи».
Три цыплёнка стоят,
На скорлупки глядят,
Два яичка в гнезде
У наседки лежат.
Отвечай поскорей:
Сколько будет цыплят
У наседки моей? (5)
Все ли здесь цыплята, детки,
Надо сосчитать наседке.
Шесть на грядке, три во ржи.
Сколько их всего скажи? (9)
Вышла курица гулять,
Собрала своих цыплят.
Семь бежали впереди,
Три остались позади.
Беспокоится их мать
И не может сосчитать.
Сосчитайте-ка, ребята,
Сколько было там цыпляток. (10)
Во дворе гуляли курица и три цыплёнка. Один цыплёнок заблудился. Сколько осталось цыплят? А сколько осталось животных? А если ещё два цыплёнка побегут пить воду? Сколько цыплят останется около курицы?
Русская народна сказка «Теремок» - 4 часа
Варианты вопросов по сказке:
1). Каким одним словом можно назвать всех сказочных персонажей? (Лесные звери, животные)
2). Какая по счёту пришла в теремок мышка? лягушка? заяц? лиса? волк? медведь?
3). Какая по счёту лиса? заяц? медведь? и т.д.
4). Кто пришёл за волком? за мышкой? за зайцем? и т.д.
5). Кто пришёл перед волком? перед медведем? перед мышкой?
6). Кто пришёл между мышкой и зайцем? между волком и зайцем? между зайцем и волком?
7). Какие у зверей прозвища? (мышка-Норушка, лягушка-Квакушка, зайчик- Побегайчик, лисичка-Сестричка, волчок - Серый бочок, мишка Косолапый)
8). Почему у зверей такие клички? О чём они говорят?
9). Могли бы звери в лесу построить каменный дом? Почему?
Варианты игровых упражнений:
1). См. Варианты упражнений 1, 2, 3 в сказке «Репка».
2). "Что случилось бы …?
а) если бы после мышки пришёл бы медведь (например, звери бы вместе все не собрались).
б) если бы все герои приходили в обратном порядке - медведь, волк и т.д. (можно попробовать рассказать сказку «задом наперёд»).
в) если бы Колобок попал бы в такую дружную компанию.
3). Игра "Загадай героя".
Водящий загадывает героя про себя. С помощью вопросов о том, какой это герой, выясняют его отличительные признаки, находят задуманного персонажа сказки (нельзя только задавать прямой вопрос: кто это? это волк?).
4). «Загадки».
Маленький рост,
Длинный хвост,
Серенькая шубка,
Остренькие зубки. (Мышь)
Не зверь, не птица, всего боится,
Половит мух и в воду плюх. (Лягушка)
Скачет зверушка,
Не рот, а ловушка,
Попадут в ловушку
И комар, и мушка. (Лягушка)
Что за зверь лесной
Встал, как столбик,
Под сосной.
И стоит - среди травы
Уши больше головы. (Заяц)
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый – краса,
А зовут её? (Лиса)
Этот зверь лесной,
В серой шубе меховой.
Зубами – щёлк, так это – ... (... волк)
Хозяин лесной
Просыпается весной.
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой. (Медведь)
5). Игра «Танграм».
Познакомить детей с китайской игрой "Танграм". Предложить из кусочков танграма сложить квадрат, как основы любого дома. Потом попытаться сложить несколько разных домов. Потом по 2-м чертежам и без них сложить 2 вида лисичек. Этот материал готовится заранее. Из кусочков можно сложить зайчика, лягушку (см. специальное пособие «Танграм»).
6). «Весёлые задачи».
Стали звери жить-поживать, хозяйством заниматься, каждый делал своё дело:
а) Медведь построил зверям новый теремок, в котором досталось каждому жителю по комнате. Сколько комнат в этом теремке? (Столько, сколько зверей).
б) Раз к зайчонку на обед
Прискакал дружок сосед.
На пенёк зайчата сели
И по две морковки съели,
Кто считать, ребята, ловок.
Сколько съедено морковок? (4)
в) На поляне у дубка
Волк увидел два грибка,
А подальше, у осин
Он нашёл ещё один.
Кто ответить нам готов
Сколько волк нашёл грибов? (3)
7). «Ориентирование на листе (доске, фланелеграфе)».
Если разложить зверей (разбежавшихся на полянке) на листе бумаги, на доске. Спросить ребёнка: где лиса? зайчик? и т.д.
Ответы: в левом верхнем углу, в середине, в правом нижнем углу и т.д.
8). «Ориентирование в пространстве».
А медведь построил дом в три этажа. Разложить зверей по этажам дома. Спросить: «Кто наверху живёт? Кто внизу? Кто между первым и третьим этажом? Кто справа? Кто слева? Кто, на каком этаже? Кто соседи для медведя?» (Можно добавить ещё зверей).
9). «Словесные игры».
а) Кто больше: большая мышь или маленький медвежонок, большой кот или маленький бегемот, большая лягушка или маленький волчонок.
б) Кто большой? Кто маленький? Называются различные животные, дети вспоминают, кто из них большой, а кто маленький. Если зверь большой, то дети хлопают в ладоши, а если маленький, то не хлопают. (Мышка, заяц, волк, медведь, лягушка, комар, муравей и т.д.).
в) Закончи фразу: "Сначала домик был ..., а потом звери построили дом... Первой прибежала..., а потом... Первой прибежала..., а последним пришёл… Мышка была... , а лягушка... Зайчик ..., а лисичка ..., а волчок ..., а медведь ... У лисички хвост (длинный), а у зайчика... У мышки ушки... , а у зайчика ... и т. д.
10). «Игровое упражнение с пальчиками».
К нашим зверям из теремка, приходили друзья, вот и к лягушке- попрыгушке пришли подружки.
По дороге прыгала лягушка,
Повстречала свою подружку.
По дороге прыгали две лягушки,
Повстречали свою подружку.
По дороге прыгали три лягушки,
Повстречали свою подружку... и т. д.
Инсценировать этот стишок можно так: сжать пальцы в кулачки и разгибать по одному. А можно провести как физкультминутку в группе, как групповую игру, можно оформить игру мелкими игрушками.
11). «Жилища животных».
Лягушка живет в болоте,
заяц - под кочкой, под кустиком,
лиса - в норе,
волк - в логове,
медведь - в берлоге,
белка - в дупле,
птица - в гнезде и т.д.
12). «Детеныши животных».
У лягушки – лягушонок,
у лисы – лисёнок,
у зайца – зайчонок,
у волка – волчонок,
у медведя – медвежонок,
у петуха – цыплёнок,
у овцы – ягнёнок,
у утки – утёнок,
у лошади – жеребёнок,
у коровы – телёнок,
у свиньи – поросёнок,
у птицы – птенцы и т. д.
Русская народная сказка «Снегурочка» - 2 часа.
Варианты вопросов по сказке:
1). Какие времена года описаны в сказке?
2). В какое время года появилась Снегурочка?
3). Какие отличительные признаки зимы? весны? осени?
4). Сколько месяцев длится одно время года?
5). Сколько надо снежных шаров, чтобы слепить снежную бабу?
6). А почему не лепят снежного деда?
7). Какие забавы, зимние игры ты знаешь?
8). Нравится ли вам Снегурочка? Почему?
9). Что это у неё за имя - Снегурочка? От какого слова? Как её можно ещё назвать?
10). Похожа ли Снегурочка на Весну Красну? На Лето Красное? На осень...? А на Деда Мороза? Чем? Чем отличается от него?
11). Сколько времени прожила Снегурочка у деда с бабой? (почти шесть с половиной месяцев).
12). Сказка грустная или весёлая? Почему?
13). Чему учит эта сказка? Вспомним пословицы:
"Не хлебом единым жив человек?"