Файл: Бакланова Т.И. и др. Учебное пособие Народная художественная культура в дошкольных учреждениях .doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2024

Просмотров: 591

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Содержание

Часть 3

2. Расставание с родным домом

3. Выбор пути. Проверка на «доброе сердце». Встреча с помощниками

4. Борьба и победа

5. Новые испытания

6. Счастливый конец

Календарно-тематическое планирование занятий по русским народным сказкам

«Сказка в гости к нам пришла, игры детям принесла...»

I этап (1 неделя) «в гости к сказке»

II этап (2 неделя) «Играем со сказкой»

III этап (3 неделя) «Рисуем сказку»

IV этап (4-5 неделя) «Играем в сказку»

«В гостях у сказки»

I часть. Зачин

Тематический план и содержание занятий

Тема 1. Природа и мы - 2часа

Тема 2. В гостях у красавицы Осени - 9часов

Тема 3. В гостях у красавицы Зимы - 9 часов

Тема 4. В гостях у красавицы Весны - 10 часов

Тема 5. Дорога к Лету Красному - 2 часа

Тематический план и содержание занятий

Тема 1. Природа и мы - 5 часов

Тема 2. В гостях у красавицы Осени - 7 часов

Тема 3. В гостях у красавицы Зимы - 11 часов

Тема 4. В гостях у красавицы Весны - 10 часов

Тема 5. Дорога к Лету Красному - 3 часа

Календарь природы

Осенняя песенка

* * *

Практическая часть

1 Комплекс упражнений «Сказка о весёлом язычке»

1. Артикуляционная гимнастика:

2. Музыкальная стимуляция.

Выгляни в окошечко. Где малолетки?

3. Пальчиковая гимнастика.

«В здоровом теле – здоровый дух».

Ростов-на-Дону «Феникс» 2002

Русская народная сказка «Репка» - 2 часа.

Русская народная сказка «Колобок» - 3 часа.

Русская народная сказка «Курочка Ряба» - 3 часа.

Русская народна сказка «Теремок» - 4 часа.

Русская народная сказка «Снегурочка» - 2 часа.

Русская народная сказка «Три медведя» - 4 часа.

Русская народная сказка «Хаврошечка» - 4 часа.

Русская народная сказка «Репка»

1). Игра «Что изменилось?»

2). Игра «Кого не стало?»

3). Игра «Кто лишний?»

4). «Что случилось бы, если ... ?»

5). «Весёлые задачи».

6). «Загадки».

7). «Стихи».

Русская народная сказка «Колобок»

1). «Эх, дороженька, кривая без конца и края».

2). «Кругосветное путешествие».

3). «Сказка та же, герои другие...»

4). «Передай через рисунок своё отношение...»

1). Из геометрических фигур сложить персонажей сказки.

Русская народна сказка «Теремок» - 4 часа

1). См. Варианты упражнений 1, 2, 3 в сказке «Репка».

2). "Что случилось бы …?

3). Игра "Загадай героя".

4). «Загадки».

5). Игра «Танграм».

6). «Весёлые задачи».

7). «Ориентирование на листе (доске, фланелеграфе)».

8). «Ориентирование в пространстве».

10). «Игровое упражнение с пальчиками».

11). «Жилища животных».

12). «Детеныши животных».

Русская народная сказка «Снегурочка» - 2 часа.

1). «Когда это бывает...»

2). «Снеговики»

3). «Загадки».

5). «Снежные комочки»

6). Игра «Времена года».

7). Игра «Разные снеговики».

7). «Весёлые задачи».

8). «Физминутка»

Русская народная сказка «Три медведя» - 4 часа.

1). Игры: «Что изменилось ?», «Кого не стало?», «Кто лишний?»

2). Игра «Складываем медвежат».

3). «Загадка».

4). Игра «Геометрическая мозаика».

5). «Весёлые задачи».

6). «Задачи про грибы».

7). Игра на сравнение: «Кто, где и какой?»

8). «Незадачливый математик».

9). «Стихи». Медвежонок

Медвежонок

Русская народная сказка «Хаврошечка»

1). Игра "Сделаем фильм"

2). "Сделай цветным"

3). «Антонимы»

4). Игра «Что раньше, что потом»

5). «Яблоки растут на ветках»

«Музыкальные сказки»

Программа музыкального воспитания

Для детей дошкольного возраста

Пояснительная записка.

Общая характеристика содержания программы

Новизна программы

Требования к уровню подготовленности детей: к 3-4 годам ребенок должен:

К 4 - 5 годам ребенок должен:

К 5 - 6 годам ребенок должен:

К 6-7 годам ребенок должен:

Программное содержание и тематический план

Тема 2. Лесное эхо

Тема 3. Во саду ли, в огороде

Тема 4. Осень листьями шуршит

Тема 5. Капли осеннего дождя

Тема 6. Ходит ветер у ворот

II раздел

Тема 4. Пришла Коляда

Тема 5. Поздравляем с Рождеством

Тема 6. На тройке

Тема 7. Заискрился в поле снег

Тема 8. А мы Масленицу дожидаемся

Тема 9. Подарим мамам песенки

III раздел

Тема 7. Вальс цветов

Программное содержание и тематический план

Тема 2. Лесное эхо

Тема 3. Во саду ли, в огороде

Тема 4. Осень листьями шуршит

Тема 5. Капли осеннего дождя

Тема 6. Ходит ветер у ворот

II раздел

Тема 4. Пришла Коляда

Тема 5. Поздравляем с Рождеством

Тема 6. На тройке

Тема 7. Заискрился в поле снег

Тема 8. А мы Масленицу дожидаемся

Тема 9. Подарим мамам песенки

III раздел

Тема 6. Поющая синева

Тема 7. Вальс цветов

Программное содержание и тематический план

Тема 2. Лесное эхо.

Тема 3. Во саду ли, в огороде

Тема 4. Осень листьями шуршит

Тема 5. Капли осеннего дождя.

Тема 6. Ходит ветер у ворот

II раздел «в гостях у красавицы зимы»

Тема 1. Кружится снежинка белая пушинка

Тема 2. Голубеет речка первым тонким льдом

Тема 3. Свищут по лесам метели

Тема 4. Пришла Коляда

Тема 5. Поздравляем с Рождеством

Тема 6. На тройке

Тема 7. Заискрился в поле снег

Тема 8. А мы Масленицу дожидаемся

Тема 9. Подарим мамам песенки.

III раздел

Тема 5. Жаворонок звонкий.

Тема 6. Поющая синева

Тема 7. Вальс цветов

Принципы интеграции музыкальных занятий с различными видами детской деятельности.

Формы и методы работы со сказкой на занятиях в детском саду. Сказка «Колобок»

Сказка «Репка»

Сказка «Гуси - лебеди»

Рекомендации воспитателям

Рекомендации родителям

Песенные импровизации.

I раздел «в гостях у осени»

Часть 3. Сценарии комплексных занятий, тематических досугов, праздников и развлечений для детей дошкольного возраста

«Кто покрасил осень в рыжий цвет»

Ход занятия:

Игра-викторина по теме “Птицы”.

Инсценировка “Тит”

«Осенняя ярмарка»

Игровые поляны:

Торговые ряды:

«В гостях у красавицы Зимы»

«Теремок в природе»

Ход занятия:

Физминутка “Лес”

«В гостях у красавицы Весны»

«Светлое Христово воскресенье» Пасха – Велик День – Светлое Христово воскресенье

«Путешествие на Лосиный остров»

Ход занятия:

Конкурс “Лесники”.

I этап.

IIэтап.

«В гостях у красавицы Лето»

«В гостях у сказки»

Картинка 1 «Летучий корабль»

Картинка 2 «Бременские музыканты»

Картинка 3 «Кот Леопольд»

Картинка 4 «Мультяшная викторина»

«Как Иванушка за Великим Знанием ходил»

Сцена 1 “Кот Леопольд и мыши”.

Сцена 2 “Бабки-Ежки”

Сцена 3 “Про Машеньку”.

Сцена 4 “Буратино и Мальвина”.

7). Игра на сравнение: «Кто, где и какой?»

а) Учить понимать слова с пространственным значением, считать, рассуж­дать. Поговорим о высоте.

На фланелеграфе выставить 3-х медведей (можно добавить и Машу). "Михаил Потапыч - самый высокий, Анастасия Петровна - пониже, слева от медведя отца, ниже всех медвежонок, он слева от мамы медведи­цы". Кто стоит последним? а первым? кто второй? и т.д.

На фланелеграфе выставить 4 разных по высоте и по названию гриба (например, белый, подберёзовик, лисичка, мухомор). Та же игра с грибами.

б) "... Медвежонок догнал Машеньку, которая выпрыгнула в окно, и... они подружились. Когда он пошёл в школу, он начал писать Маше письма из леса. Вот одно из них. "Утром в нашей семье обычно папа просыпается и встаёт после мамы. Мама же встаёт после восхода солнца, а я поднимаюсь после папы". Машенька задумалась, кто встаёт в семье медведей раньше всех и кто позже всех?

8). «Незадачливый математик».

На доске записываются примеры с пропущенными цифрами и знаками:

2 + 6 = … , 1….8 =9, …- 2=5, 7-…=5, 9…3=6, 8+1=…

Чуть в стороне прикалываются вырезанные из цветной бумаги клено­вые листики с записанными на них цифрами и знаками (2, 8, 10, 9, +, -) и фигурка, медвежонка.

Ситуация: медвежонок из сказки подрос, пошёл в школу, решал при­меры и ответы записывал на кленовых листиках. Подул ветер, и листики разлетелись. Очень расстроился медвежонок. Как же ему теперь быть? На­до помочь ему вернуть листики с ответами на свои места. Дети ищут листики с правильными ответами и заполняют ими пропус­ки.

9). «Стихи». Медвежонок

Все говорят,

Что похож я на папу –

Такой тёмно-бурый,

Такой косолапый.

Но только и папа

Похож на меня -

Такой же охотник до мёду,

Как я!

М. Масленникова

Медвежонок

Мишка в улей влез, и вот –

С лапы каплет сладкий мёд!

Я над ним смеяться начал.

«Медвежонок насвинячил!»

- Что за шутки! – тот ответил, -

Я – медведь!

Я – намедведил!

М. Яснов

Русская народная сказка «Хаврошечка»

Варианты вопросов по сказке:

1). Насколько частей делится сказка? (на три)


2). Какими словами начинается каждая часть? Какими кончается?

1-я часть. Начало: «Есть на свете люди хорошие, есть похуже, есть и такие, которые своего брата не стыдятся...» Конец первой части: «...влезь ко мне в одно ушко, а в другое вылезь, всё будет сра­ботано».

2-я часть. Начало: «Так и сбылось...» Конец второй части: «Триглазка» вернулась домой и матери всё рассказала».

3-я часть. Начало: «Старуха обрадовалась...» Конец третьей части: «И стала она, в добре поживать, лиха не знать».

3). В первой части сказки рассказывается о том, как выполняет Хаврошечка заданный урок, как живется ей в семье (одиноко). Можно ли считать, что она делает обычную домаш­нюю работу?

4). На что похожа работа, которую выполняет Хаврошечка? (На службу у Бабы-яги, у Кощея Бессмертного и т.д.)

5). Какую роль в решении трудных задач играет в этой сказке коровушка? Как ты назовёшь эту роль? (Роль волшебной помощницы)

6). Во второй части сказки Хаврошечке сначала удаётся избежать нес­частья благодаря тому, что она повторяет одни и те же слова: какие? ("Спи глазок, спи другой...")Сколько раз Хаврошечка говорила их?

7). Помнишь ли ты сказки, в которых герой достигает цели, спасается или избегает зла с помощью повторения одного или нескольких слов ("Ко­лобок", "Маша и медведь", "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка").

8). Как ты назовёшь такого рода слова или выражения? (Чистоговорки, оговорки, слова- обереги).

9). В третьей части сказки рассказывается о гибели волшебного помощни­ка и о том, как эта гибель оборачивается для Хаврошечки не бедой, а счастьем? Почему так произошло?

10). Какие в сказке были яблочки? (Наливные)Какие листья шумели?(Зо­лотые)Какие веточки гнулись?(Серебряные)Какая выросла яблоня?(Вол­шебная)

11). Кто в сказке мне понравился? (Хаврошечка, коровушка, яблонька)

12). Как названа главная героиня? (Ласково крошечка Хаврошечка)Как её ещё можно назвать?

13). Чему учит нас сказка? Вспомним пословицы:

«Доброе дело два века живёт»

«Добро не горит и не тонет»

« Нет худа без добра»

« Как проживёшь, так и прослывёшь»

14). На какой день старуха дала Хаврошечке больше всего работы? Поче­му?

15). Сколько дочерей было у хозяйки?

Варианты игровых упражнений:


1). Игра "Сделаем фильм"

Перед тобой фрагменты диафильма о Хаврошечке (это картинки из сказки). Попробуй вспомнить сказку и нарисовать её эпизоды, которые про­пустил художник.

2). "Сделай цветным"

Попробуй обвести цветным карандашом яблоко, не отрывая руки от него; то, что слева - левой рукой и красным карандашом, то, что справа - правой рукой и зелёным карандашом, раскрась их. См. рисунок 6.

3). «Антонимы»

В сказке "Хаврошечка" много противоположного найди значения слов:

добрая - ...злая

труд – ...лень

жизнь – ...смерть

горе – ...радость

ласково – ...грубо

начало – ...конец

богатство – ...бедность

мир – ...ссора

друг – ...враг

награда – ...наказание

правда – ...обман

большой – ...маленький

длинный – ...короткий

умный – ...глупый

хороший – ...плохой

лёгкий – ...трудный

сытый – ...голодный

выигрывать – ...проигрывать

говорить – ...молчать

мириться – ...ссориться

найти – ...потерять

хвалить – ...ругать

спасать – ...губить

весело – ...грустно

4). Игра «Что раньше, что потом»

а) Назвать все этапы роста яблоньки:

- мяса не есть,

- косточки собирать,

- в платочек завязать,

- в саду схоронить,

- никогда не забывать,

- каждое утро поливать,

- … и выросла «яблонька, да какая!»,

- выросли серебряные веточки,

- выросли на них золотые листочки,

- выросли яблочки наливные.

б) Назвать все этапы роста не волшебной яблони.

- съесть яблоко,

- вынуть зёрнышко,

- приготовить землю,

- вырыть ямку,

- посадить зёрнышко, поливать её,

- окапывать деревцо,

- укрывать его зимою,

- ухаживать за ним несколько лет,

- обрезать ветки,

- удобрять землю,

- прививать дерево,

- опылять цветы,

- опрыскивать его от насекомых и т.д.

5). «Яблоки растут на ветках»

Вырезать яблоки и листочки из бумаги. На обратной стороне каждой фигурки приклеить кармашек, куда можно вставить карточку с записанным примером. К фланелеграфу прикрепляются 2 ветки яблони. Ребёнок выхо­дит и выбирает листок (яблоко) и решает пример, записанный на обрат­ной стороне рисунка. Если верно решён пример, он прикрепляет свой ри­сунок к фланелеграфу. Если ребёнок не нашёл правильный ответ, ему по­могает другой ребёнок. Так "вырастают" яблоки и листочки на веточках.


Составленную на фланелеграфе аппликацию можно использовать и дальше на этом же (другом) уроке, например, предложить такие задания:

1). Сравнить, чего на ветках больше листьев или яблок? И на сколько.

2). На какой ветке больше яблок? листьев? На сколько? На какой меньше? На сколько?

4). Сколько надо добавить яблок (листьев), чтобы уровнять их количес­тва на ветках?

Л.Ю. Дьяченко

«Музыкальные сказки»

Программа музыкального воспитания

Для детей дошкольного возраста

Пояснительная записка.

Актуальность программы.Программа обусловленаповышением роли народного творчества и русского классического искусства в содержании современного общего и дополнительного художественного образования.

В 2002 году утверждена федеральная Концепция художественногообразования, предусматривающая обновление содержания данной сферы на основе традиций народного творчества и других традиционных ценностей отечественной культуры.

Цель программы- сформировать у детей представление о процессе восприятия и репродукции музыкального материала как необходимом условии познания звуковой картины окружающего мира и особенностях национальной культуры.

Задачи программного курса:

1. Формировать у детей представление о музыке как части человеческой жизни.

2. Формировать представление о взаимосвязи музыки с природой.

3. Пробудить интерес и потребность к музыке и эмоциональную отзывчивость на нее.

4. Содействовать формированию духовного мира ребенка через эмоционально-образные переживания музыки.

5. Развивать навыки слушания, а так же вокального, инструментального и танцевального исполнительства как основных видов репродуктивной деятельности дошкольников, предполагающей творчество обязательным элементом.


6. Ознакомить детей с русскими народными и детскими инструментами.

7. Выявлять и развивать у детей индивидуальные художественно-творческие импровизационные способности.

8. Ознакомить со способами импровизации:

а) простейших мотивов на слоге, подражающем звучанию различных жизненных явлений;

б) окончание мелодии, начатой взрослым;

в) сочинение простейших попевок контрастного характера на заданный текст, а также сформировать навыки импровизационной деятельности.

9. Учиться движению у природы на основе творческого воображения и реальных представлений о природном мире. Сформировать навыки подражания в танцевальных и музыкально-пластических импровизациях.