Файл: Бакланова Т.И. и др. Учебное пособие Народная художественная культура в дошкольных учреждениях .doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2024

Просмотров: 405

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Содержание

Часть 3

2. Расставание с родным домом

3. Выбор пути. Проверка на «доброе сердце». Встреча с помощниками

4. Борьба и победа

5. Новые испытания

6. Счастливый конец

Календарно-тематическое планирование занятий по русским народным сказкам

«Сказка в гости к нам пришла, игры детям принесла...»

I этап (1 неделя) «в гости к сказке»

II этап (2 неделя) «Играем со сказкой»

III этап (3 неделя) «Рисуем сказку»

IV этап (4-5 неделя) «Играем в сказку»

«В гостях у сказки»

I часть. Зачин

Тематический план и содержание занятий

Тема 1. Природа и мы - 2часа

Тема 2. В гостях у красавицы Осени - 9часов

Тема 3. В гостях у красавицы Зимы - 9 часов

Тема 4. В гостях у красавицы Весны - 10 часов

Тема 5. Дорога к Лету Красному - 2 часа

Тематический план и содержание занятий

Тема 1. Природа и мы - 5 часов

Тема 2. В гостях у красавицы Осени - 7 часов

Тема 3. В гостях у красавицы Зимы - 11 часов

Тема 4. В гостях у красавицы Весны - 10 часов

Тема 5. Дорога к Лету Красному - 3 часа

Календарь природы

Осенняя песенка

* * *

Практическая часть

1 Комплекс упражнений «Сказка о весёлом язычке»

1. Артикуляционная гимнастика:

2. Музыкальная стимуляция.

Выгляни в окошечко. Где малолетки?

3. Пальчиковая гимнастика.

«В здоровом теле – здоровый дух».

Ростов-на-Дону «Феникс» 2002

Русская народная сказка «Репка» - 2 часа.

Русская народная сказка «Колобок» - 3 часа.

Русская народная сказка «Курочка Ряба» - 3 часа.

Русская народна сказка «Теремок» - 4 часа.

Русская народная сказка «Снегурочка» - 2 часа.

Русская народная сказка «Три медведя» - 4 часа.

Русская народная сказка «Хаврошечка» - 4 часа.

Русская народная сказка «Репка»

1). Игра «Что изменилось?»

2). Игра «Кого не стало?»

3). Игра «Кто лишний?»

4). «Что случилось бы, если ... ?»

5). «Весёлые задачи».

6). «Загадки».

7). «Стихи».

Русская народная сказка «Колобок»

1). «Эх, дороженька, кривая без конца и края».

2). «Кругосветное путешествие».

3). «Сказка та же, герои другие...»

4). «Передай через рисунок своё отношение...»

1). Из геометрических фигур сложить персонажей сказки.

Русская народна сказка «Теремок» - 4 часа

1). См. Варианты упражнений 1, 2, 3 в сказке «Репка».

2). "Что случилось бы …?

3). Игра "Загадай героя".

4). «Загадки».

5). Игра «Танграм».

6). «Весёлые задачи».

7). «Ориентирование на листе (доске, фланелеграфе)».

8). «Ориентирование в пространстве».

10). «Игровое упражнение с пальчиками».

11). «Жилища животных».

12). «Детеныши животных».

Русская народная сказка «Снегурочка» - 2 часа.

1). «Когда это бывает...»

2). «Снеговики»

3). «Загадки».

5). «Снежные комочки»

6). Игра «Времена года».

7). Игра «Разные снеговики».

7). «Весёлые задачи».

8). «Физминутка»

Русская народная сказка «Три медведя» - 4 часа.

1). Игры: «Что изменилось ?», «Кого не стало?», «Кто лишний?»

2). Игра «Складываем медвежат».

3). «Загадка».

4). Игра «Геометрическая мозаика».

5). «Весёлые задачи».

6). «Задачи про грибы».

7). Игра на сравнение: «Кто, где и какой?»

8). «Незадачливый математик».

9). «Стихи». Медвежонок

Медвежонок

Русская народная сказка «Хаврошечка»

1). Игра "Сделаем фильм"

2). "Сделай цветным"

3). «Антонимы»

4). Игра «Что раньше, что потом»

5). «Яблоки растут на ветках»

«Музыкальные сказки»

Программа музыкального воспитания

Для детей дошкольного возраста

Пояснительная записка.

Общая характеристика содержания программы

Новизна программы

Требования к уровню подготовленности детей: к 3-4 годам ребенок должен:

К 4 - 5 годам ребенок должен:

К 5 - 6 годам ребенок должен:

К 6-7 годам ребенок должен:

Программное содержание и тематический план

Тема 2. Лесное эхо

Тема 3. Во саду ли, в огороде

Тема 4. Осень листьями шуршит

Тема 5. Капли осеннего дождя

Тема 6. Ходит ветер у ворот

II раздел

Тема 4. Пришла Коляда

Тема 5. Поздравляем с Рождеством

Тема 6. На тройке

Тема 7. Заискрился в поле снег

Тема 8. А мы Масленицу дожидаемся

Тема 9. Подарим мамам песенки

III раздел

Тема 7. Вальс цветов

Программное содержание и тематический план

Тема 2. Лесное эхо

Тема 3. Во саду ли, в огороде

Тема 4. Осень листьями шуршит

Тема 5. Капли осеннего дождя

Тема 6. Ходит ветер у ворот

II раздел

Тема 4. Пришла Коляда

Тема 5. Поздравляем с Рождеством

Тема 6. На тройке

Тема 7. Заискрился в поле снег

Тема 8. А мы Масленицу дожидаемся

Тема 9. Подарим мамам песенки

III раздел

Тема 6. Поющая синева

Тема 7. Вальс цветов

Программное содержание и тематический план

Тема 2. Лесное эхо.

Тема 3. Во саду ли, в огороде

Тема 4. Осень листьями шуршит

Тема 5. Капли осеннего дождя.

Тема 6. Ходит ветер у ворот

II раздел «в гостях у красавицы зимы»

Тема 1. Кружится снежинка белая пушинка

Тема 2. Голубеет речка первым тонким льдом

Тема 3. Свищут по лесам метели

Тема 4. Пришла Коляда

Тема 5. Поздравляем с Рождеством

Тема 6. На тройке

Тема 7. Заискрился в поле снег

Тема 8. А мы Масленицу дожидаемся

Тема 9. Подарим мамам песенки.

III раздел

Тема 5. Жаворонок звонкий.

Тема 6. Поющая синева

Тема 7. Вальс цветов

Принципы интеграции музыкальных занятий с различными видами детской деятельности.

Формы и методы работы со сказкой на занятиях в детском саду. Сказка «Колобок»

Сказка «Репка»

Сказка «Гуси - лебеди»

Рекомендации воспитателям

Рекомендации родителям

Песенные импровизации.

I раздел «в гостях у осени»

Часть 3. Сценарии комплексных занятий, тематических досугов, праздников и развлечений для детей дошкольного возраста

«Кто покрасил осень в рыжий цвет»

Ход занятия:

Игра-викторина по теме “Птицы”.

Инсценировка “Тит”

«Осенняя ярмарка»

Игровые поляны:

Торговые ряды:

«В гостях у красавицы Зимы»

«Теремок в природе»

Ход занятия:

Физминутка “Лес”

«В гостях у красавицы Весны»

«Светлое Христово воскресенье» Пасха – Велик День – Светлое Христово воскресенье

«Путешествие на Лосиный остров»

Ход занятия:

Конкурс “Лесники”.

I этап.

IIэтап.

«В гостях у красавицы Лето»

«В гостях у сказки»

Картинка 1 «Летучий корабль»

Картинка 2 «Бременские музыканты»

Картинка 3 «Кот Леопольд»

Картинка 4 «Мультяшная викторина»

«Как Иванушка за Великим Знанием ходил»

Сцена 1 “Кот Леопольд и мыши”.

Сцена 2 “Бабки-Ежки”

Сцена 3 “Про Машеньку”.

Сцена 4 “Буратино и Мальвина”.

«Как Иванушка за Великим Знанием ходил»

Праздник для детей подготовительной к школе группы.

Звучат позывные. В зал выходят двое детей - ведущих.

1 р е б е н о к:

В детском садике сегодня

Шум и суета.

Все ребята нарядились

Просто красота!

2 р е б е н о к :

Час прощанья с детским садом

Для всех нас настал

Начинаем, начинаем

Детских сказок карнавал!

1 р е б е н о к :

Мой веселый отшумит

И затихнет где-то

Одуванчик облетит,

И начнется... лето!

2 р е б е н о к :

Фантазеров мы зовем

На поляну сказок

Ждет наш добрый, светлый дом

Звонких песен, плясок!

Звучит фонограмма. Выход детей.

Персонажи сказок поочередно входят в зал

и выстраиваются в ПЛАСТИЧЕСКИЕ картинки. Стоп - кадр.

Картинки “оживают”, дети перестраиваются для чтения стихов.

1:

Много раз встречали

Праздник в этом зале

Но такой, как этот

Мы еще не знали

2:

Самый лучший праздник

Светлый и веселый

Нас сегодня детский сад

Провожает в школу.

3:

Растили нас вы смелыми

Добрыми, умелыми.

Знаем, все вы нас любили

И хорошему учили.

4;

Одеваться очень быстро

Умываться очень чисто

Книжки по слогам читать

Задачки трудные решать

5:

Аккуратно, быстро есть

Ой, всего не перечесть.

6:

Рисовали мы, лепили

Из цветного пластилина

7:

На экскурсии ходили

И играли в Буратино.

8:

А еще играли в “прятки”

В “дочки-матери”, в “лошадки”.

9:

Помните, наш хоровод

Возле елки в Новый год?

10:

Любим музыку и сказки,

Наши песенки и пляски.

Любим игры в День Рожденья

Любим праздник и веселье.

11:

Мы свой любимый детский сад


Любить не перестанем.

И все же с ним прощаемся,

Все:

Ведь мы большими стали.

Песня “Мы с тобой проснулись рано”.

В е д у щ а я:

Волшебный праздник в чудеса

Нам открывает двери.

И в это, если видит сам,

То даже взрослый верит.

Он в фею быстро превратит

Галину Николаевну,

Подарком чудным одарит,

Чтоб стать незабываемым.

Покажет, что скрывает гном

Пока вы спите сладким сном.

Вас гости ожидают,

Ведь сказки оживают.

П о е т:

Одну простую сказку,

А может, не простую,

А может, и не сказку

Хочу вам рассказать.

Ее я помню с детства,

А может, и не с детства,

А может, и не помню,

А буду вспоминать.

Полька сказочных героев.

Звучит музыка, появляются Лень и Болтовня

Б о л т о в н я :

Тары - бары, тары - бары,

Тары - бары, тара - ра,

Начинаю тараторить

Прямо с самого утра.

Л е н ь :

Подожди-ка, Болтовня,

И послушай ты меня.

У ребят сегодня праздник

Надо нам туда бежать,

Потому что всем ребятам

Мы должны с тобой мешать.

Б о л т о в н я :

Тише, кажется идут,

Лучше спрячемся вот тут.

Звучит лейтмотив песни “Так уж получилось”. Появляется Иванушка.

И в а н (поет):

Вот бы мне подрасти! -

Есть мечта как птица -

Чтоб всему, чтоб всему

В школе научиться.

Б о л т о в н я :

Ой ты, Ваня, не спеши!

Лень с Болтушкой посмеши!

Л е н ь :

Мы проспать неделю можем!

Лежебоки все нам гожи!

В а н я:

Без причины - нет и смеха.

И какая тут потеха?

Мне б за лето подрасти,

Чтобы в школу мог пойти.

На такое коль решиться,

Спать подружки не годиться.

Б о л т о в н я и Л е н ь :

Ваня, ты же Елисеич? (Ваня кивает)

В любой сказке ты - царевич.

Где ты видел, чтоб царя

Мучали наукой зря?


В а н я:

Так все дразнят, что - беда,

Вы слыхали это?

Б о л т о в н я и Л е н ь (ехидно):

Да!

В м е с т е (дразнятся):

Ваня, Ваня, дурачок,

Отлежал себе бочок!

В а н я:

С глупостью бороться буду,

Мудрость в знаниях добуду.

Л е н ь и Б о л т о в н я (поют):

Если вас зовут заботы -

Сразу спать!

Если хочется работать -

На кровать!

Если вас позвали в гости,

Все сомнения отбросьте -

Глазки закрывай! Баю - бай!

Лень и Болтовня убаюкивают Ваню.

Хихикая, Лень и Болтовня уходят

В е д у щ а я:

Как же Ванечке помочь?

В сказке наступает ночь...

М а ш е н ь к а:

Я Ванюше помогу,

Разбудить его смогу!

Будит Ваню и дает ему клубок

М а ш е н ь к а:

У меня ведь есть клубочек:

Круглый, сказочный комочек!

Кто за ним, рискнув, пойдет -

Тот мечту свою найдет!.

Ваня отправляется в путь с песней.


Сцена 1 “Кот Леопольд и мыши”.

Инсценировка песни “В доме 8/16...”.

К о т Л е о п о л ь д:

Ваня, мур! Какое дело?

Ты куда шагаешь смело?

В а н я:

Нужно в школу мне попасть,

Чтобы глупым не пропасть.

К о т :

Ты же умный, ты же славный!

В сказках у детей ты главный!

В а н я:

Ой, котеич, не смеши!

Мне дорогу покажи,

Знанье где бы мне найти?

Как не растерять в пути?

Л е о п о л ь д :

Ребята, давайте жить дружно! А ты, Ваня, запомни, что без дружбы нам нельзя прожить ни дня.

Музыкальная игра “Ваня, ты один остался”.

Кот Леопольд дает Ивану часть пословицы.

Сцена 2 “Бабки-Ежки”

Частушки “Бабок- Ежек”

П о ю т:

Как в зеленый ваш лесок,

Затянув свой поясок,

Прилетели модницы -

Старые негодницы.

Не беда, что на метле,

Я всегда навеселе,

Светофоров нет в лесу,

А поставят - так снесу!

Обещал Горыныч нам.

Угостить прекрасных дам -

Прилетели - Змея нет,

Опоздали на сто лет.

А Кощеич на удачу

Из костей построил дачу.

Но землетрясение

Было в новоселие.

Прочитали в умной книжке,

Как прекрасны все детишки

Прилетели посмотреть,

Показать себя и спеть!

Б а б к и- Е ж к и:

Ой, глядите-ка, Ванюша,

Ладный, чистый как из душа.

Ты куда идешь, Ванек?

В а н я :

Путь мой к знанию далек.

Поумнеть хочу, бабули,

Мои милые Ягули.

Б а б к и- Е ж к и:

- Есть в народе чудо-средство,

Отвратит любое бедство.

- Если взять помет, навоз,

Чтоб вскипел с шипами роз.

Проварить, глотками пить.

Как Кощей наш будешь жить!

- Умным, вечным, страшноватым,

- Ну, и сказочно богатым!

В а н я :

Ну, Бабусеньки-Ягусеньки, мои,

Видно, утром встали вы не с той ноги.

Сами пейте свой таинственный отвар,


Поумнеть смогу, минуя “Ежкин- вар”.

Но в одном, бабуси, все же помогите,

Тайну Знания Великого скажите!

Б а б к и (перешептываются):

Тайну, Ванечка, не знаем - не взыщи,

Возьми ключик к ней и сам ее ищи.

Если ты ответ найдешь -

Ключик сразу же возмешь.

Задачки-частушки.

(поют):

Под кустами у реки

Жили майские жуки,

Дочка, сын, отец и мать,

Ты их сможешь сосчитать.

Подогрела чайка чайник,

Пригласила девять чаек:

“Приходите все на чай!”

Сколько чаек, отвечай.

Вяжет бабушка лисица

Трем внучатам руковицы,

Подарю вам скоро, внуки,

Руковичек по две штуки.

Берегите, не теряйте, сколько их, пересчитайте.

Бабки-Ежки:

Хорошо ты потрудился,

Ловко можешь все считать,

А теперь нам покажи-ка,

Как умеешь ты играть.

Игра “Раз, два, три, ... ”.

Бабки-Ежки дают часть пословицы.

Сцена 3 “Про Машеньку”.

Машенька на сцене, убаюкивает куклу. Входит Ваня.

В а н я:

Здравствуй, Манечка!

М а ш е н ь к а:

Привет тебе, Ванек!

В а н я :

Путешествую не первый я денек.

Тайну Знания Великого ищу,

Пустишь в гости?

М а ш е н ь к а :

Конечно же пущу.

Тайну знания не ведаю пока,

Но уверена в одном наверняка -

Важно видеть, слышать красоту,

С ней всегда найдешь свою мечту!

В а н я:

А это как?

М а ш е н ь к а :

Да вот так!!!

Ансамбль народных инструментов “Про Машу”.

Инсценировка песни.