Файл: Бакланова Т.И. и др. Учебное пособие Народная художественная культура в дошкольных учреждениях .doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2024
Просмотров: 391
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
3. Выбор пути. Проверка на «доброе сердце». Встреча с помощниками
Календарно-тематическое планирование занятий по русским народным сказкам
«Сказка в гости к нам пришла, игры детям принесла...»
I этап (1 неделя) «в гости к сказке»
II этап (2 неделя) «Играем со сказкой»
III этап (3 неделя) «Рисуем сказку»
IV этап (4-5 неделя) «Играем в сказку»
Тематический план и содержание занятий
Тема 2. В гостях у красавицы Осени - 9часов
Тема 3. В гостях у красавицы Зимы - 9 часов
Тема 4. В гостях у красавицы Весны - 10 часов
Тема 5. Дорога к Лету Красному - 2 часа
Тематический план и содержание занятий
Тема 1. Природа и мы - 5 часов
Тема 2. В гостях у красавицы Осени - 7 часов
Тема 3. В гостях у красавицы Зимы - 11 часов
Тема 4. В гостях у красавицы Весны - 10 часов
Тема 5. Дорога к Лету Красному - 3 часа
1 Комплекс упражнений «Сказка о весёлом язычке»
1. Артикуляционная гимнастика:
Выгляни в окошечко. Где малолетки?
«В здоровом теле – здоровый дух».
Русская народная сказка «Репка» - 2 часа.
Русская народная сказка «Колобок» - 3 часа.
Русская народная сказка «Курочка Ряба» - 3 часа.
Русская народна сказка «Теремок» - 4 часа.
Русская народная сказка «Снегурочка» - 2 часа.
Русская народная сказка «Три медведя» - 4 часа.
Русская народная сказка «Хаврошечка» - 4 часа.
Русская народная сказка «Репка»
4). «Что случилось бы, если ... ?»
Русская народная сказка «Колобок»
1). «Эх, дороженька, кривая без конца и края».
2). «Кругосветное путешествие».
3). «Сказка та же, герои другие...»
4). «Передай через рисунок своё отношение...»
1). Из геометрических фигур сложить персонажей сказки.
Русская народна сказка «Теремок» - 4 часа
1). См. Варианты упражнений 1, 2, 3 в сказке «Репка».
7). «Ориентирование на листе (доске, фланелеграфе)».
8). «Ориентирование в пространстве».
10). «Игровое упражнение с пальчиками».
Русская народная сказка «Снегурочка» - 2 часа.
Русская народная сказка «Три медведя» - 4 часа.
1). Игры: «Что изменилось ?», «Кого не стало?», «Кто лишний?»
2). Игра «Складываем медвежат».
4). Игра «Геометрическая мозаика».
7). Игра на сравнение: «Кто, где и какой?»
Русская народная сказка «Хаврошечка»
4). Игра «Что раньше, что потом»
Программа музыкального воспитания
Для детей дошкольного возраста
Общая характеристика содержания программы
Требования к уровню подготовленности детей: к 3-4 годам ребенок должен:
Программное содержание и тематический план
Тема 5. Поздравляем с Рождеством
Тема 7. Заискрился в поле снег
Тема 8. А мы Масленицу дожидаемся
Программное содержание и тематический план
Тема 5. Поздравляем с Рождеством
Тема 7. Заискрился в поле снег
Тема 8. А мы Масленицу дожидаемся
Программное содержание и тематический план
II раздел «в гостях у красавицы зимы»
Тема 1. Кружится снежинка белая пушинка
Тема 2. Голубеет речка первым тонким льдом
Тема 3. Свищут по лесам метели
Тема 5. Поздравляем с Рождеством
Тема 7. Заискрился в поле снег
Тема 8. А мы Масленицу дожидаемся
Тема 9. Подарим мамам песенки.
Принципы интеграции музыкальных занятий с различными видами детской деятельности.
Формы и методы работы со сказкой на занятиях в детском саду. Сказка «Колобок»
«Кто покрасил осень в рыжий цвет»
Игра-викторина по теме “Птицы”.
«Светлое Христово воскресенье» Пасха – Велик День – Светлое Христово воскресенье
«Путешествие на Лосиный остров»
Картинка 2 «Бременские музыканты»
Картинка 4 «Мультяшная викторина»
«Как Иванушка за Великим Знанием ходил»
Формы и методы работы со сказкой на занятиях в детском саду. Сказка «Колобок»
Для проведения занятия поможет медитативная музыка природы «Звуки леса», пословицы, поговорки о силе, хитрости. Педагог напоминает детям, что сказку можно прочитать, выразительно рассказать, можно и спеть и раздает персонажей сказки, чтобы отправиться в гости.
Рассматривая изображения героев и задавая наводящие вопросы, педагог помогает детям раскрыть характер, образ каждого персонажа: - Медведь какой? - большой, зимой спит.
Задания:
- сочинить историю-песенку про каждого героя сказки и пропеть ее.
- пофантазировать на тему «Какой колобок?» (желтый, круглый и т. д.)
Можно использовать на занятиях игры с мячом.
Сказка «Репка»
Задание:попытаться оживить (озвучить) двор: помяукать, полаять...
Педагог спрашивает, где растет репка (в огороде) и какие звуки мы можем услышать войдя в огород (пугало, жучка).
На примере этой сказки можно помочь детям освоить высоту, силу звука и длительность, а также научиться различать голоса по тембру:
- Какой голос у внучки? - средний
- А у мышки? - высокий
- А у кого выше (ниже)?
Задания:
- спой самым высоким (низким) голосом.
- Дети, кто это? - Дедушка.
- Почему?
Педагог беседует с детьми о том, что у одного и того же человека может быть и веселый и грустный голос. Почему подумайте?
- Веселый, когда дед увидел репку, а грустный - репку не смог вытащить.
Задание:
- почему у внучки грустный (веселый) голос? (грустный, потому что хотелось играть, а бабка позвала работать в огороде и др.).
Сказку «Репка» можно использовать для ознакомления детей с нотной грамотой.
«Репка» - это нотка;
5 грядок - это нотный стан:
_________________________________________
_________________________________________
_________________________________________
_________________________________________
_________________________________________
7 «репок» - это нотки, которые посеяли на разные грядки.
Сказка «Гуси - лебеди»
Все звуки рождаются из природы, на примере этой сказки мы знакомим детей художественными образами природы: вода, воздух, огонь, земля. Перед началом занятия дети вместе с педагогом рассматривают картину В. Васнецова и «вслушиваются» в звуки природы, используя медитативную музыку: голоса птиц и звуки леса.
Отправляемся в сказочный лес и послушаем «как он звучит», для этого постараемся расслабиться и принять позу «кучера»: ноги расставили, руки вытянули, голова опущена.
У каждого ребенка в руке спрятана птичка - свистулька, которая поможет услышать голоса птиц. Педагог разговаривает с детьми о том, что птички в лесу летают разные, у них красивые и разныеголоса.
Задание :
- чья птичка пропоет дольше (не набирая воздух 2- й раз);
- у какой птички красивей голос? (зажимая пальчиком дырочки, ребенок играет на дудочке).
Педагог продолжает: «Есть птички, которые летают стаями. Вот летит стая гусей: папа, мама, гусенок - (дочка, сыночек). Представьте себя каким - то гусем из стаи, а я буду вожаком».
Игра «Гуси-гуси».
(Игра по тембру, по высоте голоса, по настроению.)
Вожак: Гуси, гуси!
Маша: Га - га - га!
Педагог: В какого гуся превратилась Маша?
Дети: В маму (дети определяют по тембру голоса)
Задание :
- сочинить «Колыбельную» для Иванушки, песенку для батюшки.
Работая над внедрением экспериментельной программы, мы обратили внимание, что дети с большим удовольствием участвуют в музыкальных занятиях. Все активнее откликаются на творческие задания. Повысилась усвояемость учебного материала, больше стало импровизаций, которые не заканчиваются учебным временем, а продолжаются в группе в игровое время, благодаря конечно же нашим гениальным воспитателям.
Рекомендации воспитателям
Перед сном использовать основу психотренинга: легли, глазки закрыли, дышим глубоко, представили...берег моря, ...лес с птицами.
Желательно самим воспитателям петь детям «Колыбельные песни» перед сном, или ставить в записи.
Рекомендации родителям
Приобрести набор для своего ребенка:
- свистулька
- колокольчик
- ложки
- погремушка
- маленькая игрушечка (для отстукивания ритма и нотной грамоты: игрушка ходит по лесенке и поет песенки).
Хорошо иметь в семейной фонотеке записи произведений композиторов - классиков, петь самим детям колыбельные песни, рисовать под медитативную музыку. Игровая деятельность детей может сопровождаться классической музыкой, которая звучит как фон (лучше использовать запись фортепиано).
Песенные импровизации.
I раздел «в гостях у осени»
Средний возраст |
Старший возраст |
Сказка «Гуси - лебеди» |
|
Звукоподражание голосу кукушки (лесное эхо). |
Интонационные импровизации «АУ». Чья птичка пропоет дольше? |
Сказка «Репка» |
|
Звукоподражание голосам животных: собачки, кошки, мышки. |
Звукоподражание голосам людей: бабушке, дедушке, внучке, пугало (грустный характер или веселый). |
Сказка «Кот, петух, лиса» |
|
Звукоподражание голосу петушка: веселый- грустный. |
Песенная импровизация мелодии на слова «листья по ветру летят». |
Сказка «Колобок» |
|
|
Сочинить историю-песенку про каждого героя сказки и пропеть |
«Капли осеннего дождя» |
|
Ритмическая и мелодическая импровизация «капелек дождя. |
Ритмическая и мелодическая импровизация «Осенний дождик». |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Часть 3. Сценарии комплексных занятий, тематических досугов, праздников и развлечений для детей дошкольного возраста
«В гостях у красавицы Осени»
Трошенкова О.А.
«Кто покрасил осень в рыжий цвет»
Комплексное занятие по экологии для детей 5-7 лет
Цель занятия:
1. Познакомить детей с листопадом как явлением осени, со способностью листьев менять цвет, с причиной их опадания, со строением листа.
2. Воспитывать чувство красоты, внимательное отношение к природе.
3. Закрепить материал по теме “Птицы”.
Художественный и изобразительный ряд: иллюстрации с картинками осенней природы из фотоальбома “Времена года”.
Литературный ряд: С.А.Есенин “Закружилась листва золотая...” (отрывок), А.С.Пушкин “Унылая пора...”, Н.А.Некрасов “Железная дорога” (“Славная осень...”)
Методические пособия: таблица с изображением листьев разного цвета, со строением листа. Осенние листья клёна, дуба, берёзы (раздаточный материал).
Ход занятия:
Мы говорили с вами, ребята о том, что календарь смены времени года похож на карусели, катаясь на которых мы видим мелькания повторяющихся картин: лето, осень, зима, весна и всё повторяется сначала. Интересно, всегда ли на Земле была такая карусель, всегда ли были времена года? Оказывается, нет.
Когда-то, очень давно, на Земле было круглый год лето. Погода была жаркая и влажная, росли вечнозелёные деревья, бродили диковинные звери. Но постепенно климат менялся, и лето сменила на многие сотни лет зима, огромные пространства земли покрылись снегом и льдом. И, конечно, много растительности погибло, но много и выжило, так как сумело приспособиться к холоду. Деревья научились сбрасывать листья.
И вот тогда в природе произошло чудо - на Землю пришла рыжая осень. И случилось это около миллиона лет назад. В мире появился новый звук - шелест опадающих листьев. И не просто опадающих, а кружащихся в золотом листопаде. (Иллюстрации)Вы наблюдали падение листьев, видели, как ветер гоняет их по дороге, как плавают они в лужах, слышали, как шуршат они под ногами. На что похоже это явление? С чем можно сравнить?
(Ответы детей)
Послушайте, с чем сравнивали красоту осени наши поэты:
Закружилась листва золотая,
В розоватой воде на пруду,
Словно бабочек лёгкая стая
С замираньем летит на звезду... С.Есенин
Около леса, как в мягкой постели,
Выспаться можно - покой и простор
Листья поблекнуть ещё не успели,
Желты и свежи лежат, как ковёр.
Н.А.Некрасов
Унылая пора, очей очарованье,
Приятна мне твоя прощальная краса,
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса.
А.С.Пушкин
Что же такое листопад? Почему листья меняют цвет, а затем падают? Посмотрите на таблицу. Весной и летом земля даёт дереву воду, солнце - тепло и свет, воздух - невидимый нам углекислый газ. И вот с помощью воды, тепла, света и углекислого газа в листьях образуются чудесные зелёные зёрна - хлорофиллы. Каждое зёрнышко - хлорофилл - как бы маленький заводик, который готовит строительный материал для новых веток, почек, корней, ствола. Благодаря хлорофилловым зёрнам из маленького слабого ростка вырастает могучее дерево, а листья - зелёного цвета.
Наступила осень, дни стали короче, света меньше, воздух и земля остывают и зелёные зёрнышки - хлорофиллы начинают разрушаться, исчезать. И вот тогда оказывается, что в листочках есть ещё жёлтые и красные зёрнышки, которые прятались всё это время за зелёными. Вот почему пожелтели и покраснели листья.
Но почему же листья падают, висели бы всю зиму жёлтыми и красными? Оказывается, между черешком листика и веткой начинает расти тоненькая плёночка-перегородка. Наступает момент, когда листьям не за что держаться. И вот, подул ветер, и листья полетели на землю.
Дерево похоже на дом, в котором окошки-листочки летом открыты настежь для тепла, света, чистого воздуха. К зиме окошки надо закрыть, вот дерево и сбрасывает листочки, закрывает все щёлочки плёночкой-перегородкой, чтобы не замёрзнуть. Кроме того, если снегом покроет деревья с листвой, ветки от тяжести сломаются.
А теперь давайте внимательно посмотрим на листья.
Раздать листья берёзы, дуба, клёна.
На что они похожи?
Подвести детей к пониманию того, что лист похож на дерево:
черешок - ствол и крона - сам лист.